Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Пьер Ришар: «Как винодел, я рад, когда идет дождь»

27.05.2018, Інтерв’ю

Людмила Волок

Это кажется невероятным – достигший вершины славы, разменявший девятый десяток лет человек с энтузиазмом юноши открывает для себя новые пути к успеху. И все же Пьер Ришар, чье имя вот уже много лет неизменно входит в различные рейтинги вроде «100 великих актеров всех времен» или «Топ самых гениальных комиков мира», сегодня стремится быть лучшим и в другом своем призвании – виноделии. И активно над этим работает: именно ради презентации своих вин он недавно вновь посетил Киев, лично представив продукцию своего шато Бель Эвек.

В эксклюзивном интервью D+ Пьер Ришар рассказал, какое место в его жизни занимает вино, где он учился мастерству винодела и чем бы он занимался в жизни, если бы его так не увлекли вино и кино.

D+: Господин Ришар, как виноделие вошло в Вашу жизнь?

П. Р.: Вином я занимаюсь уже 30 лет, и это началось случайно. Однажды я гулял по Лазурному берегу, стояла отличная весенняя погода, я не знал этого региона и прогуливался со своим секретарем, – мы просто любовались окрестными пейзажами. А нужно заметить, что я очень люблю море – мне всегда необходимо быть возле воды.

Мы увидели, что совсем недалеко от побережья продается живописный участок. Я приехал туда совершенно не за тем, чтобы покупать недвижимость. И даже не задумывался о том, как там растет виноград, подходящие ли условия для этого. Но, тем не менее, мы пообщались с хозяином участка. Он рассказал мне о том, как выращивает здесь виноград и как делает вино. Я его внимательно выслушал, но виноградарство совершенно не было моей целью. Просто дело в том, что все, кто занимается вином, всегда очень увлеченные люди, и чрезвычайно увлекают собеседника своими рассказами. Именно от него я услышал прекрасную метафору, что виноградные лозы – как женщины: они весьма капризны; но в то же время это – храбрые женщины. Потому что в этом регионе достаточно редко идет дождь…

Я вернулся в Париж, но воспоминания о прогулке по винограднику не тускнели, продолжая играть яркими красками. Поэтому я попросил секретаря проверить, продается ли еще этот участок. Я вернулся на то место, которое так запало мне в душу, и там меня ждало уже очень много людей. Я чувствовал себя, словно рыбак – словно знал, что там будет клевать! Мне снова рассказали об участке, и я, в конце концов, решил его приобрести. Прежде всего, тогда меня, конечно, интересовал пейзаж – живописные холмы и море. Но когда я вернулся домой и сообщил своей сестре, которая ведет мои дела, что обираюсь купить участок с виноградником, – она поразилась. «Мы же вообще ничего об этом не знаем!» – сказала она. Но я его все равно купил!
Я всегда любил вино. Можно сказать, с самого детства. Потому что я вырос в состоятельной семье, где традиционно за обедом и ужином всегда пили вино. Я долго жил у своего дедушки, который меня воспитывал. Воспитал он меня плохо, потому что каждый день мы пили вино, бургундское или бордо…

Понимаете, другого выбора у меня просто не было!

Но потом я понял, что пить вино и производить его – не одно и то же. Мне предстояло очень много общаться со специалистами, чтобы не наделать ошибок. В самом начале пришлось обновить насаждения – посадить заново виноград на 12 гектарах из 20. Тогда я наивно полагал, что на следующий год у меня уже будет вино! Но прошло несколько лет, прежде чем я начал делать его из молодого винограда.

Я актер, очень увлекающийся человек по своей натуре. Но именно виноделие научило меня терпению. Я понял, что нужно следить за климатом, погодой и принимать ее такой, какая она есть. И научился понимать, что не все находится в нашей власти, и далеко не все в этой жизни мы способны контролировать.
Работа винодела непростая. Многое зависит от климата, а в последние годы он особенно непредсказуем. И меня это серьезно беспокоит.

D+: Но, похоже, такие трудности стали для Вас скорее вызовом, чем препятствием…

П. Р.: Да, и с самого начала я решил заниматься виноделием как можно более серьезно. Я не хотел, чтобы кто-нибудь, попробовав мое вино, дал мне такой совет: «Знаете, а оставайтесь-ка лучше в кино!».
Мне очень нравится виноделие, и мне кажется, что именно это занятие как нельзя лучше дополняет актерскую профессию. Вино само по себе способствует дружеской атмосфере, сплоченности и общению между людьми. Вино, как и кино, начинаешь ценить, когда уже хорошо узнал его. И то, и другое позволяет проводить время с друзьями. Ведь опыт просмотра фильма в хорошей компании – это совсем не то, что смотреть кино в одиночестве. Посмотрев кино вместе, вы можете его обсудить и заново пережить самые волнующие моменты. В этом есть особенная радость. С вином – то же самое.

D+: Виноделие вообще в последние годы привлекает очень много знаменитостей. Для Вас виноделие – это хобби, разновидность дауншифтинга или наоборот – своего рода бизнес? Какое место в Вашей жизни оно занимает?

П. Р.: Доходы от виноделия не такие уж и высокие – на них я бы точно не прожил. Чтобы зарабатывать на этом, я должен на рассвете выходить в поле со своим трактором, жена – стоять на кассе, а сыновья тоже занимались бы наравне со мной всеми процессами. Хотя это дело и не убыточное, но существенной прибыли оно мне тоже не приносит. Хотя, с другой стороны, я могу всегда пить свое вино бесплатно!

D+: И все же Вы относитесь к виноделию серьезно, значит, – это не «игрушка». Но это и не бизнес. Какое место в Вашей жизни оно занимает?

П. Р.: Это – игра! Но, как и во все игры, я играю в нее серьезно. Ведь и к актерской работе я отношусь очень серьезно, несмотря на то, что большинство моих работ связаны с комедийным жанром. Виноделие – работа очень увлекательная. И она особенно ценна тем, что приносит удовольствие и другим людям, а не только ее участникам. Это – мое увлечение, я обожаю его!

D+: Виноделие – не менее творческий процесс, чем актерская игра?
П. Р.: Да, конечно, в обоих направлениях есть креативность и энергетика. На самом деле, 50-60 лет вино Corbieres, которым я сейчас занимаюсь, было обычным столовым вином, которое просто пили за обедом. А сегодня оно возвращается и выходит на новый уровень. Сейчас есть очень хорошие вина Corbieres. Когда я только начинал заниматься виноделием, моей целью было делать только первоклассные вина. И это требует очень много труда, времени и денег.

D+: Как Вы постигали искусство винодела? Кого считаете своими учителями?

П. Р.: Я этому вообще никогда не учился, просто очень много общался с консультантами, и еще меня учили крестьяне, которые работают на этой земле… Один из них мне рассказывал обо всем – как нужно ухаживать за землей, что такое сепаж, учил меня в течение 15 лет прямо в поле всему, что знал и умел сам. Я ему очень многим обязан. И второй человек, который многому научил и помог избежать очень многих ошибок (он до сих пор в нашей команде), – это мой энолог. До того, как купить виноградник, я совершенно не разбирался в виноделии. Но хороший энолог – как хороший премьер-министр, и мне повезло, потому что я смог выбрать первоклассное правительство для своего маленького винного государства.
Обычно в феврале мы достаем наши вина из погреба и проводим дегустацию с разными сепажами – ищем среди них самое лучшее. Мне вино может понравиться, но он останавливает меня и говорит: нет, из него ничего хорошего не получится, буквально через год оно растеряет все свое очарование. Или, наоборот, – мне может вино не слишком прийтись по вкусу, но энолог заверяет, что со временем оно будет становиться все лучше и лучше. Это как в шахматах – нужно думать на десять ходов вперед. И я вместе с ним научился различать, что хорошо, а что – не очень.

D+: Какие сорта винограда Вы выращиваете? Это традиционные сорта для этого региона, или Вы экспериментируете и выращиваете что-то новое?

П. Р.: На самом деле, я иду традиционным путем. Когда изготавливаешь марочное вино, существуют определенные правила, которые нельзя нарушать. Но вот что мне больше всего нравится, – это делать чистый Шираз. Сегодня это большая редкость. Однажды я попросил своего энолога изготовить мой любимый Шираз. И он мне сделал 1000 бутылок! Конечно, я сам столько не выпью. И летом я это вино продавал, хотя оно было даже без специальных этикеток. Вместо них я просто написал на бутылке «Мой личный погребок», и продажи были очень успешными!

D+: Теперь все понятно! Ведь в одном из интервью Вы сказали, что Ваш любимый сорт винограда – Сира, потому что он выражает страстность, порывистость, контрастность и темперамент, то есть черты, присущие и Вашей натуре. Шираз, естественно, именно такой! А какие еще вина Вам нравятся?

П. Р.: Это, конечно, во многом зависит от года. Мне нравится мое розе, вот уже два года я с удовольствием пью его. Принято считать, что розовое вино – это такой напиток, который пьешь, просто когда хочется пить. Я же попробовал сделать другое розовое вино, более благородное. И оно стало настолько успешным, что в этом году его оказалось даже недостаточно!

D+: Ваши вина неоднократно побеждали во многих винных конкурсах. Кто в Вашей команде занимается выставками и другими подобными мероприятиями?

П. Р.: Всеми коммерческими вопросами занимается моя сестра. Без нее я бы никогда не начал заниматься бизнесом – ведь я абсолютно не деловой человек. Именно сестра дает мне советы по продвижению. Например, она сказала, что вино с моей фотографией на этикетке будет расходиться лучше. Именно так и вышло! Однако я никогда не поставил бы фото на бутылку с вином, за которое мне было бы стыдно. Я рад, что мне удалось сделать действительно хорошее вино – мне нравится творить, создавать.

D+: … И лично представлять свое замечательное вино! Мы счастливы видеть Вас в нашей стране. Как складывается сотрудничество с «Компанией «Теополис», которая представляет вина от Пьера Ришара в Украине? Насколько перспективным Вы видите украинский рынок для Вашей продукции?

П. Р.: Мы только начинаем наше сотрудничество, но я очень благодарен ребятам за то, что они поверили в мое вино. Мы будем объединять усилия, чтобы оно стало популярным в вашей стране.
Цель настоящей поездки – именно презентация вин на этом рынке. «Компания «Теополис» приложила немало усилий, продвигая мои вина здесь, в Украине, и я приехал, чтобы рассказать о них более подробно.
У меня уже была возможность посетить Киев, и я рад снова быть здесь. Я обожаю этот город. Если мне повезет, и мое вино украинцам понравится, то с удовольствием вернусь сюда снова, и буду рассказывать о своем вине.

D+: Наверное, для Вас не секрет, что украинцы обожают Пьера Ришара! И наш журнал готов сделать все, чтобы страна узнала и Ваши вина, а Вы почаще стали бывать в Украине… А Ваша семья разделяет увлечение виноделием? Можно ли назвать Бель Эвек любимым местом отдыха – Вашим и Вашей семьи?

П. Р.: Сестра, как я уже говорил, ведет все мои дела, и виноделие – наше общее занятие. Она так же, как и я, увлечена им. Сыновья не разделяют эту мою страсть, зато я разделяю их увлечение, – они музыканты. У меня три страсти в жизни – кино, виноделие и музыка. Я сам очень люблю музыку, и если бы не был актером, то точно стал бы музыкантом.
А все родные очень любят Бель Эвек, посещают его часто – и сыновья, и внуки, и внучки, и друзья…. Там живет по 15-20 человек каждое лето.

D+: Близится Рождество; Вы уже запланировали, с какими напитками будете отмечать новогодние праздники?

П. Р.: Я всегда пью вино, не только в праздники! Потому что я люблю вино, и люблю свои вина. Стараюсь делать вино, которое нравится мне. Так же, как я делал те фильмы, которые нравились мне. В виноделии, как и в кино, самое главное – быть искренним. Мне хочется делать вино, которым можно гордиться.
А еще оно меня поражает! Ведь что в вине действительно оригинально, то это его трансформация из винограда. Например, возьмите малину и приготовьте из нее сок. Малиновый сок – это всегда вкус малины, запах малины, цвет малины – ничего, кроме малины! И если у него будут другие вкус, запах и цвет, то это будет означать лишь одно: с соком что-то не в порядке. Но вино – это нечто иное, чем просто перебродивший сок винограда. В нем будут тона фруктов, цветов, специй, кожи и даже табака… Из винограда можно получить так много! Именно поэтому я люблю свою работу. А мои виноградные лозы – как мои дети. Когда они страдают, то страдаю и я. Они не могут не восхищать своей стойкостью. Ведь они растут в очень сухой каменистой земле, под палящим солнцем, где неделями нет дождя, корни уходят все глубже и глубже в землю, чтобы найти немного влаги. Никакое фруктовое дерево или другое растение так расти не может. Именно поэтому я так восхищаюсь этими растениями, хотя они и весьма капризны.
Погода – это очень важно. Я все время смотрю на небо – пойдет дождь или нет? Как актер, я не хочу дождя в съемочный день, ведь сниматься в непогоду совсем не комфортно. Но как винодел, я мечтаю, чтобы пошел дождь, потому что моему винограднику нужна вода. Поэтому я рад, когда идет дождь, и снимаюсь под дождем!
D+

X
Украина