На сайте используются cookie файлы
The site uses cookie files
Данный сайт имеет возрастное ограничение!
This site has age restrictions!
Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 летНаталия Бурлаченко сквозь призму вызовов текущего года размышляет о мерах, предпринятых Consejo Regulador в DO Ribera del Duero.
Наталия Бурлаченко – колумнист Drinks+, бренд-амбаcсадор компании Vinos de La Luz, сомелье
Все понимают, что 2020 год мы с вами уже не сможем забыть никогда. И каждый из нас, чем бы он ни занимался и где бы ни жил, войдет в историю как свидетель ситуации, с которой человечеству ранее сталкиваться не доводилось. Локдаун всей планеты, ожидание вакцины, всеобщий стресс и абсолютно туманное будущее… Столкнувшись с такими вызовами, каждый предприниматель и каждый бизнес пытался выжить по-своему.
В этом трудном 2020 году винная промышленность испытала шок. Многие были дезориентированы, из игры выпало большое число компонентов цепочки создания стоимости. Конечно, нашлись отдельные игроки, получившие выгоду даже в такой ситуации, но глобально был создан иной сценарий, который открыл новую страницу истории.
Обычно природа, ввиду своей цикличности, в это время года в Северном полушарии дарит урожай. Это важнейшее событие в жизни агрария всегда встречалось с радостью и праздновалось, если урожай был щедрый и хорошего качества, или урожай оплакивали, если он оказывался низкого качества и скудный. В 2020 году сбор урожая, каким бы он ни оказался, подверг испытанию всех: фермеров, виноградарей, виноделов, дистрибьюторов и потребителей. Каждого, так или иначе, затронула ситуация, в которой мы оказались.
Говорят, что все началось в китайском Ухане в декабре 2019 года… Но для винного мира все началось, когда в каждой стране власти, регулирующие сферу здравоохранения, приказали срочно и полностью закрыть каналы продаж, которые мы называем «on trade». То есть, те знакомые, уютные места, где мы привыкли есть и пить. Закрытие ресторанов и баров, которые являются самым важным каналом продаж для премиальных вин, перекрыло кислород всему винному бизнесу: ведь именно в HoReCa в основном реализуется тот ведущий ценовой сегмент, который обеспечивает прибыль.
Также были закрыты магазины, которые являются частью «off trade» сегмента, что нанесло еще один удар по объемам вина, потребляемого дома или навынос. В то же время супермаркеты, которые были вынуждены держать свои двери открытыми, чтобы обеспечивать население продовольственными товарами, продемонстрировали невиданные ранее продажи вина. Разумеется, в «сетях» реализуется большой процент недорогого вина, а это, к сожалению, не делает погоды для отрасли в целом, и еще в меньшей степени для тех производителей, кто относит себя к так называемым Denomination de Origen, для создающих своего рода «сертификат качества» вин, произведенных в этих регионах.
Последствия закрытия ресторанов и баров в сочетании с ограничениями на свободное передвижение по улицам привели к немедленному и очень глубокому падению потребления. Это произошло не потому, что потребитель не хотел пить вино, а потому, что исчезли естественные места обитания или потребления: рестораны и бары. Львиная доля качественного вина продавалась именно здесь, в местах, часть из которых больше не откроет свои двери для гостей никогда.
Последствия этой ситуации нарастали: потребитель не покупал, потому что рестораны были закрыты; в закрытых ресторанах копились ранее приобретенные запасы; дистрибьюторы неоправданно нарастили резервы, потому что некоторые поставки еще по инерции шли, а продавать их было некому; ну и винодельни были заблокированы миллионами бутылок, традиционно заготовленных для обычного года. Года, который в одно мгновение превратился в синоним кошмара.
Можно сказать, что паралич винодельческого мира произошел на планетарном уровне: экспорт и импорт были парализованы, потому что локдаун одновременно был введен во многих странах-потребителях. Казалось бы, картина, которую мы наблюдали практически на всех рынках в период с марта по сентябрь 2020 года, завершена, но это не так. Нам все еще неизвестно, что дальше готовит нам творец: каким окажется портрет урожая 2020 года, который, в зависимости от страны, собирался с сентября по октябрь?
Мы сегодня собираем урожай в Испании, в Ribera del Duero, наименовании, контролируемом по происхождению, так называемом DO. Этой зоной управляет Регулирующий совет (Consejo Regulador), устанавливающий правила, гарантирующие высший класс премиального вина. Чтобы в каждой его капле, рожденной в этом престижном регионе, ощущалась легенда по имени Ribera del Duero.
В июле 2020 года, догадываясь о вызове, который предстоит принять во время сбора урожая, Consejo Regulador внес оригинальные предложения, о которых хочу рассказать читателям.
Совет исходил из того, что винодельни сохранили запасы предыдущего винтажа в стальных и цементных резервуарах, что ограничивало возможность приема нового урожая. И, предполагая, что урожай может быть богатым, Consejo Regulador предложил снизить допустимый лимит сбора винограда: с 7000 кг/га до 6000 кг/га. Это снижение позволило бы уменьшить нагрузку на хранилища и избежать перепроизводства.
Но это предложение было отвергнуто фермерами и теми, кто производит молодое вино, без выдержки в дубе, продаваемое в «сетях». Им нужно производить именно то количество каждый год, на которое они заключили контракт с крупными ритейлерами, продовольственными компаниями, названия которых известны во всем мире.
С течением времени стало очевидным, что нас ждет почти рекордный урожай, и вопрос количества винограда стал национальной проблемой Испании. Некоторые винодельни заявили, что они не будут докупать виноград у третьих лиц и произведут объемы, выращенные на их собственных участках. Правительство, чтобы избежать сверхвысокого производства, предложило провести «зеленый урожай», смысл которого заключался в компенсации фермерам за срезку винограда до того, как он начнет поспевать. Для этого установили предельное количество килограммов на регион и бюджет: увы, он был мгновенно исчерпан, потому что многие фермеры предпочли субсидию раздаче своего винограда за бесценок, если урожай окажется таким большим, как ожидалось.
Кроме того, чтобы избежать падения цен на вино, когда будут сняты ограничения с ресторанов и магазинов и, чтобы винодельни не продавали созревшее в бочках вино из запасов по низкой цене, Consejo Regulador предложил винодельням денежный взнос за литр вина в бочке, если винодельня обязуется не продавать год. Эта мера также была принята и широко применена, но и эти бюджеты оказались исчерпаны.
Казалось, что никаких мер и средств недостаточно для решения проблемы. И их действительно не хватало, потому что подобной ситуации никогда прежде не случалось.
Очередная проблема заключалась в том, что сбор урожая в Испании обычно производится группами рабочих-мигрантов из Восточной Европы, которые зарабатывают на жизнь, путешествуя по стране и помогая в сборе разных культур. В 2020 году рабочие не могли путешествовать, а многие и не хотели – из-за ограничений, наложенных на международные переезды, и паники, связанной с вирусом. Это явление привело к увеличению стоимости рабочей силы и внесло завершающий штрих в и без того мрачную картину.
Стоит заметить, существуют DO, с которыми не будет проблем: белые сорта Rias Baixas или Ribeira Sacra имеют естественные географические ограничения, которые в принципе не позволяют им получать суперурожаи. У них есть необходимое количество винограда и их вино занимает особую нишу.
Но в регионах с обширными территориями – Rioja, Ribera del Duero, Rueda – производство суперпродуктивное даже с учетом количества принятых мер, потому что урожай 2020 года был очень щедрым в килограммах, – как видим на фотографиях, сделанных перед началом сбора урожая. И это повлияло на цену, потому что падение цены за килограмм достигло -50% от той, что была в 2019 году. И это предвещает очень тяжелый цикл для фермера и очень опасный для рынка, потому что крупные конгломераты, закупившие виноград так дешево (порой, как я говорила, вдвое дешевле, чем в прошлом году), могут наводнить продуктовые сети дешевыми винами, что вытеснит менее влиятельных конкурентов.
Нам еще предстоит увидеть качество вин, которые получатся из этого урожая, и некоторые виноделы в связи с этим предполагают, что повезло тем, кто обладает большим запасом выдержанных вин хорошего качества в своих хранилищах.
Но так или иначе, 2020 год будет незабываемым. Лично для меня будет незабываемым наблюдать, запоминать, анализировать все природные, экономические, социальные и даже политические явления, происходящие в одном из самых известных и дорогих винодельческих регионов планеты. А также потому, что я смогла написать эту статью, понимая, что любой, кто ее читает, знает причину всего происходящего, и нет необходимости называть слова «пандемия» и COVID-19.
Фото предоставлены компанией Vinos de La Luz
03.08.2024
05.07.2024