Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківМузею вина Cite du Vin всего три года, но за это время в нем успело побывать 850 тысяч человек и еще миллионы винолюбов мечтают приехать в Бордо и увидеть Cité du Vin собственными глазами. Как это – быть директором одной из главных винных достопримечательностей мира, обозреватель Drinks+ узнала непосредственно у самого главы Cité du Vin – Филиппа Массола. Филипп стоял у истоков создания музея еще 10 лет назад, пережил нелегкий этап строительства, формирования футуристичной, потрясающей экспозиции и уже четвертый год, с гордо поднятой головой, несет винную культуру всем любителям вина. А параллельно строит музеи-аналоги в Китае и США.
Drinks+: Филипп, Вы по образованию маркетолог. Работаете ли сейчас по специальности и приходилось ли иметь дело с вином до Cité du Vin?
Филипп Массол: Да, я работаю по специальности, являясь генеральным директором Музея вина. Но раньше я с вином никогда не работал, и это одна из причин, почему мне удалось создать Cité du Vin. Я хорошо справляюсь с обязанностями генерального директора, а вином занимаются другие – профессионалы своего дела.
D+: В одном из интервью Вы рассказали, что первый раз приехали в Бордо лет 10 назад и сразу же влюбились в городок Сент-Эмильон. На тот момент у Вас уже была мечта создать подобный Музей вина?
Ф.М.: Да, Сент-Эмильон меня просто поразил и влюбил в себя с первого взгляда. Он похож на драгоценный камень среди виноградных лоз. Но о Музее вина я никогда прежде не мечтал и даже не планировал, предложение о его создании нашло меня само.
D+: Филипп, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Правда ли, что Ваши родители, бабушки и дедушки были страстными винолюбами и Вы выросли в атмосфере любви к бордоским винам? Если да, то почему же Ваш путь к вину был таким долгим?
Ф.М.: На самом деле, я не могу сказать, что пришел к вину как профессионал. У меня, скорее, административные задачи, задачи, направленные на развитие культуры виноделия и туризма. Но это правда, что на каждом нашем семейном празднике «Шеваль Блан» всегда был на столе, так что любовь к вину, действительно, привита с детства.
D+: Достаточно ли Вам диплома Университета Пуатье для управления Cité du Vin или Вы получали дополнительные знания? Возможно, знания о вине?
Ф.М.: Мне не нужно винное образование, чтобы управлять таким проектом, как Cité du Vin. И более того, отсутствие винного образования в какой-то мере даже помогает мне управлять бизнесом, потому что я не подвержен влиянию винных знаний, я нейтрален и мой взгляд не зашорен. Конечно, для нас очень важно иметь экспертов по виноделию в команде, но моя основная задача – это управление командой в целом. Безусловно, опыт предыдущих работ мне также очень помогает. Я работал в течение 10 лет в парке отдыха во Франции, после чего открыл свой собственный консалтинговый бизнес. И вот теперь я в Cité du Vin.
D+: Хотелось бы подробнее о Вашей работе в парке развлечений. Мне кажется, можно провести некую параллель между развлекательным парком для детей и развлекательным музеем для взрослых. Как считаете?
Ф.М.: Парк «Футуроскоп», где я работал, это, скорее, семейный парк развлечений, не только детский. И да, можно сказать, что оба объекта – и Cité du Vin и «Футуроскоп» – являются местом, куда приходят отдохнуть и душой и телом, так что между ними, действительно, можно провести параллель.
D+: Филипп, расскажите нам, как это – управлять Cité du Vin, какие Ваши основные обязанности?
Ф.М.: Когда хорошая команда, то и справляться с задачами легко. У нас с командой одна цель – радовать посетителей музея и развивать Cité du Vin, и каждый делает максимум для ее достижения. Также я отвечаю за развитие бренда Cité du Vin за рубежом, в Китае и в США. Планируем открывать такие же музеи вина в этих странах.
Да, Сент-Эмильон меня просто поразил и влюбил в себя с первого взгляда. Он похож на драгоценный камень среди виноградных лоз. Но о Музее вина я никогда прежде не мечтал и даже не планировал, предложение о его создании нашло меня само.
D+: Вы помните, что почувствовали в тот момент, когда Вам предложили возглавить Cite?
Ф.М.: О да, конечно, я помню. Я был очень счастлив и меня переполняла гордость.
D+: Филипп, Cite du Vin на сегодняшний день – это уникальное место, не имеющее пока аналогов в мире. Расскажите, какая основная идея музея?
Ф.М.: Так как наш музей – это экспозиция о цивилизации вина, мы считаем своей основной задачей показать нашим гостям отличие вина от остального алкоголя!
D+: Филипп, а что Вы скажете о самом здании музея, каков его символизм? Есть разные мнения – некоторые говорят, что это огромный декантер; другие, что это – путь эволюции, кто прав?
Ф.М.: На самом деле у нас, действительно, был глубокий замысел. Это такой себе симбиоз пластики очень старой виноградной лозы и вихрь вина, которое вы вращаете в бокале. Но мы приветствуем мнение каждого, потому что Cite du Vin – это то, что видите именно вы, это ваши эмоции и ассоциации. Мы не хотим навязывать свою концепцию.
D+: Филипп, расскажите, пожалуйста, кто автор идеи подобного музея? Как Вы подбирали экспонаты и создавали экспозиции, аттракции?
Ф.М.: Идея создать музей вина – коллективная, конкретного автора нет. Я в том числе принимал участие в формировании проекта. Изначально обращался за помощью в консалтинговую компанию, а позже мы набрали в штат своих ребят и теперь мы – команда. Что касается экспонатов, то с ними работает отдельный, так называемый научный отдел Cite du Vin.
D+: А как Вы планируете новые экспозиции? Создание временных выставок и идеи – это все работа штатных сотрудников или Вы рассматриваете предложения и со стороны?
Ф.М.: О нет, это исключительно внутренняя работа. Наша выставочная команда готовит идеи и предложения, а совет директоров их рассматривает и принимает решение. К примеру, в следующем году ожидается экспозиция «Пей с богами» о культе Диониса, а в 2021 году готовится выставка – «Пикассо и Вино».
D+: Филипп, что для Вас Cite du Vin – маркетинговый инструмент винного бизнеса или коммерческая компания?
Ф.М.: Мы абсолютно точно – не часть винного маркетинга, но и не коммерческий проект. Мы независимая некоммерческая организация и нашей основной задачей является развитие винной культуры в мире. Это наша единственная цель.
Это правда, что на каждом нашем семейном празднике «Шеваль Блан» всегда был на столе, так что любовь к вину, действительно, привита с детства.
D+: Филипп, ходят слухи, что в Cite Du Vin инвестировали 80 млн евро. Если можете, расскажите, пожалуйста, какой срок окупаемости данных инвестиций?
Ф.М.: Да. Все верно, именно во столько нам обошелся наш музей. И это намного дешевле, чем другие известные французские музеи, такие как MUCEM, Louvre в Ленсе и Musée de Confluences в Леоне. Cite du Vin был построен, чтобы усилить привлекательность такого напитка как вино и города Бордо по всему миру. И когда у вас есть государственные инвестиции, вы не думаете об окупаемости, вы просто делаете свою работу наилучшим образом и следуете своим целям.
D+: Вы прогнозировали, что ежегодно музей будет посещать 425000 человек. Вам удалось достичь этой цифры?
Ф.М.: Все так и есть! Именно столько посетителей к нам приходит, и наша цель – приумножать количество посетителей каждый год.
D+: Расскажите немного больше о посетителях, ведете ли статистику, кто приходит в музей?
Ф.М.: Безусловно, нам это очень важно и интересно. Посетители Cite du Vin – это мужчины и женщины в возрасте 30 – 60 лет, большая половина из них французы. Но также очень много гостей из Великобритании, Испании и США. У нас нет конкретной информации о профессиях посетителей Cite du Vin, только знаем, что как минимум 5% – это профессионалы в области виноделия. С момента открытия и включая текущий период 2019 года, музей посетило более 1,4 миллиона посетителей. Больше всего времени гости Cite du Vin проводят на нашей постоянной выставке. Выставки – это наша гордость, приглашаем и вас, и читателей Drinks+, обязательно их посетить. Аргентинская выставка началась на прошлой неделе и будет открыта до 17 ноября. А следующая выставка состоится c 9 апреля по 30 августа 2020 года. Она называется «Пей с богами» и будет посвящена выявлению тесных связей, установленных греко-римской цивилизацией между вином, богами и людьми.
D+: Привлекательно звучит!.. В дегустационном зале на втором этаже музея есть коллекция вин из разных стран мира. Кто отбирает вина и по каким критериям?
Ф.М.: Вина для коллекции дегустационного зала Belvedere мы не покупаем. У нас есть партнерские отношения с 50 винодельнями по всему миру, их вина и представлены в коллекции. Если, скажем, винодельни из Украины захотят попасть в Cite du Vin со своими винами, им нужно связаться с нашим партнером в стране, в данном случае – с медиа-группой Drinks+, и предоставить свои вина членам нашей дегустационной комиссии. Но, в любом случае, каждое вино перед тем, как попасть на полки музея, проходит отбор дегустационной комиссии. В комиссию входят наши винные эксперты, а также приглашенные сомелье мирового уровня. Дегустации всегда слепые, члены комиссии не знают, что они пробуют, какую страну, винтаж или сорт винограда. Это гарантирует отбор не по этикеткам и любимым регионам дегустаторов, а исключительно по органолептическим качествам вин. Ответственный за коллекцию – наш штатный сомелье Cite du Vin.
Мы независимая некоммерческая организация и нашей основной задачей является развитие винной культуры в мире. Это наша единственная цель.
D+: А есть ли какие-то временные ограничения для вин в винной карте Belvedere? Как часто ее обновляют?
Ф.М.: Все зависит от уровня нашего партнерства с брендом. Но для нас все-таки важнее представление страны в Belvedere в принципе, чем определенный бренд.
D+: В Cite du Vin, в магазине на первом этаже представлено 800 вин из 80 стран. Поговаривают, что винную карту магазина составлял гений. Расскажите, кому Вы доверили выбор вин и управление магазином?
Ф.М.: Мы доверили этот участок проекта Реджису Делтилу*. Реджис прекрасно совмещает управление двумя магазинами в Бордо и магазин Cite du Vin. Он очень открытый человек, профессионал высокого уровня и работать с ним одно удовольствие. А главное, он потрясающе подбирает вина из 80 стран мира, такая задача далеко не каждому сомелье под силу.
D+: Филипп, каковы Ваши предпочтения в вине – по странам, регионам?
Ф.М.: Это очень сложный вопрос для генерального директора Cite du Vin, так как я люблю все вина, которые представлены в музее. Но если детализировать по странам, то в каждой стране всегда есть хотя бы одно потрясающее вино, которое я могу назвать любимым.
D+: Филипп, я думаю, у Вас есть много друзей из винного бизнеса, которые имели какое-то влияние на Вас в прошлом, или, может быть, они близки Вам сейчас. Расскажите, пожалуйста, о своих «винных» друзьях.
Ф.М.: Ну вот, снова очень сложный вопрос. Знаете, за 10 лет было очень много замечательных встреч, и каждая встреча принесла бесценный опыт. Но, наверное, самую главную роль в моей профессиональной жизни и жизни Cite du Vin сыграла Сильвия Казес**, глава правления музея.
D+: Филипп, Вы выглядите очень молодо, в чем Ваш секрет? Возможно, спорт и здоровая еда, но как же удается комбинировать спорт с вином?
Ф.М.: Вы совершенно правы, для меня очень важно комбинировать спорт, здоровую еду и…вино. Ведь если вы часто едите в ресторанах и пьете вино, то вам просто необходимы регулярные занятия спортом, чтобы держать себя в форме. Но все люди разные и у каждого свой подход к хорошему самочувствию и сохранению молодости.
D+: В этом году 31 мая музею Cite du Vin исполнилось 3 года. Реализовали ли Вы все запланированное и какие планы у музея на следующие три года?
Ф.М.: Да, мы довольны результатом нашей трехлетней работы. В ближайшие годы планируем стабилизировать аудиторию музея и развивать бренд за рубежом с помощью выставок и созданием новых Cité du Vin.
Досье D+
*Реджис Делтил – это человек, превративший вино в свою страсть. Хотя и не сразу ему удалось превратить свою страсть в работу. До 2004 года Реджис возглавлял дистрибьюторский отдел промышленного оборудования, и только с 2004 года все-таки посвятил себя вину на все сто процентов и открыл собственную компанию Passion Vins. Частью Passion Vins является и знаменитый винный погреб площадью 400 кв.м – Cave Vinimarché à Pessac. Особенность погреба Реджиса – в его ассортименте. Каждое вино из 1200 позиций отбирается исключительно вслепую и только при полном составе дегустационной комиссии. Узнав об открытии Mузея вина в Бордо, Реджис с коллегами Дидье Оудином (группа АРОМ, поставщик продуктов питания) и Кристианом Мессарисом (IMOGEST Real Estate) приняли участие в тендере на оформление и формирование винного зала Latitude 20 и выиграли его. С тех пор месье Делтил зорко следит за ассортиментом вина в Cite du Vin и с помощью дегустационной комиссии отбирает лучшие вина мира. Дегустационная комиссия Latitude 20 – это профессионалы высочайшего уровня, такие как Андреас Ларссон, Мишель Роллан и многие другие приглашенные знаменитости винного мира.
**Сильвия Казес – грозная фигура в винном мире Бордо. Первая женщина, которая заняла пост президента престижного Союза Гран Крю де Бордо, также Сильвия является владельцем Chateau Chauvin, поместья Grand Cru Classéв Сент-Эмильоне и ресторана Le Chapon Fin. Кроме того, Сильвия – директор агентства винного туризма класса люкс Bordeaux Saveurs и президент Фонда культуры и цивилизаций вина и друзей Cité du Vin.
Фото представлены Филиппом Массолом