Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківНовый 2020 год стартовал с запуска вина от спортсмена с мировым именем, первой ракетки Украины – Сергея Стаховского. Сергей поделился с Drinks+ своими планами, опасениями и рассказал, зачем он все это «заварил».
Drinks+: Сергей, расскажите, пожалуйста, как попали в мир вина. Насколько я знаю, лет до двадцати Вы даже не пробовали алкоголь. А решающее влияние на решение создать собственное вино сыграла поездка в Бордо. Можете вспомнить «до» и «после»?
С.С.: В 2010 году меня пригласили выступать на Чемпионате Франции за теннисный клуб Бордо Villa Primrose. В первый же вечер, на командном ужине, нам принесли бутылку французского вина и началась активная дискуссия. На тот момент я не знал французский и мог только догадываться, о чем речь. А за столом бурно обсуждали, как прекрасно вино, которое нам предстоит выпить. И когда я заявил, что не пью в принципе, вот вообще, – за столом воцарилась тишина. Мне показалось, что она длилась вечность… В конце концов мне вынесли вердикт: жизнь проходит мимо. После чего про меня как будто все забыли и вернулись к дегустации.
За столом бурно обсуждали, как прекрасно вино, которое нам предстоит выпить. И когда я заявил, что не пью в принципе, вот вообще, – за столом воцарилась тишина.
Я был поражен. В том числе тем, как много и эмоционально можно говорить о вине… Словом, на третий вечер застолий я сдался, и попросить налить. И тут вся команда оживилась, и мне наперебой рассказали: как правильно пить, как выбирать, о регионах, сортах, истории и культуре. И сейчас, вспоминая тот вечер и то, что моим первым вином оказалось Le Petit Mouton de Mouton Rothshild, думаю, это был знак .
Кстати, турнир в Бордо длится около 3-4 недель, так что винную школу я прошел сразу же серьезную. Как оказалось, спонсорами теннисного клуба являются гранды Бордо – такие, как «Мутон Ротшильд», «О-Брион», «Латур», а их владельцы являются членами теннисного клуба. Я познакомился со многими виноделами и в ту же первую поездку посетил четыре винодельни как турист. Помню, на меня произвело неизгладимое впечатление посещение Chateau Palmer, недалеко от Chateau Margeaux. Я был зачарован, как мир вина отличается от моей обычной жизни.
Chateau Pedesclaux
К следующей поездке в Бордо я готовился и заранее договорился с виноделами не просто о туристических визитах, а попросил показать мне производства. Посещения Chateau Pedesclaux и Chateau Nenin сильно повлияли на мое отношение к виноделию. Особенно поразили производственные мощности Chateau Pedesclaux, на момент моего визита они как раз закончили реорганизацию, и увидеть винодельню, в которую вложено более 200 000 000 евро, поверьте, – дорогого стоит. Я понял, что это не просто другой мир. Это мир, в который я попал, и выбраться уже не смогу, да и не захочу никогда.
Остановиться было невозможно: я постоянно изучал, читал, пробовал. И уже в 2011 году построил в своем доме погреб, в котором заложил коллекцию. На пике коллекционирования у меня насчитывалось более 800 наименований.
Жан-Луи Викар
D+: Сергей, был ли у Вас учитель на винном пути или учились у всех понемногу?
С.С.: Безусловно, был и есть. Наставником стал мой друг Жан-Луи Викар. Его семья уже много десятилетий производит винные бочки, а сам он в 2008 году купил Chateau Candal и хотел поднять это хозяйство в классификации. Но что-то пошло не так, и в 2018 году он его продал. А я к тому времени уже запустил свой небольшой винодельческий проект и Жан-Луи подключил к нему все свои винные связи.
Я понял, что это не просто другой мир. Это мир, в который я попал, и выбраться уже не смогу, да и не захочу никогда.
Поэтому, когда в 2018 Жан-Луи продал Chateau Candal, это стало для меня шоком. Когда я спросил, почему он так поступил, он ответил, что виноделие – это сплошной стресс и что я это тоже скоро пойму…
Как же он был прав! Сейчас, когда у нас уже запущен процесс реализации, я понимаю это как никогда . Для меня сейчас игра в теннис – это отдых, по сравнению с виноделием. В теннисе за результат отвечаю только я, а виноделии существует миллион дополнительных факторов, на которые я не могу повлиять.
D+: Сергей, почему Вы выбрали терруар именно на Закарпатье? Это связано со вкусовыми и ароматическими характеристиками закарпатских вин или исключительно рациональное решение?
С.С.: Мне, безусловно очень нравится Закарпатье. Там много солнца, плодородная почва, гостеприимные люди, безумно вкусная кухня и отличные термальные источники. Есть и минусы – инфраструктура сильно хромает, но плюсов все же больше.
А производить вино именно на Закарпатье мне предложил мой тесть. Глядя на мой забитый вином погреб и количество бутылок, которые я каждый раз везу из Бордо, он понимал, куда меня ведет судьба. И предложил мне попробовать вырастить виноград на территории винодельни Cotnar. У тестя свой бизнес в этом регионе уже больше 20 лет, и связи налажены соответствующие. Так все и началось .
D+: На Закарпатье, действительно, очень плодородная почва и мягкий климат, но с сортами, мне кажется, нужно тщательно работать. Вы не думали расширить линейку, и, кроме Мерло, Траминера и Саперави, использовать локальные сорта или соседних стран? К примеру, на этой земле прекрасные результаты могут дать венгерские сорта.
С.С.: Я не фанат расширенных линеек по 18-20 наименований. Мне ближе бордоские шато, которые производят от 3 до 5 вин. Мы также планируем выпускать не более пяти вин. В следующем году надеемся выпустить купаж Мерло и Каберне Совиньона, местный автохтон – белое вино «Лианка» и, возможно, Шардонне. Саперави, к сожалению, в следующем году не будет совсем, в связи с низкой и некачественной урожайностью. Вообще 2019 год не очень порадовал виноделов погодой, и это еще одна причина, почему винный бизнес – это стресс для меня.
Мне нравится Закарпатье. Там много солнца, плодородная почва, гостеприимные люди, безумно вкусная кухня и отличные термальные источники. Есть и минусы – инфраструктура сильно хромает, но плюсов все же больше.
D+: А планируете ли расширение географическое? К примеру, терруар Черноморского побережья, Киевской области или Бессарабии?
С.С.: Нет, мы концентрируемся на Закарпатье. Подбираем сорта, исходя из данного региона, и хотим здесь же построить свое небольшое шато. Это амбициозные планы на последующие десять лет. А из ближайших – очень хотелось бы сделать качественный рислинг. Мы активно работаем над этим, но пока, к сожалению, не получается. Еще Закарпатье очень удобно для меня территориально, я живу с семьей в Будапеште и могу часто приезжать на винодельню, лично следить за процессом.
D+: Какие вина, – если не свои, – предпочитает Сергей Стаховский? Старый или Новый Свет? Красное, белое?
С.С.: Я фанат Старого света и максимально много времени посвятил изучению регионов и вин именно Бордо. Бордоский стиль мне очень импонирует. Также уважаю и люблю испанские вина Риохи. Это оптимальное сочетание цены и качества.
D+: С появлением вин Сергея Стаховского стало ли традицией с семьей, друзьями пить вино? Или теперь для Вас это просто часть рабочего процесса, а на вино распространяются табу, характерные для рациона спортсмена?
С.С.: Теперь это часть моей работы и, дегустируя каждое новое вино, я открываю что-то новое для себя как для винодела. Это беспрерывный процесс обучения, тренировка рецепторов и путь длиною в жизнь.
D+: Сергей, продвижение на международный рынок Вы начали с любимого Бордо. Насколько знаю (а наше знакомство состоялось благодаря Филиппу Массолу, генеральному директору Cite du Vin), Вы провели переговоры с Музеем вина и несколькими бордоскими винными магазинами. Расскажите, как воспринимают французы украинское вино, сравнивают ли с бордоским и какой фидбек?
С.С.: Французы, увлеченные винным миром, в принципе относятся к вину с огромным уважением. Для них нет понятия «плохое вино», есть понятие particularité, в переводе с французского это звучит как своеобразное, другое.
Поэтому, когда я в 2017 году привез в Бордо свою первую снятую пробу, то отзыв о вине был именно такой – particularute. Если честно, я и сам был не в восторге от того, что мы дегустировали, но понимал, что без совета профессионалов мне не обойтись и пообещал себе, что в следующий раз я получу позитивный фидбек. В 2018 году отзыв профессионалов был уже приятнее, вино явно стало глубже и гармоничнее. А вот в 2019 году, после выдержки в бочке, вино заиграло совсем по-другому. И моя «личная» дегустационная комиссия теннисного клуба Villa Primrose вынесла вердикт, что вино им нравится. Особенно высоко французы оценили «Саперави». Ресторан при теннисном клубе сразу же сделал заказ на несколько ящиков, что красноречиво говорит об успехе.
Дегустируя каждое новое вино, я открываю что-то новое для себя как для винодела. Это беспрерывный процесс обучения, тренировка рецепторов и путь длиною в жизнь.
А мой графический дизайнер из Бордо, который разрабатывает этикетки для нашего вина, так впечатлился моим вином, что предложил познакомить меня с директором музея вина в Бордо Cite du Vin Филиппом Массолом. А Филипп, в свою очередь, предложил пройти тестовую дегустацию для отбора в культовый магазин вина при музее Latitude 20.
Сказать, что я волновался, это ничего не сказать. Оценивался внешний вид бутылки, этикетка, и, естественно, содержимое. Я предложил всю линейку: «Мерло», «Саперави» и «Траминер». Одобрили «Саперави» и «Траминер». «Мерло» оказалось слишком типичным для французов, в традиционном бордоском стиле, поэтому его не взяли. Но бокалы с «Траминером» дегустаторы допили до дна, для меня это однозначно хороший знак .
Кроме того, я договорился еще с рядом ресторанов в Бордо о поставках. Так что теперь у нас есть свой склад во Франции, и мы понемногу налаживаем экспорт.
D+: Кроме Франции и Бордо, какие Ваши основные планы по экспорту? Какие страны могут по достоинству оценить вина Сергея Стаховского?
С.С.: Мы планируем на экспорт не более 10-15% от всего объема производства. Моя основная цель – это вино для украинцев. Я хочу, чтобы украинцы пили хорошие качественные вина, произведенные в Украине. Но если говорить об экспорте, то это ближайшее зарубежье, Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия.
D+: В связи с глобальной пандемией соответственно изменениям каналов сбыта поменялись и каналы продвижения. Как скорректирован Ваш маркетинг на такие изменения? Находитесь ли сейчас в поисках новых онлайн-каналов или определились с выбором среди уже существующих?
С.С.: Да, карантин всем подрезал крылья, и нам в том числе. Мы временно потеряли HoReCа, а также пришлось пока отложить наш event-план, который мы приготовили для любителей вина по лучшим ресторанам Киева и Украины. Сейчас активно уходим в онлайн, так как это то, что поможет нам продержаться в сложившейся ситуации. В середине марта запустили свой сайт, на котором можно заказать наши вина с доставкой по Украине, его и будем сейчас продвигать на интернет-площадках.
Моя основная цель – это вино для украинцев. Я хочу, чтобы украинцы пили хорошие качественные вина, произведенные в Украине.
D+: Сергей, теннис – игра стратегическая. Поэтому вопрос: какие у Сергея Стаховского самые смелые планы по развитию, какую партию планируете разыграть? О каких достижениях для Ваших вин мечтаете, каких пьедесталов им предстоит достичь через 10 лет?
С.С.: В принципе, я почти о всех планах вам рассказал. Но если суммировать, то мы планируем нарастить объемы с 50 000 до 100 000 бутылок в год, построить свой маленький винный заводик в Закарпатье и, безусловно, привить украинцам любовь к украинскому вину.
Фото предоставлены пресс-службой Сергея Стаховского
12.11.2024
14.10.2024
07.10.2024
23.09.2024