Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківПринцип действия этого защитного механизма исследовала наш обозреватель Ольга Пиневич.
Если отбросить века славянских монархий и неосознанного, а порой неоправданного управления сбытом алкоголя, то можно сказать, что в системе государственных институтов и их устройства термин «алкогольная политика» зародился в начале 60-х годов ХХ столетия. Получая все большее распространение и значение, алкогольная политика государства начала рассматриваться как потенциальный инструмент для достижения тех или иных целей. Меры алкогольной политики хорошо зарекомендовали себя в мире, однако оказались особенно эффективными в североевропейском регионе.
Что ж это за меры такие? В первую очередь, они направлены на уменьшение доступности алкоголя, и особенно крепких напитков. Эту нелегкую задачу, как правило, решают следующим образом: повышением минимальной цены, ограничением пунктов продажи, сокращением времени, в течение которого можно купить спиртное, повышением возраста, начиная с которого разрешается приобретение спиртных напитков.
В Украине эти шаги за здоровье общества приходится сочетать с борьбой против продажи нелегального или недоброкачественного алкоголя. Важной составляющей в системе алкогольной политики считается установление так называемых минимальных розничных цен (МРЦ) на алкогольную продукцию. В Украине этот инструмент существует достаточно давно. И следует признать, что существует довольно бурно: что только не происходило за это время в истории МРЦ – их то понижали, то повышали, то отменяли, то снова реинкарнировали и снова – повышали и понижали…
Минимальные, но нереальные
Принимая во внимание собранные D+ комментарии участников рынка, следует отметить, что в течение 10-летнего периода существования минимальные цены на алкоголь зарекомендовали себя не только как способ борьбы с нелегальными алкогольными напитками, но и как надежный помощник наполнения местных и государственного бюджета Украины. МРЦ на бутылку спиртного рассчитывается с учетом всех затрат на производство, сбыт и уплату налогов в полном объеме с произведенной продукции и создает барьер для входа в розницу нелегального продукта.
Легальные производители алкогольных напитков неоднократно обращались в профильные министерства и к премьер-министру (бывшим и нынешнему) с ходатайством о необходимости приведения уровня минимальных цен на алкогольные напитки к экономически обоснованному уровню. Однако, с начала 2016 года и до сих пор ситуация ни на йоту не сдвинулась.
Месяц назад из собственного компетентного (но неофициального) источника в редакцию D+ попал документ, это очередное открытое письмо к руководству страны, где основные игроки рынка обосновывают, почему установленная правительством минимальная розничная цена на бутылку водки 0,5 литра в размере 34,90 грн не соответствует реалиям. Повышение ставок акцизного налога в 2014-2015 годах на 115%, стоимости спирта на 50%, а также в связи с существенным удорожанием комплектующих и оборудования – минимальная цена бутылки водки 0,5 литра должна составлять 69,9 грн. Таким образом, отмена повышения МРЦ в июне 2016г. в судебном порядке (Drinks+ №5, 2016) увеличивает количество контрафакта в магазинах. Согласно данным Международного валютного фонда, в Украине доля поддельной алкогольной продукции превышает 50%.
Со времени предыдущего повышения стоимости алкоголя в Украине участники рынка отмечают и увеличение поступлений в государственный бюджет на сумму порядка 2 миллиардов гривен.
По расчетам крупных алкогольных компаний Украины, промедление с повышением МРЦ могло привести к недополучению госбюджетом в 2017 году 5 миллиардов гривен. Кроме того, алкогольная отрасль была бы вынуждена сокращать объемы производства, количество рабочих мест в ликероводочной, винодельческой, коньячной промышленности и смежных отраслях из-за невозможности конкурировать с нелегальной и некачественной продукцией.
Таким образом, основные игроки отрасли считают, что действовавшие до недавнего времени МРЦ не соответствовали реалиям рынка, что приводило к появлению на полках магазинов продукции сомнительного происхождения и злоупотреблениям с уплатой налогов. Действовавший уровень МРЦ также не отражал рост ставок акцизного налога, цен на энергоносители, спирт, заработной платы, инфляционных процессов и других составляющих алкогольной продукции.
Принимая во внимание совокупность этих фактов, авторы письма выражали мнение, согласно которому МРЦ на алкогольные напитки должны находиться на таком уровне: коньяк (бренди) три звезды 104,90 грн, коньяк (бренди) четыре звезды 109,90 грн, коньяк (бренди) пять звезд 114,90 грн. Другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки 104,90 грн. Ординарные бренди и виноградные водки (за бутылку 0,5 литра, 40%) 94,90 грн. Вино сухое 36,00 грн, вино крепленое 46,00 грн, вино игристое 69,90 грн.
Впрочем, справедливости ради, приходится признать, что среди крупных участников рынка имелся оператор, выступивший против повышения МРЦ в украинской алкогольной отрасли. Директор Ужгородского коньячного завода В. Гисем подписал письмо, в котором говорится, что повышение МРЦ приведет к увеличению нелегального производства и сбыта этой продукции, что откроет доступ на рынок дешевым фальсифицированным суррогатам. Такой шаг будет способствовать дальнейшему падению объемов продаж высококачественных коньяков и вин, и, как следствие, уничтожению виноградно-винодельческой отрасли. «Постановление о минимальных оптово-розничных ценах на алкогольные напитки является неэффективным и недейственным, поскольку, как показывает практика, механизм ее действия не обеспечивает реализации главной цели – борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. Как и в отрасли, так и в борьбе с контрафактной продукцией должен быть государственный подход и обеспечение управления структурами», – отмечает В. Гисем.
Чем вызваны такие выводы и благодаря чему УКЗ удается создавать коньяк в условиях резкого повышения себестоимости производства и сдерживать при этом повышение цен на продукцию – нам у г-на Гисема узнать не удалось. Возможно, потому, что ответить на эти вопросы непросто…
А что же с МРЦ происходит в ближнем зарубежье?
МРЦ, как действенный инструмент для регулирования ситуации на рынке, применяются в Беларуси, Казахстане, Молдове, России. При этом на протяжении 2016 года во всех вышеперечисленных странах МРЦ поднимались по решению правительств. Так, в Казахстане МРЦ водки и крепких ликероводочных изделий (с объемной долей этилового спирта свыше 30%) и прочих крепких алкогольных напитков в 2015 году составляла 1300 тенге за литр, в 2016 году она увеличилась до 1600 тенге за литр.
В «Росалкогольрегулировании» прошло очередное совещание по вопросу повышения минимальной цены на коньяк. Производители настаивают, что стоимость спиртного напитка должна увеличиться с 322 до 400 рублей за пол-литра. Ритейлеры же утверждают, что такое повышение может обрушить продажи коньяка. В России также рассматривают введение минимальной цены на тихое вино, особенно это стало актуальным в свете введения российским правительством такой цены на игристые вина. МРЦ на водку в России были повышены ранее.
В августе этого года Министерство торговли Беларуси повысило предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью выше 28% и этиловый спирт. Минимальная отпускная цена на алкоголь крепостью 40% возросла на 4,4 рубля, розничная цена – на 5,58 рубля. Цены на алкогольную продукцию крепостью выше 28% в республике регулируются с 2014 года. Была повышена и отпускная цена на импортные алкогольные напитки, реализуемые на территории Беларуси, повышение составит как минимум 8,80 рубля (без НДС). Немного выросли цены и на этиловый спирт.
МРЦ на крепкий алкоголь действуют в Германии и Великобритании. В некоторых станах ЕС существует жесткая монополия государства, которая и регулирует рынок алкоголя.
Зато в Шотландии в ближайшие недели будет принято судьбоносное для всех производителей алкогольной продукции ЕС судебное решение по минимальной цене за единицу крепкого алкоголя, которое затем с большой долей вероятности будет экстраполировано и на вино, и на пиво. Крупнейший лоббист Шотландии «Ассоциация Производителей Виски» судится со своим правительством (поддерживаемым различными НПО защитников здорового образа жизни), утверждая, что такая норма подрывает экономику Шотландии, противоречит рыночным нормам, социально дискриминационна и даже в каком-то смысле противоречит культурным традициям страны. Решение по делу будет принято до наступления зимы 2016 г.
Разложить «по полочкам»
Резюмируя информацию о функционировании МРЦ на алкоголь, можно с точностью утверждать – инструмент этот является дискуссионным. Правительство каждой страны регулирует рынок алкогольной продукции в зависимости от законодательного поля, алкогольной политики, исторических особенностей, а также экономических реалий и стратегических целей каждого отдельного государства. Попытки контроля распространения алкоголя в разных странах проходили свой путь развития, но существуют основные общие методы: экономический, формальный и неформальный контроль. Экономический – это контроль цены алкоголя, формальный контроль – это лицензионные законы. Что касается неформального контроля, то к нему можно отнести сложившиеся в определенном обществе традиции, моральные представления о времени и количестве употребления алкоголя. Пожалуй, каждый, кто знаком с ситуацией в Украине, понимает, что полагаться на традиции не приходится, законы не работают, в результате остается единственный доступный инструмент – МРЦ. Во всяком случае, пока…
А пока готовился данный материал, правительство Украины приняло решение об очередном повышении МРЦ, прислушавшись к общему мнению ведущих отечественных производителей. D+
Фото: newsmir.info