Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківСтефан Баде (Stéphane Badet) – удивительный, чрезвычайно авторитетный специалист не только на мировой арене виноделия, но и на украинском рынке. Французский эксперт из Бордо не так давно провел семинар «Французский опыт в винном секторе: организация отрасли, коммерциализация и требования к качеству вина» для виноделов юга Украины, и Drinks+ воспользовался пребыванием Стефана в Украине и поговорил с ним о виноделии в целом и в Украине в частности.
К слову, Стефан Баде стал членом жюри новой международной премии Wine Travel Awards, соорганизатором которой является Drinks+ Media Group.
Стефан, расскажите немного о себе. На чем сосредоточена ваша основная деятельность?
Я работаю в Министерстве сельского хозяйства Франции экономистом по виноделию, профессором экономики, менеджмента, маркетинга, туризма для винодельческого сектора. А также международным экспертом государственного и регионального органа Франции Région Nouvelle Aquitaine, специализирующегося на экономических показателях и агроэкологическом переходе. Я обучаю и тренирую следующие поколения винных менеджеров и консультирую такие страны, как Боливия, Мадагаскар, Сербия, Грузия и Украина, которые хотят развивать свой винный сектор при поддержке Франции.
Я инженер-агроном из Бордо, который известен как мировая столица виноделия. Итак, когда вы родились в Бордо, вы окружены вином с рождения! Вино в Бордо повсюду, даже в центре города с памятниками, винными барами, винными магазинами, винными туристами и Cité du Vin! Вокруг Бордо более 100 000 га виноградников, более 6 000 винных заводов и 60 000 человек, работающих в винном секторе. Бордо дышит вином. Многие люди в мире знают название Бордо из-за его вина, но обычно они не знают, что это еще и большой, красивый город! Так что работать с вином, когда ты родился в Бордо, – это предначертано судьбой!
Кто впервые пригласил вас в Украину и с какой миссией?
В 2017 году меня пригласили посольство Франции и Торгово-промышленная палата Украины, и это касается всех последующих миссий. Я экономист и эксперт Министерства сельского хозяйства Франции, поэтому работаю чиновником французского государства. Я также могу работать в частных компаниях, но моя миссия касается государственных услуг, и моей приоритетной целью было и остается анализировать, давать советы и помогать возрождать, перезапускать, развивать украинский винный сектор и все винодельни, которые разделяют эту цель.
«Туризм – это возможность для вина, а вино – это возможность для туризма»
Вы работаете с винодельческим регионом Закарпатье уже несколько лет. Каковы, на ваш взгляд, особенности этого региона?
Закарпатье сильно отличается от других винодельческих регионов Украины. В то же время оно очень похоже на европейские континентальные винодельческие регионы и страны, – такие, как Венгрия, Словакия или Австрия, которые находятся всего в нескольких километрах от Закарпатья.
Оцените потенциал Закарпатья.
Природные условия (почвы и климат), сорта действительно одинаковые, поэтому и вино может быть таким же качественным. Качество не остановилось на границе. Достаточно попробовать вина из Château Chizay или других виноделен, чтобы это заметить. Потенциал для производства прекрасных вин в этой области очень высок, как и потенциал для туризма!
Чего не хватает этому региону и на что посоветуете обратить внимание?
Продвижение, коммуникация! Никто в мире не знает Закарпатье, кроме украинцев и венгров, чего недостаточно для развития туристической отрасли такого региона, как Закарпатье. Итак, нам нужно продвигать Закарпатье среди жителей Западной Европы как полноценное направление с множеством возможностей для удивительного отдыха: спорт, походы, природа, гастрономия, культурное и историческое наследие, термальные ванны. И, конечно же, вина. Также не хватает благоприятных условий для пребывания: гостиниц, ресторанов, дорожных знаков, путеводителей…
Этот регион находится очень близко ко Львову, туристически ориентированному городу (3 часа езды). Гости, которые приезжают во Львов, могут отправиться в винный тур на 2 или 3 дня по Закарпатью. Также Закарпатью не хватает существенных инвестиций.
«Лучшее вино – это то, что нравится потребителю, который после первого бокала хочет допить бутылку»
Как бы Вы прокомментировали высокую кислотность закарпатских вин, учитывая, что в регионе много солнца и жаркое лето?
Климат здесь типично континентальный, и даже жарким и коротким летом терруар остается прохладным, особенно ночью, поэтому вина имеют хорошую кислотность, особенно белые. Эта кислотность делает вино очень приятным. Мировому потребителю нужен этот тип вина, которое легко пить, свежее и легкое. Изменение климата может изменить все – вина могут потерять кислотность, а степень алкоголя может повыситься.
В этом году Вы посетили винодельческие районы Черноморского побережья. Какие впечатления?
На берегу Черного моря я побывал не первый раз, но в Николаевской области оказался впервые. Я хорошо знаю черноморские вина (Одесса, Грузия, Россия, Молдова) и работаю с некоторыми из этих стран.
«Для успешного экспорта вина должны быть не слишком тяжелыми и без большого количества сахара»
Как Вы думаете, каковы перспективы региона? Как Вы оценили местные вина – на каких из них, в принципе, стоило бы сосредоточиться?
Я открыл для себя ту часть причерноморских виноградников, о которой раньше не знал. У этой части Украины большой потенциал. Уже есть очень хорошие вина – Beykush, Slivino и другие. И отмечу некоторые интересные и исторические черноморские сорта, такие как Одесский Черный, Саперави или Ркацители. При хорошем техническом менеджменте эти сорта, а также некоторые международные, такие как Сира, Мерло или Каберне, могут позволить винодельням производить великолепные и оригинальные вина для выхода на мировой рынок. Некоторые винодельни из Черноморского региона уже занесены в мировые рейтинги. Вина в средиземноморском стиле весьма котируются, особенно красные.
Этот регион также может производить современные игристые и крепленые вина для мирового рынка, но не в «старомодном советском стиле», а легкие, хорошо сбалансированные, легко пьющиеся и сухие. Для успешного экспорта вина должны быть не слишком тяжелыми и без большого количества сахара. Новый молодой потребитель больше не воспринимает такие вина. Зато на этих почвах также производят великолепные белые и розовые вина.
Черноморский регион по-прежнему является туристической зоной, поэтому винодельни могут развивать бизнес-модели с оригинальными предложениями винного туризма, чтобы привлекать посетителей, которым нужны новые местные развлечения на природе. В туризме потребитель приходит к вам, вам не нужно искать рынки и покупателей, они сами приходят к вам, чтобы покупать и тратить деньги, вам просто нужно продвигать свой пункт назначения, открыть свою винодельню и приветствовать людей приятным предложением во время отпуска. Это отличный способ продавать вина!
Чему следует уделить особое внимание?
В Черноморском регионе мы должны обратить внимание на изменение климата. Климат уже теплый и сухой, и в ближайшие годы есть риск, что он станет еще теплее и суше. И вина из этого региона могут быть слишком богаты на алкоголь, слишком тяжелыми, плохо сбалансированными, со слишком низким содержанием кислотности, что не совсем соответствует ожиданиям потребителей. Виноделы должны будут проявить бдительность в ближайшие годы и адаптировать свои технические средства управления к этому риску (выбор хороших сортов винограда, полив и т.д.).
«Черноморский регион по-прежнему является туристической зоной, поэтому винодельни могут развивать бизнес-модели с оригинальными предложениями винного туризма»
Стефан, еще в 2019 году вы планировали пригласить виноделов и сотрудников Chateau Chizay на практику в Бордо. С какими винодельнями в Бордо вы по такой программе работаете?
Благодаря моим многочисленным студентам мне посчастливилось преподавать и работать со многими винодельнями во Франции. И как международный эксперт Министерства сельского хозяйства Франции я работаю со многими винодельнями, университетами, местными и национальными властями по всему миру. Одна из особенностей сельскохозяйственного образования во Франции заключается в том, что в каждой высшей школе, независимо от ее уровня, есть винодельня, где можно практиковаться и учиться в реальной жизни, а не только в классе. Например, в моем высшем учебном заведение есть в общей сложности 120 га виноградников вокруг Бордо для выращивания и обучения наших учеников. Я также консультирую некоторые французские и зарубежные (например, украинские) винодельни, особенно по вопросам бизнеса, туризма, маркетинга, технических решений… Итак, мы приветствуем всех в Бордо или в другом винодельческом регионе. Обмен техническим опытом, бизнес-моделями и туристическим выбором действительно очень важен для прогресса. Лично я езжу в другие страны, такие как Новая Зеландия или Австралия, чтобы проанализировать другие техники и бизнес-модели и вернуться во Францию с новыми идеями. Мы учимся, мы прогрессируем в винном секторе всю жизнь. Никто не может сказать: «Я знаю о вине все». Мы надеемся, что в ближайшие недели несколько украинских виноделов и собственников будут в Бордо, чтобы поделиться опытом и поработать вместе. Бордо – мировая винная столица, и вы можете найти множество самых разных технических инструментов и бизнес-моделей. Каждый может отыскать то, что ему нужно, чтобы улучшить свои профессиональные навыки.
Насколько важна практика?
Практика нужна, чтобы быть хорошим виноделом, виноградарем, торговцем… Для любой работы в винном секторе вам нужно тренироваться и практиковаться. Как я всегда говорю, обучение вину в классе – это хорошо и необходимо, но обучение вину на винограднике, винодельне или в дегустационном зале – лучше! Чтобы стать хорошим винным профессионалом, нужно практиковаться. Я и мои ученики собираем урожай, обрезаем лозы, перекачиваем сусло, продаем, делимся с потребителями знаниями на наших винодельнях.
С какой миссией вы консультируете в Украине?
Когда я нахожусь в Украине или в Грузии, на Мадагаскаре, это не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы делиться опытом и знаниями, практиками… Вот почему мы так часто бываем в Украине: чтобы помочь перезагрузить украинский винный сектор. Это наша миссия с посольством Франции.
«Мы должны сделать Украину местом назначения для посетителей из ЕС. Многие люди из Италии, Германии, Великобритании, Скандинавии, Израиля могут быть заинтересованы в отдыхе в Украине»
Как думаете, чего не хватает украинским винам для того, чтобы Украина достойно носила титул винодельческой страны?
Чтобы иметь титул и быть известной в мире как «винодельческая страна», Украина должна ежегодно производить высококачественные, модные, оригинальные и отмеченные на всемирно известных конкурсах вина. Украина также должна продвигать винный сектор за рубежом, например, будучи на всех международных выставках (Vinexpo, Vinitech, Prowein, London…), и помогать производителям экспортировать вина за границу, например, в ЕС. Но это долгий путь, и это должна быть коллективная цель. Наверное, лет 10 понадобится. Как минимум, Украина должна стать государственным членом Международной организации виноградарства и виноделия (OIV).
Стефан, поделитесь, пожалуйста, последними тенденциями винного маркетинга во Франции и в мире с читателями Drinks+. Что сейчас актуально?
Последние тенденции в винном маркетинге многочисленны: например, оригинальные вина, очень оригинальные этикетки с большим количеством цветов, смещенные надписи, новое пакетирование, такое как вино в коробке, в банке, в тубе… Все возможно чтобы отличаться! Новые акценты и формы употребления вина: вино в модных заведениях, вино на аперитив, коктейли с вином. Новые типы вин, произведенные для удовлетворения новых тенденций потребления, например, вина с меньшим содержанием алкоголя или без него, крафтовые вина, вина из старых и забытых сортов винограда, вина с оригинальными местами выдержки (в море, под снегом, в пещерах…). Новые способы винной коммуникации: вино и еда (пейринг), винный туризм, винодельни в социальных сетях… А вот старомодные красные вина, выдержанные в новых дубовых бочках в течение нескольких месяцев или лет и классические этикетки полностью изжили себя!
Что лично вас впечатляет в виноделии, а что неприемлемо?
Я глубоко уважаю все вина любого уровня, всех цен и любого происхождения, если они выглядят искренними! Для меня неприемлемо видеть искусственные вина промышленного производства или с дефектами. Считаю также неприемлемыми цены на вино во французских ресторанах, а также мошенничество, подделки, неправомерное использование защищенных брендов. Вина, которые больше нравятся виноделу, чем потребителю. Лучшее вино – это то, что нравится потребителю, который после первого бокала хочет допить бутылку. Вино должно быть естественным результатом урожая, терруара и работы виноградаря с гарантией происхождения. Это то, что потребитель должен получить в бокале.
«Многие люди в мире знают название Бордо из-за его вина, но обычно они не знают, что это еще и большой, красивый город!»
Сможете ли вы предсказать, какие вина, стили, страны, по вашему мнению, в ближайшее время станут лидерами спроса?
На ближайшие 10 лет мы хорошо понимаем новые тренды потребления. В последующие годы потребитель будет пить больше «зеленых» вин (органических, натуральных), менее алкогольных, легких (без сахара), свежих, легко пьющихся (например, во время отдыха после работы), все больше и больше игристых и розовых вин. Красные, не слишком полные, но скорее фруктовые, округлые, легкие для питья вина. В ресторанах основная тенденция заключается в том, что вино становится выразительнее за счет правильного бокала. Потребителю больше не нужны тяжелые, слишком дубовые, с большим количеством алкоголя и сахара вина.
Вино – премиальный напиток, поэтому, конечно, в следующие 10 лет крупными рынками будут США, ЕС и Азия (Китай, Япония). В долгосрочной перспективе виноделам стоит подумать о том, чтобы сделать ставку на Индию, другие страны Юго-Востока и некоторые африканские страны. Наверное, также Мексика, Бразилия… Все большие страны с большим населением в ближайшие 20 лет станут богаче, а значит, привлекательнее для винного экспорта.
Что изменилось в вашем рабочем процессе во время пандемии, какие идеи пришли к во время изоляции?
Во время изоляции у нас было много цифровых мероприятий и курсов со студентами и операторами зарубежных стран, чтобы не пришлось останавливать проекты международного сотрудничества. Например, для Chizay academy мы сделали вебинар по рынку rosé. Я также работал на 2 винных заводах (Château Dillon и Giscours) с моим сыном и несколькими студентами, чтобы помочь им, потому что часть персонала не могла работать во время пандемии. Я также писал статьи о последствиях для винного рынка и потребления, о текущей ситуации в постсоветских странах и на Закарпатье. В результате я был очень занят, но это позволяло мне делать то, на что у меня не было времени в обычное время!
«Итак, нам нужно продвигать Закарпатье среди жителей Западной Европы как полноценное направление с множеством возможностей для удивительного отдыха»
Стефан, одно из направлений вашей деятельности – гастрономический и винный туризм. В чем именно заключаются ваши задачи в этой области? В каких проектах и в каком статусе вы участвовали?
Я преподаю и обучаю менеджеров. Консультирую винодельни и помогаю им развивать сектор винного туризма. А также создаю оригинальные мероприятия или предложения по винному туризму.
Например, в начале июля я организовал конкурс в Château Giscours, grand cru classé Margaux, чтобы сочетать вино с конным спортом, с джазовым концертом, классическими автомобилями… (вы можете найти фотографии на моей странице в Facebook). Или я работал с некоторыми из моих магистрантов (в качестве учебной практики) в Château Dillon (Haut Médoc), Château Luchey-Halde (Pessac-Leognan), чтобы найти оригинальные решения для усиления их туристического предложения.
Учитывая ситуацию в мире, туризм оказался одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Что можете порекомендовать для восстановления и развития этого направления в Украине и в мире?
Благодаря вакцинации в некоторых странах, особенно в ЕС, в настоящее время происходит перезапуск туристического сектора, и потребуется не менее 2 лет, чтобы вернуться к прежнему уровню. Будет «туристический реванш»! Но нужно запастись терпением! В ближайшие месяцы необходимо будет настроить таргетинг на посетителей из вашей страны или соседних стран. Не особо рассчитывать на дальнее зарубежье. Мы называем этот принцип «прибежищем для близлежащих отпусков». После карантина люди хотят отдыхать на природе, заниматься спортом. В винном секторе у нас есть много возможностей удовлетворить эту потребность, например, предлагать катание на велосипеде, походы по виноградникам, чтобы открыть для себя пейзажи, биоразнообразие… Или мастер-классы. Приготовление блюд, создание пейрингов – еще одна тенденция, на которую мы должны ориентироваться. Винный сектор может стать победителем туристического реванша этим летом и в следующем году. Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы разработать несколько оригинальных модных предложений винного туризма. Продвижение и коммуникация, сторителлинг и обмен опытом также будут важны для привлечения посетителей.
Кстати, как раз в русле новых предложений Drinks+ Media Group при поддержке ряда авторитетных международных организаций выступила с глобальной инициативой по возрождению мирового винного туризма – Wine Travel Awards. Это премия нового образовательного формата, ориентированная на винных гидов, амбассадоров вин и винодельческих регионов (как влиятельных лиц, так и ассоциаций виноделов, пивоваров, фермеров), самих объектов винных дорог – винных музеев, виноделен, ресторанов, отелей и дегустационных залов, крафтовых дистиллерий и других заведений, образующих туристические маршруты. Мы знаем, что уже давно существует множество премий, в том числе в винном туризме, или для винных блоггеров, или для отелей – и все они работают достаточно успешно. Но наша главная особенность – объединить всех операторов винного туризма в единое сообщество и дать им в руки инструмент для продвижения – рекламную кампанию длинною в год. И наши победители получат в результате не просто призы, а образовательные программы. Хотелось бы услышать ваше мнение и комментарии по поводу Wine Travel Awards.
Да, во многих винодельческих странах есть множество наград – во Франции, США… Так что, конечно, это отличная идея! Мы всегда говорим нашим студентам или владельцам виноделен: «Туризм – это возможность для вина, а вино – это возможность для туризма». Секторы виноделия и туризма должны идти вместе, преследуя одну и ту же цель. Разработайте коллективную туристическую цель! Как я уже сказал, для развития винного туризма Украине следует продвигать направления и поддерживать связь с некоторыми целевыми рынками. Так что эта инициатива кажется особенно удачной идеей, в первую очередь, для украинского винодельческого и туристического секторов! Туризм — это новый источник прибыли для виноделен, новая работа, новый способ ведения бизнеса и продажи вин, продвижения брендов. Единственное замечание касается целевых рынков. Мы должны сделать Украину местом назначения для посетителей из ЕС. Многие люди из Италии, Германии, Великобритании, Скандинавии, Израиля могут быть заинтересованы в отдыхе в Украине. Показывать свое наследие, Черное море, природу, гастрономию, вина… (и даже почему бы нет – предлагать посещение Чернобыля) – значит продвигать страну. Эти рынки очень близки, посетители из них могут прийти первыми и помочь перезапустить сектор туризма. И в заключение, если вы ищете членов жюри для вашей премии, я готов поддержать проект и стать одним из них!
Досье Drinks+
Стефан Баде – специалист Агро-университета Бордо (Франция) со степенью в области агроэкономики. Преподаватель ISVV – Института науки о вине и виноградарстве при Университете Бордо, одном из ведущих учебных заведений мира, а также лектор в EPL Bordeaux. В течение многих лет специализируется на экономике винодельческой промышленности, бизнесе, маркетинге и туризме. Назначен Министерством сельского хозяйства Франции в качестве специалиста по экономическим показателям и агроэкологии при министерстве. Стефан имеет большой опыт работы в качестве эксперта и консультанта в различных программах сотрудничества в области виноделия по всему миру (Грузия, Украина, Сербия, Мадагаскар, Косово, Боливия…) для Interco NA, посольств Франции и Германии, PNUD, FAO, и др. Он активно участвует в развитии экономических показателей производств, маркетинге винного туризма и агроэкологической трансформации в области виноделия.