Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Как денди лондонский одет… бокал выходит нынче в свет

23.05.2018, Маркетинг

Юлия Билека

Солидный возраст изобретения Клауса Риделя дает все основания утверждать, что более полвека со дня явления народу вершины творчества богемской компании – бокала Riedel – не прошли даром. День ото дня лучшие мастера всего мира с особой скрупулезностью оттачивали филигранное искусство рождения бокала, благодаря которому каждый напиток в нем может раскрыться наиболее ярко.

И если справедливо утверждение приверженцев функционального дизайна, что содержимое определяет форму, то очевидно одно: еще не одно десятилетие нас будут радовать достижения дизайнерской мысли. Мир напитков постоянно пополняется новыми экспонатами, требующими не только внимательного и правильного к себе отношения, но и ничем не искаженного восприятия.

Drinks+ решил выяснить, какие изменения претерпел дизайн бокала после своего появления и что нынче предлагают потребителю современные гуру стекла. После разбора последних трендов рынка сосудов для питья почему-то первой приходит мысль вроде «классика forever». И дело тут не в субъективных пристрастиях. Просто со времени изобретения традиционного тонкого бокала на высокой ножке никто другой пока не смог угодить взыскательному вкусу ценителей дорогих напитков. И, к радости ведущих производителей изящных бокалов, мода на них не проходит.

Классическая форма бокала позволяет выдерживать основные правила культуры потребления, к примеру, вина. Тонкая ножка придумана не для того, чтобы проверять степень опьянения человека, ставящего бокал на стол; ее предназначение – поддерживать необходимую температуру. Ведь разогретый теплыми ладонями бокал может вызвать ошибочное суждение о качестве налитого в него вина, а несоответствующая форма купола неправильно зонирует во рту его поток, который, минуя нужные рецепторы на языке, искажает вкусовую гамму. К тому же форма бокала оказывает немалое влияние и на ароматические свойства напитка.

Что касается визуального восприятия бокала, то, несмотря на всевозможные дизайнерские веяния, ни одно уважающее себя заведение не станет использовать для вина, коньяка и пр. бокалы из цветного стекла. Игнорирование некоторых произведений стекольного искусства связано с тем, что люди в первую очередь обращают внимание на игру оттенков напитка в бокале, определяя его возраст и качество. Танец света и вина цветное стекло просто-напросто затмит, так и не дав в полной мере насладиться ярким зрелищем.

Использование бокала из темного стекла допускается во время так называемых «слепых» дегустаций. Максимум, что можно себе позволить, – это бокал на цветной, не очень яркой ножке. Однако и у семейства разноцветных есть свои почитатели. Одни любят популярный эклектический стиль, другим просто нравится «живенькая» сервировка разноцветной посудой. Для домашнего романтического ужина вполне уместными могут оказаться вошедшие в последнее время в моду бокалы, расписанные вручную витражными либо акриловыми (с золотом) красками. (К слову, сегодня расписывают все, что оказывается под рукой: от мебели и посуды до тканей).

В продолжение темы визуальных эффектов скажем о концептуально новом дизайне бокала, представленном на суд публике год тому американской студией дизайна AlissiaMT Design. Серия необычной посуды для шампанского, ликеров и мартини носит название InsideOut glasses («Бокалы шиворот-навыворот»). Сосуд такой серии состоит из двух стеклянных емкостей: внешней – тонкого бокала высотой 23,5см и 3,8см в ширину, и внутренней – классического бокала для шампанского без подставки. Таков же принцип конструкции бокала для мартини и ликера: крепления между его обеими частями отсутствуют – стекло подобной формы просто выдувается мастером. Среди главных преимуществ разработчики называют двойные стеклянные стенки, не дающие напитку быстро нагреваться. А это, согласитесь, решительный шаг на пути к будущему фужеров без ножек. Набор из двух бокалов ручной работы можно приобрести за $60.

Идею AlissiaMT Design несколько трансформировала дизайнер из Бруклина Миа Феррера Везенталь. Ее проект стакана для мартини – «На скалах» – стал победителем престижного международного конкурса Bombay Sapphire Designer Glass Competition 2008, который проводится уже много лет и успел зарекомендовать себя как один из самых авторитетных смотров молодых дизайнеров. Бокал-бриллиант от Mia Ferrera Wiesenthal, несомненно, достоин столь великой чести. Привычная узкая ножка «мартинки» тут напрочь отсутствует. Сама же форма осталась прежней, только «обросла» рельефом и приобрела вид этакого неограненного алмаза. Глубокий синий цвет стекла завораживает, придавая бокалу сходство с драгоценным камнем огромного размера. Ну а для гламурных поклонниц легендарной Мэрилин Монро дизайнеры из Hourglass Studio создали небольшую коллекцию роскошных бокалов с портретом знаменитой актрисы, с инкрустированным на месте знаменитой родинки камешком Swarovski. Стенки этих изящных изделий ручной работы как будто покрыты инеем, а на основании их ножек – размашистая роспись Монро.

Каждый бокал из этой редкой коллекции имеет собственный сертификат качества и регистрационный номер.
Творчество – процесс эфемерный, а потому, когда вдруг приходит муза, многие готовы принести на алтарь искусства, к примеру, рациональность или функциональность своего «шедевра». Так, осенью 2008 года французский скульптор Этьен Мено представил на суд публики бокалы в виде артерий человеческого сердца.

Анатомическое сходство между сердцем и бокалом становится сильнее, если в последний налить красное вино. Однако истинных ценителей вина такой бокал вряд ли покорит, поскольку доступ кислорода к вину в таком бокале весьма ограничен, что не дает возможности аромату полностью раскрыться. Сложность состоит также и в том, что мыть такую посуду практически невозможно, однако это не помешало автору бокала назначить за свое творение цену в $2тыс.

Одним из самых концептуальных проектов нынешнего года стало отображение в дизайне бокалов семи смертных грехов человечества. Автором столь одиозного замысла стал молодой дизайнер из Лондона Каспер Гамильтон. Довольно сложно и не совсем приятно пить из таких бокалов: их конструкция мешает процессу, как не дают нам жить грехи. Особая форма каждого символизирует один из них. К примеру, алчность представлена самым большим и пузатым бокалом с многочисленными изогнутыми отростками, похожими на щупальца осьминога. Но выпить из отростков весьма проблематично: если опрокинуть бокал, вино может выплеснуться на лицо и одежду. Так и жадность отхватывает больше, чем человек может проглотить. Однако не будем углубляться в описание каждого образца из этой коллекции, хотя стремление дизайнеров явить миру шедевры, способные перевернуть традиционные представления о сосуде для напитков и раздвинуть границы нашего восприятия, вполне оправданно. Правда, за редкими исключениями, проявления буйной фантазии творцов сводятся к чему-то нефункциональному или вообще китчу.

Не стоит забывать, однако, что бокал – посредник между продуктом производителя напитков и самим потребителем. Это своеобразное средство логистики, направленное на качественную и комфортную доставку энергетического послания, адресованного всем тем, кто обращается к сосуду для наслаждения вкусом напитка. И чтобы понять весь смысл, сокрытый на дне бокала, ценители старой доброй классики готовы без малейшего сожаления отбросить эстетическую составляющую, явившую ярчайшие примеры экспериментов с сознанием потребителя.

Предлагаем несколько ориентиров в последних достижениях консервативных производителей бокалов, использующих традиционные, а оттого и более близкие нам технологии. Постоянно совершенствуя и без того практически идеальную форму, многие лидирующие производители, в числе которых и Riedel Glass, постепенно отказываются от использования в производстве стекла для бокалов свинца, придающего изделиям особый блеск и чистоту.

В последнее время рынок стекла для застолья претерпел существенные изменения. Хрусталь все более вытесняется закаленным и обычным стеклом. Причина кроется не только в дороговизне хрусталя, особенно ручной обработки, но и в неоднозначном мнении о вреде оксида свинца, применяемого при изготовлении хрусталя.

В средневысокой ценовой нише, помимо произведений Риделя, в Европе очень популярна продукция французской фирмы Crystal D’Arques, известной своей серией Master Collection для профессиональных дегустаций. Это классический гладкий хрусталь без огранки и насечек, что позволяет лучше оценить цвет, прозрачность и консистенцию вина. Тонкие края бокалов отшлифованы лазером, что обеспечивает им необходимую прочность. Кроме того, спросом пользуются и бокалы торговых марок Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24%-м содержанием оксида свинца. В более высоком ценовом сегменте располагается продукция ирландской компании Waterford, производящей хрусталь с рекордным 33%-м содержанием оксида свинца. Компания изготовляла кубки для инаугурации президента США Билла Клинтона и других торжественных событий. Waterford выпускает также серию Vintage Marquis, в которую входят четыре бокала для вина, суженный кверху бокал для бренди и классический бокал для мартини.
А немецкий концерн Schott Zwiesel уже полностью исключил «свинцовую» технологию, разработав инновационный метод повышения прочности крепежа бокала с ножкой – наиболее уязвимого места конструкции. Применение просветленного стекла делает бокал практически неотличимым от хрустального, а по своей прочности он значительно превосходит своего старшего брата. Скорее всего, именно это направление в производстве и станет вскоре основным.

Средняя стоимость хрустального бокала колеблется в пределах $30-50, но может достигать и нескольких тысяч долларов, правда, за антикварные образцы. К примеру, в скором времени редчайшие бокалы для шампанского, созданные в XIX веке известным производителем стекла и хрусталя Baccarat, будут выставлены на аукцион. Коллекция из 12 единиц была создана еще для российского императорского суда. Узоры на них лишь незначительно отличаются от мотивов, применявшихся в создании схожих сосудов для российского императорского дома. Винтажные бокалы Baccarat, подлинность которых удостоверена итальянскими и французскими специалистами, можно увидеть исключительно в музеях или частных коллекциях.

Стоимость одной коллекционной единицы от этого производителя составляет порядка $2тыс. Благодаря технически совершенному исполнению хрусталь и столовое стекло Baccarat сегодня пользуются во всем мире огромной популярностью среди любителей благородных и гламурных вещей.

Высокая стоимость при больших издержках, связанных с особой хрупкостью посуды, существенно сужает сферу использования хрусталя, поэтому подобные изделия чаще всего приобретаются для VIP-залов элитных ресторанов и подачи коллекционных вин. Каковы бы ни были последние тенденции в дизайне, сегодня колоссальное внимание уделяется именно специальному столовому стеклу. И вполне возможно, что хрупкие хрустальные фужеры скоро станут большой редкостью. Но в одном нельзя не согласиться с мнением наследника давних традиций Георга Риделя: «Хотя бокал не может повлиять на само вино или, скажем, коньяк, он способен в корне изменить ваши ощущения от него».

X
Украина