Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Winespiration: учись играючи

Всему, абсолютно всему можно научиться в игровой форме. Ведь играя, приобретать новые знания и проще, и веселее. Именно по этой причине была создана настольная винная игра Winespiration. Вино – это не знания для избранных, а, в первую очередь, это фан! Евгения Николайчук, автор настольного образовательного проекта, впервые представила Winespiration на зрительский суд в 2014 году. D+ поинтересовался: «Почему именно игра? Почему не книга, не блог, не сайт?..»

«Вином все больше и больше увлекается поколение так называемых миллениалов. В США, например, это самая активная часть покупателей вина. Похожая тенденция и в Европе. В Украине они также играют важную роль в развитии винной культуры. Кто эти люди?  Сегодня им от 25 до 35 лет. Они активно вовлечены в цифровые технологии и терпеть не могут снобизм. Они находятся в постоянном поиске знаний и считают, что чем менее стандартно, тем лучше. Они больше не бросаются на бренды и значительно больше открыты к новому, чем старшее поколение. И они обожают играть! По моим наблюдениям, именно эта категория людей активнее других посещает винные дегустации. Нет, не те пафосные мероприятия, где собираются люди в дорогих костюмах и разливаются вина с кричащими именами на этикетках. А познавательные двух-трех часовые лекции об основах вина. То есть, им просто интересно! Интересно услышать новую информацию, узнать больше о сортах, регионах, но при этом они ценят расслабленный формат общения. Тот, в котором ты себя не чувствуешь дураком, если чего-то не знаешь. В этом смысле именно игровой формат – идеальное решение для познавательного и веселого времяпрепровождения за бокалом с вином».

В чем же смысл игры и как играть? По правилам, участники делятся на команды. Каждая команда вытягивает карточку с вопросом, которые в свою очередь разделены на 3 уровня сложности: от легких до самых сложных. Игроки тянут вопросы вслепую, и это значительно добавляет игре азарта. Если команда отвечает правильно на поставленный вопрос, то она выкидывает кубик и ходит по полю. Если же команда ошиблась, то (вот здесь начинается самое интересное) она выпивает по штрафному глотку вина, пока ведущий рассказывает историю, связанную с вызвавшим сложности вопросом. Также по ходу игры вы можете попадать в ловушки, например, в Прованс, где на ваши виноградники нападает филлоксера, а вам нужно выполнить некое задание по этому поводу. Или же вам представится возможность посоревноваться в «винном баттле», где вы заработаете себе дополнительные баллы. Даже если вы не знаете о вине абсолютно ничего, то в конце вечера в вашей памяти точно останется парочка интересных фактов, несколько терминов и еще масса информации, чтоб «поумничать» о вине при случае. Одним словом, Winespiration, это не что-то вроде «бутылочки» или «пьяных шахмат», Winespiration – это образовательный проект, где знания можно получить очень весело и, к тому же, азартно.

До сегодняшнего дня настольная винная игра Winespiration пользовалась популярностью в качестве услуги и интересного развлечения на днях рождения, небольших корпоративах или же, например, девичниках. Но к концу года Евгения Николайчук обещает выпустить игру в массовую продажу и перевести ее на английский язык. 

Играйте. Учитесь. Веселитесь. Ведь вино – это фан! D+

Всему, абсолютно всему можно научиться в игровой форме. Ведь играя, приобретать новые знания и проще, и веселее. Именно по этой причине была создана настольная винная игра Winespiration. Вино – это не знания для избранных, а, в первую очередь, это фан! Евгения Николайчук, автор настольного образовательного проекта, впервые представила Winespiration на зрительский суд в 2014 году. […]

5 уникальных бутылок: стекло – это искусство

1. Crystal Head Vodka

Водка Crystal Head, выпускаемая Globefill Inc. в Ньюфаундленде и Лабрадоре в Канаде, поставляется в прозрачной стеклянной бутылке уникальной формы – в виде человеческого черепа и с деревянной укупоркой. Эта тара, словно из крутого триллера, разработана художником Джоном Александером и изготовлена миланским производителем стекла Bruni Glass.

2. Khukri Rum

Чтобы отметить коронацию Его Королевского Высочества Шри Бирендра Бир Бикрама Шаха Дев в 1974 году, была выпущена Coronation Khukri XXX Rum – бутылка в форме непальского кинжала или Хукри. Бутылка олицетворяет непальскую культуру и должна изготавливаться вручную.

3. Bombay Sapphire Revelation Collection

Bombay Sapphire – джин, который производится с 1978 года и принадлежит Bacardi. В 2008 году специальный релиз под названием Revelation Collection был выпущен в бутылке из кристалла ручной резки и украшен бриллиантами и сапфирами по проекту Карима Рашида.

4. Absolut Disco

Absolut – третий по величине водочный бренд, который производится с 1879 года. Одной из самых творческих бутылок стала коллекция Absolut Disco, выпущенная в 2007 году в рамках новогодней кампании. Бутылку можно повесить, как зеркальный шар, придав настроение вечеринке.

5. Bong Spirit Vodka

Супер-премиальный водочный бренд продается в бутылке, которая имеет форму бонга. Она производится компанией Bong Spirit Imports, LLC., Голландия. Дизайн разработан художником Джими Бичем в 2005 году и считается продуктом, который объединяет крепкий алкоголь и мир искусства.

Фото: www.wonderslist.com, httpss://www.huffingtonpost.com

1. Crystal Head Vodka Водка Crystal Head, выпускаемая Globefill Inc. в Ньюфаундленде и Лабрадоре в Канаде, поставляется в прозрачной стеклянной бутылке уникальной формы – в виде человеческого черепа и с деревянной укупоркой. Эта тара, словно из крутого триллера, разработана художником Джоном Александером и изготовлена миланским производителем стекла Bruni Glass. 2. Khukri Rum Чтобы отметить коронацию […]

Châteauneuf-du-Pape: история тиснения на бутылках

Шатонеф-дю-Пап, расположенное на юге долины Роны имеет в своей истории множество интригующих моментов. Один из них касается появлению на устойчивых бутылках от легендарного шато, похожих на шахматные фигуры, замысловатого тиснения. Такими бутылками не может похвалиться ни одно шато мира: на каждой бутылке винного хозяйства запечатлена печать Папы Римского.

История гласит, что в 14-ом веке, Папа переехал в Авиньон на юге Роны. Свое поместье он назвал незамысловато: Шатонеф-дю-Пап — что означает «новый замок Папы». Правда, Папа по-отцовски, не скупясь, взялся ставить свою печать на вина всех местных виноделов. Со временем она стала ассоциироваться с местными винами из сорта Гренаш. Но со временем в винодельческое поместье, принадлежавшее Папе пришли новые владельцы и во через шесть столетий она стала частью бренда Châteauneuf-du-Pape.

Шатонеф-дю-Пап, расположенное на юге долины Роны имеет в своей истории множество интригующих моментов. Один из них касается появлению на устойчивых бутылках от легендарного шато, похожих на шахматные фигуры, замысловатого тиснения. Такими бутылками не может похвалиться ни одно шато мира: на каждой бутылке винного хозяйства запечатлена печать Папы Римского. История гласит, что в 14-ом веке, Папа […]

Дизайн коньяка: шанс потрогать музыку руками

 

Евгения Родионова

По одной из легенд, однажды в поисках пятого элемента для получения золота шевалье Жак де ла Круа-Маррон – алхимик из Шаранты – решил предать повторной дистилляции виноградный спирт. Чудо произошло: на свет появился прародитель коньяка. По сей день во время второй перегонки его делят на три фракции, две из которых – первую (голову) и последнюю (хвост) – отправляют на повторную переработку, а среднюю – сердце – на выдержку в бочках. Побывав в т.н. «раю», а точнее – в той части склада, где хранятся старые спирты – выдержанные «сердца» соединяются, рождая уникальные симфонии ароматов и вкусов, и в созданных специально для них стеклянных сосудах устремляются во все части света. Сегодня мы говорим о коньяке, сотворенном для выражения благодарности, признания, глубоких чувств: мы рассматриваем Коньяк как Подарок.

Сердце в футляре

Это парадоксально, но, по словам Филиппа Сэ – руководителя студии промышленного дизайна Version Originale (Франция), – чем проще и лаконичнее выглядит бутылка, тем сложнее было дизайнеру ее придумать. Так и с самим коньяком: чем более выверена, отточена формула купажей, тем изысканнее вкус. Эта связь между сосудом и его содержимым заставляет создателей биться над формулами и формами, чтобы удивлять в итоге потребителя простотой, граничащей с совершенством. Результаты – налицо. По докризисным данным Национального межпрофессионального бюро Коньяка (Bureau national interprofessionnel du cognac, BNIC) в 2007 году по всему миру было продано 158 миллионов бутылок (что на 14 миллионов больше, чем в 2006 году), причем более половины из них составили элитные марки класса Extra, Napoleon, XO. В подтверждение этой информации пять Коньячных Домов – Camus, Hennessy, Courvoisier, Martell и Remy Martin – тогда же объявили, что с 2001 года их продажи выросли почти на 40%. Совпадение или нет, но именно эта пятерка на небосклоне дизайна является созвездием, на которое равняются все другие производители. Да и принадлежность к Qualité Supérieure Supérieure (QSS) – категории премиум – наверняка дает о себе знать. К сегменту QSS сегодня тяготеет весь мировой рынок, несмотря на то, что за эти годы, прошедшие со старта кризиса, показатели роста сократились и в коньячном сегменте. Причем в коньячном, может быть особенно. Но если сегодня даже водка массово устремилась в высшие сферы, то аристократам напиточного рынка сам Бог велел. На дизайне коньяка эта тенденция сказывается весьма своеобразным образом. Премиум бренды поступают в продажу в простом и элегантном оформлении, демонстрирующем выдающееся мастерство дизайнеров.
Вспомним: в числе лидеров новой лакшери-волны Коньячный Дом Delamain презентовал эксклюзивный коньяк Le Voyage de Delamain, выпущенный раритетной партией всего в 500 экземпляров (розничная цена – около 7600 евро за бутылку). Скромный, элегантный, без лишних изысков обтекаемый декантер был выдут вручную из хрусталя Baccarat. Его тело украшено лаконично, но достойно: на горлышко надет серебряный ошейник-колье с лого Delamain. В то же время, фактически обнаженную бутылку создатели поместили в роскошную презентационную коробку, над которой трудилась целая команда лучших дизайнеров Франции. Гофрированный кожаный футляр напоминает развернутый на 180 градусов аккордеон – один, кстати, из символов Франции. Чтобы достать напиток, достаточно развести по сторонам две половинки коробки, удерживаемые магнитами. Изобретательно, стильно, оригинально.
Зачастую в коньячном деле в качестве сувенирной упаковки используются деревянные шкатулки, обтянутые тканью. Например, упаковка Hennessy Richard с внешней стороны покрыта тончайшим нубуком, а изнутри оформлена расписным сатином. Короба для продукции коньячного дома Martell обтянуты роскошным бархатом. Для Frapin VIP XO 2000, произведенного в ограниченном количестве, ларец был изготовлен из ценной породы африканского дерева и снабжен сигарным отсеком с термометром и регистратором влажности.
В Украине наиболее эстетствующие марки отдают предпочтение деревянным коробам, – символу времени, которое провели спирты в дубовых бочках. Большинство же склоняется либо к картону, либо, все чаще, к жестяным тубусам. В качестве удачного примера приведу упаковку элитной коллекции ТМ «Клинков». Этим же путем идут и другие – коньяки торговых марок «Георгиевский 5*», AleXX, «Таврия». Кроме традиционного цельного тубуса, закрывающегося сверху крышкой, на украинском рынке встречаются и иные его вариации. Например, для упаковки коньяков Одесского коньячного завода серии ESTE в свое время был создан жестяный тубус с «окошком», через которое видно бутылку с наименованием. Коньяк «Жан-Жак. Престиж» помещался в деревянный тубус, выполненный в форме телескопической трубы. В подарочных наборах встречаются преимущественно брендированные бокалы.

    

Круговая порука

Несмотря на сентенцию «все гениальное – просто», дизайнеры продолжают жонглировать фигурными бутылками, пытаясь привлечь внимание публики, и, по нашим наблюдениям, все более популярной фигурой оказывается круг. В избранные круги вошли коньяки Rémy Martin – XO Excellence и XO Premier Cru, помещенные в рифленые сосуды, имитирующие солнце, Rémy Martin Extra в лаконичном флаконе, а также неподражаемый LOUIS XIII Grande Champagne Cognac. Круглыми формами примечательны Camus Borderies XO, элитные коньяки Delamain и Camus XO Superior. В абсолютный круг вписались и Martell ODYS, и Frapin EXTRA, и 26-летний Hardy «Фляга рыбака». Renault Carte d`Argent – это также круг, обтянутый в поясе матовой «лентой». Его круглая этикетка размещена в центре бутылки, а в варианте Extra бутылку венчает хрустальная пробка с кольцом, напоминающим нимб. Кстати, Дом Renault всегда славился подчеркнутым вниманием к внешнему виду своих коньяков: он одним из первых стал поставлять напиток не в бочках, как было принято ранее, а в бутылках, благодаря чему добился немалой известности на рынках Великобритании и Скандинавских стран. Нельзя не упомянуть об армянских коньяках ТМ «Ной», вся линейка которых (за исключением лишь 25-летнего «Властелин» в бутылке «хеопс») представлена в бутылках серии «гелиос». Тенденцию быстро подхватили и отечественные производители. Например, «Агропромышленная фирма «Таврия» свои коньяки «Аскания» и «Херсон», относящиеся к категории «КС», облачила в округлые формы. Также поступил в свое время и Одесский коньячный завод с коллекционными коньяками «Золотой Дюк», «Русь», «Киев», «Одесса» и «Украина».
Форму полусферы применили дизайнеры коньяков Chabasse Imperial, а также Bowen EXTRA. В случае с последним основание бутылки обтянуто кожей того же цвета, что и футляр для данного образца.
От абсолютного круга к каплеобразной форме перешли коньяки Initiale Extra и XO Imperial марки Courvoisier, De Luze Cognac XO, практически весь ассортимент коньячного дома Otard. Элипсоидную форму выбрали производители коньяков ТМ «Клинков» для серии Family Collection.
Фигурная бутылка из литого хрусталя использована в производстве звезды первой величины из созвездия коньяков тираспольского завода KVINT – выдержанного в течение 40 лет «Суворова».
Кроме того, сегодня производители активно применяют либо четырехугольную форму (Camus Extra, 55-летний Otard XO, Hennessy Paradis, Renault Carte Noire, «Александрийский», «Таврия»), либо сосуды, напоминающие вытянутые бордоские бутылки. Однако бурная фантазия дизайнеров и присущее производителям желание удивить порой выбрасывают на берег рынка такие жемчужины, пройти мимо которых, не остановившись, – невозможно. И все чаще прилавки супермаркетов напоминают выставочную галерею.

Арт, авангард и исторический фактор

По убеждению Филиппа Сэ, с точки зрения маркетинга, сегодня крайне важно тонко, но максимально эксплуатировать известность марки, ее историю, традицию. В качестве успешного примера эксперт приводит последнюю презентацию Rémy Martin Vintage Premier Cru 1988 года: владельцы решили «достать из подвала» бутылку, использовавшуюся для розлива в 1950 году, тонировать ее в черный матовый цвет и заполнить уникальным коньяком сложного года, более 18 лет проведшего в бочках из лимузенского дуба. Примерно в таком же стиле и в том же цвете выполнен Courvoisier Napoleon. На зов предков идут многие. Кто-то подписывает этикетки «вручную», кто-то использует фамильные гербы или воссоздает старинную форму тары.
На наш взгляд, Frapin XO VIP сделал это с шиком. Коньяк был выпущен в элегантном графине – точной копии флакона, использовавшегося в ХVI веке, украшенном золотым фризом и позолоченной пробкой из чистого золота в 24 карата.
Несмотря на то, что, если верить специалистам, эффективный дизайн заключается в лаконичных формах, а модные тенденции декларируют возврат к первоистокам, – кича и блеска, а также авангарда никто не отменял. Более того, современные технологии дают дизайнерам возможность воплощать самые смелые фантазии.
Предавшись вдохновению, известный французский дизайнер Серж Мансо не так давно разработал для Martell Creation’s Grand Extra утонченный и элегантный образ. «Римская арка, триумф, награда. Настоящая алхимия поэзии. Как музыка – безмолвие, бутылка заполняет пустоту жизнью», – говорит автор. Опытный мастер, исполненный энтузиазма и творческого воодушевления, он сумел соединить в своем творении современность и традиции. Связь прошлого с настоящим выражена с помощью главного элемента – тройной арки, которая во многих культурах мира символизирует победу и триумф. Идея, по признанию автора, была навеяна также некой алхимией, которая, по мнению г-на Мансо, сопровождает весь процесс производства коньяка. Он хотел подчеркнуть, что не все в этом мире подчиняется воле человека – всегда есть некий элемент волшебства. А уж тем более, если речь идет о рождении великого напитка.
Еще одним нашумевшим проектом Сержа Мансо стал оригинальный хрустальный графин, по форме напоминающий хорошо ограненный драгоценный камень, для коньяков Camus Jubilee. Букет, созданный в 1913 году Эдмондом Камю в честь 50-й годовщины основания торгового дома, облачился в достойный наряд. К слову, Коньячный Дом Camus первым стал использовать для коньяка хрустальные графины Baccarat ручной работы и коллекционные фляги из лиможского фарфора в форме книг. Эти «книги», посвященные таким великим мастерам искусства, как Ван Гог и Ренуар, выполнены вручную и декорированы золотом в 22 карата. Дом Hennessy подхватил «литературную» тему и воплотил ее в образе библиотечного ларца в кожаном переплете, открыв который, можно обнаружить настоящее произведение – коньяк Hennessy Bibliotheque.
Коньяк A.E. DOR Gold выходит в керамическом декантере, тонированном под золото. А коньячный дом Gautier создает эксклюзивные сосуды из фарфора в виде аэропланов, знаменитого сиднейского Opera House, корабельного штурвала, смастеренного из стекла, дерева и веревки… Еще одним направлением, правда, больше прагматическим, чем дизайнерским, стало создание коньяков в миниатюре. В крошечные флаконы разлил A.De Fussigny коньяк ХО, миньоны выпустил также Дом Hennessy.
В Украине тематических сосудов для коньяка на полках пока не так много, как во Франции, но большинство из них достойны внимания. Одни – с точки зрения примера для подражания. Другие – для того, чтобы учиться на чужих ошибках.
Если говорить о первых, то, пожалуй, я бы с ностальгией вспомнила о былом – еще не поменявшем своих собственников «Коктебеле»: в линейке коллекционных коньяков крымского производителя тех времен был что ни образец – то великолепный образ.
Вспомню марочный коньяк «Коктебель Коллекционный», в бутылке в виде парусника с синей этикеткой. Синий – цвет Страны голубых вершин, а парус – символ романтического Крыма, навевающий воспоминания – о феодосийской бухте, расположенной неподалеку от Коктебеля, где доверчивая Ассоль ждала своего принца… Пока не дождалась, хочется с сарказмом сказать сегодня, но не о том речь.
Если говорить о привязке к местности, то еще один отечественный коньяк (Крым наш – напомню!), выпускаемый в сувенирной бутылке, о котором хотелось бы упомянуть, – всемерно (названием, формой и т.д.) поддерживающий ассоциативный ряд с родиной коньяка Францией, – «Жан-Жак». Эйфелева башня, в виде которой исполнен его сосуд, получает логическое объяснение и поддержку в телевизионном ролике. По мнению создателей, этот образ несет французскую культуру в массы, сообщая потребителю, что напиток произведен по французской технологии. Картонная упаковка для коньяков «Жан-Жак» также выполнялась с изображением пейзажей Парижа. В любом случае, вид этого бренда вызывает желание если не съездить в Париж, то хоть погладить французского бульдога и, – как без этого – выпить бокал «Жан-Жака».
P.S. С тех пор, как в 1947 году один из прямых потомков капитана Ричарда создал знаменитую бутылку с виноградной лозой и листьями для коньяков дома Hennessy, и с его легкой руки Дом стал безусловным лидером на коньячном рынке, изменилось многое. Но есть подозрение, что и через двести лет Hennessy будет придерживаться собственного стиля. Стать классикой завтра, а то и вовсе достичь стиля «вне времени» – вот мечта каждого мастера, создающего Коньяк. D+

 

  Евгения Родионова По одной из легенд, однажды в поисках пятого элемента для получения золота шевалье Жак де ла Круа-Маррон – алхимик из Шаранты – решил предать повторной дистилляции виноградный спирт. Чудо произошло: на свет появился прародитель коньяка. По сей день во время второй перегонки его делят на три фракции, две из которых – первую […]

Как денди лондонский одет… бокал выходит нынче в свет

Юлия Билека

Солидный возраст изобретения Клауса Риделя дает все основания утверждать, что более полвека со дня явления народу вершины творчества богемской компании – бокала Riedel – не прошли даром. День ото дня лучшие мастера всего мира с особой скрупулезностью оттачивали филигранное искусство рождения бокала, благодаря которому каждый напиток в нем может раскрыться наиболее ярко.

И если справедливо утверждение приверженцев функционального дизайна, что содержимое определяет форму, то очевидно одно: еще не одно десятилетие нас будут радовать достижения дизайнерской мысли. Мир напитков постоянно пополняется новыми экспонатами, требующими не только внимательного и правильного к себе отношения, но и ничем не искаженного восприятия.

Drinks+ решил выяснить, какие изменения претерпел дизайн бокала после своего появления и что нынче предлагают потребителю современные гуру стекла. После разбора последних трендов рынка сосудов для питья почему-то первой приходит мысль вроде «классика forever». И дело тут не в субъективных пристрастиях. Просто со времени изобретения традиционного тонкого бокала на высокой ножке никто другой пока не смог угодить взыскательному вкусу ценителей дорогих напитков. И, к радости ведущих производителей изящных бокалов, мода на них не проходит.

Классическая форма бокала позволяет выдерживать основные правила культуры потребления, к примеру, вина. Тонкая ножка придумана не для того, чтобы проверять степень опьянения человека, ставящего бокал на стол; ее предназначение – поддерживать необходимую температуру. Ведь разогретый теплыми ладонями бокал может вызвать ошибочное суждение о качестве налитого в него вина, а несоответствующая форма купола неправильно зонирует во рту его поток, который, минуя нужные рецепторы на языке, искажает вкусовую гамму. К тому же форма бокала оказывает немалое влияние и на ароматические свойства напитка.

Что касается визуального восприятия бокала, то, несмотря на всевозможные дизайнерские веяния, ни одно уважающее себя заведение не станет использовать для вина, коньяка и пр. бокалы из цветного стекла. Игнорирование некоторых произведений стекольного искусства связано с тем, что люди в первую очередь обращают внимание на игру оттенков напитка в бокале, определяя его возраст и качество. Танец света и вина цветное стекло просто-напросто затмит, так и не дав в полной мере насладиться ярким зрелищем.

Использование бокала из темного стекла допускается во время так называемых «слепых» дегустаций. Максимум, что можно себе позволить, – это бокал на цветной, не очень яркой ножке. Однако и у семейства разноцветных есть свои почитатели. Одни любят популярный эклектический стиль, другим просто нравится «живенькая» сервировка разноцветной посудой. Для домашнего романтического ужина вполне уместными могут оказаться вошедшие в последнее время в моду бокалы, расписанные вручную витражными либо акриловыми (с золотом) красками. (К слову, сегодня расписывают все, что оказывается под рукой: от мебели и посуды до тканей).

В продолжение темы визуальных эффектов скажем о концептуально новом дизайне бокала, представленном на суд публике год тому американской студией дизайна AlissiaMT Design. Серия необычной посуды для шампанского, ликеров и мартини носит название InsideOut glasses («Бокалы шиворот-навыворот»). Сосуд такой серии состоит из двух стеклянных емкостей: внешней – тонкого бокала высотой 23,5см и 3,8см в ширину, и внутренней – классического бокала для шампанского без подставки. Таков же принцип конструкции бокала для мартини и ликера: крепления между его обеими частями отсутствуют – стекло подобной формы просто выдувается мастером. Среди главных преимуществ разработчики называют двойные стеклянные стенки, не дающие напитку быстро нагреваться. А это, согласитесь, решительный шаг на пути к будущему фужеров без ножек. Набор из двух бокалов ручной работы можно приобрести за $60.

Идею AlissiaMT Design несколько трансформировала дизайнер из Бруклина Миа Феррера Везенталь. Ее проект стакана для мартини – «На скалах» – стал победителем престижного международного конкурса Bombay Sapphire Designer Glass Competition 2008, который проводится уже много лет и успел зарекомендовать себя как один из самых авторитетных смотров молодых дизайнеров. Бокал-бриллиант от Mia Ferrera Wiesenthal, несомненно, достоин столь великой чести. Привычная узкая ножка «мартинки» тут напрочь отсутствует. Сама же форма осталась прежней, только «обросла» рельефом и приобрела вид этакого неограненного алмаза. Глубокий синий цвет стекла завораживает, придавая бокалу сходство с драгоценным камнем огромного размера. Ну а для гламурных поклонниц легендарной Мэрилин Монро дизайнеры из Hourglass Studio создали небольшую коллекцию роскошных бокалов с портретом знаменитой актрисы, с инкрустированным на месте знаменитой родинки камешком Swarovski. Стенки этих изящных изделий ручной работы как будто покрыты инеем, а на основании их ножек – размашистая роспись Монро.

Каждый бокал из этой редкой коллекции имеет собственный сертификат качества и регистрационный номер.
Творчество – процесс эфемерный, а потому, когда вдруг приходит муза, многие готовы принести на алтарь искусства, к примеру, рациональность или функциональность своего «шедевра». Так, осенью 2008 года французский скульптор Этьен Мено представил на суд публики бокалы в виде артерий человеческого сердца.

Анатомическое сходство между сердцем и бокалом становится сильнее, если в последний налить красное вино. Однако истинных ценителей вина такой бокал вряд ли покорит, поскольку доступ кислорода к вину в таком бокале весьма ограничен, что не дает возможности аромату полностью раскрыться. Сложность состоит также и в том, что мыть такую посуду практически невозможно, однако это не помешало автору бокала назначить за свое творение цену в $2тыс.

Одним из самых концептуальных проектов нынешнего года стало отображение в дизайне бокалов семи смертных грехов человечества. Автором столь одиозного замысла стал молодой дизайнер из Лондона Каспер Гамильтон. Довольно сложно и не совсем приятно пить из таких бокалов: их конструкция мешает процессу, как не дают нам жить грехи. Особая форма каждого символизирует один из них. К примеру, алчность представлена самым большим и пузатым бокалом с многочисленными изогнутыми отростками, похожими на щупальца осьминога. Но выпить из отростков весьма проблематично: если опрокинуть бокал, вино может выплеснуться на лицо и одежду. Так и жадность отхватывает больше, чем человек может проглотить. Однако не будем углубляться в описание каждого образца из этой коллекции, хотя стремление дизайнеров явить миру шедевры, способные перевернуть традиционные представления о сосуде для напитков и раздвинуть границы нашего восприятия, вполне оправданно. Правда, за редкими исключениями, проявления буйной фантазии творцов сводятся к чему-то нефункциональному или вообще китчу.

Не стоит забывать, однако, что бокал – посредник между продуктом производителя напитков и самим потребителем. Это своеобразное средство логистики, направленное на качественную и комфортную доставку энергетического послания, адресованного всем тем, кто обращается к сосуду для наслаждения вкусом напитка. И чтобы понять весь смысл, сокрытый на дне бокала, ценители старой доброй классики готовы без малейшего сожаления отбросить эстетическую составляющую, явившую ярчайшие примеры экспериментов с сознанием потребителя.

Предлагаем несколько ориентиров в последних достижениях консервативных производителей бокалов, использующих традиционные, а оттого и более близкие нам технологии. Постоянно совершенствуя и без того практически идеальную форму, многие лидирующие производители, в числе которых и Riedel Glass, постепенно отказываются от использования в производстве стекла для бокалов свинца, придающего изделиям особый блеск и чистоту.

В последнее время рынок стекла для застолья претерпел существенные изменения. Хрусталь все более вытесняется закаленным и обычным стеклом. Причина кроется не только в дороговизне хрусталя, особенно ручной обработки, но и в неоднозначном мнении о вреде оксида свинца, применяемого при изготовлении хрусталя.

В средневысокой ценовой нише, помимо произведений Риделя, в Европе очень популярна продукция французской фирмы Crystal D’Arques, известной своей серией Master Collection для профессиональных дегустаций. Это классический гладкий хрусталь без огранки и насечек, что позволяет лучше оценить цвет, прозрачность и консистенцию вина. Тонкие края бокалов отшлифованы лазером, что обеспечивает им необходимую прочность. Кроме того, спросом пользуются и бокалы торговых марок Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24%-м содержанием оксида свинца. В более высоком ценовом сегменте располагается продукция ирландской компании Waterford, производящей хрусталь с рекордным 33%-м содержанием оксида свинца. Компания изготовляла кубки для инаугурации президента США Билла Клинтона и других торжественных событий. Waterford выпускает также серию Vintage Marquis, в которую входят четыре бокала для вина, суженный кверху бокал для бренди и классический бокал для мартини.
А немецкий концерн Schott Zwiesel уже полностью исключил «свинцовую» технологию, разработав инновационный метод повышения прочности крепежа бокала с ножкой – наиболее уязвимого места конструкции. Применение просветленного стекла делает бокал практически неотличимым от хрустального, а по своей прочности он значительно превосходит своего старшего брата. Скорее всего, именно это направление в производстве и станет вскоре основным.

Средняя стоимость хрустального бокала колеблется в пределах $30-50, но может достигать и нескольких тысяч долларов, правда, за антикварные образцы. К примеру, в скором времени редчайшие бокалы для шампанского, созданные в XIX веке известным производителем стекла и хрусталя Baccarat, будут выставлены на аукцион. Коллекция из 12 единиц была создана еще для российского императорского суда. Узоры на них лишь незначительно отличаются от мотивов, применявшихся в создании схожих сосудов для российского императорского дома. Винтажные бокалы Baccarat, подлинность которых удостоверена итальянскими и французскими специалистами, можно увидеть исключительно в музеях или частных коллекциях.

Стоимость одной коллекционной единицы от этого производителя составляет порядка $2тыс. Благодаря технически совершенному исполнению хрусталь и столовое стекло Baccarat сегодня пользуются во всем мире огромной популярностью среди любителей благородных и гламурных вещей.

Высокая стоимость при больших издержках, связанных с особой хрупкостью посуды, существенно сужает сферу использования хрусталя, поэтому подобные изделия чаще всего приобретаются для VIP-залов элитных ресторанов и подачи коллекционных вин. Каковы бы ни были последние тенденции в дизайне, сегодня колоссальное внимание уделяется именно специальному столовому стеклу. И вполне возможно, что хрупкие хрустальные фужеры скоро станут большой редкостью. Но в одном нельзя не согласиться с мнением наследника давних традиций Георга Риделя: «Хотя бокал не может повлиять на само вино или, скажем, коньяк, он способен в корне изменить ваши ощущения от него».

Юлия Билека Солидный возраст изобретения Клауса Риделя дает все основания утверждать, что более полвека со дня явления народу вершины творчества богемской компании – бокала Riedel – не прошли даром. День ото дня лучшие мастера всего мира с особой скрупулезностью оттачивали филигранное искусство рождения бокала, благодаря которому каждый напиток в нем может раскрыться наиболее ярко. И […]

Фиаски — корзины для Chianti

Кто бывал в Тоскане или просто интересовался соответствующей полкой в маркете, наверняка встречал так называемые фиаски — традиционные округлые бутылки в оплетке (своеобразных плетеных корзинках) с винами Кьянти.

Фиаски – это функциональное решение: оплетка защищала стеклянную бутылку при транспортировке, при этом наличие плоского дна у бутылки удешевляло их производство.

Со временем случилось так, что некоторые кьянти снизили качество и вина в фиасках стали синонимом низкокачественных домашних вин. Именно поэтому современные производители Кьянти, серьезно взявшиеся за повышение имиджа своих вин, практически отказались от традиционных плетенок и предпочли бутылки в бордоском стиле. А в 1980-е годах Консорциум Кьянти Классико официально запретил использование фиасок.

Кто бывал в Тоскане или просто интересовался соответствующей полкой в маркете, наверняка встречал так называемые фиаски — традиционные округлые бутылки в оплетке (своеобразных плетеных корзинках) с винами Кьянти. Фиаски – это функциональное решение: оплетка защищала стеклянную бутылку при транспортировке, при этом наличие плоского дна у бутылки удешевляло их производство. Со временем случилось так, что некоторые […]

Бутылки с пунтом и без

Пунт – это углубление на донышке бутылки. Его традиционно делали на бутылках бургундского и бордоского типов, так как с ним бутылка была крепче и прочнее, лучше переносила транспортировку. А, скажем, бутылки в немецком стиле – для пино гри, гевюрцтраминера и рислинга, такого углубления не имеют именно потому, что не нуждались в дальней и сложной логистике: в основном их перемещали на баржах по Рейну или Мозелю.

Пунт имеется у большинства шампанских бутылок, однако у шампанского Cristal от компании Roederer он отсутствует.

История такова: шампанское создавалось на заказ российского императора Александра II, а так как тот постоянно боялся за свою жизнь и, чтобы враги не спрятали в углублении на дне взрывчатку, пунт делать не стали. Кроме того, во избежание возможных попыток отравления, бутылки под Cristal всегда делались из прозрачного стекла.

Фото: sha.org

Пунт – это углубление на донышке бутылки. Его традиционно делали на бутылках бургундского и бордоского типов, так как с ним бутылка была крепче и прочнее, лучше переносила транспортировку. А, скажем, бутылки в немецком стиле – для пино гри, гевюрцтраминера и рислинга, такого углубления не имеют именно потому, что не нуждались в дальней и сложной логистике: […]

Игра с листа

Шампань с 1882 года отстаивает свое исключительное право на наименование «шампанское», и на сегодняшний день ей удалось добиться своей цели в мировом масштабе. Французы даже смогли убедить Европейский суд в своем превосходстве над одноименной местностью в Швейцарии – тезкам пришлось убрать все упоминания своей Шампани (известной в летописях с IX века) с этикетки, вследствие чего объем продаж местных вин упал в разы.

Шампанское производится одноименным шампанским методом, который за пределами региона известен как «традиционный»: с двойной выдержкой в бутылке и дегоржманом. Правила производства шампанского постоянно уточняются Межпрофессиональным комитетом шампанского Comité Interprofessional du vin de Champagne (CIVC). Они касаются не только зоны производства, которая четко очерчена и находится в границах 1885 года, но и регламентируют сам процесс: сортовой состав, уход за лозами, урожайность, получение сусла и дальнейшие шаги. Как известно, все, что касается законодательного регулирования, представлено во Франции на высшем бюрократическом уровне, отнюдь не облегчающем жизнь рядовых производителей.

Создание шампанского – трудоемкий процесс, густо замешанный на купажировании, то есть смешивании. В процессе производства соединяются разные сорта винограда, разные винтажи и урожай с разных виноградников (для обычного невинтажного шампанского, соглано Википедии, число виноградников в одной бутылке среднем 80). Однако для своих Prestige Cuvee шампанские дома, как правило, отбирают только урожай Гранд Крю и Премьер Крю. Статус Гран Крю в Шампани зафиксирован за наименованиями деревень, где расположены виноградники. С 1885 года их 17: Ambonnay, Avize, Ay, Beaumont-sur-Vesle, Bouzy, Chouilly, Cramant, Louvois, Mailly Champagne, Le Mesnil-sur-Oger, Oger, Oiry, Puisieulx, Sillery, Tours-sur-Marne, Verzenay, Verzy. Все деревни Гран Крю и Премьер Крю расположены в департаменте Марны – здесь производители шампанского покупают самый дорогой виноград. Причем он доступен как крупным домам, так и небольшим компаниям, кооперативам, также интерес к производству шампанское проявляют и сами владельцы виноградников (виноградарей в регионе 16 тысяч).

Продукция шампанских домов, которых насчитывается 320, составляет 2/3 производства (и 90% экспорта), остальное приходится на долю небольших компаний. В 2001 году официально представлена такая категория как ‘Les Champagnes de Vignerons’ – «шампанское виноградарей». В прошлом году в Мадриде состоялся первый салон вин виноделов-виноградарей – Salon de Vignerons de Champagne. Например, одним из его участников стал винодел Bollinger Фабрис Гасс, представивший здесь кюве, созданные им для собственной марки.

Чтобы потребителю было проще разобраться в категориях производителей, они сокращенно обозначены на этикетке 2 буквами:

NM: Négociant manipulant. Человек или компания, которая покупает виноград или виноматериал, выдерживает в своем погребе и продает под своей этикеткой. К этой категории относятся все большие шампанские дома.

RM: Récoltant manipulant. Винодел, который создает и продает шампанское под своим именем, из своего винограда, произведенное в своем хозяйстве.

RC: Récoltant-coopérateur. Кооператив виноделов, продающий шампанское под своим именем.

CM: Coopérative de manipulation. Кооператив, производящий шампанское из винограда выращенного членами.

SR: Société de Récoltants. Семейная компания, производящая шампанское под своей этикеткой, из винограда, выращенного членами семьи.

RC: Récoltant coopérateur. Кооператив виноградарей, производящий вино для продажи клиентами. 

ND: Négociant distributeur. Дистрибьютор, который покупает готовое шампанское и продает под своей этикеткой.

MA: Marque auxiliaire. Private Label, вино, произведенное специально для клиента (розничная сеть, знаменитость и др.)

Поскольку не все вина создаются в непосредственной связи с виноградниками, зона производства шампанского была разделена на категории Aire Délimitée (область производства и выдержки вин) и Aire Production (в пределах Aire Délimitée, исключительная область шампанских виноградников). В последние годы в связи с ростом спроса на шампанское CIVC активно изучает возможности расширения Aire Production за счет новых виноградников, разумеется, без потери качества вин.

Несмотря на популярность и всемирный спрос на игристое из Шампани, в регионе производятся и тихие вина под наименованием Coteaux champenoix, сорта – те же, что используются и для игристых. Красные вина отличаются выраженными «пиношными» ароматами вишни и клубники. Белые вина легкие, нервные, с бодрящей кислотностью.

С 4 июля UNESCO признала виноградники, дома и погреба Шампани частью мирового культурного наследия, которое находится под защитой этой организации.

Шампань с 1882 года отстаивает свое исключительное право на наименование «шампанское», и на сегодняшний день ей удалось добиться своей цели в мировом масштабе. Французы даже смогли убедить Европейский суд в своем превосходстве над одноименной местностью в Швейцарии – тезкам пришлось убрать все упоминания своей Шампани (известной в летописях с IX века) с этикетки, вследствие чего […]

Путешествие в стиле фламенко с Гонзало Себаллосом

Можно сказать, мы на пороге серебряного юбилея с того первого дня, когда в нашей жизни появился – и навсегда остался – этот энергетически неукротимый испанец с представляемым им брендом Freixenet. В начале этого года мы с ним совершили беспрецедентный тур по украинским городам, где сеньор Гонзало – экспорт-директор компании «Фрешенет» – провел 5 дегустаций испанской кава.
Тогда мы об этом не подозревали, но оказалось, то было последнее путешествие сеньора Гонзало в Украину в качестве амбассадора марки: после долгих лет работы на предприятии он передал свой пост преемнику. Но все мы, говоря Freixenet, всегда будем вспоминать неутомимого, пылкого сеньора Гонзало Себаллоса. Салют!
Хотя назвать эти встречи просто дегустациями было бы несправедливо. Чтобы передать, какой заряд энергии излучал сеньор Гонзало, комментируя тестинги кавы, нужно напомнить, что за понятие дуэнде –душа фламенко, – которое, по словам Гарсиа Лорки, «как расцветшая роза, подобно чуду и будит почти религиозный восторг».
Словом, это были сеансы магии: затаив дыхание, в течение трех часов подряд Полтава, Киев, Винница, Хмельницкий и Ивано-Франковск слушали истории о семейной винодельне, расширившей границы своей империи на несколько континентов. А под конец этих мастер-классов, граничащих с перформансом, аудитория, не сговариваясь, аплодировала.


Директора магазинов Wine-Time, в которых проходили дегустации Freixenet, с удивлением отмечали: как правило, чтобы удерживать внимание слушателей, модератор дает команду открыть первую бутылку минуте на двадцатой от начала лекции, а у сеньора Гонзало ее выносили на втором часу, и все это время гости даже не замечали ее отсутствия…
Сам же сеньор Гонзало, казалось, не замечал сложностей тура: несмотря на плотный график выступлений, интервью и переездов, без малейших признаков усталости в каждом городе выкладывался, как в первый раз.
И что интересно, каждый раз по-новому звучал его рассказ о семьях Феррер и Сала, основавших в далеком 1914 году производство игристых вин по методу шампенуаз. Он говорил о климате региона, в котором ягоды сортов Макабео, Шарелльо и Перельяда набирают достаточно сахаров, чтобы никогда не прибегать к шаптализации, допускаемой в прохладной Шампани. Об опыте работы на американском рынке, в который были вложены миллионы долларов с единственной целью – обучить потребителей правильно произносить название марки, а вместо этого получили взрыв спроса на “черную” и “белую” бутылки с игристым вином Испании (данный маркетинговый феномен до сих пор изучается в университетах Америки).
Он делился своими впечатлениями и воспоминаниями о Пенелопе Круз, Шерон Стоун, Антонио Бандеросе и других знаменитостях Голливуда, рекламировавших «Фрешенет» в многочисленных ТВ-роликах. О космонавтах, доставивших бутылку «Фрешенет» на орбитальную станцию «Мир». О королевской семье, гостившей в хозяйстве пару недель назад по случаю празднования столетия компании…


Выступления директора по экспорту Freixenet смотрелись так театрально, с таким эмоциональным напряжением, что, как ни парадоксально, но напоминали темпераментную манеру великолепной исполнительницы фламенко Сары Баррас: так увлеченно, с такой гордостью за свой продукт излагал Гонзало Себаллос 100-летнюю летопись хозяйства. Он говорил о симбиозе страсти и профессионализма, воплощенном в мельчайших пузырьках, каждый из которых рожден на дне бутылки, в тиши и полумраке таинственных барселонских подвалов. Он не скупился на факты истории и нюансы теории, подробно объясняя, почему у игристых, произведенных акратофорным методом, пузырьки крупные, как в коле, а у вин, вызревающих годами по классической технологии, – мелкие, аккуратные, и дающие долгую-долгую игру.
А еще сеньор Гонзало поведал нам о трендах, эпохальных событиях вековой истории хозяйства и маркетинговой философии успешной семьи Freixenet.
Сегодня вина «Фрешенет» можно купить в любом из 15 виномаркетов Wine-Time, посетить производство кавы в Барселоне или винодельни хозяйства в 7 странах на трех континентах мира.

Можно сказать, мы на пороге серебряного юбилея с того первого дня, когда в нашей жизни появился – и навсегда остался – этот энергетически неукротимый испанец с представляемым им брендом Freixenet. В начале этого года мы с ним совершили беспрецедентный тур по украинским городам, где сеньор Гонзало – экспорт-директор компании «Фрешенет» – провел 5 дегустаций испанской […]

Ресторатор, кто тебя оценит?

Человечество хотело есть и придумало рестораны. Тотчас появившиеся ресторанные критики есть хотели тоже и создали ресторанные рейтинги. С тех пор рестораторы перестали есть и спать, мечтая об одном: попасть в топовые ряды этих самых рейтингов. Но как туда попасть, да еще так, чтобы не попасть в худшем смысле этого слова?.. На этот вопрос постарался дать ответ корреспондент D+.

Сложно точно определить, что становится основной причиной появления того или иного ресторанного рейтинга. Это и рекламная кампания, и стремление к здоровой конкуренции, и просто забота о приезжих. Ведь в городах, особенно миллионниках, ресторанов всегда немало. Местные жители, как правило, знают все о таких заведениях в городе, а вот приезжим приходится полагаться на удачу. Возможно, именно в целях экономии времени и денег потенциальных посетителей и изобретаются всевозможные ресторанные рейтинги. Со временем некоторые из них исчезают, и на их месте появляются другие. Однако существуют рейтинги, которые не только живут долгий век, но и обретают интернациональный характер.

Среди них – французские Guide Michelin, Gaultmillau, Le Pudlo, Le Guide Lebey, итальянский Gambero Rosso, американский Zagat Survey и множество других. Все они имеют свои особенности в экспертной оценке ресторанных заведений в целом и их кухни в частности, поэтому остановиться на них следует самым подробным образом. Прежде всего, рассмотрим деятельность наиболее авторитетных из них.

Guide Michelin

Более ста лет назад фортуна начала благоволить компании Michelin – знаменитой французской компании по производству автомобильной резины, логотипом которой является узнаваемый во всем мире человечек из рекламы покрышек – Бибендум. Почти через десять лет после триумфального выхода на мировой рынок производства покрышек, братья Андре и Эдуард Мишлен, чтобы подчеркнуть заботу о своих клиентах, выпустили справочник дорог Франции «Мишлен». Первый его экземпляр увидел свет в 1900 году и вмещал также адреса гостиниц (звездочками отмечались те из них, где предоставлялись услуги для автомобилистов), ресторанов и закусочных, бензозаправок (включая цены на горючее), гаражей, станций техобслуживания, общественных туалетов и т.д. То есть, создан он был с целью облегчить автомобильное путешествие, сделав его более комфортным. Небольшая и удобная брошюра вышла тиражом 35тыс. экземпляров и распространялась бесплатно вместе с рекламным буклетом продукции компании.

Однако возрастающая популярность издания требовала его дальнейшего усовершенствования. С 1908г. указанные в нем гостиницы стали ранжироваться не только на основе цены за номер. Теперь учитывались качество и цена еды, удобства, общий уровень комфорта. Со следующего года появился новый критерий оценки: вкусные завтраки и обеды. С развитием автотуризма география справочника «Мишлен» вышла за границы Франции, и к 1914 году он появился в Бельгии, Люксембурге, Голландии, Швейцарии, Испании, Португалии и Великобритании. На то время его тираж насчитывал уже 80тыс. экземпляров. Кстати, гид сослужил добрую службу не только французским солдатам во время Первой мировой войны. С его помощью американцы восстанавливали дорожные карты Нормандии перед высадкой уже во время Второй мировой войны.

История рассказывает, как однажды один из братьев Мишлен случайно заметил в гараже автомобилиста целую груду справочников, которые использовались в хозяйстве в качестве подпорки. Крайне огорченный мсье сделал философский вывод, что человек никогда не оценит по достоинству то, что достается ему даром. В результате с 1920г. гид «Мишлен» стал распространяться за определенную плату, и примерно в это же время началось его перерождение. Изначально перечень гостиниц в нем подавался отдельно от ресторанов. Возле некоторых адресов ставились звездочки, означающие, что это хорошее заведение, где соблюдается соотношение цена-качество.

Первые высокогастрономические «звезды Мишлен», которыми награждают сегодня лучшие кухни ресторанов, зажглись в 1926 году. Но тогда они раздавались скупо, по одной, а к 1933 г. сформировалась квалифицированная система оценки, которая позволила присваивать одну, две или три звезды (чем лучше кухня, тем больше). Эта система оценки существует и по сей день. Еще одно новшество гида датируется 1931г., когда его обложка сменила корпоративный синий цвет на привычный сегодня нашему глазу красный.

Знаменитый Guide Michelin, Красный гид «Мишлен», за свою вековую историю смог завоевать авторитет не только во Франции. Каждый год жители Австрии, Италии, Испании, Германии, Португалии, Швейцарии, Великобритании, Ирландии и стран Бенилюкса узнают из него о лучших ресторанах своей родины. Кроме того, выпускается отдельный гид для крупных городов Европы. Естественно, информация изложена на языке той страны, рестораны которой описываются. С 2005г. эта «священная книга ресторатора» публикуется в Нью-Йорке и вмещает в себя около 500 лучших ресторанов и 50 гостиниц города. В следующем году Красный гид «Мишлен» продолжил «освоение дикого запада» и появился в Сан-Франциско. Экспансия гида вне стран Европы наблюдается и сегодня. В ноябре текущего года Красный гид «Мишлен» появится в Токио. Япония станет уже 22 страной, в которой мишленовские эксперты будут оценивать местные рестораны. Заведения Токио, которые войдут в этот справочник, изучались с апреля прошлого года командой европейских и японских инспекторов. Со временем такую оценку будут проводить исключительно японские специалисты. Справочник выйдет не только на языке Страны Восходящего Солнца, но и на английском.

Гиды встречаются разные: бывают зеленые, красные…

На сегодняшний день гид «Мишлен» объединяет серию из 12 справочников, которые выходят раз в год 1 марта. Среди них Guide Voyageur Practique (практический гид путешественника), Guide Gourmand (гид ресторанов по соотношению цена-качество), Guide Escapade (справочник быстрого питания) и Guide Coup de Cœur (рейтинг отелей). Самое почетное место традиционно занимает ресторанно-гостиничный Guide Michelin (Красный гид «Мишлен»), охватывающий отели и рестораны всей страны.

Однако для путешественников, интересующихся лишь определенным регионом той или иной страны, компания выпускает Guide Vert Michelin (Зеленый гид «Мишлен»). В нем размещена вся необходимая туристу информация, включая алфавитный указатель местных достопримечательностей. Система оценки осталась единой для всех гидов: присвоение звезд от одной до трех. Зеленый гид выпускается на разных языках, он менее объемный и за пределы Европы вышел гораздо раньше Красного: первый Зеленый гид на территории США был опубликован в 1968г. в Манхэттене.

Однако компания Michelin не стоит на месте и наряду с серией гидов выпускает дорожные атласы не только в Европе, но и в США, Канаде, Мексике. Используя достижения научно-технического прогресса, в 2000г. компания запустила новый проект, приурочив его к столетию со дня выпуска первого гида. Была создана дочерняя компания ViaMichelin, в задачу которой входит создание и поддержание Интернет-проекта на основе уже имеющихся печатных изданий. По адресу www.viamichelin.com можно в электронном виде найти не только данные, размещенные в Красном и Зеленом гидах, но и всю сопутствующую информацию для туриста. К последним новинкам относится поддержка GPS-навигации.

Раздача звезд: какой солдат не мечтает стать генералом?

Редкий. Также и редкий ресторатор или шеф-повар не мечтает об одной, двух, а лучше трех мишленовских звездах. Вот только получить их намного сложнее, чем потерять. Например, гид 2004г., изданный в Великобритании, содержит адреса около 5,5тыс. ресторанов. Из них только 98 были отмечены одной звездой, 11 – двумя и лишь 3 – тремя звездами. Больше всего трехзвездочных заведений находится во Франции – 22. Однако, получив такой высокий знак отличия, владельцы ресторанов не расслабляются. Его легко можно потерять при следующей инспекции. Да и шеф-повар, кому в первую очередь нужно быть благодарным, перейдя работать в другое заведение, может унести мишленовскую отметку с собой. В любом случае потери будут оцениваться в миллионы евро, поэтому на поддержание репутации ресторана тратятся круглые суммы. Ведь даже простое упоминание в Красном гиде, при этом абсолютно бесплатное, говорит о кухне высокого уровня.

Как же воплотить звездную мечту в жизнь? К сожалению, никаких заявок и пожеланий от рестораторов составители гида не принимают. Налаживая его выпуск в той или иной стране, они сами решают, какое заведение инспектировать. Чтобы попасть в поле зрения экспертов гида, прежде всего, заведение должно предлагать отличную авторскую кухню и грамотный подбор вин. Менее важным, но все же существенным критерием является гармоничный интерьер и квалифицированное обслуживание. О том, кто и когда инспектирует заведение, владельцы узнают лишь после того, как все уже состоялось. В течение года перед выходом нового выпуска справочника штатные эксперты анонимно обедают в том или ином ресторане. Если же инкогнито по каким-то причинам было раскрыто до завершения проверки, рассекреченный сотрудник больше никогда не будет направлен в это заведение. В тот же день после посещения ресторана заполняется детальный отчет по результатам инспекции в соответствии с четко разработанным методом. Оценка проводится примерно по 14 позициям, которые тоже держатся в строжайшем секрете – для сохранения непредвзятости. По ее результатам составители гида решают, внести ли ресторан в справочник, присвоить ли ему звезду или снять. В среднем заведения повторно проверяются каждые полтора года, чтобы их оценки, отображенные на страницах гида, соответствовали действительности.

Исторически сложилось так, что Красный гид «Мишлен» содержит наиболее полную информацию о ресторанах и отелях, чем его конкуренты. Добиться этого его составители смогли благодаря целой системе универсальных символов, которая позволяет в одной-двух строках рассказать все о заведении до мельчайших подробностей. Правда, в последние годы появились небольшие описания (до трех строк) самых выдающихся отелей и ресторанов.

Для обозначений особенностей ресторанов, прежде всего, используются такие значки:
– перекрещенные ложка и вилка, обозначающие уровень комфорта. От одного до пяти таких символов говорят о степени комфортабельности, максимальное их количество, соответственно, – класс «люкс».

Красный цвет значка указывает на особую обстановку, чистоту и хорошее обслуживание в заведении.
– человечек в кресле-качалке означает уютный и тихий ресторанчик.
– те самые заветные звезды, о которых мечтают акулы ресторанного бизнеса и изобретатели гастрономических изысков. Одна звезда обозначает ресторан хорошего уровня, где в приятной атмосфере можно насладиться блюдами высокого класса. Две звезды – рекомендация посетить заведение, ведь кухня в нем близка к идеалам. Три звезды – это уже повод для путешествия в отмеченный ресторан, где все гарантированно будет на высшем уровне. Кстати, в Зеленом гиде тоже используется система присвоения звезд, но там они пятиконечные и черного цвета.
– Bib Gourmand. Этот значок, изображающий Бибендума, был введен в 1955г. Присваивается он ресторанам, предлагающим отличную кухню по приемлемым ценам. Для Великобритании, например, такая цена установлена на уровне до 25 фунтов.

В справочнике используются и другие символы для характеристики заведений. Но только звезды возвели Красный гид «Мишлен» в статус «священной книги ресторатора».

От Паскаля до пасквиля

Как это часто бывает, – где много тайн, там много споров. При оценке ресторанов экспертами «Мишлен», недоразумения возникают довольно часто, так как нередко критерии, которыми пользуются рядовые инспектора, неизвестны даже руководству. Серьезной заявкой стало обвинение гида в предвзятом отношении к кухням, отличным от французской. Например, после выхода первого номера справочника в Нью-Йорке, многие американские СМИ, в том числе и «Нью-Йорк Таймс», отметили, что более половины ресторанов, награжденных двумя и тремя звездами, предлагают французскую кухню. В трех из четырех лучших ресторанах этого города, по мнению мишленовских инспекторов, шеф-поварами были французы. В четвертом – американец Томас Келлер, обучавшийся во Франции и открывший в Калифорнии свой собственный французский ресторан. Но самые серьезные обвинения были выдвинуты в 2004г. самим членом мишленовской комиссии инспекторов Паскалем Реми. Он утверждал, что при составлении справочника иногда не учитываются необходимые критерии, а звезды раздаются все больше за почетное имя шеф-повара.

В результате ими награждались престарелые именитые повара, а более молодых, но не менее достойных специалистов обходили вниманием. Кроме того, инспекции ресторанов проводятся не вовремя. В доказательство Паскалем Реми были приведены данные, согласно которым заведения проверялись на соблюдение стандартов нерегулярно. Так, вместо установленного полуторагодичного периода, эти заведения посещались экспертами в среднем раз в 3,5 года, да и то лишь в том случае, когда поступали серьезные жалобы от посетителей. И такое положение вещей неудивительно. Еще несколько десятков лет назад простое упоминание в справочнике того или иного ресторана означало его высокую оценку. Сегодня же гид в погоне за званием самого полного справочника включает в перечень ничем не выделяющиеся рестораны, наращивая объем издания. Поэтому никакой армии штатных экспертов не хватит, чтобы за полтора года обойти все 4 тысячи французских ресторанов, указанных в нем, не говоря уже о других странах. Заявление вызвало серьезный резонанс в Европе, многие руководители были уволены. Паскаля Реми постигла та же участь. Но авторитет гида «Мишлен» оказался настолько непререкаем, что скандал нисколько не отразился на его репутации, а инспектору-бунтовщику даже судебное разбирательство не вернуло почетной должности.

В целом, оценивая любой справочник, специалисты ресторанного бизнеса отмечают, что самые адекватные оценки выставлены тем ресторанам, которые недавно получили высокие баллы. В них еще удерживается оптимальный баланс цена-качество. После повторных знаков отличия, заведение, как правило, начинает накручивать цены, пользуясь своим знатным именем. Однако долгое пребывание на одной и той же позиции негативно сказывается на кухне: не развиваясь дальше, она приедается и теряет свою эксклюзивность.

Французская компания, как уже упоминалось, нисколько не умаляя достоинств Красного гида «Мишлен», выпустила туристический гид – Зеленый справочник «Мишлен». По сути, его появление ознаменовало возвращение к истокам. Ведь в нем, как и более ста лет назад в его прототипе, подана лишь информация, интересующая преимущественно туристов. Соответственно, рестораны в нем указываются с кухней высокого качества, но с умеренными ценами (до €50). Особенность Зеленого справочника еще и в том, что он издается отдельно для каждого региона той или иной страны. Однако какое бы издание ни попало вам в руки, его всегда нужно изучать с определенной долей критичности.

Zagat Survey: загадка успеха семьи Загатов

Вторым популярным изданием в мире признан американский ресторанный рейтинг «Загат Сервей» (Zagat Survey). Красному гиду «Мишлен» он уступает разве что в возрасте, а история его создания не менее удивительна, чем у его французского предшественника. Тим и Нина Загат, успешные юристы, на протяжении какого-то времени собирали отзывы своих друзей о ресторанах Нью-Йорка, в которых им довелось побывать. Вскоре обнаружилось, что таких отзывов насобиралось довольно много, и в 1979г. чета коренных ньюйоркцев решила издать первый справочник ресторанов: Zagat NYC Restaurant Survey («Ресторанный обозреватель города Нью-Йорк от Загатов»).

С ростом популярности издания, когда он стал пополняться ресторанами других городов, за ним закрепилось известное сегодня короткое название. За 28 лет своего существования этот справочник карманного формата появился не только в Америке, но и в Азии, в Европе – всего в более 70 городах мира. Изначально освещающий исключительно рестораны, сегодня в нем можно найти информацию об отелях, ночных клубах, магазинах, музыке, кино, театрах и даже гольфе. Также существует Интернет-версия издания, подписавшись на которое, адресату гарантируется доставка справочника по электронной почте.

Совместно с компанией Intel разработан другой электронный вариант путеводителя, который в качестве программного обеспечения можно установить на карманный ПК или мобильный телефон. Кроме того, автомобильная компания Honda устанавливает путеводитель на GPS-навигатор некоторых моделей своих машин, которые продаются в США. Все программы доступны в он-лайн режиме на сайте www.zagat.com, где, кроме рейтингов, можно найти необходимые карты, инструкции для водителей, ежемесячную электронную рассылку ZagatWire и даже сделать Интернет-покупки.

Тайны рейтингостроительства

Особенностью «Загат Сервей» стало то, что все ранжированные рестораны оценивали не штатные эксперты-гурманы, а обычные посетители, ради которых, собственно, и открываются заведения. Сначала для сбора общественного мнения привлекались средства массовой информации, но с 1999г., после запуска сайта обозревателя (в проект которого было вложено около $31млн инвестиций), этот процесс намного облегчился. Теперь любой желающий, зайдя на адрес www.zagat.com, сможет зарегистрироваться и оценивать посещенные рестораны. Но для этого необходимо будет заполнить опросник, составленный сотрудниками обозревателя, который включает вопросы о кухне, интерьере, обслуживании и ценовой политике заведения. Оценивать рестораны предлагается по таким позициям: 3 – отлично, 2 – очень хорошо, 1 – хорошо, 0 – плохо.

А далее – дело техники. Специально разработанная программа собирает полученные в течение года данные. Раз в год в разное время на протяжении 4-6 недель для той или иной категории ресторанов начинается «активный период оценки». В это время на сайте уже можно найти предварительные результаты рейтинга, построенного на средней оценке заведения от общего количества голосов. В течение этих недель посетители добавляют новые мнения, а кто уже успел их высказать, могут отредактировать отправленные раньше. По истечении данного срока подводится общий итог. В среднем за год на сайте свое слово высказывает около 250тыс. человек. По результатам опросов ресторанам присуждаются баллы: 26-30 баллов – от выдающегося до совершенства; 20-25 – от хорошего до отличного; 16-19 – от хорошего до очень хорошего; 10-15 – от приятного до хорошего; 0-9 – от плохого до приятного. Цена рассчитывается, исходя из порции на человека, включая бокал алкоголя и чаевые.

Для новых заведений, которые еще не участвовали в рейтинге, существует отдельный список, где они ранжируются по ценам: VE (Very Expensive) – очень дорогой, Е (Expensive) – дорогой, М (Moderate) – сравнительно дорогой, I (Inexpensive) – недорогой. Символ означает, что на заведение поступило мало отзывов, поэтому его оценка довольно субъективна. Однако публикуемый рейтинг не настолько обезличен. В каждом выпуске присутствует небольшой раздел, посвященный описанию ресторанов с остроумными цитатами из присланных отзывов. Поскольку сравнивать в одном справочнике заведения разного формата просто невозможно, он поделен на 41 раздел, включающий рестораны авторской кухни, среднеценового уровня, кафе, фаст-фуды и т.д.

Сегодня ресторанный справочник «Загат Сервей» не только один из самых продаваемых в мире, у его создателей налажены крепкие деловые отношения с такими знаменитыми компаниями, как Microsoft, MasterCard International, Sony, Toyota и т.д. К тому же, справочник получил признание у экспертов со всего мира как наиболее полный, достоверный, удобный и интересный для чтения.

Фото: www.columnfivemedia.com

Человечество хотело есть и придумало рестораны. Тотчас появившиеся ресторанные критики есть хотели тоже и создали ресторанные рейтинги. С тех пор рестораторы перестали есть и спать, мечтая об одном: попасть в топовые ряды этих самых рейтингов. Но как туда попасть, да еще так, чтобы не попасть в худшем смысле этого слова?.. На этот вопрос постарался дать […]

X
Украина