Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківАнна Горкун, СЕО и собственница компании ООО «46 Parallel Wine Group», ведущая авторской программы на канале WineHub и организатор одноименного бизнес-форума.
Собеседник Анны Горкун – президент Ассоциации сомелье Украины (ASU), «Лучший сомелье Украины 2009 года», победитель Wine Trophy 2014, бренд-амбассадор Moët Hennessy в странах CIS, член дегустационной комиссии конкурса «Одесский залив» Иван Бачурин. Разговор – о конкурсах, победных челенджах и подготовке, о тенденциях современного алкогольного рынка и наших общих перспективах.
Президент Ассоциации сомелье Украины Иван Бачурин
Анна Горкун: Иван, в каких конкурсах довелось участвовать?
Иван Бачурин: Мне часто доводилось принимать участие в разных конкурсах, соревноваться за звание сильнейшего. Я одержал победу в конкурсе «Лучший сомелье Украины 2009 года» – это главный титул, который может получить сомелье в Украине. К слову, случилось это спустя почти 10 лет, как я впервые встал за стойку. В 2008 был дважды вице-чемпионом. В конкурсе Wine Trophy, в 2014 году, также стал победителем. Это достижение далось мне непросто, т.к. после успеха на конкурсе «Лучший сомелье Украины» и чемпионата Европы в Страсбурге принял решение, что далее буду специализироваться в крепком алкоголе, так что все свое время посвящал ему. Поэтому новость о том, что на Wine Trophy будут только вина, заставила меня крепко напрячься . Но вызов был принят, и в награду я получил поездку в Австралию и Новую Зеландию.
А.Г.: Сколько нужно времени, чтобы качественно подготовиться к конкурсу сомелье?
И.Б.: Если поставить цель победить и всецело заниматься только подготовкой и образованием – системно и обстоятельно (не уделяя должного времени основной работе и семье), то вполне возможно стать лучшим в своем деле уже спустя три-четыре года. Это если говорить о вине. Для крепкого алкоголя подготовка должна быть обстоятельнее и дольше. Поскольку он требует больше внимания, концентрации и даже больше эмоций. Возможно, поэтому, когда я пью вино – я отдыхаю, когда крепкие напитки – работаю.
Я никогда не искал работу, я всегда делал свое дело, работа сама меня находила.
А.Г.: А какое задание оказалось самым сложным на мировых конкурсах?
И.Б.: В моей жизни было много дегустационных конкурсов и сложных заданий. Например, когда я готовился к международным конкурсам, мог по памяти подписать на карте все Grand Cru Бургундии с Севера на Юг (их насчитывается 33 – авт.). Что касается дегустаций, нужно понимать четкий алгоритм и быть всегда в курсе профессиональных событий, об этом я не устаю повторять, преподавая в школах сомелье. Когда принимаешь участие в дегустациях, ты тренируешь вкусовую память, можешь идентифицировать все вина, и, что важно, знаешь все продукты на рынке, их палитру вкуса и тенденции, которые наблюдаешь. Этого я и желаю всем начинающим сомелье: больше времени уделять образованию и дегустациям.
Анна Горкун, СЕО и собственница компании ООО «46 Parallel Wine Group»
А.Г.: Ты уже много лет бренд-амбассадор Moët Hennessy. Как удалось стать лицом бренда не только в Украине, а еще в 11 странах мира?
И.Б.: Честно признаюсь, это как в пословице: я никогда не искал работу, я всегда делал свое дело, работа сама меня находила. Когда я был в одной из командировок, поступил звонок из офиса Moët Hennessy – мне предложили сотрудничество. Это была огромная неожиданность и большая честь. Жена была против, но я понимал, что это не просто вызов самому себе, это шанс качественно изменить жизнь. Сейчас об этом интересно вспоминать, но на старте было непросто, ведь международная компания и требования, и стандарты имеет свои. Я прошел длительный период собеседований – 6 этапов в разных странах, затем был утвержден на эту должность и подписан контракт. В течение первых трех месяцев длилась стажировка в 12 странах, география: от Лиссабона до Алматы.
А.Г.: А как все начиналось для тебя? Что подтолкнуло идти в барную индустрию?
И.Б.: По образованию я – пчеловод. Закончил сначала техникум, затем – университет. Но уже на 3-4 курсе университета понял, что это не совсем то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь. После окончания вуза работал на стройке – не мое… Затем встал за барную стойку. Несколько раз уходил, но всегда возвращался . Это был один из самых интересных периодов в жизни, ведь, когда я работал барменом, в начале двухтысячных, в бары ходили люди, выжившие в 90-е . Этот, как вы понимаете, колоссальный опыт помог закалиться, проявить себя, научил быстро принимать решения.
А.Г.: О чем тогда мечтал?
И.Б.: Уже тогда я понимал, что получаю большое удовольствие, когда работаю за стойкой. Позже меня пригласили работать старшим барменом и сомелье, но, признаюсь, всегда больше тянуло в крепкий алкоголь . Отучился в школе сомелье. В 2008 году, в канун кризиса, ушел из ресторанного бизнеса в Good Wine (что было неожиданностью для друзей), и это был своевременный шаг (поскольку люди перестали ходить в рестораны, а вот пить от этого меньше не стали).
А.Г.: На фоне COVID-19 наблюдается та же ситуация?
И.Б.: Да, очень похожая. HoReCa переживает сейчас, пожалуй, самые сложные времена. Однако потребление не упало, а скорее – наоборот, просто изменилась модель потребления.
А.Г.: Скажи, как HoReCa влияет на поведенческие настроения ЦА и может ли она быть «законодателем моды» в винной индустрии или все же для продвижения бренда сетевая полка – лучший инструмент?
И.Б.: HoReCa – это, прежде всего, имидж и построение любого бренда, все начинается, безусловно, с нее. Если брать Европу, например, то 50% рынка продаж игристого там – это канал HoReCa. Ведь, каким бы ни был продукт, если у него плохая репутация, рассчитывать на большую оборачиваемость на полке бесперспективно.
HoReCa переживает сейчас, пожалуй, самые сложные времена. Однако потребление не упало, а скорее – наоборот, просто изменилась модель потребления.
А.Г.: Будучи бренд-амбассадором мирового бренда, скажи, как крупные международные компании оценивают украинский рынок?
И.Б.: Украинский рынок – очень перспективный, один из крупнейших и развивающихся рынков CIS. Если проводить аналогию с «нулевыми» или даже 2010-ми годами, мы сделали астрономический шаг в развитии.
А.Г.: Официально потребление вин в Украине не превышает 4 л на человека, в то время, как во Франции этот показатель – 20 л. Можно ли рассчитывать, что эта цифра будет расти?
И.Б.: Безусловно, расти от «ноля» всегда проще, чем уже от фиксированных показателей, но, между тем, уверен, что в ближайшие годы эта тенденция усилится и нас ждет рост потребления минимум вдвое за счет развития культуры пития.
А.Г.: Еще пять-шесть лет назад наблюдался бум на рынке потребления игристых вин. Тогда выиграли импортеры и те, кто уже имел мощности по производству игристых. На сегодня тренд остается?
И.Б.: Да, тренд в силе. Игристые и шипучие вина имеют перспективу. И если никаких стрессов, типа COVID-19, на рынке не будет, полагаю, эта тенденция сохранится. Также не только я, но и многие международные эксперты прогнозируют дальнейший рост категории розе.
А.Г.: Aperol Spritz в свое время совершил головокружительный прорыв на нашем рынке. Как ты считаешь, будет ли этот коктейль в тренде и в будущем или появится не менее популярная альтернатива, какие вкусы войдут в моду?
И.Б.: Согласен, Aperol Spritz сейчас «номер один» и он продержится на пике еще год-два, после чего я прогнозирую смену фокуса на более сухие, с меньшими кондициями алкоголя напитки.
Украинский рынок – очень перспективный, один из крупнейших и развивающихся рынков CIS. Если проводить аналогию с «нулевыми» или даже 2010-ми годами, мы сделали астрономический шаг в развитии.
А. Г.: Как в твою жизнь вошла Ассоциация сомелье Украины (АSU)? И чего на данный момент удалось достичь?
И.Б.: Решение вступить в АSU в 2007 году было совершенно осознанным. В январе 2018-го я был выбран президентом ASU. На тот момент в Ассоциации в Украине числилось 9-11 человек. Сегодня АSU – это объединение более 180 профессионалов! Это маленькая гражданская организация . Что удалось сделать моей команде? Мы решили проблему финансовой задолженности ASU перед ASI (Международной ассоциацией сомелье). Сомелье из Украины (Богдан Павлюх) впервые в истории Украины стал вице-чемпионом на международном конкурсе в Вильнюсе. В январе 2020 года мы организовали мастер-классы для членов ASU в Киеве, их провел «Лучший сомелье мира» Джузеппе Ваккарини. Члены ASU сегодня выступают на международных конкурсах, а чемпионат Украины судят президенты ассоциаций других стран. В марте 2020-го двое членов ASU прошли сложнейшую сертификацию ASI.
Необходимо учесть, что всего в Украине, по оценкам участников рынка, работает около 500 сомелье/кавистов (в рядах ASU, напомню, свыше 180). Ежегодно мы организовываем чемпионат Украины (главное событие страны – конкурс «Лучший сомелье Украины», который в этом году не проводился из-за СOVID-19), мы ездим на международные чемпионаты, проводим множество дегустаций и визитов на производства, делаем экспертную оценку, даем консультации, работаем над созданием «Винного Гида Украины». Украинская ассоциация выполняет множество задач, но я понимаю, что впереди их еще больше .
Фото предоставлены пресс-службой Анны Горкун и Иваном Бачуриным