Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Мониторинг рынка бренди Украины, 2014

23.05.2018, Аналитика

Рынок коньяка Украины не выбивается из общей картины: 2014 год, как и для остальных отраслей экономики, стал для него тяжелым.

Однако, помимо проблем с курсом и снижением покупательской способности населения, ему пришлось столкнуться с рядом особых проблем. Первая – аннексия Крыма. На полуострове базировался ряд предприятий коньячной продукции, которым, чтобы не потерять наш рынок, пришлось переносить производство на материковую Украину. Кто хотел – справился, тем более, что сразу после аннексии и начавшейся там процедуры национализации, «материковые» компании предложили «мигрантам» свои мощности.

К примеру, Украинская алкогольная компания «Олимп» перенесла розлив коньяков с Крымского винно-коньячного завода «Бахчисарай» на завод ДМК «Таврия» в Херсонской области. Однако снижения объемов производства крымчанам избежать не удалось, что логично и технически объяснимо.

Следующий удар отрасль получила уже не от соседнего государства, а от родного: 14 августа принимается законопроект №2403 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно усиления контроля за оборотом подакцизных товаров и уточнения отдельных налоговых норм» от 26 февраля 2013 года. Летом 2014-го в документ внесли ряд поправок, которые касались продления действующего размера ставки акцизного сбора до конца 2014-го и повешения с января 2015 до 59,96 грн за 1 л 100% спирта и до 63,50 в 2016-м. Но даже это готовы были принять производители, а вот отмену обязательного содержания отечественного сырья в украинских коньяках многие логично расценили, как циничную попытку уничтожить отрасль.

Парадокс ситуации в том, что предыдущие нормы наоборот предполагали постепенное увеличение этой доли с 0% в 2014-м до 5% в 2015-м и 30% в 2017-м году.

Накануне рассмотрения законопроекта часть предприятий била тревогу – писались письма, обращались в инстанции, пытаясь объяснить, как это отразится на отрасли: «примитивное ботлерство приравняли к многолетним технологиям производства настоящего коньяка… настоящий коньяк Украины просто исчезнет с рынка», – не уставали повторять в холдинге Global Spirits. «Если его (закон – прим.ред.) немедленно не отменить, спасти отрасль будет невозможно. На ее восстановление в будущем потребуется не менее 20 лет и огромные финансовые затраты », – увещевали в Первом Национальном Винодельческом Холдинге (ПНВХ). Исполнительный директор ПНВХ Анна Горкун выразила общие для производителей коньяка мысли: «Мы вложили в виноградарство и производство собственного сырья не только миллионные средства, но и более чем 125 лет кропотливой работы лучших специалистов. И сейчас это оказывается никому не нужно – потому что любой разливочный цех, где дешевое сырье неизвестного происхождения разливают по бутылкам, пытаются поставить на один уровень с лучшими производителями Украины. Этот документ может иметь только одно объяснение – коррупционность».

Следующий удар по отрасли – повышение минимальных розничных цен на 39-51% в зависимости от количества звездочек на бутылке. В результате самый дешевый коньяк объемом в 0,5 л обходится в 59 грн. Это повышение довольно серьезно сказалось на продажах, как утверждают аналитики. Потребители от трехзвездочных коньяков (а это был самый ходовой сегмент) перешли на водку.

Итак, повышение цены и понижение спроса, сужение внутреннего рынка сбыта из-за проведения антитеррористической операции на юго-востоке и период переноса с полуострова на материк производства, и отрасль дает спад: данные Госстата – минус 11,6% и объем – 2,6 млн дал. В нашем случае подробно будем анализировать период январь-октябрь, так как именно по этому сроку имеются более полные данные. Итак, если посмотреть таблицу 1, то видно, что за наш отчетный период сокращение составило 12,3% и это без учета Крыма, доля которого за первые четыре месяца, пока он не попал под триколор, составляла 39% рынка. Сейчас в Украине на коньяке специализируются Одесская, Херсонская и Закарпатская области, дающие 95% общего производства. При этом, по данным AR-group, за 9 месяцев 2014г. производство коньяка снизилось в Одесской на 22%, в Закарпатской на 1,1%, а Херсонская область, напротив, дала плюс в 87%. И основная заслуга в этом принадлежит ВАТ АПФ «Таврия», которая на фоне общего падения за 10 месяцев прошлого года дала 107% (!) роста. Отчасти это обусловлено наличием у производителя собственных виноградников – 1400 га (большими засаженными площадями в Украине не владеет никто) и полным циклом производства, в противовес ботлерам, разливающим покупное сырье. Но главное же – это качество и хорошо выстроенная дистрибуция. Кроме того, за прошлый год компания пополнила ассортиментный ряд бренди «Каховский» и коньяком «Крымский резерв».

Положительные результаты дали еще несколько предприятий: «Цюрупинское» (Херсонская обл.) +36%, «Аквавинтекс» (Одесская обл.) +11% и Ужгородский КЗ +1%. Остальные компании числятся в статданных пострадавшими. В ТОП-3 этого антирейтинга попали: «Первомайский» (-88%), «Бахчисарайский ВЗ» (-82%) и госпредприятие «Симферопольський ВЗ» (-71%).

Хорошие показатели «Таврии» существенно увеличили ее долю на рынке – с 10% в 2013 году до 23,5% в 2014-м. Таким образом, производитель занял замыкающее место в тройке лидеров, подвинув с него ООО Симферопольский ВЗ (Rainford), занимавший в 2013-м 19,2%. Стоит добавить, что отрыв Симферопольского от удерживающего второе место ПТК «Шабо» был существенен, доли были распределены таким образом: 10% против 32,3%. В 2014 году отрыв уже не был столь существенен, но ротации все же произошли. Помимо появления «Таврии», сменился лидер: на первое место по объемам вышел ПТК «Шабо» – 28,7%, ОКЗ опустился на второе с 26,6% и, собственно, «Таврия» с 23,5% оказалась на третьем месте.

В таблице отсутствует еще один производитель, чей бренд вышел недавно. В конце ноября на новом «Николаевском коньячном заводе» начат розлив коньяка ТМ «Коблево». В «Баядера Групп» уже объявили, что к концу 2015-го они займут 10% рынка. Высказывания амбициозны, но не безосновательны: у холдинга прекрасная дистрибуционная сеть и уже этим она обеспечивает себе несколько процентов рынка.

Как ни удивительно, но, несмотря на общее падение рынка, его экспортная часть продемонстрировала рост. С января по сентябрь за рубеж было поставлено 245 тыс. дал коньяка – рост в натуральном объеме составил 7,2%, а в денежном – 59,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Таким образом компании суммарно получили 136 млн грн (в 2013 году объем рынка экспорта равнялся 85,5 млн грн). Как это ни прискорбно, но основным партнером в этом направлении остается Россия – на нее приходится 95% всего экспорта.

Прискорбно даже не потому, что мы сотрудничаем со страной-агрессором, а потому, что не делаем выводы из истории, – скажем, об эмбарго, наложенного ранее на Грузию и Молдову. Вспомним, после первой волны молдавские предприятия переориентировались на другие рынки и потом, в перерыве между первым и вторым эмбарго, не рисковали сотрудничать с ненадежным рынком, а если и работали, то диверсифицировали свои риски. Грузины также сообщали, что не делают ставку на россиян, хотя активно и завозили туда свою продукцию, как только попали под амнистию Роспотребнадзора. Наши же предприятия, хоть и наблюдали, как соседи обожглись на молоке, – ни на воду, ни в ус не дули. В результате в августе Россия ввела запрет на украинское пиво и водку некоторых производителей. Несложно предсказать, что будет дальше.

Задача №1 сегодня – это диверсификация экспортных направлений в направлении США (они уже признали Украину виноградарской и винодельческой страной), Азии и Африки. Европейский рынок, конечно же, необходим, вот только, как справедливо отметил в одном из интервью Владимир Курченко – генеральный директор корпорации «Укрвинпром», сложно говорить об успешном расширении присутствия украинской продукции на рынках ЕС в условиях перепроизводства винодельческой продукции в Европе.

Фото: httpss://www.ua.all.biz

 
Календарь событий