Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Сила и слабость слабоалкогольного рынка, 2014

23.05.2018, Аналітика

 Далее следуют валютные приключения и по некоторым категориям усиление налогового бремени. Все это относится к одному из самых неоднозначных напиточных сегментов – САН. Падение рынка слабоалкоголки в 2014 году составило 12,38%, в стоимостном выражении рынок равнялся 9,2 млн дал.

В большой семье – не отвлекайся
Сегмент слабоалкогольных напитков любопытен в принципе. Это – самая разномастная из всех возможных категорий. Под нее подпадают и квасы, и сбитни, и готовые коктейли, и вина; тут и водка с ароматизаторами, и натуральные сброженные напитки. Настоящий паноптикум. Однако попытаемся разобраться, согласно классификации.
Сегмент САН довольно силен, консолидирован и устойчив в своем развитии (по крайней мере, в нем появляются новые отечественные бренды и типы напитков). Он демонстрировал стабильный рост с 2003 по 2008 год, когда достиг наивысшего своего пика (таблица), потом последовал логичный скачок вниз (всемирный кризис), после сегмент выровнялся и продолжил движение кривой к верхнему правому абстрактному углу вплоть до 2014-го, когда потеря украинских территорий повлекла за собой и сокращение объемов производства.
Плюс ко всему политика государств, направленная на повышение акцизов на спирт, не способствовала улучшению ситуации. Данная категория имеет аудиторию с довольно четко выраженной возрастной шкалой – 16-30 лет. Причем, преимущественно, это женская аудитория. А этим, отчасти, можно объяснить и вкусы подобных напитков. Являясь более «коктейльной» категорией, слабоалкоголка сегодня массово представлена такими популярными вкусами, как «Маргарита» и «Мохито». Кроме того, по данным PRO Consulting, потребители голосуют гривной за напитки со словами «водка», «бренди» и «джин». Кстати, у «Росинки» вкусовая гамма весьма в тренде: кроме «Водка Клюква», «Водка Лимон», там есть также «Фейхоа» и даже «Шоколад» – т.е. более ликерные варианты.
Характерной особенностью сегмента можно назвать и его емкость в плане игроков. Два производителя фактически делят между собой весь сегмент САН. Это ГК «Новые Продукты» и «Оболонь». На третьем месте Eastern Beverage Trаding. А вот патриарх украинского рынка завод «Росинка», несмотря на широкую вкусовую гамму своих САНов, к сожалению, на сегодня занимает место в конце в силу регионального характера и слабой дистрибуционной сети. Хотя среди экспертов муссируется мнение, что в ближайшее время этот производитель возьмет реванш.
По итогам 2014-го, лидером рынка является ТМ REVO от ГК «Новые Продукты», держащая 30,6% рынка. 28,1% – за брендами компании «Оболонь». На третьем месте ТМ Shake (18,7%) от ГК «Новые Продукты», далее его же King’s Bridge (10,8%). И замыкает пятерку – LONGmixER (5,1%) от Eastern Beverage Trаding. С недавних пор его производство перенесли из Крыма на материк и теперь льют в Винницкой области на заводе Nemiroff.


Лидеры и аутсайдеры
«Новые Продукты» поддерживают свою репутацию лидера сегмента и даже кризис в экономике не заморозил их проекты – в 2014-м появились сидры Apps и сбитни «Золотой шмель». Не отстает и компания «Оболонь». Помимо традиционной линейки, еще в 2013-м здесь появилась серия слабоалкогольных напитков RIO (три классических вкуса: «Пина Колада», «Маргарита» и «Мохито»), а в мае этого года вышел сидр Ciber.
А вот один из прежних лидеров в сегменте сидров – Ranetti утратил былые позиции. Производственные мощности корпорации «ОЛИМП» располагались в Бахчисарае. И пока не было официальных сообщений, что компания нашла для сидров площадку на материковой части страны.

САНы с медом
Еще совсем недавно медовые сбитни только поставлялись в Украину. Это была ТМ «Збитень» от белорусского производителя «Двинский Бровар». Из отечественных производителей в категории робко выступал «Роял Фрут Гарден» со своим «Золотоношским сбитнем», а также в 2014-м сбитни появились в ассортименте уже ГК «Новые Продукты». Их «Золотой шмель» оказался новацией, призванной внести коррективы в сегмент САНов. Первое время марка проявляла рекламную активность, начав расстановку бордов, но рекламная кампания быстро сошла на «нет», а потому сегодня большинство украинцев по-прежнему не знают о существовании этого исконно славянского напитка.


Покупаем – продаем
В структуре слабоалкогольных напитков доля импорта играет существенную роль. Если сравнить показатели еще не кризисного 2013-го, то к нам завезли на 160,92 млн гривен, а вывезли на 22,48 млн.
Украинские компании в основном работали на рынок России, сейчас этот вектор стал разворачиваться. Сегодня можно говорить о том, что экспортная система координат САН непостоянна и часть операторов пребывает в поиске новых рынков. Помимо РФ, Украина экспортирует более-менее существенные объемы в Беларусь (26,7% в 2013 г.) и Молдову (12,2%). Стоит заметить, что некоторые производители изначально ориентированы на экспорт, в частности, ГК «Новые Продукты», у которой свыше 80% продукции уходит за рубеж. Производитель сидров «Роял Фрут Гарден» также основную долю вывозил в Россию. В 2013-м это было 60%, а остававшиеся 40% доли экспорта шли на Польшу. И третий лидер по экспорту САНов – Carlsberg с его сидром Somersby и «Квас Тарас» (дело в том, что в данном напитке содержится более 1 % алкоголя, следовательно, он также подпадает под категорию слабоалкогольных напитков).
Что касается импорта, то его осуществляют, опять-таки, из России (в частности, United Bottling Group, ее брендам Jaguar, Red Devil, Gin Manchester, Cazanova по итогу 2013 года принадлежало 4,5% общего рынка САНов и 61,7% в разрезе импорта). К нам также завозят бельгийские и французские сидры, итальянские и немецкие фруктовые и слабоалкогольные игристые вина.


Немного цифр по 2015 году
Государственный комитет статистики Украины свидетельствует, что за шесть месяцев текущего года мы экспортировали 6446160,9 литров сброженных напитков (сидры, перри, медовые) на сумму в $5494,8, а импортировали 89698,7 л, на сумму $303,1. Что интересно, за этот период на Запад отправилось больше, чем на соседние страны бывшего СССР. В целом, за этот период СНГ принял 221560,4 литров ($172,9), а Европа – 6192075,1 л ($5250,2). При этом наибольшие продажи пришлись на Польшу (6169430,4 л). Несмотря на то, что эта страна – крупнейший производитель яблок, в Польше эти напитки практически не производились. Так как акцизы на сидры до недавнего времени были очень высоки – 40 евро за один гектолитр – только после снижения до 22,9 евро наметился сдвиг, их и производят, и импортируют. Так что для нашей страны на Западе есть неплохие шансы.
Помимо Польши, в неплохих объемах поставляются напитки также в Израиль (29750 л), Румынию (9936,0 л), страны Азии (32322,4 л), Китай (2567,8 л) и Германию (3260,4 л).
Импортная картина выглядит следующим образом: Италия – 46051,5 л, Франция – 36190,1 л. Остальные по мелочам.
Единственная оговорка: Укрстат при подсчете относит в группу сброженные напитки также «смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками», так что в этом миксе точные данные по категории выудить проблематично.
 

X
Украина