Грузия: увидеть, чтобы вернуться снова

11.11.2016

Колыбель виноделия стремительно вовлекается в глобальный контекст.

Скорые превращения происходят благодаря прогрессивному развитию законодательной базы и изменениям в структуре управления государственными программами, что создает благоприятный климат для инвестиций и развития индивидуальных инициатив. Редакция D+ и участники Первой всемирной конференции UNWTO по винному туризму – представители государственных структур, винного и туристического бизнеса со всего мира – смогли в этом убедиться и приобщиться к процессу. Чем же удивила гостей страна 8000 винтажей на этот раз?

Текст: Марина Маевская

Открытие конференции состоялось на высшем уровне, в присутствии премьер-министра Грузии Гиорги Квирикашвили, в панорамном ресторане на горе Мтацминда – с захватывающим дух видом на закат над столицей, а чуть позже и на ночной Тбилиси. Атмосфера, великолепные вина и блюда, многоголосое мужское пение, выступление хореографического коллектива – все это напомнило о том, что винный туризм вплетен в широкий контекст местной культуры, о чем неоднократно вспоминали в ходе последующих дней конференции.

Сюрприз Ведущий – профессор Джордж Багашвили в течение вечера посвящал присутствующих в традиции грузинского застолья «супра» и тонко растолковывал звучащие музыкальные произведения, все это на великолепном английском языке, после чего… завел песню и исполнил ее вместе с хором. Вы находитесь в Грузии!

На следующий день участники конференции переместились в Кахетию. Первая остановка – монастырь Алаверди (1011 г.), где сегодня монахи ухаживают за коллекционным виноградником с редкими грузинскими лозами, делают вино в квеври, которое гости, конечно же, продегустировали, и содержат пасеку.

 

Мед можно было попробовать и купить в прилегающем к монастырю «домике мацони», где фирменное угощение – мацони из молока местных буйволиц с медом и орехами.

Следующая остановка – современная винодельня Khareba в Кварели.

Через территорию хозяйства пролегает Кавказский хребет, в котором в советские годы был проделан туннель общей протяженностью 7,7 км, предположительно, в военных целях. Сегодня туннель принадлежит компании Khareba и используется в совершенно мирных целях – как уникальный погреб, где круглый год естественно поддерживается температура 12-14º и влажность 70%. Стоит ли говорить, что Khareba является местной достопримечательностью на карте винного туризма.
Посещение хозяйства началось с верхнего уровня, где расположен современный ресторан. Обзорные террасы, просторный зал, бокал вина и закуски – идеальный антураж для конференции по винному туризму. Хотя, согласитесь, весьма нетипичный для протокольных заседаний. «Каждый должен посетить Грузию, пока жив», – такими словами открыл конференцию генеральный секретарь Всемирной организации туризма ООН Талеб Рифаи, и с ним невозможно не согласиться.

Участники оценили оригинальный формат, предложенный генеральным секретарем, и после обсуждения спустились вниз к тоннелю, где расположен сад, чтобы полностью погрузиться в культурный контекст: давить ногами виноград, печь хлеб шоти в печи тоне, лепить хинкали, делать чурчхелу – и с аппетитом налегать на местные специалитеты, нежнейшие хачапури, великолепно приготовленное мясо… И, конечно же, чтобы почтить вниманием тоннель Гвираби, где можно было продегустировать превосходные квевревые и «европейские» вина Khareba, а также, разумеется, здесь же в фирменном магазине их можно было и приобрести, как и богатое полезными свойствами масло, отжатое холодным методом из виноградных косточек.

«Вино – это празднование самой жизни, и оно впервые появилось на свет здесь, 8000 лет назад. Эта драгоценная жидкость, которую мы сегодня воспринимаем как данность, впервые появилась здесь. Выбрать это необычное место так же важно, как и получать удовольствие от вина. Наш сектор не самый инновационный, но инновации важны для нас, подумайте об этом. Думайте прогрессивно, outside of the box», – призвал участников конференции генеральный секретарь Талеб Рифаи.

На третий день заседания конференции и заключительный ужин состоялись близ Тбилиси в чудесном саду Chateau Mukhrani, где была провозглашена декларация Первой глобальной конференции UNWTO по винному туризму и объявлена страна, где пройдет Вторая конференция – ею стала Аргентина.

Что же касается Украины, то и для родины оптимистическая редакция D+ привезла хорошие новости. Генеральный секретарь Талеб Рифаи поделился с представителями редакции, что ряд мероприятий, включая подобный формат, при поддержке UNWTO пройдет и у нас в стране. Cледите за анонсами на наших страницах и участвуйте вместе с Drinks+!

Подытоживая, скажем, что конференция предоставила уникальную возможность для обмена опытом и идеями между участниками из стран, где винный туризм уже стал прибыльной индустрией, и стран, где он является потенциально прибыльным сегментом.

Грузия пока относится ко вторым, но изменения в законодательстве и структуре регулирования отрасли уже приносят свои первые плоды: качество вин растет, что подтверждается и престижными наградами международных конкурсов, и растущим интересом международной прессы, и отзывами винных критиков. На всех винодельнях, которые мы посетили за время поездки, – а это и крупнейшая Khareba, и знаменитое Chateau Mukhrani, и старейший гигант GWS, и небольшая винодельня в Кахетии Gevelli – везде продолжаются инвестиции в новые и существующие виноградники, в новейшее производство, в погреба, в строительство вместительных комфортабельных отелей. Добавим к этому прекрасное качество дорог – и картина вырисовывается весьма перспективная. Что же касается других стран, мы ниже кратко приводим тезисы избранных докладов.

Виноделие Японии. Научный подход и ставка на качество
Япония – страна не только саке и не только виски, история виноделия здесь насчитывает уже 130 лет и сегодня здесь около 250 виноделен, производящих 1,1 млн гл вина в год. Возделываются местные сорта лозы, такие как Кошу. С 1929 года действует Институт энологии. На конференции выступила главный винодел Grace Wine Айана Мизава. Она рассказала, что ее компания делает ставку на качество вин – «Качество должно быть на первом месте». Эту философию компания воплощает с 1923 года. К винному туризму пришли эволюционным путем: возник спрос, и в конце 1990-х к винному магазину добавился отель и винные мероприятия. В 1999 инициатива поучила поддержку префектуры.

Гадачрили Гора: Рождение вина. Пример сотрудничества

Проект начатых чуть более года назад археологических раскопок поселений эпохи неолита неподалеку от Тбилиси – пример успешного сотрудничества между грузинскими институциями и международными организациями. В Гадачрили Гора обнаружены древнейшие сельскохозяйственные артефакты Кавказа, включая керамику со следами использования ее в виноделии. Именно здесь впервые стали культивировать лозу. Сейчас тут ведутся раскопки, но в скором времени это место хотят сделать доступным для туристов. Над раскопками работает международная команда экспертов и волонтеров. В скором времени результаты работы представят на конференции OIV в Бразилии. В планах – развитие коммуникаций и инфраструктуры с целью создания уникального туристического объекта винного маршрута – ведь винный туризм это не только винодельни.

Примечание Над проектом  работают все, для кого он важен: Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры, Национальный музей, образовательные учреждения. Уже одного этого перечня достаточно, чтобы понять: в Украине такой проект имел бы все шансы так и остаться на бумаге. В Грузии, к счастью, он успешно развивается, имеет свою страницу в Facebook и регулярно принимает экспертов и волонтеров из Университета Торонто, Университета Милана, институций Монпелье. Делаем выводы.

Презентация Прототипа Gastronomy Network
Согласно Грузинской декларации UNWTO, принятой во время конференции, винный туризм рассматривается в рамках гастрономического, потому презентация прототипа Gastronomy Network стала одним из ключевых событий конференции. Над прототипом работала команда под руководством Иоланты Пердомо, директора аффилированных программ UNWTO.
Как несложно догадаться, и этот проект – о сотрудничестве. Цель Прототипа Gastronomy Network – помочь сезонным компаниям (изначально – испанским, так как проект разрабатывался в Испании) привлечь круглогодичный поток туристов. Программа включает сопровождение вплоть до разработки бизнес-планов и включает разработанные механизмы сотрудничества между коммерческими предприятиями и государственными учреждениями.
Ключ к решению проблемы увидели в том, чтобы привлечь в регионы, где туризм сезонный, новые группы путешественников, предложив нечто более изобретательное, чем просто отдых. Для начала разработки проекта Иоланта остановилась на винных компаниях с четким продуктом и коммуникациями – и предложила конкурирующим предприятиям начать совместную работу над проектом. Представители компаний посетили все задействованные винодельни, где были организованы воркшопы в рабочих группах. «Сначала никто особо не хотел делиться, – рассказывает Иоланта Пердомо, – но со временем процесс пошел (совместные обеды с вином сделали свой вклад) и родилась команда, состоящая из вчерашних конкурентов, к которой многие захотели присоединиться. Важным заданием стала выработка общей концепции винно-гастрономического туризма в Испании, которая объединила бы все бренды и локальные культурные аспекты: историю, литературу, изобразительное искусство. В итоге пришли к формуле Joyful Journey – «Путешествие, полное радости». Ведь именно культурное наследие и удовольствие от еды и вина – это то, что заставляет туристов задержаться дольше и стать счастливее. И, возможно, вернуться снова. Отдельная винодельня – лишь вход в этот мир, в культурный контекст. После отработки с частными компаниями, уже готовый проект был предложен государству, и таким образом сформирована схема государственно-приватного сотрудничества – прототип Gastronomy Network».

Опыт пионеров – Vivanco Museum of Wine Culture
В Испании, одной из ведущих винодельческих стран мира, до 2004 года винный туризм не был развит. Одной из первых новых достопримечательностей стал Vivanco Museum of Wine Culture, который с момента открытия посетили 1,3 млн туристов. Поток международного туризма за эти годы вырос с 4 до 32 млн человек, лидируют гости из соседней Франции и из США.
В процессе работы над музеем, начатой еще в 1990-х, и его функционирования директор Сантьяго Виванко обратил внимание на эволюцию туристов. Если ранее посетители были пассивны, пробовали то, что им показывали, то сегодня ключевая аудитория – это активный тип, туристы-«звезды»: они знают, чего хотят, предпочитают путешествовать маленькими группами или парами, им важно чувствовать себя уникальным. При этом путешествует все больше женщин. Часто музей посещают с детьми, для них существуют специальные программы. Ключевая идея – доставить удовольствие гостям музея, обеспечить эмоции, которые они будут вспоминать. Коммерческий подход – но сам музей при этом является неприбыльной организацией.

La Cite du Vin – Бордо

Крупнейший мировой музей вина, открывшийся этим летом, представила его директор по коммуникациям Полин Версаче. Она рассказала, что подготовка к проекту велась 15 лет, изучались потребности винных туристов. В Бордо на сегодняшний день 61% гостей – французы. При этом было обнаружено, что, хотя в городе Бордо представлено и вино, и архитектурные достопримечательности, не хватало «чего-то еще». Этот пробел и восполняет Музей вина, в который инвестировали 81 млн евро (20% инвестиций – частные).

Португалия: во главе аутентичность
Паула Соуза, директор по маркетингу Quinta Nova N. S. Carmo (AMORIM) поделилась уверенностью, что для винного туризма важно не стоять на месте и использовать все существующие и новые возможности. Поэтому здесь возможны самые необычные сочетания: винный тур по тропам Магеллана (историческое наследие), вино & винд-серфинг (Португалия обладает уникальными возможностями для серфинга, так почему не соединить его с вином?), вино & берд-вотчинг (наблюдение за птицами – новое увлечение молодежи, это медитативное удовольствие прекрасно сочетается с вином!). При этом каждый описанный вариант – аутентичен для отдельной местности, ключевое здесь – именно аутентика. При этом туры разрабатываются преимущественно с точки зрения соотношения цена-качество. Также учитывается желание туристов питаться здоровой едой. Во время дегустаций взрослых не забывают и о детях: для них, например, проводят тейстинги соков и сравнение виноградных листков разных сортов. Аутентичность, страсть и улыбка – залог успеха, по мнению Паулы.

Аргентина: эмоциональный туризм

В Аргентине, которая сегодня живет вином и винным туризмом, еще 15 лет назад туристов принимали всего два десятка хозяйств, остальным же туристы только мешали, – рассказал D+ Габриэль Фидель, консультант по винному туризму. Однако государство приняло решение развивать отрасль, создав 2000 км винных туристических маршрутов, которые сегодня объединяют ряд аутентичных объектов – сегодня это более сотни виноделен с архитектурой и производством, в которые вложены миллионы долларов и страсть к вину. Туристы ищут аутентичный опыт, эмоции – и находят их в Аргентине.

 

Booking.com

Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!