Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Если мы бедны, значит, это кому-нибудь нужно

23.05.2018, Аналітика

Ольга Пиневич

Говорят, что революция происходит тогда, когда «верхи не хотят, а низы не могут». В такую марксистскую формулу сегодня свернулся украинский винный рынок. А, как известно, любая принудительно сжатая пружина стремится развернуться…
 

Винный коллапс. Ждет ли Украину виноградная революция?
В начале ноября первый заместитель министра агрополитики Украины Максим Мартынюк подал лучик надежды украинским виноделам, заявив о внедрении комплекса мер, направленных на стимулирование развития виноградарства в Украине. В министерстве обещали рассмотреть возможность возобновления программы возмещения расходов на высадку виноградников и стимулировать спрос на украинский виноград путем внедрения минимальной нормы содержания украинских спиртов в отечественных коньяках (подробности нововведения, влияние на коньячную отрасль и экспертные мнения – детально в Drinks+ #6).

Поддержка украинского виноградарства требует комплексного подхода и применения различных форм и инструментов ее реализации. Минагрополитики де-юре определило эту отрасль как одну из приоритетных для господдержки, учитывая ее высокую социальную значимость и высокий процент ручного труда в ней. Развитие виноградарства стимулирует создание новых рабочих мест, а также даст толчок для прогресса экономически депрессивных регионов, – так редакции D+ прокомментировали свое отношение к проблеме в профильном министерстве.

Виноградная и винодельческая отрасли Украины. «Куда, куда мы удалились?»
Пока государственная служба статистики Украины подсчитывает результаты текущего года, мы можем проанализировать картину прошлых лет – результаты неутешительны, и 2016 год, скорее всего, позитива не добавит. По мнению специалистов, для отрасли такая картина является свидетельством провала – за последние пять лет (с 2010 года) объем производства сократился на 77%. По данным статистики, наиболее пострадавшим сегментом является группа крепленых (десертных) вин. Падение в 2015 году составило 31% – причиной падения эксперты считают неэффективную государственную политику, в частности, необоснованное увеличение налоговой нагрузки.

 

Тем не менее, профильные министерства поспешили порадовать участников рынка своими оптимистичными прогнозами. В частности, заместитель начальника отдела развития садоводства, виноградарства и виноделия департамента земледелия и технической политики в АПК Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Владимир Пустовит в октябре 2016 обнародовал такие выводы: «Урожай винограда в Украине в 2016 году, по предварительным прогнозам, увеличится на 20-30% и составит более 400 тыс. тонн. А поддержка со стороны государства существенно  увеличится, и проект бюджета это предусматривает». 

Виноделы просят огня. Они требуют поддержки и безотлагательных решений
Практически на всех официальных мероприятиях, в комментариях прессе и своих аналитических отчетах участники рынка отмечают перечень негативных факторов, которые повлияли на снижение показателей винодельческой отрасли и на данный момент требуют безотлагательного решения. Основные проблемы таковы:
1. Зарегулированность системы получения лицензий на право производства алкогольных напитков (субъекту хозяйствования необходимо собрать около 140 документов, при этом большинство требований для предприятий с небольшими объемами производства нереальны).
2. Прекращение финансовой государственной поддержки отрасли, и, как следствие, остановка закладок молодых виноградников и неравные условия конкуренции с иностранными производителями винограда и вина.
3. Отсутствие льготных долгосрочных кредитов на закладку виноградников, строительство объектов для хранения и переработки винограда, модернизацию оборудования на заводах первичного и вторичного виноделия.
4. Отсутствие налоговых преференций на производство коньяка, вин, крепленых спиртом виноградного происхождения, а также конкретных, утвержденных нормативно-правовых требований об обязательном использовании доли отечественного сырья при производстве коньячной продукции.
5. Непомерные ставки арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения под многолетние насаждения, которые еще не вступили в плодоношение.

Этот перечень негативных факторов, которые были отмечены участниками рынка, можно продолжать: в их список включены и особенности рекламы винной продукции, регулирование производства ректификованного спирта, «законодательные дыры» и т.д.

Как видим, график показывает стабильное, а за последние несколько лет – резкое снижение государственной поддержки. При этом зачастую отсутствие помощи финансовой сопровождается повышенным и, как правило, неэффективным государственным вмешательством в винодельческую отрасль Украины.
Тем временем, опыт других стран показывает, что преференции для виноградарей и аграриев в том или ином виде существуют сегодня практически во всех цивилизованных странах – хотя их формат и масштаб определяется индивидуальными потребностями национальной отрасли и состоянием бюджетов. В европейских странах садоводство, виноградарство и виноделие получают поддержку как за счет Евросоюза, так и государственную, в виде дотаций или субсидий из специальных фондов. Они созданы для финансирования общегосударственных,  отраслевых и местных программ на закладку новых насаждений виноградников, техническое оснащение отрасли, научно-исследовательскую деятельность в сфере виноградарства, виноделия и выращивания саженцев и тому подобное. В некоторых странах Евросоюза дотации виноделам составляют 1 евро за 1 л производимого вина, в Израиле – экспортерам аграриям в течение 3 лет компенсируется 50% кредитных средств, использованных на создание теплиц, холодильников и многолетних насаждений. В соседней Польше выделяется 100 тыс. евро на закладку многолетних насаждений, приобретение техники и тому подобное. Даже в соседних Молдове и Грузии предоставлен ряд существенных преференций для виноградарей – от субсидий до получения льготных кредитов под 2% в год. Не говоря уже об отдельных масштабных маркетинговых программах, финансируемых госбюджетом, и нацеленных на экспорт или на развитие винного туризма. Понятно, что в таких условиях украинское виноградарство и виноделие оказываются абсолютно неконкурентоспособны на мировом рынке. Скажу более: встречаясь на международных профессиональных форумах со своими коллегами из соседних стран Восточной Европы, украинские виноделы – грамотные, талантливые, создающие отличные конкурентоспособные вина, – чувствуют себя представителями отсталой и бедной отрасли. И нам, винным журналистам, сложно и даже неловко отвечать на постоянные вопросы от иностранных виноделов и наших коллег – почему же мы такие бедные?

Быть реформам или не быть?
Какие все-таки виды поддержки, преференции, законодательные ослабления и нововведения обещают нам представители регуляторных органов в ближайшее время, и есть ли ресурсы на эти мероприятия? С такими вопросами редакция D+ обратилась к первому заместителю министра агрополитики Украины Максиму Мартынюку и Генеральному директору корпорации «Укрвинпром» Владимиру Кучеренко.
Однозначно, основной задачей государственного регулятора является  создание комфортных правил игры, которые будут стимулировать приход в отрасль профильных инвесторов, появление средних и мелких игроков.  Основой поддержки украинских виноделов должны стать как минимум приемлемые условия для ведения бизнеса. Это касается необходимости имплементации европейских регламентов в отрасли, упрощение получения разрешительных документов для виноделов, необходимость введения квотирования использования отечественного сырья в коньяках Украины. Важным вопросом является поддержка украинских товаров на внутреннем рынке, расширение экспортного потенциала украинских вин.
Как отметил заместитель министра агрополитики Украины Максим Мартынюк в комментариях редакции D+, кроме важных комплексных мер, одним из возможных форматов господдержки также должно стать восстановление частичной компенсации затрат на высадку новых виноградников. Такой механизм уже вводился в Украине и доказал свою эффективность – за 10 лет его действия было высажено более 50 тыс. га садов и 50 тыс. га виноградников. 50% затрат (около 2 млрд гривен) на эти инвестпроекты государство компенсировало.  По словам замминистра, первый шаг к поддержке отрасли в Украине был сделан, когда была упразднена лицензия на оптовую торговлю вином, произведенным из собственного сырья, стоимость которой составляла – 500 тысяч гривен ежегодно. Эта сумма была неподъемной для небольших виноделов. Следующий шаг – либерализация процедуры получения лицензии на производство вина. Сейчас она предусматривает получение более сотни справок и разрешений от десятка ведомств, при этом с обязательным выездом на место специалистов не ниже республиканского уровня, что блокирует или как минимум тормозит выход на рынок новых игроков, особенно с небольшими объемами производства. Минагрополитики планирует активно способствовать радикальному упрощению и сокращению этого процесса.
Для положительных изменений в отрасли в Министерстве есть свой ориентир, но и декларируются очередные обязательства. «1 января 2026 года, согласно взятым на себя обязательствам в рамках соглашения об Ассоциации с ЕС, нужно будет отказаться от использования географических названий «коньяк», «шампанское» и ещё 8 других. К этой дате украинские винодельческая и коньячная отрасли должны подойти с современными технологиями, безупречными показателями качества, сформированными запасами спиртов из отечественного сырья и продукцией, которая может успешно конкурировать с европейскими аналогами», подчеркнул Максим Мартынюк в комментариях D+.
Где взяться технологиям, безупречным показателям и запасам, как все это осуществить украинским виноделам в текущих экономических условиях, – осталось пока за кадром.

О налогах и батогах
Решить проблему прямых источников поддержки винодельческой отрасли, по словам Генерального директора корпорации «Укрвинпром» Владимира Кучеренко, можно только при условии восстановления механизма государственной поддержки, – направлении средств 1,5% сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства в специальный фонд бюджета. «Что касается инвестиций в винодельческой отрасли, то это сложный вопрос. Ведь до получения урожая винограда с момента закладки виноградника должно пройти как минимум 5 лет. Поэтому не все хотят вкладывать инвестиции в такой длительный процесс. Кроме того, существуют риски, связанные с природными факторами, и по факту – со сбором урожая. Тогда как в странах ЕС, согласно Национальной программе поддержки виноградарства, на страхование урожая заложены определенные расходы», – отметил Владимир Кучеренко.

Государственной целевой программой развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года предусмотрена поддержка закладки новых площадей плодово-ягодных насаждений, виноградников и хмельников путем частичного возмещения стоимости их создания. Согласно проекту, прогнозируемые объемы государственного финансирования вышеупомянутых мероприятий до 2020 года составят 4 479,92 млн грн. Не говоря уже об иных вероятных факторах, способных помешать полной реализации этого сценария, возникает вопрос, лежащий на поверхности: насколько окажется существенной эта госпомощь, учитывая перспективу – три года, похоже, бурных инфляционных процессов. И параллельно, напомню, – еще три года стремительного движения вперед всех остальных, более благополучных, винодельческих стран…

Перспективы кредитования и возврата специального режима налогообложения также в процессе рассмотрения. «Министерством разрабатывается механизм создания Фонда кредитов АПК в направлении проектного финансирования, а также поддержка необходимости возвращения спецрежима налогообложения для аграриев в 2017 году. Для нас важно, что среди нескольких вариантов поддержки АПК выбран именно тот, в котором есть виноградарство. Правда, объем поддержки отрасли значительно меньше, чем нам хотелось бы. И, тем более, не может идти в сравнение с программой поддержки виноградарства в странах ЕС, где в 2016 году на поддержку отрасли заложено 100 млн евро», – проанализировал ситуацию Владимир Кучеренко в комментариях D+.

Словом, успокаиваться нет оснований. Тем, более, что по сведениям, поступившим в редакцию, еще одно профильное ведомство –  Министерство сельского хазяйства – готовит новое негативное изменение для аграриев. Насколько нам известно, в кулуарах уже обсуждается возможность перечисления в бюджет 100% НДС для с/х. Аргумент для нашего времени привычный: требования МВФ. Предположим, так оно и есть – всем заправляет МВФ, строгий, но справедливый.

Но в таком случае, если действовать, конечно, в интересах страны, нужно окружить украинских производителей теми же условиями, в которых работают европейские коллеги: защита местных хозяйств от импорта высокими ввозными пошлинами, льготное кредитование, господдержка маркетинговых кампаний. Вспомним: даже США – масштабный и привлекательный рынок для европейских товаров – не может договориться с ЕС о зоне свободной торговли, настолько жестко каждый из партнеров защищает свои интересы. Украина же, похоже, ради веселой «морковки» в виде безвизового режима, обещанного президентом, готова принести в жертву всех своих сельхозпроизводителей – и производящих морковь, и виноград, и несущих золотые налоговые яйца.

Чтобы ярче представить картину, как  отразится на отрасли предполагаемое перечисление 100% НДС, достаточно вспомнить  ситуацию этого года, когда начали действовать утвержденные парламентом дополнения к Налоговому кодексу, по которым у виноградарей забирали 50% НДС. В результате осенью этого года по стране всплыли и успешно реализовались теневые схемы 90-х годов, абсолютно предсказуемые (уже пройденные всеми нами некогда) пути сохранения средств даже самыми законопослушными операторами рынка.

Не хотелось бы впадать в патетику апокалипсиса, но если заглянуть глубже, то суть происходящего в винодельческой отрасли Украины выглядит еще серьезнее. Позволю себе процитировать Роберта Гулиева – винодела, которого считаю не просто, как сегодня принято говорить, иконой стиля (винодельческого, в первую очередь), но и человека необыкновенной культуры и  чести. В одной из статей он пишет: «Мне кажется, новым налоговым батогом виноградарей загоняют в тень совершенно осознанно. Скоро появятся десятки уголовных дел, заведенных по фактам «незаконной продажи сельхозпродукции», и пойдут с молотка плантации и фермы нынешних владельцев виноградных полей. Механизм налогообложения будет использован для перераспределения собственности, а уж никак не для наполнения бюджета, как это уже случалось в нашей истории. От сумы и тюрьмы не зарекайся – говорит пословица, родившаяся в годы расцвета крепостного права. Теперь нам предложили возможность выбирать между одним и другим строго по закону».

Если суммировать все сказанное, да еще добавить наш собственный горький опыт обращений в профильные министерства с предложением использовать уникальные возможности нашей Коммуникативной медиа-группы Drinks+ для эффективной презентации украинского вина на международных конкурсах и выставках, становится ясно, что старая украинская присказка «Чому ми бідні – тому що дурні, чому дурні – тому що бідні» приобрела современную циничную транскрипцию. И уже почти по Маяковскому выходит: «Почему мы бедны?  Значит, это кому-нибудь нужно».

В нынешних условиях, когда Украина пребывает в сложном экономическом состоянии, а на государственном уровне не закрываются даже те вопросы, решение которых не требует особах финансовых затрат, а требует лиш ума и доброй воли государства, возникает реальная угроза не только потери отечественного виноградарства и виноделия, но и потери веры граждан – хоть виноделов, хоть трактористов и журналистов – в свою страну. А это уже никакими бюджетами потом не вернешь…

X
Украина