Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

«Шато Марго»: вечные вина

23.05.2018, Вино
Как однажды выразился сам Поль Понталье: «лучший способ описать вино – это молчать». Но невозможно молчать, когда ты пробуешь вина «Шато Марго»!
Ла Мот – именно так в древних рукописях называли замок XII века, сооруженный в коммуне Марго нынешнего аппелласьона Верхний Медок (Haut Mеdoc), Бордо. А уже к XVII веку усадьба, завоевавшая всемирную славу под звездным именем Chаteau Margaux, имела территорию в 265 га. Маркиз de la Colonilla, выкупивший завод в 1802 году, распорядился возвести здесь замок в классическом стиле, изображение которого красуется с тех пор на всех этикетках Шато Марго. Неудивительно, что в 1965 году произведение зодчего Луи Комба получило статус исторического памятника Франции.
Впервые о шато громко заговорили после щедрого отзыва от Томаса Джефферсона, американского посла во Франции. Благодаря его пристрастию к винам Медока, – а вино закупалось ящиками, – производство и база клиентов заметно увеличивались. Впоследствии Джефферсон стал третьим президентом США, и, видимо, свою любовь к винам Марго отразил в облике реконструированного Белого дома. Ведь именно при нем резиденция американских президентов стала напоминать здание Шато Марго.
Наверное, главным судьбоносным годом в жизни шато можно назвать 1976-ой, когда оно перешло в руки к зажиточному финансисту греческого происхождения Андре Менцелопулосу. Грек начинал карьеру с того, что пек булки в Пакистане. А на тот прекрасный день, когда Андре вычитал в утренней газете объявление, что продается замок Шато Марго, он уже был преуспевающим владельцем сети магазинов «Феликс Потэн» – всего 1800 торговых точек, предлагающих колониальные товары – рис, табак, кофе… Заметим: до этого момента бизнесмен никогда не имел дела с вином. Но замок заинтересовал, и он отправился посмотреть. Увидел – и купил. «Шато Марго» обошлось ему тогда, включая складские запасы вина на сумму 4,4 млн евро, в более чем 14 млн евро по современному курсу. К слову, в наше время поместье оценивается как минимум в 150 млн.
Первым шагом нового владельца стало приглашение в качестве консультанта винного гуру – профессора Эмиля Пейно (Emile Peynaud), до того момента ни разу не работавшего на частные винодельни. Вторым важным решением стало вложение инвестиций на впечатляющую сумму в 30 млн франков. Это позволило восстановить виноградники, усовершенствовать технологии, обновить парк бочек и сам винный подвал. Свое первое «второе вино» единомышленники выпустили под брендом Pavillon Rouge – живой пример «реинкарнации» (ранее, в 1908 году, это вино уже выпускалось, но без особого успеха).
«Золотой век» шато начался с исторически важного для винодельни винтажа 1978 года. К большому сожалению, Андре Менцелопулосу не было дано насладиться успехом своего шато. Он ушел из жизни, оставив винодельню на дочь – Коринн Менцелопулос, которой едва исполнилось 27 лет. В то время она работала в частично принадлежащей отцу фирме, производившей минеральную воду Perrier. Многие предполагали, что Шато Марго выставят на продажу, но Коринн так любила своего отца, так хотела продолжить его дело, что продала львиную часть контрольного пакета акций Perrier, оставив за собой только 25%.
…И принялась вникать в виноделие. «Когда я впервые серьезно занялась хозяйством в 1983 году, я не понимала, что такое терруар», – вспоминала Коринн. На этом этапе нашего рассказа уместно вспомнить ряд исторических решений, принятых Коринн Менцелопулос:
– производить весь виноматериал непосредственно на территории шато;
– рискнуть и пригласить молодого энолога Paul Pontallier на пост директора Винного Дома (где он проработал вплоть до 2016 года, пока его не настигла тяжелая болезнь);
– выпустить третье, более демократичное вино Margaux du Chateau Margaux из исключительного урожая 2009 года;
– заказать проект нового хранилища с лабораторией у британского архитектора Нормана Фостера – лауреата Императорской и Притцкеровской премий (строительство закончилось в 2015 году, на открытие были приглашены обозреватели Drinks+, а отчет об этом нашумевшем событии размещен здесь .
Благодаря усилиям Коринн, в 1998 году вино Chateau Margaux было названо «лучшим красным вином из бордоского поместья», а Chateau Margaux 1995 года с рейтингом 100 баллов журнал Wine Spectator признал «лучшим вином нашего времени». Сегодня Chateau Margaux – культовое место и визитная карточка Франции.
Разумеется, тур Drinks+ по Франции не обошелся без визита на Шато Марго. И хотя время нашего путешествия совпало с периодом проведения главной выставки «Винэкспо», а потому шато не работало на прием посетителей, для нас было сделано приятное исключение. Заметим, нынешние владельцы шато обладают воспитанием и культурой, свойственными только настоящей аристократии. Как когда-то сказала Коринн в интервью одному популярному изданию: «Я не нувориш, мне не свойственно кичиться состоянием или масштабами наследства». Благодаря этой открытости и толерантности к прессе, мы смогли получить пропуск в эту винную мекку и насладиться спокойным созерцанием виноградников, безлюдных парковых аллей, бондарни и горизонтальной дегустацией вин хозяйства знаменитого винтажа – 2009 года.
На здешних виноградниках, занимающих почти 90 га, выращивают Каберне Совиньон (ведущий сорт, который здесь демонстрирует уникальные качества), Каберне Фран, Мерло и Пти Вердо. Совиньон Блан культивируется лишь на 12 га для создания белого вина Pavillon Blanc.
Почвы аппелласьона сложные, каменистые, перемежаются с известняковыми породами, с примесью песка, глины и гравия.
Такой почвенный состав, климат и старые лозы (более 30 лет) позволяют всем винам Шато Марго хорошо проявлять себя при выдержке в среднем свыше 20 лет. «Вечные вина» – второе название созданных здесь вин, выдержка которых может длиться в течение века.
Сегодня на помощь Коринн в управлении винодельней пришла ее средняя дочь Александра Пти-Менцелопулос (1985 г. рождения), положив основу семейной династии женщин-виноделов. Александра стажировалась в Christie’s, в свое время успела поработать в Berry Brothers & Rudd, старейшей британской виноторговой компании. Теперь она живет в Лондоне и представляет интересы Шато Марго на британском рынке.
Кстати, по нашим данным, именно она работала над разработкой концепции и выводом на рынок «третьего вина» дома, Margaux de Château Margaux. Когда-то Александра призналась: «Мама никогда не настаивала на том, чтобы я выбрала вино своей профессией, но я просто не смогла устоять, ведь это лучшая работа в мире!».
Когда мы дегустировали вина Шато Марго в одном из залов хозяйства, мы не могли не согласиться с Александрой и подняли отдельный тост за нашу работу – лучшую в мире!

X
Украина