Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Pavel Glazov and Veronika Busel

Wine2wine: Украина – остров сокровищ Европы

01.12.2021, Аналітика Автор: Вероника Бусел

8-й бизнес-форум Wine2Wine прошел 18 и 19 октября 2021 года в Вероне в рамках Vinitaly Special Edition.


В 2021 году на форуме основное внимание уделялось множественным ограничениям, введенным за последний год. Прежде всего, связанных с географическими границами: появление COVID-19 ограничило винный импорт и экспорт в глобальном масштабе, и для эффективного возобновления деятельности первостепенное значение имеет понимание ситуации и поиск новых возможностей.

В этом году двухдневный форум проходил в гибридном формате – участникам на выбор были представлены два типа посещения: онлайн, не выходя из комфорта собственного дома или офиса, или в Veronafiere в Вероне, Италии.

18 октября представители самых авторитетных компаний в своих отраслях Павел Глазов, директор по импорту компании Vinfort Ltd., и Вероника Бусел, управляющий партнер Wine Travel Awards, международной премии винного туризма, учрежденной Drinks+ Communication Media Group, представили свой анализ особенностей винного рынка Украины в рамках сессии «Украина остров сокровищ Европы». Доклад вызвал огромный интерес международной аудитории.

Pavel Glazov and Veronika Busel


Биографии спикеров:

Павел Глазов, директор по импорту компании Винфорт одной из ведущих дистрибьюторских компаний в Украине.

Юрист по образованию, эксперт украинского и международного рынка вин и спиртных напитков с более чем 20-летниим опытом работы в отрасли, последние 13 лет из которых Павел возглавляет отдел импорта компании Винфорт.

Вероника Бусел менеджер по винному маркетингу, винный писатель и управляющий партнер Wine Travel Awards. Она получила степень магистра винного маркетинга и туризма в Университете Бордо, после чего сотрудничала с всемирно признанными винными компаниями в Испании, Франции и Португалии. Параллельно, Вероника стала винным писателем и обозревателем ведущих медиа, специализирующихся на винном бизнесе в России, Украине и Беларуси.


Спикеры рассказали о ситуации на украинском винном рынке и о новых инструментах, которые помогают преодолеть последствия пандемии. Это необычная и даже впечатляющая история рынка, некоторые категории которого выросли в 5 раз за последние 5 лет.

Название темы было выбрано, чтобы подчеркнуть уникальные особенности и большой потенциал украинского винного рынка для международных партнеров. В то же время презентация не была претенциозной, она предполагала обсуждение множества возможностей, появившихся на рынке в последние годы.

wine2wine Business Forum 2021

Оглядываясь назад, мы должны сказать, что эта стратегия действительно сработала, поскольку презентация вызвала долгую дискуссию с участниками бизнес-форума.

Обзор рынка

«Почему Остров сокровищ? Или Эльдорадо? Украина действительно страна чудес, страна приключений, страна вызовов. Выход на рынок можно сравнить с золотой лихорадкой никаких гарантий, но может стать залогом богатства и благополучия. Итак, о чем мы? Это действительно «остров сокровищ» Европы, это Эльдорадо, можно выиграть, а можно проиграть все без остатка», сказал Павел Глазов.

Украинский рынок не совсем логичен: с одной стороны, наблюдается снижении ВВП на душу населения и численности населения с 45 млн в 2013 году до 41 млн в 2020 году. Если говорить о потреблении вина, то в 2019 году оно составляло 0,2 на душу населения. По сравнению с итальянцами – 4,5–4,6 л. чистого спирта – это почти ничего. Если вы проверите цифры инфляции и девальвации, у вас может случиться сердечный приступ, поскольку они постоянно растут, увеличиваясь из года в год. Цифры потребления вина небольшие, но стабильные, а потребление спиртных напитков снижается (2014–2020).

wine2wine Business Forum

После озвучивания цифр возникает нормальный вопрос: зачем мне идти на этот рынок?

И тут появились вторая сторона вопроса, те самые плюсы, пока еще нелогичные, но удивительные и заслуживающие внимания. Когда мы анализируем тенденции для импортных вин, как для тихих, так и для игристых вин, показатели идут вверх, причем стремительно. Если посмотреть на показатели импортированных тихих вин в девяти литровых кейсах (9ЛК), то за последние 5 лет, с 2016 по 2020 год, объем вырос вдвое и сейчас составляет 4,7 млн тонн 9ЛК. Если говорить об игристых винах, то за 5 лет случился рост более чем в 5 раз. В 2016 году началось с 591 9ЛК, сейчас 3 411 млн 9ЛК. И это впечатляющий результат, когда категория вин выросла в 5 раз за последние 5 лет!

Лучшая новость для итальянских производителей, многие из которых присоединились к презентации, заключается в том, что итальянские вина являются движущей силой этой тенденции. Для тихих вин это более чем 2,5-кратный рост за последние 5 лет, для игристых вин произошло нечто новое, чего раньше не было: сегодня мы должны констатировать, что категория игристых вин из Италии обошла категорию местных игристых вин. Эта ситуация сильно отличается от общей тенденции на украинском рынке вин и спиртных напитков: как правило, если есть местный продукт, он будет больше продаваться, чем импортный. Есть только два исключения: игристое вино на данный момент, и долгое время это была категория вермутов, конкретно представленная Мартини. Подводя итог, для итальянского вина это огромный рост, и итальянские вина процветают на этом рынке, и мы ожидаем, что эта тенденция будет только расти.

Vinitaly Special Edition

Тенденции потребления

Почему украинские потребители так любят итальянские вина? Сложный вопрос. На протяжении многих лет мы наблюдаем этот интерес стран постсоветского пространства в целом, это отношение к Италии как к ведущему винному производителю и направлению для винного туризма, стремление попробовать итальянские продукты, интерес к вину и гастрономии, а главное к итальянскому образу жизни», сказал Павел Глазов.

Если говорить о потребителях и тенденциях, то, к сожалению, исследований на эту тему не так много. Это может быть связано с рядом кризисов, которые Украина пережила за последние 5–10 лет. По количеству доступных аналитических данных видно, что потребление меняется. Люди больше интересуются вином и больше его потребляют. Некоторые из причин этого заключаются в том, что бэби-бумеры и поколение X, которые раньше пили больше спиртных напитков, теперь заинтересованы в продуктах с меньшим содержанием алкоголя, поэтому они переключаются на вина; аналогичная тенденция наблюдается среди молодого поколения, которое предпочитает и переключается на более легкие напитки. Другая тенденция среди молодежи – употреблять меньше, но выбирать более качественные напитки. Это в том числе связано с ограниченной покупательской способностью многих из них, но сам тренд дает нам надежду и хорошие перспективы для развития качественного виноделия в Украине.

wine2wine Business Forum

Каналы дистрибуции

* Здесь и далее представлена статистика по каналам дистрибуции и продаж итальянских вин на украинском рынке, однако схожие тенденции наблюдаются и при анализе положения других импортируемых в Украину вин.

Большая часть рынка принадлежит традиционным импортерам. Рынок достаточно открытый: нет конкретных ограничений, нет сложной процедуры лицензирования или системы квот, как, например, у наших соседей в Беларуси. Тем не менее, есть ряд особенностей: если вы импортируете вина в Украину, вам необходимо оклеить вина марками акцизного налога, и вы должны сделать это своевременно, прежде чем приехать в Украину, а это означает, что у вас должен быть партнер в стране, который поможет вам с этой процедурой и некоторыми другими нюансами.

Но сейчас идет тенденция дифференциации. Охват традиционных импортеров и дистрибьюторов составляет около 65% рынка. Другая огромная и растущая сила — это прямой импорт супермаркетов или специализированных розничных торговцев – порядка 21%. Доля специализированных ритейлеров в импорте составляет 15%, что немало. И случается так, что иногда крупнейшими импортерами итальянских вин являются специализированные розничные продавцы, поэтому вы должны держать их в центре внимания.

«Для производителей, которые решили выйти на рынок Украины, решение о стратегии сбыта является одним из приоритетных. И здесь важно определиться: вы идете к традиционному импортеру, и тогда вы получите некоторое национальное покрытие, но процесс входа в дистрибуцию займет некоторое время, или вы можете найти профессионального современного розничного продавца, который очень легко сделает вам хорошие объемы, но тогда вы будет ограничиваться именно этим ритейлером», объясняет Павел Глазов.

wine2wine 2021

Еще одно важное примечание отмена импортной пошлины. Это то, что готовилось и активно обсуждается в профессиональном сообществе последние 5 лет. C начала 2022 года у нас достигнуто полное соглашение о свободной торговле с Европейским союзом, а это значит, что все пошлины на ввоз алкоголя отменяются. Особенно это важно для категории игристых вин, потому что раньше импортная пошлина составляла 1,5 евро за литр, поэтому сейчас разница довольно велика, но последние 5 лет она сокращалась в равных долях, и, честно говоря, для потребителей это не чревато серьезными изменениями, потому что большинство продавцов уже скорректировали свои цены на полках, так что теперь они просто восстановят свою маржу. Но следует помнить, что итальянские вина, особенно игристые, будут иметь огромное преимущество, прежде всего перед винами Нового Света.

Каналы продаж

Современная торговля составляет наибольшую долю – 43.5%. Она включает в себя прямой импорт, а самые известные бренды распространяются традиционными импортерами. Доля специализированной торговли огромна 34,2%, поэтому многие итальянские вина стали успешными благодаря этому каналу. HoReCa 10,3%, восстанавливается и снова растет, но не так быстро, как в других странах Восточной Европы. Традиционная торговля составляет 7,7%, но это только не дорогие вина. И что немаловажно, это развитие интернет торговли 1,5% от всех продаж, что можно было бы назвать маленьким процентом, но 2 года назад этого канала вообще не существовало. До конца года интернет торговля вполне может вырасти до 3–5%. Рост очевиден, особенно в эпоху ковида.

«Интернет торговля все быстрее набирает обороты, становится отличным инструментом для продвижения и рекламы вина, и нам не стоит упускать этот тренд из вида», прокомментировал Павел Глазов.

Будущее и перспективы

«Итак, я должен сказать, что в Украине достаточно развитый рынок, о котором стоит помнить. Потенциал огромен. У Италии великолепный имидж производителя вина и места для винных путешествий. Можно сказать, что итальянские вина в моде. Украинский рынок относительно открытый. Развиваются все виды вин начального уровня и премиум, тихие и игристые, все растет, и потенциал кажется очень ярким. Плохая новость в том, что на рынке уже много производителей и конкуренция все время растет», сказал Павел Глазов.

Veronika Busel

Говоря об инновациях, перспективах на будущее, позитивных тенденциях и проектах, появившихся на рынке в прошлом году, Вероника Бусел, управляющий партнер Wine Travel Awards (WTA), впервые представила проект WTA перед международной аудиторией как эффективный инструмент для восстановления и продвижения сферы винного туризма, пострадавшей от вспышек COVID-19.

Эту глобальную инициативу поддержали наши партнеры, Vinitaly Special Edition, а у итальянской аудитории теплые отклики вызвала новость о том, что Ольга Буссинелло, признанный лидер итальянской винодельческой отрасли, присоединилась к Wine Travel Awards в качестве партнера и члена жюри премии.

Подробности проекта и процедуру регистрации номинантов можно найти на официальном сайте www.winetravelawards.com.

X
Украина