Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Вино и пепел

30.01.2019, Статті Автор: Юлия Шафранская

Италия – древняя и прекрасная страна – сегодня предлагает миру не просто высококлассные вина, а вина с историей.


Drinks+ в течение многих лет наблюдает за уникальным историческим проектом по возрождению древних локальных сортов Кампании и винодельческих традиций Древних Помпей. В прошлом году, в рамках нашего энотура по югу страны, мы вновь побывали на виноградниках в археологической зоне музейного комплекса и даже приняли участие в сборе урожая с лоз, окружающих бывший римский триклиний. Сегодня здесь археологов сменили энологи компании Mastroberardino, которой управляет представитель десятого поколения виноделов семьи. Воссозданное итальянскими виноделами вино «Вилла Мистерий» признано экспертами самым редким вином, выпускаемым на планете.

♦ Первая винодельческая зона высшей категории на юге Италии Taurasi DOCG появилась в 1993 году. И первая бутылка Taurasi DOCG была произведена Mastroberardino. ♦

Вначале была смерть…

В девятый день сентябрьских календ 79 года нашей эры, после двух часов дня граждане процветающего города великой Римской империи – Помпеи, собравшиеся на гладиаторские бои в амфитеатре, вмещавшем, по замыслу создателя – мыслителя Гая Квинта Балба, практически все население – 16 тысяч зрителей, ахнули от испуга и изумления. Но смотрели они не на арену, где, к слову, в отличие от Рима, кровопролития были запрещены. Тысячи жаждавших зрелищ глядели во все глаза на гору, именуемую Везувий.

Надо заметить, до этого дня (по нашему исчислению 24 августа) никто из них не догадывался, что близлежащая гора, воспринимаемая ими как часть мирного ландшафта, может таить смертельную опасность. К тому же, случилось это всего через день после праздника Вулканалии – в честь бога Вулкана. А потому с особым удивлением толпа в амфитеатре наблюдала, как, несмотря на только что возданные почести, над Везувием поднялся странный, грозный тридцатиметровый столб дыма, по форме напоминающий средиземноморскую сосну пинию.

Возраст Везувия, по оценкам, составляет 17 тысяч лет. Это единственный действующий вулкан на европейском материке. Предположительно, он извергался около 100 раз, однако только несколько извержений по своим масштабам превзошли извержение 79 года: тепловая энергия, выделенная во время извержения, была в 100 тысяч раз больше энергии от бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Небо потемнело, и на обращенные к нему побелевшие лица полетели крупные хлопья черного пепла. И лишь когда посыпались раскаленные камни, началась паника, люди кинулись в дома, собирая утварь, детей, драгоценности. Кто-то искал укрытия в жилищах, закрывая плотно двери, самые находчивые привязывали подушки к головам и спешно покидали город, несмотря на то, что со стороны огнедышащей горы раздавались взрывы, шел дождь, перемешанный с пеплом, небо расчерчивали молнии, а земля вздымалась на пять метров…

Извержение длилось сутки. К половине восьмого утра следующего дня наступила развязка: всех, кто не успел или не захотел бежать, накрыло мчавшейся со скоростью автомобиля – около 100 км/ч – волной пирокластического потока, высота которой достигала 18 метров. От раскаленного газа мгновенно в «городе богатых» погибло все живое. И уже на мертвый город в течение двух дней летели глыбы туфа и горячий черный пепел. Спустя три дня Помпеи были полностью, по крыши, засыпаны серой дымящейся массой. Когда пошли дожди, город оказался на 1500 лет замурован в гигантском вулканическом мавзолее.

Как бы цинично это ни звучало, но факт: именно эта «консервация» дала последующим поколениям возможность до малейших деталей восстановить обстоятельства жизни и смерти древних Помпей. Ученые определили, что помпейцы, в отличие от жителей других окрестных городков, погибли от газового потока, который оказался вдвое холоднее: всего-то 250 – 300 градусов. Именно поэтому все живое в городе не сгорело дотла, а осталось в своего рода саркофагах, где со временем образовались слепки-пустоты.

И вот в 1864 году руководитель раскопок Джузеппе Фьорелли совершил революционное открытие: простучав поверхность и обнаружив полость, археологи стали проделывать отверстия и заливать туда гипс. Заполняя пустоты, пластичный материал помог восстановить до мельчайших деталей последние минуты великого города – фигуры жителей, элегантные складки их одежд, замысловатые прически и завитки волос, и даже выражения лиц – застывший на них ужас…

… А затем была жизнь.

Не случайно проект по изучению и частичному восстановлению этого города-музея носит название Pompei Viva – «живые Помпеи». Сегодня достоверно известно не только, как погибли последние жители Помпей, но и ярко, подробно – то, как они жили, чего боялись, к чему стремились, кого любили, что ели и пили. За каждой находкой археологов – момент жизни, семейной драмы, романтические истории.

Можно лишь догадываться, к примеру, какая потрясающая история любви скрыта в скупом археологическом отчете: во время раскопок на нижних этажах амфитеатра был найден прикованный цепями к стене гладиатор, а рядом – знатная жительница Помпей, которая предпочла почему-то разделить последние минуты жизни с этим обреченным рабом…

С помощью ученых удалось восстановить до мельчайших фактов образ жизни Помпей. Вплоть до того, что домашняя еда для горожан являлась привилегией богатых – топить очаг стоило дорого. Уделом бедных были рестораны: они покупали готовую еду в античных общественных кулинариях – термополиях, где в круглых углублениях из местного камня, словно в термосах, хранились готовые блюда, которые хозяйки покупали навынос. В городе насчитывалось 118 (!) баров и таверн, которые предлагали еду, питье и развлечения гражданам всей Римской империи. К слову, помпейцы, как и римляне, знали толк в еде. Здесь работал рынок с бассейном, где плавала живая рыба, и каждый желающий мог выбрать себе на обед подходящий экземпляр.

Археологи установили, что у древних театр начинался не с вешалки, а, как положено у порядочных людей, с буфета: в квадрипортике – перед началом представлений или в антракте – зрители вкушали закуски и пили вино. А вино, к примеру, фалернское, славилось далеко за пределами империи, его продавали в Галии, Иллирике и Британии. Правда, пили в Помпеях вино, не просто разбавляя теплой водой как минимум в пропорции 2/3, но добавляя мед, да еще и с козьим сыром.

Как выяснилось во время раскопок, на поразительно плодородной, удобренной вулканическим пеплом почве два раза в год собирали урожай пшеницы, здесь отлично росли яблони, инжир, вишни, дыни, миндаль, гранаты. Благодаря археологическим раскопкам, а также изучению отпечатков в пемзе виноградной лозы и ее корневища, археологи пришли к выводу, что ранее виноградники располагались у стен древних Помпей, возле амфитеатра.

Именно здесь, на месте, где две тысячи лет тому назад под пеплом были погребены виноградники древних Помпей, сегодня снова высажены молодые лозы старинных сортов. И именно здесь, у входа на музейную территорию, именуемого «Амфитеатро», нас встречал Антонио Капоне – агроном, который курирует один из самых удивительных проектов человечества – археологическую реконструкцию древнего вина погибшего города.

Этот уникальный проект много лет назад задумал выдающийся винодел – Антонио Мастроберардино, которого друзья в шутку называли энологом-археологом.  Он не только был потомственным виноделом, но и глубоко изучал историю, методы и принципы археологии. Одной из главных заслуг хозяйства, им возглавляемого, являлось возрождение автохтонных сортов – исторического наследия Кампании, среди которых специалисты выделяют три ведущих сорта – Альянико, Фиано и Греко. Археологическое Общество Помпей обратилось к виноделу с предложением о совместной работе, конечной целью которой являлось создание вина под именем Villa dei Misteri – в честь одного из самых известных объектов Помпей – Виллы Мистерий. В этом здании, стоящем поодаль от основных городских построек, были обнаружены уникальные, впоследствии ставшие знаменитыми фрески. На Вилле Мистерий, предположительно, проводились ритуалы в честь Диониса, или, как их называли, – вакханалии.

В том же ключе – смеси древней истории и современной стилистики – оформлены и хранилища семейной винодельни: полотна на тему мистерий Раффаэле Де Роса и Марии Микоци, украшающие своды, на мой взгляд, не имеют аналогов и могут быть причислены, несмотря на то, что выполнены в наше время, к выдающимся памятникам мирового искусства.

Проект Villa dei Misteri был связан с целым комплексом ботанических и археологических исследований. Он стартовал еще в 90-х годах, но значительную часть времени (а также, увы, часть жизни Антонио Мастроберардино) заняло получение разрешительных документов. Впрочем, работа шла безостановочно: изучались почвы, фрески, литературные источники, гипсовые слепки, чтобы максимально достоверно воссоздать на современных виноградниках те же условия, что существовали здесь до извержения вулкана 79г. н.э. С помощью описанного ранее «метода пустот» определялась и длина междурядий, и способы обрезки лоз, и полива, и сами сорта.

В 1750 году известный в то время винодел Пьетро ди Берардино уже производил вина, а чуть позже он получил титул Mastro, т.е. мастер. И вина стали называть «Мастроберардино». Годом официального рождения винодельческого хозяйства Mastroberardino считается 1876, когда кавалер Анджело Мастроберардино официально зарегистрировал марку. Сейчас эта дата украшает герб виноделов, флаг и бочки для выдержки вина. 

Были найдены документы, согласно которым установлено, что виноградари Римской империи применяли полив для лозы лишь первые 2 года, а для обработки от болезней использовали вулканическую серу.

В результате исследований виноградари смогли восстановить и системы посадки: вычислено, что в Помпеях применялось как минимум 7 способов высаживания лозы, 3 из них используются сегодня. Уже в 1996-м было высажено 8 различных сортов по системе «пергола», у каждого ряда саженцев установлены таблички с названием сорта. Этот участок стал индикатором для последующих исследований. В дальнейшем приоритет получили 3 ведущих сорта, один из которых – альянико, великий древний сорт позднего созревания, строптивый, склонный к заболеваниям, но дающий прекрасное вино таурази, о котором принято говорить, что оно – родной брат легендарных бароло и барбареско.

В 2000г. стартовал следующий этап проекта – массовая посадка лоз на территории в 1 гектар. Сеньор Капоне провел нас по музейным территориям, закрытым для посещения туристами, – инсулам, или участкам с застройками, имеющим внутри огороженные зеленые зоны, где теперь культивируются лозы автохтонных сортов. Сегодня проектом контролируется 15 таких опытных участков, расположенных в различных частях музейного комплекса, занимающих 1га площади и вмещающих 7 тысяч кустов винограда. Каждый участок имеет собственное лицо: свои сорта, различные системы опор, свои исторические объекты (дома, древние фонтаны, винодельни, триклинии, где возлежали во время обеда помпейцы) и прочие особенности.

Пожалуй, никого не удивит, что бутылка Villa dei Misteri стоит в бутике при винодельне 100 евро. Она же в туристической лавочке перед центральным входом в комплекс продается за 250 евро. Учитывая, что ученые прогнозируют в ближайшие годы очередную активность Везувия, покупка Villa dei Misteri может стать блестящей инвестицией…

Пожалуй, один из наиболее эффектных с исторической точки зрения объектов – виноградник Сада Беглецов. Здесь, в окружении живых ухоженных лоз, расположена экспозиция, способная заменить самый жуткий триллер: 13 гипсовых фигур погибших жителей инсулы, замерших в последнем порыве в надежде спастись. По мнению ученых, они были членами одной семьи и вместе стремились укрыться от смертельной опасности. Но им не повезло – часть из них, как считают археологи, не имела возможности быстро передвигаться… Другие – кто мог убежать, уехать, спастись, – предпочли остаться. Так они и остались в веках – застывшие в движении, поддерживая друг друга… Но не будем о грустном. Будем – о живом.

В 2009г. было получено разрешение от Общества охраны памятников на размещение в Саду Беглецов очередного виноградника, где применена система Albarella, или «маленькое дерево», согласно которой лозу обрезают коротко, привязывая при этом в нескольких местах к более мощной опоре, рассчитанной на большее число тяжелых гроздей. Чтобы увеличить доступ света, нижние листья куста полностью удаляют. Такая система впервые обнаружена в греческих источниках, она успешно применяется в засушливых районах Италии и, по мнению виноградарей, оптимальна для Альянико. Некоторые считают, что она берет начало от винодельческой школы этрусков.

Участники проекта Villa dei Misteri за эти годы накопили опыт, позволяющий утверждать, что на вулканических почвах, богатых минералами, лозы растут быстро и демонстрируют высокие характеристики как урожайности, так и органолептики. И что еще примечательно: даже внешне лозы Помпей выглядят в 2 раза старше своих ровесниц. Самым первым посадкам скоро исполнится 20 лет. Сегодня на территории музея выращивают виноград как белых, так и красных старых сортов. В числе последних – Пьедироссо (Piedirosso), Шашинозо (Sciascinoso) и Альянико (Aglianico). К слову, вино Villa dei Misteri создано из бленда Пьедироссо и Шашинозо.

Вино-мечта, вино-легенда, вино – символ возрожденной жизни – Villa dei Misteri выпускается на мощностях Mastroberardino с 2001 года. Учитывая, что компания Mastroberardino «позаимствовала» у римлян условия, в которых те культивировали лозу, а также аборигенные сорта, с которыми работали древние помпейцы, вино Villa dei Misteri представляет собой удивительный симбиоз прошлого и настоящего, смерти Помпей и жизни Помпей после смерти.

Почувствовать атмосферу Помпей, попробовать вино, побывать на знаменитом предприятии Мастроберардино, а также в гостях у других виноделов юга Италии, вы можете  с командой Drinks+. Дата тура по запросу

 

X
Украина