Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Польша. Вино в законе

Сегодня винный бизнес развивается в странах, где еще десять лет назад о нем и думать не могли. Достаточно вспомнить, как бурно расширяются виноградники под производство игристых в Англии, или как наращивает силы армия малых виноделов Польши. Опыт соседей позволяет учиться на чужих ошибках, а потому может быть интересен как производителям всех соседних стран, так и госструктурам, разрабатывающим и диктующим правила виноделам.


Разобраться с юридическими аспектами польского виноделия нам помог юрист Радослав Фронь, судья международных винных конкурсов и автор блога paragrafwkieliszku.pl.

Правовые акты ЕС и национальные особенности

Жизнь польского винодела регулируется рядом законов разной степени важности. Но в первую очередь – правовыми актами ЕС. Присоединяясь к Евросоюзу, Польша приняла все чрезвычайно обширные правила в отношении сельскохозяйственных продуктов, включая вино. Некоторые из них имеют прямое действие и приоритет над польским статутным правом и, следовательно, не требуют повторения положений в польских законах. Однако другие правовые акты только определяют правовую основу и должны быть реализованы в польской правовой системе, то есть, прописаны именно в польских актах.

Польское виноградарство

Есть два польских закона, которые имеют ключевое значение в правовом регулировании национального виноделия: Закон от 12 мая 2011 года «О производстве и розливе винных продуктов, торговле этими продуктами и организации винного рынка» («Закон о вине») и Закон от 26 октября 1982 года «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму» («Закон о трезвости»). Эти законы постоянно вызывают много критики и споров, и уже сейчас в польском правительстве идет работа над новым законом.

Малым виноделам – большое внимание

«Закон о вине» особо выделяет винодела, который производит и разливает в бутылки вино, полученное из собственных культур. Такой субъект пользуется многочисленными льготами и упрощениями по сравнению с виноделом, производящим вино из покупных ягод и фруктов.

Сбор урожая винограда в Польше

Вторым элементом, определяющим правовое положение польского винодела, является его годовой объем производства. Положения законодательства страны устанавливают два основных лимита: 100 гл и 1000 гл в год. Пока они не будут превышены, виноделы могут пользоваться дополнительными привилегиями.

Предприниматель, который покупает виноград и/или производит более 1000 гектолитров вина в год и ведет бизнес-деятельность, не имеет льгот, предусмотренных для вышеупомянутых категорий.

Привилегии для малых виноделов

  1. Освобождение от записи в министерский регист. Чрезвычайно важная привилегия малого винодела – отсутствие необходимости получать запись в реестре, который ведется министерством сельского хозяйства. Это освобождает производителя от ряда формальных обязательств, среди которых – оборудование винного погреба, подтвержденное областным инспектором коммерческого качества агропродовольственных товаров, сооружение построек, отвечающих строгим требованиям пожарной безопасности, санитарной защиты и охраны окружающей среды. Также крупный винодел должен иметь обширную систему внутреннего контроля за объектами, предназначенными для этой деятельности, план с разметкой технологических линий, маршрутов перемещения сырья и готовой продукции. Малый винодел регистрируется только в реестре производителей вина, который ведется KOWR (Krajowy Ośrodek Wsparcia Rolnictwa – Национальный центр поддержки сельского хозяйства).
  2. Не нужно вести бизнес. Положения «Закона о предпринимательстве» от 6 марта 2018 года, определяющего принципы запуска, выполнения и прекращения хозяйственной деятельности, в том числе права и обязанности предпринимателей, не применяется к фермерам, производящим менее 100 гл вина в течение маркетингового года из продуктов собственного урожая.
  3. Освобождение от одобрения Департаментом здравоохранения и безопасности. В соответствии с положениями Закона от 25 августа 2006 года «О безопасности пищевых продуктов и предприятий, которые производят или продают продукты питания», они могут начать работу только после утверждения или одобрения санитарным надзором. Утверждение винзавода – довольно сложная процедура. Но винодел, который производит вино из винограда, выращенного самостоятельно в количестве менее 1000 гл в календарный год, может работать лишь на основании записи в реестр растений, находящихся под официальным контролем Государственной санитарной инспекции. Однако даже самая маленькая винодельня подлежит санитарному надзору.
  4. Разрешение розничной продажи вина по месту производства. Правила продажи алкогольных напитков регулируются Законом от 26 октября 1982 года «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму», согласно которому продажа алкогольных напитков может происходить только на основании разрешения, выданного Госэпиднадзором предпринимателям с одобренным местом продажи (например, в магазине). Однако малые производители могут осуществлять розничную продажу виноградных вин из собственных культур на своей ферме, то есть там, где вина и производятся.
  5. Специальная система взимания акциза. Вино – это подакцизный продукт. Налогообложение этим специальным сбором связано со всей системой надзора за производством вина, его маркировкой и в итоге с методами расчета и уплаты акциза. Эти вопросы в первую очередь регулируются положениями Закона от 6 декабря 2008 года «Об акцизном налоге»: вина из свежего винограда, включая крепленые вина и виноградное сусло, в обязательном порядке облагаются акцизным налогом (аналогичные правила применяются ко всем алкогольным напиткам). Поэтому, как правило, каждый производитель алкоголя должен пройти процедуру, позволяющую уплатить акциз, а на бутылке должна быть этикетка с лентой. Помимо домашнего вина для личного пользования, в правилах есть только два исключения из этого всеобъемлющего принципа.

брожение

Первый – это предоплата акцизного налога, часто используемая при производстве винных продуктов, таких как фруктовые вина, сидр или медовуха, что равносильно уплате акциза на запланированное производство заранее. Однако эта форма не распространяется на малых виноделов.

Вторым является исключение для производителей вина, которые собирают урожай с собственного виноградника и производят вина исключительно из собственных ягод менее 1000 гл в календарный год. Они могут осуществлять производство без предоплаты акцизного налога. В этом случае налог будет взиматься с готового продукта, то есть с бутылки, готовой к продаже.

Польское вино

Таким образом, практически все поблажки, предусмотренные польским законом, применимы к виноделам, производящим вино исключительно из ягод и фруктов с собственных плантаций и не более 1000 гл в год. Право пользоваться привилегиями «малого винодела» теряются, если производство вина превышает 1000 гл в год, а также, если для производства осуществляется закупка винограда. Такой производитель больше не может пользоваться правом на освобождение от визирования санитарной инспекцией, он также должен вести бизнес и оплачивать акцизный сбор.

Винная дегустация

Запрет на рекламу и ограничение дегустаций

Закон «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму», принятый в далеком 1982 году, вызывает много споров, но до сих пор регулирует деятельность, связанную с алкоголем. Например, именно его буква вводит четкий запрет на рекламу и продвижение алкоголя (за исключением пива).

Согласно этому закону запрещена публичная дегустация алкогольных напитков, раздача сувенирной продукции, связанной с алкогольными напитками, организация премиальных продаж алкогольных напитков, а также другие формы общественного поощрения к покупке алкоголя.

дегустация вина

Естественно, дегустации в винных магазинах, популярных винных барах или пабах не нарушают запрета. Однако организация дегустаций под открытым небом, например, во время проведения фестивалей, может быть чревата последствиями. Те, кто вопреки положениям «Закона о трезвости» рекламируют или продвигают алкогольные напитки, подлежат штрафу от 10 тыс. до 500 тыс. злотых. Одним из основных грехов, совершаемых польскими производителями алкоголя, является подача напитка без акцизной марки.

Акцизные марки

Пожалуй, самый вредный миф – это считать вполне приемлемой ситуацию, когда по сути «домашний» алкоголь можно подавать где угодно, если только это делается бесплатно. Однако пиво и вино, которые производятся дома для личного пользования и не предназначены для продажи, освобождены от акцизного налога. А личное использование – это потребление только производителем, членами его семьи или его гостями. Поэтому, даже бесплатно угощая людей на ярмарках или энотуристов алкоголем без акцизных марок, винодел нарушает закон. Как нетрудно понять, организация дегустации алкоголя – дело непростое, а с юридической точки зрения организаторам такой рекламы алкоголя грозит немало неприятностей.

организация дегустаций

Вино из одуванчиков?

Возродившееся в последние годы виноградное вино – лишь один из винных продуктов, который производится в Польше и оборот которого регулируется «Законом о вине». В этом законе среди прочего прописаны также правила для ферментированных винных напитков и продуктов, в том числе ароматизированных вин, винного уксуса, виноградного сусла, сидра, а также традиционных для Польши медовухи и фруктовых вин. Однако Регламент Европейского парламента и Совета Европы от 25 октября 2011 года «О предоставлении информации о пищевых продуктах потребителям» выдвинул дополнительные требования к маркировке продуктов питания (включая алкоголь).

Фруктовое вино

Польские фруктовые вина, сидр, перри или медовухи, в силу своей специфики, подпадают под эти особые требования. Ведь согласно законодательству ЕС, вино означает продукт, полученный исключительно путем полного или частичного спиртового брожения свежего винограда или виноградного сусла, крепостью не менее 8,5-9% об., в зависимости от винодельческих зон, в которых выращен виноград. Поэтому на этикетке продукта, произведенного из иного сырья, должно быть написано не «вино», а «винный напиток».

Сидры

Польские производители фруктовых вин должны учесть, что фруктовое вино не является вином как таковым, и поэтому на их этикетках, согласно законодательству ЕС, не должно быть названия сортов и изображения винограда или виноградных лоз, а также рисунков или информации, каким-либо образом намекающих, что сброженный винный напиток является продуктом виноградной лозы. Но, несмотря на эти правила, на этикетках польских ферментированных винных напитков все еще пишут «фруктовое вино»…

Польское вино

Польшу ждет новый алкогольный закон

Закон от 12 мая 2011 года «О производстве и розливе винных продуктов, торговле этими продуктами и организации винного рынка» скоро станет историей. Он будет заменен двумя новыми постановлениями – законом о винных продуктах и законом о географических указаниях вин и ароматизированных винных продуктов. Уже выпущен проект планируемых изменений, которые должны урегулировать:

  • Правила производства ферментированных винных напитков.
  • Правила маркировки ферментированных винных напитков с указанием их названий.
  • Правила ведения хозяйственной деятельности в области производства и розлива винной продукции.

Основная идея, которой руководствуются авторы нового закона, заключается в окончательной адаптации положений польского винного законодательства к положениям Европейского Союза, для которого винный рынок особенно важен, и поэтому регламентируется весьма детально. Для польских виноделов изменения не будут революционными, но заметными и, несомненно, полезными. Изменения в определениях, прежде всего, призваны их упорядочить. А это откроет путь для создания правовой основы для функционирования зрелого сообщества виноделов.

Армия малых виноделов Польши наращивает силы: разбираемся с юридическими аспектами польского виноделия.

Итальянские вина: экспорт растет

Экспорт итальянских вин в первой половине 2021 года увеличился на 16%.


В первой половине 2021 года экспорт итальянских вин в стоимостном выражении вырос на 16% до 3,3 млрд евро, в большой степени этому способствовали высокие показатели среди игристых и вин из Пьемонта и Тосканы.

К концу года ожидается рекордно высокий уровень экспорта, который, согласно прогнозам, составит 7 миллиардов евро: экспорт итальянских игристых вин увеличится на 26%, а тихие вина вырастут на 16%.

Экспорт вин в упаковке bag-in-box, которые показывали рост в прошлый период благодаря локдаунам, теперь снизился на 7% отчасти из-за конкуренции со стороны испанских производителей.

Согласно данным Unione Italiana Vini, ведущим экспортным рынком являются США, где итальянские игристые вина выросли на 75% за период 2015-2018 годы, следом идет Франция с приростом +45%. В первой половине 2021 года экспорт итальянских бутилированных вин в США вырос на 12%, в Германии – на 18% и на 19% в Канаде. В Великобритании экспорт тихих вина упал на 8%.

Среди итальянских регионов первенство держит Пьемонт, который продемонстрировал рост своего экспорта на 24%, в то время как экспорт из Тосканы вырос на 20%.

Джованни Мантовани, генеральный директор Veronafiere и Vinitaly, прокомментировал: «Мы надеемся, что винный сектор окончательно вышел из беспрецедентного кризиса. Сейчас наши вина находятся на пике явления, связанного с увеличением потребления после коронавируса. Это момент, с которого можно начать все заново, еще больше наращивая доли рынка».

Фото: winescholarguild.org

Экспорт итальянских вин в первой половине 2021 года увеличился на 16%.

Тренд на увеличение потребления вина

Анна Горкун, СЕО и владелица 46 Parallel Wine Group, выступая на International Wine Show Be Wine, рассказала о прогнозах и ожиданиях объемов выручки, производства и потребления вина на мировом и украинском рынках.


По данным Statista Consumer Data Overview, глобальная выручка от реализации вина в 2020 году составила около $341 млрд. Из них $50 млрд приходятся на рынок США, второй по объемам является Франция с выручкой в размере $25 млрд, а такие страны как Великобритания, Италия, Аргентина и Китай делят между собой третье место по объемам выручки в размере $21 млрд каждая. Прогнозируется, что в 2025 году глобальная выручка от реализации вина достигнет рекордных $529 млрд. В 2027 ожидается, что объем рынка вина США достигнет $90 млрд, в то время как во Франции прогноз составляет почти $35 млрд.

Стоит обратить внимание, что вопреки стремительному росту как выручки, так, собственно, и объема рынка вина в денежном выражении, глобальный объем производства тихих и игристых вин за последние 30 лет относительно стабилен и составляет по состоянию на 2020 год 260 млн гектолитров вина, из которых 1/5 от общего объема произведены в Италии, 47 гектолитров – во Франции, 40 – в Испании, 23 – в США и по 11 – в Аргентине, Австралии, Чили и ЮАР.

Для сравнения: объем производства вина в Украине в 2020 году составил 119 миллионов литров или всего 1,2 гектолитров, что в 41 раз меньше лидирующей в объемах Италии.

При этом стоит обратить внимание на то, что если Франция и Италия нацелены на производство бутилированного вина, а значит товара с добавленной стоимостью, то абсолютным лидером в продаже вина наливом (виноматериала или балка) является Испания, у которой самая большая в мире площадь виноградников – 961 тысяча гектаров. В Украине сейчас под виноградниками 40 тыс. гектаров. При этом в 60-е годы прошлого века площади посадок у нас были около 400 тыс. гектаров – соизмеримо с объемами виноградников США.

Выступление Горкун на Be Wine

Итак, можно сделать вывод, что Старый Свет по-прежнему остается лидером в объемах продаж. По состоянию на прошлый год объем реализации вин Франции, Италии, Германии и Испании составил 62%, в то время как доля Нового Света составила 31%.

Украина входит в прочие 7% с ежегодно растущим потреблением вина примерно на 2% каждый год.

Такой тренд свидетельствует как о развитии рынка вина, так и о развитии культуры потребления. Все больше и больше людей можно встретить в сфере HoReCa, отдающих предпочтению именно вину, а не крепким напиткам.

Согласно прогнозам, сделанным в 2020 году, глобальное среднее потребление вина на душу населения увеличится на 9% к 2025 году и составит 3,64 литра, в то время, как потребление крепких алкогольных напитков прирастет на 3% . Но самое интересное то, как изменится готовность потребителя платить за вино или крепкие напитки. Так вот, средняя выручка от реализации крепкого алкоголя на душу населения прирастет на 23%, в то время как по вину этот показатель составит 36%. И если сейчас средняя годовая выручка на душу населения от реализации вина составляет 43 доллара, то к 2025 прогнозируется, что она увеличится до 67 долларов в год.

Таким образом, согласно этим цифрам и прогнозам, тенденция увеличения потребления вина, а также готовности тратить на этот продукт все больше и больше прослеживается на глобальном уровне.

 

Анна Горкун рассказала о прогнозах и ожиданиях объемов выручки, производства и потребления вина на мировом и украинском рынках.

Как по шелку

Виноделие современного Казахстана идет своим путем, и, похоже, довольно гладким.


Казахи – народ гостеприимный. И каждому гостю, входящему в дом, традиционно подносят приветственный напиток. Однако тех, кто ожидает бокал шампанского, ждет разочарование: в пиале почета сый-аяк, скорее всего, будет чай. И все же в последнее время на дастарханах страны, стоящей на древнем Шелковом пути, все чаще стали появляться вина. Причем местного производства.

История пути

Казахстан – огромная страна в Центральной Азии, девятая в мире по территории. Через нее проходил тот самый Великий шелковый путь, по которому шли караваны из Турфана (к слову, «виноградной столицы» Китая) в древнюю Согдиану. Здесь есть заснеженные высокогорья и зеленые долины с цветущими садами, реки, озера и бескрайние степи. Однако континентальный климат с суровыми зимами далеко не везде позволяет культивировать лозу. Для выращивания винограда пригодны лишь 4% территории. Да и ислам, не поощряющий виноделие, благословляет виноградарей только на безобидный изюм 🙂 .

Виноградники Казахстана

Поэтому у Казахстана пока нет всемирно известного «раскрученного» винного бренда. Тем не менее, в стране активно развивается виноделие. И что интересно, относительно давно. Относительно того же Средиземноморья, где винная культура являлась ровесницей культуры национальной. Ну, а в Казахстане виноград стали культивировать лишь в начале прошлого столетия.

виноград Казахстана

Одно из первых предприятий алкогольной отрасли – построенный в 1930 году в совхозе «Капланбек» винодельческий завод. Однако по-настоящему эта отрасль задышала в середине прошлого века, после освоения целинных земель. Тогда в северных регионах распахивали степи под пшеницу и ячмень, а в трех южных областях – Алма-Атинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской – предгорья засевали табаком и разбивали виноградники. В послевоенные годы в республике  насчитывалось 33 винодельческих совхоза. И речь идет лишь о крупных, с площадью виноградников не менее 1 тыс. га. Отметим, что большой вклад в развитие виноделия внесли представители депортированных в военные годы народов с Кавказа и из Крыма.

Работа на винограднике

Однако это не значит, что жители Казахстана не были знакомы с виноградом до советских времен. В дореволюционном Чимкенте, населенном преимущественно сартами, в каждом дворе имелся небольшой ухоженный виноградник. Древняя культура виноделия, предполагается, перекочевала в эти края из Ферганской долины и Самарканда. В 1980-е годы территория виноградников в стране превышала 27 тыс. га, что приносило урожай в 200 тысяч тонн ягод. Производство виноградного вина составляло 10 млн литров.

Местные вина «Иссык», «Чиликское», «Целинное», «Акбулак», «Мускатная фиалка», «Капланбек» вполне можно отнести по стилистике к винам Нового Света. По крайней мере, так их описывают местные сомелье, число которых в Казахстане в последние годы активно растет.

…Но вернемся к нашим заводам. В первую очередь, к аксакалу – капланбекскому, который первую продукцию выдал осенью 1934 года. В начале 1950-х годов здесь зародилось марочное виноделие. Уже в 1964-м вина завода «Капланбек» демонстрировались на международных выставках. К сожалению, все это осталось в прошлом. Завода давно нет, дубовые бочки, полученные по репарации от Германии, пустили на продажу. Получившие большой урон во времена горбачевского «сухого закона», виноградарство и виноделие в Казахстане лишь в последнее десятилетие стали постепенно возрождаться.


Лексикон

Ширчай – чай с добавлением молока, масла, соли и слегка обжаренных кусочков курдючного сала и муки. Два в одном: утоляет жажду и голод.

Айран – популярный освежающий кисломолочный напиток, для изготовления которого используют сузьму (продукт, получаемый при отделении сыворотки из катыка).


Досье

Майский Черный – красный сорт винограда среднепозднего срока вызревания, используется для производства высококачественных сухих и десертных вин. Сорт отличается высокой урожайностью и морозоустойчивостью. Майский Черный выращивают в Алматинской области и южных зонах Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

Кульджинский – красный столово-технический сорт винограда средне-позднего периода созревания. Относится к группе восточных сортов винограда. Грозди крупные, ягоды средние, округлые, розового или темно-розового цвета. Рост кустов сильный. Урожайность 150-220 ц/га. Отличается повышенной засухоустойчивостью. Дает хорошие столовые вина, коньячные и шампанские виноматериалы. Выращивается в юго-восточной зоне Алматинской области и центральной зоне Южно-Казахстанской области.


Новые времена – новые лозы

В 2010 году, после того как глава государства поставил задачу использовать опыт французских виноделов для развития элитного виноделия в Казахстане, в Сарыагашском районе открылось предприятие , специализацией которого стало, в первую очередь, выращивание винограда. Лозы, закупленные в Бордо, в 2013 году дали первый урожай. После чего на территории хозяйства построили винзавод. Сегодня на его базе можно производить вина, отвечающие лучшим европейским стандартам. У владельцев – высокие амбиции: планируется, что в перспективе вина станут визитной карточкой страны.

Chаteau Silk Alley

В то же время конкуренция нарастает: развиваются и другие винодельческие Дома Казахстана – Bachus, Arba Wine, Issyk, Turgen Wines. В 2015 году производственный кооператив «Ак Арал» Акаральского сельского округа Меркинского района приступил к ремонту местного винзавода и оживлению сырьевой базы для производства вина. В хозяйстве по интенсивной технологии выращивают виноград и яблони, есть фруктовое хранилище. Проектная мощность – пять тысяч тонн вина в год.

Виноградники

В настоящее время винный рынок Казахстана развивается достаточно активно, чтобы в мире обратили внимание на казахские вина. Основные автохтонные сорта винограда – Кульджинский, Майский Черный, Алматинский Ранний, из которых производят небольшое количество базового столового вина. Для вин более высоких линеек культивируются международные сорта – Рислинг, Алиготе, Пино Нуар, Каберне Фран. Распространены также грузинский Саперави и азербайджанский Баяншира. Общая площадь виноградников, расположенных в основном на высоте 1100-1200 м над уровнем моря, составляет около 13-15 тыс. га (сюда входят и столовые сорта). Почвы аллювиальные, каменистые, схожие с Шатонеф-дю-Пап (Châteauneuf-du-Pape). Некоторые хозяйства производят неплохие вина, но в основном из импортного сырья. Покупается балк в южных республиках – Кыргызстане, Узбекистане, Молдове. Если говорить о внутреннем спросе, то наследием Советского Союза можно считать традиционное присутствие на рынке большого количества импортного игристого вина и бренди среднего качества. Что касается экспорта казахского вина, то он осуществляется по таким направлениям – территории бывшего СНГ, Китай, США, Сингапур, Япония.


Лексикон

Шалап – тонизирующий кисломолочный напиток, который готовится из айрана с добавлением газированной воды и соли.

Шубат – еще один традиционный напиток казахов, делают из верблюжьего молока. Шубат, если сравнить с кумысом, обладает более высокой жирностью (до 8%). Хранится до пяти дней с момента приготовления.


Что включает винная карта казахов

Казахстан, как ни странно, учитывая превалирующий в религии ислам, в первую очередь, – крупный производитель водки и пива. Эти продукты были популярны как в советское время, так и сейчас. Казахи имеют давнюю традицию употребления крепкого алкоголя. И бесспорный фаворит внутреннего рынка алкоголя – водка. Причем традиции ее употребления народами Средней и Центральной Азии, похоже, могут соперничать едва не с привычкой пить кумыс 🙂 . По крайней мере, этнограф А. Н. Краснов в очерке за 1887 год о быте ойратов вспоминает: «…Юрта насквозь пропитана запахом местной водки, одного из отвратительнейших напитков, какие был способен выдумать человек». Употребление беленькой как-то легко и прочно вписалось в быт казахов, совпав с традицией встречать и провожать гостей напитком священного белого цвета – будь то молоко, кумыс, айран, курт или шубат, подаваемые с пожеланием доброго пути. Ну, и водочка теперь идет, как шелковая: и на аперитив, и на посошок.

В современном Казахстане виски и коньяк – сильные игроки премиальной крепкой ниши, которая также сегодня активно развивается. Впрочем, тренд постепенно меняется: молодежь предпочитает вино, коктейли и пиво.

Вино Казахстана

Статистика гласит: казахи выпивают 3,5 л вина на человека в год. Это, безусловно, очень низкий показатель, что неудивительно, ведь 70-75% населения составляют мусульмане, которым, по законам религии, вообще не комильфо употреблять алкоголь. 80% потребляемого населением вина – местного производства, 20% приходится на импорт из Грузии, Молдовы, Италии, Украины, Испании.

Интересно отметить, что из стилей вина большинство еще предпочитает полусладкое, но растет число почитателей сухого. Половина выпиваемого вина – это красное, немного меньше (45%) – белое и 5% – розовое. 50% импортируемой продукции на полках маркетов находится в ценовой нише ниже 5 евро, 25% – стоимостью 5-10 евро и остальные 25% вина – свыше 10 евро.

В Казахстане вино считают статусным напитком. В основном его употребляют в крупных городах – Астане (с марта 2019 г. столицу переименовали в Нур-Султан), Алматы, Актау, Атырау. Люди с достатком выбирают высококачественную винную классику. В приоритете понятные регионы: Бордо, Тоскана (прежде всего супертоскана), Бургундия, Калифорния, Рибера дель Дуэро, Риоха.

По данным, полученным редакцией от Ассоциации сомелье Казахстана, наиболее продаваемые в республике вина – грузинские полусладкие, San Valentin Torres, Sassicaia, Opus One, DRC (Domaine de la Romanée-Conti).


Лексикон

Кумыс – древнейший кисломолочный продукт. Обычно изготавливается из кобыльего молока, заквашенного в огромных кожаных бурдюках. Кумыс, в зависимости от жирности и густоты, бродит от трех до пяти суток. Небольшое содержание алкоголя (от 1,5 до 3 градусов) кумысу придает корень аконита, который добавляется в закваску. Кумыс содержит биологически активные вещества и славится целебными свойствами, повышая иммунитет.

Катык – освежающий напиток из заквашенного кипяченого коровьего молока напоминает йогурт.

Иркит – местная простокваша, для приготовления которой нужно сделать закваску из кипяченого молока, смешать ее с сырым молоком в эмалированной посуде и оставить на несколько часов. Затем скисшее молоко нужно поставить на огонь и все время помешивать до загустения.


Не тот той

Какой казах не любит роскошный той! Если кто-то подумал о декоративной породе наших братьев меньших, он не прав: в Казахстане – свой той. И это – вовсе не мелкая собачонка, а масштабный и пафосный праздник, закатить который считает гражданским долгом каждый уважающий себя казах. А казах современный обязательно закажет на той солидную винную карту.

Трапеза в Казахстане

Одно из правил этикета правильного тоя – опоздать на него. Среди местных завсегдатаев бытует фраза: «Вот полночь близится. Казахи легли есть». Кроме традиций тоя, на культуру потребления вина сегодня оказывают влияние различные гастрономические фестивали, которые проводятся уже несколько лет подряд, причем в традиционном европейском стиле. В качестве примера вспомним праздник молодого вина в Алматы или праздник урожая в селе Каракамер. На этих фестах знатоки советуют обязательно попробовать сочетания вина и казахской кухни: в первую очередь, рекомендуют саперави с бесбармаком, плов в сопровождении, как ни странно, белого ркацители, или Pino Sape (ассамбляж Пино Нуара и Саперави) с куырдаком.

Впрочем, не обязательно на фестивалях знакомиться с винами Казахстана в пейринге с аутентичной кухней. Просто и комфортно можно это сделать в любой день и в любом месте: в стране растет число премиальных ресторанов, где становится хорошим тоном предложить гостю локальное вино. Тем не менее, приходится констатировать, что эффективному развитию виноделия и виноторговле все еще мешает государственное регулирование. Хотя, справедливости ради, отдадим должное властям страны: сейчас идет работа над законодательством в этой сфере. Казахское виноделие и винный рынок в целом получат перспективу в том случае, если будут пересмотрены высокие налоги, а также решены логистические проблемы для экспортных и импортных поставок, масса бюрократических преград и ограничений (скажем, лишь буквально недавно была разрешена реклама алкоголя для местного вина).


Лексикон

В казахской кухне эксперты насчитывают более 200 видов национальных блюд. Вот топ-3 самых популярных.

Куырдак – жаркое из бараньих субпродуктов и курдючного жира.

Бесбармак – основное традиционное блюдо, без которого не обходится ни один праздник. По сути, это вареная конина или баранина с мучными изделиями типа наших галушек. Все щедро посыпано укропом и кинзой.

Кой-бас – составляющая ритуала бесбармак: отварная баранья голова, которую на дастархане ставят перед самым почетным гостем, обязательно глаза в глаза 🙂 .

 Фото: facebook.com/ArbaWine.Kazakhstan/photos, csa-wine.com.kz

Виноделие современного Казахстана идет своим путем, и, похоже, довольно гладким. Казахи – народ гостеприимный. И каждому гостю, входящему в дом, традиционно подносят приветственный напиток. Однако тех, кто ожидает бокал шампанского, ждет разочарование: в пиале почета сый-аяк, скорее всего, будет чай. И все же в последнее время на дастарханах страны, стоящей на древнем Шелковом пути, все […]

Château Lafite Rothschild возглавляет список самых продаваемых вин на Liv-ex в 2021 году

Спрос на шампанское и итальянские марочные вина также продолжает оставаться высоким.


Четыре винтажа Château Lafite Rothschild вошли в десятку самых продаваемых вин по стоимости, что демонстрирует новый импульс Бордо на рынке изысканных вин. По мнению трейдеров и аналитиков, подобная тенденция будет наблюдаться и дальше в текущем году.

Lafite Rothschild 2018 возглавил список 10 лучших вин на Liv-ex за шесть месяцев 2021 года, с учетом стоимостного объема продаж.

Château Lafite Rothschild

В первую десятку входят:

  1. Lafite 2018
  2. Sassicaia 2018
  3. Screaming Eagle, Cabernet Sauvignon 2018
  4. Domaine Ponsot, Clos de la Roche Vieilles Vignes 2018
  5. Lafite 2017
  6. Sassicaia 2017
  7. Scarecrow 2018
  8. Lafite 2015
  9. Dom Pérignon 2010
  10. Lafite 2016.

Также Liv-ex отмечает активные продажи Бордо 2010 и 2009 в июне этого года.

Мэтью О’Коннелл (Matthew O’Connell), глава отдела инвестиций Bordeaux Index, подчеркивает, что в 2021 году больше внимание привлекают Бордо 2015 и 2016 годов.

Торговая биржа Wine Owners сообщила, что покупатели с интересом присматриваются к винам Bordeaux 2019 года, еще не выпущенным в бутылках.

Спрос на шампанское и итальянские марочные вина также продолжает оставаться высоким. Liv-ex сообщает, что Cristal и Cristal Rosé от Louis Roederer, из высоко оцененного урожая 2008 года, показали самый большой рост цен в период с января по июнь 2021 года.

Рыночные цены, по данным Liv-ex, выросли на 34% для Cristal 2008 и на 35% для Cristal Rosé 2008, до £2602 и £5632 соответственно за ящик на 12 бутылок.

Подготовила А. Бантышева по материалам decanter.com

Фото: decanter.com

Спрос на шампанское и итальянские марочные вина также продолжает оставаться высоким. Четыре винтажа Château Lafite Rothschild вошли в десятку самых продаваемых вин по стоимости, что демонстрирует новый импульс Бордо на рынке изысканных вин. По мнению трейдеров и аналитиков, подобная тенденция будет наблюдаться и дальше в текущем году. Lafite Rothschild 2018 возглавил список 10 лучших вин […]

Рынок оживает – экспорт вина набирает обороты!

В период с января по апрель 2021 года экспорт вина достиг 270,2 млн литров на общую сумму 598 млн долларов США, что превышает по объему показатели аналогичного периода в 2020 году.


20 апреля Международная организация винограда и вина (OIV) представила свой отчет о мировой винной ситуации, где содержалась информация о производстве, потреблении и международной торговле вином в 2020 году. В отчете указывается, что 2020 год, год кризиса COVID-19, привел к падению объема потребляемого вина на 3%, в то время как производство вина находится чуть ниже среднего показателя второй год подряд.

Однако на данный момент общий экспорт вина на 3,1% больше по объему и на 8,5% по стоимости по сравнению с тем же периодом 2020 года.

Показатели экспорта вина с указанием происхождения в этот период незначительно превышает по объему цифры аналогичного периода 2020 года, достигнув 136,9 млн литров. В этот же период объем игристых вин увеличился на 2,3%.

В стоимостном выражении рост между одинаковыми периодами этого и предыдущего годов более значительный и равен 8,9%, то есть общая стоимость составляет 457,8 млн долларов США. При этом средняя цена категории достигает 3,35 доллара США за литр, что на 7,9% выше средней цены, зарегистрированной в тот же период 2020 года.

В свою очередь, с января по апрель 2021 года было экспортировано 113,4 миллиона литров виноматериалов на общую сумму 96,7 миллиона долларов США. Этот экспорт представляет собой увеличение на 5,3% по объему и на 6% по стоимости по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По материалам portaldelcampo.cl

Фото: matchplat.com

В период с января по апрель 2021 года экспорт вина достиг 270,2 млн литров на общую сумму 598 млн долларов США, что превышает по объему показатели аналогичного периода в 2020 году. 20 апреля Международная организация винограда и вина (OIV) представила свой отчет о мировой винной ситуации, где содержалась информация о производстве, потреблении и международной торговле […]

Экспорт шампанского: итоги 2020 года

В 2020 году, в самый разгар беспрецедентного экономического кризиса, вызванного пандемией, сектор шампанских вин по всему миру испытывал определенные трудности. Однако, согласно исследованиям Committee Champagne, отрасль оказывает реальное сопротивление негативным последствиям кризиса. Комитет собрал данные от всех поставщиков и провел исследования на различных рынках, чтобы составить аналитический отчет о продажах шампанского в 2020 году.


В 2020 году поставки шампанского достигли 244 миллионов бутылок, что на 17,9% меньше, чем в 2019 году. Оборот сектора составил 4,2 миллиарда евро без налогов: убыток в 845 миллионов евро всего за один год.

Экспорт шампанского

Французский рынок, который еще до кризиса испытывал негативные тенденции, продолжает снижаться. Три крупнейших экспортных рынка шампанского – Соединенные Штаты, Соединенное Королевство и Япония – также зафиксировали резкое падение объемов в 2020 году. Однако это сокращение экспорта компенсируется относительной устойчивостью традиционных рынков континентальной Европы. Значительный рост наблюдался и на австралийском рынке.

Наконец, тот факт, что шампанскому удалось избежать сильного удара кризиса, свидетельствует о поддержке этого продукта потребителем. «Покупатели стремились внести немного света в темные дни, побаловать себя качественными продуктами, когда многие другие источники удовольствия были недоступны. Сила этой эмоциональной связи с потребителями – кредит доверия для виноделов и для шампанских домов, а также мотивация для них активизировать усилия в 2021 году и работать над дальнейшим повышением привлекательности этого наименования », – отмечает генеральный директор Committee Champagne Шарль Гэмэр (Charles Goemaere).

Charles Goemaere

Аппелласьон Шампань, уже долгое время олицетворяющий качество, престиж и репутацию, представляет собой бесценное наследие, которое жители Шампани поддерживают и защищают более 150 лет. Это один из символов Франции, хорошо известный в мире.

Аппелласьон Шампань

Во Франции 16200 виноделов, 130 кооперативов и 360 шампанских домов производят это вино. Территория, на которой производят шампанское, составляет 34300 гектаров, включает 3 региона (Grand Est, Hauts-de-France, Île-de-France), 5 департаментов (Aube, Aisne, Haute-Marne, Marne, Seine-et-Marne) и 319 крю.

Необычный год

Экспорт французских вин и спиртных напитков пострадал от последствий глобальной пандемии в 2020 году. Оборот в этом секторе упал на 13,9% до 12,1 млрд евро после рекордного 2019 года. Тем не менее, сектор остается вторым по величине во Франции (11 млрд евро) после авиаперевозок. Экспорт вина снизился как в натуральном (-5,1%), так и в денежном (-11,3%) отношении.

Несмотря на более значительное сокращение экспорта, чем в других винодельческих отраслях, шампанское оставалось на втором месте по обороту среди французских вин и спиртных напитков, составляя в стоимостном выражении 30% от общего экспорта вина и 20% от экспорта всех спиртных напитков. Несмотря на испытания в 2020 году, коньяк остается лидером французского экспорта спиртных напитков с оборотом 2,7 миллиарда евро (-21,4%).

Закрытие баров и ресторанов, ограничения в празднованиях и массовых мероприятиях привели к сокращению продаж и уменьшению потребления шампанского. Год был как “американские горки”, с очень резкими падениями (апрель -68%, май -56%) и столь же резкими подъемами (+50 пунктов с апреля по июнь).

продажи шампанского

Глобальная пандемия ускорила сокращение французского рынка, и в 2020 году спад наблюдается уже десятый год подряд (-19,9%). В настоящее время на внутренний рынок приходится 46,4% продаж шампанского по сравнению с 47,5% в 2019 году. Закрытие баров, отелей и ресторанов на некоторые периоды в течение года наряду со значительным падением продаж в супермаркетах, особенно весной, оказало значительное влияние на продажи во Франции.

Экспорт также пострадал из-за пандемии и неопределенности, характерной для 2020 года. Экспорт шампанского упал на 16,1% до 130,8 миллиона бутылок. ЕС, включая Соединенное Королевство, лучше всех выдержал шторм: продажи на европейском рынке упали на 13,4% до 66,2 млн бутылок. В остальном мире спад оказался сильнее: было продано 64,6 миллиона бутылок, что на 18,8% меньше, чем в 2019 году. На экспортные рынки сейчас приходится 53,6% продаж шампанского (по сравнению с 52,5% в прошлом году).

Оборот продаж шампанского в 2020 году достиг 4,2 млрд евро, сократившись на 16,7% по сравнению с 2019 годом. Во Франции он составляет 1,6 млрд евро (-17,9%), 2,6 млрд евро приходится на экспорт (-15,9%).

В 2020 году третий год подряд экспорт шампанских вин превысил продажи внутри Франции. Продажи за пределами Франции составили 130,8 млн бутылок (-16,1%), в результате чего оборот составил 2,6 млрд евро (-15,9%). Это означает, что на экспорт приходится 53,6% продаж в натуральном выражении (+1,1 пункта) и 61,0% оборота (+0,6 пункта).

Ведущие рынки испытывают трудности

5 лидирующих рынков шампанского по объему и стоимости  – это Великобритания, США, Япония, Германия и Бельгия.

лидирующие рынки шампанского

Год был отмечен серьезными сбоями в дистрибуции шампанского. Закрытие баров и ресторанов на определенное время года заставило дистрибьюторов придумывать новые каналы: они разработали целый ряд инновационных решений, чтобы попытаться пережить кризис – от доставки или продажи на вынос пейринга вина и еды и до диверсификации продаж и увеличения объема онлайн-торговли.

Однако для поддержания продаж шампанского этого было недостаточно: в США было зафиксировано падение на 18,8%, в Великобритании – на 21,7%, а в Японии, стране, которая особенно пострадала от закрытия баров и ресторанов, объемы упали на 24,5%.

При этом четырем ведущим рынкам шампанского удалось противостоять вызовам 2020 года и даже показать небольшой рост: Канада (-5,1%), Бельгия (-1,9%), Швеция (+1,0%) и Австралия (+11,2%).

Региональные очаги сопротивления

В 2020 году наблюдались некоторые региональные тенденции к стабильности и росту. Все скандинавские страны (Дания, Швеция, Норвегия) продемонстрировали рост объемов по сравнению с 2019 годом.

В то же время эта тенденция была менее выражена в Восточной Азии: Тайвань, Гонконг и Южная Корея сумели противостоять кризису, при этом экспорт сократился менее чем на 10%, а Южная Корея даже показала рост.

Наконец, страны Океании вышли из кризиса 2020 года без потерь благодаря динамичному росту в Австралии, стабильности в Новой Зеландии и эффективному противодействию пандемии в регионе.

Французские заморские территории

В 2020 году экспорт шампанского в заморские территории Франции составил 4,1 млн бутылок, снизившись на 16,4%. В результате снижения объемов товарооборот сократился на 16,4% до 58,4 млн евро.

Мартиника и Реюньон были двумя основными рынками заморских территорий Франции, на каждый из которых приходилось 1,2 млн бутылок, что на 18,7% ниже для Мартиники и стабильно (на -0,3%) для Реюньона. Замыкает тройку лидеров Гваделупа с 1 млн бутылок (-28,9%).

Продажи снизились на всех рынках, за исключением Новой Каледонии (+2,0% при 0,3 млн бутылок) и Сен Мартена (+ 18,5% при 0,1 млн бутылок).

Подготовлено А. Григорьевой по материалам  Committee Champagne.

В 2020 году, в самый разгар беспрецедентного экономического кризиса, вызванного пандемией, сектор шампанских вин по всему миру испытывал определенные трудности. Однако, согласно исследованиям Committee Champagne, отрасль оказывает реальное сопротивление негативным последствиям кризиса. Комитет собрал данные от всех поставщиков и провел исследования на различных рынках, чтобы составить аналитический отчет о продажах шампанского в 2020 году. В […]

Экспортный спад в Бургундии

Экспорт вина из Бургундии немного снизился в течение 2020 года, хотя его стоимость по-прежнему превышала 1 млрд евро.


Тем не менее, винные запасы были увеличены за счет обильного урожая 2020 года, особенно белых, и они немного выше, чем в среднем за пять лет. В то же время транзакции в течение первых шести месяцев 2020 года выросли почти на треть – на 29% по сравнению с 2019 годом и на 19% в среднем за последние пять лет.

В долгосрочной перспективе рост объемов экспорта бургундских вин был на 2,2% выше, чем в среднем за 15 лет, и, хотя выручка в 2020 году осталась неизменной, в среднем за 15 лет наблюдался значительный рост на 42%.

На Европу приходилось более половины (52%) объемов экспорта и 39% общей выручки, при этом по сравнению с 2019 годом объем продаж вырос на 10,8% в натуральном выражении и на 11,6% в стоимостном. Продажи в США, на ведущий рынок французского региона за пределами Европы, составляют 17% от общего объема продаж, американский экспорт снизился на 15,2% по объему и на 22% по стоимости из-за колеблющихся тарифов на французские вина и фактора пандемии.

Подготовлено О. Пиневич-Тодорюк по материалам app.vinex.market

Экспорт вина из Бургундии немного снизился в течение 2020 года, хотя его стоимость по-прежнему превышала 1 млрд евро. Тем не менее, винные запасы были увеличены за счет обильного урожая 2020 года, особенно белых, и они немного выше, чем в среднем за пять лет. В то же время транзакции в течение первых шести месяцев 2020 года […]

Андалузія почала активне просування перероблених продуктів харчування до Польщі

Extenda розглядає Польщу як вхід до Східної Європи для перероблених продуктів харчування та сільськогосподарської продукції з Андалузії.


Extenda, Агентство з просування торгівлі Андалузії, організувало нову пряму комерційну місію в Польщі, орієнтовану на просування перероблених сільськогосподарських продуктів харчування. Кампанія тривала з 12 по 16 квітня у цифровому форматі. Її мета полягала у сприянні присутності андалузьких продуктів на польському ринку та налагодженню контактів між андалузькими бізнесовими структурами та провідними імпортерами і дистриб’юторами цієї галузі в країні. Побудова таких зв’язків може забезпечити інтернаціоналізацію Андалузії, яка в минулому 2020 році експортувала до Польщі харчові продукти та напої на суму 266 мільйонів євро.

Ця комерційна акція включала проведення понад п’ятдесяти цифрових зустрічей B2B між тринадцятьма польськими імпортерами та дванадцятьма громадськими фірмами, що спеціалізуються на перероблених сільськогосподарських продуктах харчування. В результаті вони змогли продемонструвати та пояснити характеристики своєї продукції, переважно з оливкової промисловості (олія та оливки), виноробної промисловості (оцет) та м’ясної та рибної промисловості (холодні м’ясні вироби та молюски).

Окрім високоякісних традиційних продуктів, Польща, яка дотримується світових тенденцій здорового харчування, також потребує натуральних продуктів: сертифіковані органічні продукти, продукти без цукру та глютену, вегетаріанські та веганські продукти.

Згідно з даними Extenda, Польща представляє ринок з 38 мільйонів потенційних кінцевих споживачів, а також потенційну вихідну точку для розширення бізнесу в Центрально-Східній Європі.

Крім того, Словаччина та Україна показали позитивні темпи зростання імпорту перероблених андалузьких сільськогосподарських продуктів у минулому 2020 році.

Таким чином, андалузький харчовий сектор був представлений дванадцятьма андалузькими компаніями. Організація цієї акції Extenda-Andalucía Exportación e Inversión Extranjera буде співфінансована за рахунок коштів Європейського Союзу через P.O. FEDER de Andalucía 2014-2020 рр., що наділений внеском громади у розмірі 80%, або будь-якою іншою європейською програмою, здатною співфінансувати цю акцію.

Експорт сільськогосподарської продовольчої продукції Андалузії завершився новим рекордом експорту у 2020 році, досягши 11255 млн євро, що є найкращим історичним рекордом з тих пір, як існують порівнянні дані (1995 р.). Водночас, втішні показники експорту сприяють профіциту товарообороту в розмірі 7040 млн. в регіональній економіці.

У випадку Польщі експорт сільськогосподарської продовольчої продукції на її ринок у 2020 році досяг 266 мільйонів євро, залишаючись незмінним в порівнянні з попереднім роком, з незначним зниженням на 0,2% та з профіцитом торгівлі в 207 мільйонів, що відображає рівень охоплення у 453%. Ці дані позиціонують Андалузію як другу громаду в Іспанії, що є постачальником сільськогосподарських продуктів до Польщі, із 22% від загальної кількості в країні, яка сягає 1217 мільйонів.

Найбільше імпортних найменувань з Польщі складали свіжі та заморожені овочі – 171 мільйон євро та 63% від загальної кількості; за ними слідують свіжі та заморожені фрукти – 60 мільйонів і 22,6%; фруктово-овочеві консерви – 20 млн. та 7,7%; оливкова олія – 7,5 млн. та 2,8%; і, на п’ятому місці, риба та молюски – 1,1 млн. та 0,4%.

Підготувала Олександра Григор’єва за матеріалами extenda.es

Extenda розглядає Польщу як вхід до Східної Європи для перероблених продуктів харчування та сільськогосподарської продукції з Андалузії. Extenda, Агентство з просування торгівлі Андалузії, організувало нову пряму комерційну місію в Польщі, орієнтовану на просування перероблених сільськогосподарських продуктів харчування. Кампанія тривала з 12 по 16 квітня у цифровому форматі. Її мета полягала у сприянні присутності андалузьких продуктів […]

Вина Южной Австралии уходят с рынка Китая и нацелились на США

Под новые направления южноавстралийская винодельческая отрасль получит значительную государственную поддержку.


Как сообщает Ассоциация винодельческой промышленности Южной Австралии (SAWIA), основанная, представьте только – в 1840 году, южноавстралийские винодельни получат поддержку от Министерства торговли и инвестиций (DTI) в виде новой программы восстановления экспорта вина и расширения рынка. Программа предполагает выделение на это 5,4 млн долларов и имеет целевое назначение: диверсификация на новые рынки в течение четырехлетнего периода. 

Сайт winesa.asn.au информирует, что в начале следующего финансового года DTI планирует провести региональное роуд-шоу, чтобы предоставить больше информации для экспортеров вина.   

Эксперты рынка рассматривают этот шаг как реакцию на решение Министерства торговли Китая, озвученное 28 марта 2021 года, применить особые тарифы на австралийское вино в емкостях менее двух литров. Эти своего рода санкции, затронувшие, в первую очередь бутилированные вина, связаны с расследованием заявлений о том, что Австралия «сбрасывает» вино в Китае.

Изучение ситуации показало, что тарифы для большинства компаний достигали 218,4%, в то время как для некоторых компаний, участвовавших  в расследовании, применяемая тарифная ставка составляла от 167,1% до 175,6%.

Введение дополнительных наценок привело к резкому сокращению поставок южноавстралийских вин в Китай, и теперь этот мощный рынок оказался фактически закрыт для экспортеров вина. В связи с этим 16 апреля 2021 года премьер-министр Южной Австралии объявил о выделении 5,4 млн долларов США в течение четырех лет на поддержку экспортеров вин из Южной Австралии в рамках программы восстановления Wine Export.

В то же время развернулась еще одна программа для виноделен этого региона, нацелившихся на рынок США,  Wine Australia – при поддержке правительства Южной Австралии предполагается субсидировать 50% стоимости для 15 виноделен, определивших в качестве приоритета рынок США. Кроме того, винодельни также могут иметь право претендовать на дополнительные 50% в рамках гранта на экспорт вина, предоставляемого Wine Australia. 

Программа будет работать с июля 2021 года по июнь 2022 года и предполагает знакомство виноделов с реалиями рынка США, маркетингом, ценообразованием, спецификой продаж, включая соблюдение нормативных требований, PR и логистику.

В 2020 году южноавстралийские производители экспортировали на рынок США маркированного вина в бутылках на сумму чуть менее 50 миллионов долларов. Сегодня, ввиду утраты китайского рынка, США были определены как приоритетный рынок для винодельческого сектора Южной Австралии, и именно это решение вызвало разработку программы Wine Australia.

Фото: John Krüger Photography

Под новые направления южноавстралийская винодельческая отрасль получит значительную государственную поддержку. Как сообщает Ассоциация винодельческой промышленности Южной Австралии (SAWIA), основанная, представьте только – в 1840 году, южноавстралийские винодельни получат поддержку от Министерства торговли и инвестиций (DTI) в виде новой программы восстановления экспорта вина и расширения рынка. Программа предполагает выделение на это 5,4 млн долларов и имеет целевое […]

X
Украина