Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківОбозреватель Drinks+ побеседовала с основателем и CEO компании Gustos.life, руководителем Ассоциации ИТ-компаний Молдовы, членом Экономического Совета при президенте Молдовы Вячеславом Куневым.
Вячеслав, ваша компания Gustos.life разработала уникальный сервис, который позволяет удобно и прозрачно проводить профессиональные винные конкурсы, а также любые виды дегустаций – от небольших профессиональных на несколько участников до масштабных винных вернисажей с участием нескольких тысяч человек. Gustos.life – откуда такое название?
В.К.: Мы хотели что-то вкусное 🙂 . Долго думали и поняли, что вкусная жизнь наиболее близка к тому, что нам нравится. Я всю жизнь любил вино, для меня оно – символ жизни в свое удовольствие, своеобразного гедонизма. Gustos.life у нас ассоциируется с такой вкусной жизнью. Так и появилось это название.
Давайте начнем сначала – кто такой Вячеслав Кунев? Как вы пришли к вину?
В.К.: Всю жизнь я работал в IT-сфере. В 1991 году закончил Московский государственный технический университет им. Баумана, получил специальность инженера-системотехника. Всю жизнь занимался различными IT-проектами. Основной мой бизнес – это IT-проекты для банков и государственных систем, для крупных компаний. Но параллельно я всю жизнь любил и продолжаю любить вино. Очень долго думал, как объединить эти два моих увлечения – IT и вино.
Будучи техническим человеком, я задумал проект правильной винной «экосистемы», на основе которой можно развивать различные направления – и профессиональные конкурсы, и любительские винные дегустации, и цифровые винные подвалы. То есть, первоначально мы собрали информацию и создали некую базу – фотографии, характеристики, описания, полученные награды. И на этой основе можно делать различные проекты.
Одна из составляющих вашей винной «экосистемы» – это онлайн-платформа для оценки вин на конкурсах. Она уже получила широкую известность, ее использовали и в Украине во время проведения профессиональных винных конкурсов. Как появилась идея такого проекта?
В.К.: Три или четыре года назад мы участвовали в международном тендере на создание информационной системы по сертификационной дегустации для нашего местного Офиса вина. Проект финансировался USAID. Нам стало интересно – мы приняли участие и выиграли в конкурсе. Разработали дегустационную систему, которая была нужна Офису вина для сертифицированных испытаний, по результатам которых вино признается либо годным, либо нет.
Мы получили опыт и начали присматриваться к этому рынку, к специализированным винным конкурсам и поняли, что можем создать софт для профессиональных оценок, ведь на рынке нет подобных решений. Таким образом, мы создали продукт по модели SaaS (software as a service – бизнес-модель, при которой поставщик разрабатывает программное обеспечение и предоставляет заказчику доступ к нему через интернет только когда необходимо). Этот сервис имеет свои преимущества – его используют по потребности. Первый важный момент – организаторы обращаются к платформе только на время проведения конкурса, поэтому заказчик не тратит время на обслуживание софта, серверов, на программистов и прочее. Во-вторых, софт можно сделать таким образом, что есть гарантия, что в процессе проведения конкурса оценки не будут изменены.
Эти две важные задачи мы и попытались решить. За основу оценивания мы взяли методологию Международной организации виноградарства и виноделия (OIV). Собственно, это у нас основная система оценок. Есть еще любительские, полупрофессиональные конкурсы, но для профессиональных используются только модели OIV. Как гарантию невозможности подменить оценки мы решили использовать технологию «блокчейн» (англ. blockchain). Она как раз характеризуется тем, что определенными программными способами любой человек может проверить, были ли внесены изменения в эти оценки или нет. Таким образом, появился и начал развитие наш проект, и по созданной модели мы уже провели 12 международных конкурсов.
Расскажите подробнее о механизме оценивания в вашей системе. Какие плюсы для виноделов и удобно ли в ней работать дегустаторам?
В.К.: Использование блокчейна, который позволяет провести автоматический аудит, гарантирует, что оценка никак не могла быть изменена – это очень важно для виноделов, потому что они всегда считают, что их вина недооценили. И самое главное, мы создали очень мощную систему внутренних отчетов для двух категорий – для дегустаторов и для виноделов.
Обычно для виноделов основная мотивация участия в конкурсах – получение медали престижного мероприятия. Но мы решили немножко изменить парадигму тейстингов, и теперь даже не очень раскрученные конкурсы могут быть интересны виноделам – главное, чтобы в них участвовали профессиональные дегустаторы.
В нашей системе дегустатор может не только ставить оценки, но и делать заметки, на основе которых для винодела формируется подробный отчет о каждом образце, который он выставил на конкурс. Характеристики и оценки анонимны, винодел не знает, кто из судей как оценил его образцы – но фактически он получает детальную оценку своего вина. Согласитесь, такая качественная аналитика и независимая экспертная оценка дорогого стоит и вряд ли вы получите ее где-либо еще за те деньги, которые вы потратили на участие в конкурсе.
Полезна наша система и для дегустаторов: каждый из них на своем аккаунте может увидеть проставленные им оценки и сравнить их с результатами других судей. Для них тоже важно понимать, попадают ли они в пул – так называемый доверительный интервал, когда, согласно правилам, все самые высокие и низкие оценки отбрасываются, и учитывается сегмент основного количества оценок. Этот фактор важен для профессионального роста судей. Кроме того, вся информация о винах и оценках сохраняется в системе, и дегустатор в любое время может войти в свой аккаунт и просмотреть, как он оценивал образцы на том или ином конкурсе.
С участниками конкурсов и судьями разобрались. А насколько ваша платформа облегчает работу организаторов?
В.К.: Наша система оценивания выводит конкурсы на новый уровень прозрачности. В выигрыше все – виноделы, дегустаторы и, конечно, организаторы. Как я уже говорил, для них это удобно и экономно, ведь оплачивать работу системы нужно только во время проведения конкурса. К тому же, на время проведения мероприятия мы готовы предоставить наших специалистов, если в штате заказчика не хватает своих программистов или другого квалифицированного персонала. В совокупности, мы сокращаем трудоемкость проведения конкурса на 30-40%.
Пока наша система рассчитана на малые и средние конкурсы, на которых оцениваются 200-300 и 500-600 образцов соответственно. Крупные профессиональные площадки, на которых оцениваются 1000 и больше образцов, как правило, имеют свое программное обеспечение. А мы готовы предлагать наши услуги и совсем маленьким конкурсам – от 50 образцов. Сейчас уже многие организаторы отказываются от бумажных дегустационных листов, переходя на софт. Они понимают, что это удобно, практично, вся информация сохраняется, и к ней можно будет в любой момент обратиться.
Какова география конкурсов, использующих вашу систему?
В.К.: Нашей платформой пользовались организаторы конкурсов в Молдове, Грузии, Украине, России. Что касается географии дегустаторов, то, к примеру, во время последних конкурсов, проводимых онлайн, дегустаторы находились в Венгрии, Румынии, Чехии. Им предварительно отослали пронумерованные образцы, и в ходе конкурса они дегустировали и ставили оценки на нашей платформе. Система хороша тем, что ее можно запустить на любом смартфоне, планшете или компьютере в любой точке планеты. Можно сказать, что мы уже давно вышли за пределы Восточной Европы – всего в нашей системе уже зарегистрировано более 180 дегустаторов со всего мира.
Кто в Украине уже успел оценить преимущества и удобство в использовании вашей платформы? Как вы и организаторы нашли друг друга?
В.К.: Наша система использовалась в оценивании вин на конкурсе «Одесский залив» и в конкурсе выставки вин и алкогольных напитков Wine & Spirits Ukraine. Премьера нашей платформы в Украине состоялась благодаря Оксане Ткаченко, которая занимается организацией конкурса «Одесский залив». (Оксана Ткаченко – д.т.н., научный руководитель Лаборатории сенсорного анализа, заведующая кафедрой Одесской национальной академии пищевых технологий, директор Центра украинско-французского сотрудничества – прим. D+). Она увидела нашу систему в действии на одном из конкурсов в Молдове и предложила использовать ее в Украине. Мы приехали в Одессу, там встретились с Викторией Агромаковой, организатором выставки Wine & Spirits, которая также заинтересовалась нашей платформой. Такие конкурсы как «Одесский залив» и Wine & Spirits Awards полезны виноделам, да и дегустаторы в Украине имеют очень высокий профессиональный уровень, поэтому, считаю, было бы неплохо на национальном уровне организовывать подобные мероприятия 2-3 раза в год.
Как вы продвигаете свою систему для конкурсов?
В.К.: На данный момент мы заканчиваем детальные инструкции по использованию системы, чтобы организаторы могли максимально самостоятельно проводить конкурсы. Более подробную информацию можно получить на сайте.
Со следующего года мы планируем рассылку с предложением воспользоваться нашей платформой всем международным конкурсам и национальным конкурсам в различных странах. Мы долгое время отрабатывали все бизнес-процессы, потому что не были уверены, что наш софт действительно полностью соответствует всем требованиям. Эта уверенность появилась только в феврале этого года, а в марте случился Covid-19, и все наши планы по активному продвижению сервиса профессиональных дегустаций изменились. Поэтому в июне мы запустили проект онлайновых любительских винных дегустаций – это другой наш проект. Мы попробовали эту модель, чтобы посмотреть, как пойдет и такой формат. Также с декабря мы запускаем сервис цифровых винных подвалов. Сейчас мы объединяем все эти сервисы вместе, и уже точно в следующем году будем продвигать как каждый софт отдельно так и возможность покупки (инвестирования) в вино на любой стадии его производства.
Первый серьезный шаг, который мы планируем сделать по продвижению нашей платформы – это публикация материала о ней в вашем издании 🙂 . Посмотрим, какой будет фидбек. Мы должны понимать, что будет, если к нам обратятся сразу, скажем, 20 конкурсов. Мы не уверены, что справимся. В этом случае нужно дополнительно нанимать четыре-пять менеджеров, чтобы они с этим работали. Те конкурсы, которые с нами проработали хотя бы два-три раза, они уже сами все могут делать – по большому счету, мы им больше не нужны.
Вы уже несколько раз упомянули, что предоставляете свой персонал, помогающий организаторам работать с платформой. Использование системы требует какой-то специальной подготовки? Какие сложности могут возникнуть у новичков?
В.К.: Обычно единственной проблемой в конкурсах является тщательное заведение вин в систему. Мы требуем, чтобы оно происходило по методологии OIV. Например, когда мы работали с украинскими винами, очень сложно было собрать информацию со всеми необходимыми характеристиками. Наш софт так устроен, что винодел может и сам завести вина. Были уверены, что это будет работать, но выяснилось, что виноделы не готовы. Их общий уровень компьютерной грамотности оказался ниже, чем мы предполагали .
Тогда мы подумали, что это могут сделать организаторы. Они и пытаются, однако выяснилось, что мы это делаем раз в пять быстрее, чем они. Поэтому по факту получается, что организаторы забивают массив общей информации, а мы уже сами редактируем. На данный момент – это пока самый действенный способ. В нашей базе уже есть много вин, но, конечно, на каждый конкурс нужно добавлять новые. Мы также вносим все медали по всем винам, которые нам интересны. Например, по Молдове у нас есть вся база вин за последние три года и все полученные ими медали. И поэтому мы очень часто выпускаем рейтинги. Например, белых вин, красных или в рамках одного конкурса или по типам медали. Для потребителя это тоже интересно.
Вы сказали, что работаете сейчас над проектом онлайновых любительских винных дегустаций. Расскажите о нем подробнее.
В.К.: Да, в нашей системе есть возможность проводить как профессиональные, так и любительские дегустации, для которых очень упрощенная процедура, когда вино можно просто оценить по 10 балльной шкале. Это обычно используется во время проведения мероприятия «Вернисаж вина» в Молдове – мероприятия, когда виноделы выставляют свое вино, а пользователи могут поставить оценку понравившемуся образцу в мобильном приложении. Таким образом, мы получаем народный рейтинг – потому что очень часто рейтинг профессионалов и народный рейтинг отличаются.
Например, в этом году у нас было такое мероприятие – Notorium – конкурс признанных торговых знаков, когда люди голосуют онлайн и выбирают лучшие, по их мнению, национальные и международные торговые марки, присутствующие на молдавском рынке. В рамках этого ивента проходил и конкурс качественных вин и дивинов Notorium Wine Awards, партнером которого выступила компания Gustos.Life.
Был подготовлен список всех молдавских вин, отмеченных наградами, и потребители могли поставить оценки винам, которые они считают наиболее качественными. Таким образом, наряду с оценками, которые ставили профессиональные судьи на винных конкурсах, мы получили и условно народный рейтинг, для составления которого частично использовалась и наша платформа. То есть, мы были источником данных, ведь наша система содержит информацию об абсолютно всех молдавских винах со всеми их оценками и характеристиками, которую очень удобно использовать на других сайтах или для других задач. Мы не организовывали конкурс Notorium, но мы были поставщиками всех необходимых данных.
Может ли вашей платформой воспользоваться частная компания-производитель, желающая узнать, как оценят ее вина?
В.К.: Конечно, мы уже организовывали подобные мероприятия. Как это происходит: допустим, компания хочет сделать дегустацию своих вин. Они объявляют на нашей платформе дегустацию, а участники, желающие оценить вина, могут выбрать один из трех форматов – просто послушать; поучаствовать и заказать пробники; поучаствовать и заказать полный сет вин. Выбрав вариант, пользователь оплачивает свое участие и за день до проведения дегустации получает образцы, а также инструкцию о том, как будет проходить дегустация. А в назначенное время вы просто подключаетесь к конференции в Zoom, где ведущий – обычно профессиональный дегустатор – начинает представлять вина.
Так что первое, что мы делаем во время подготовки конкурса – это ищем в данной стране партнера, который будет рассылать вина или, при необходимости, разливает их в пробники. Как выяснилось, людям значительно интереснее покупать пробники, чем целые бутылки, особенно, если вы заказываете вина, которые никогда не пробовали. Ведь покупать бутылку достаточно дорого и рискованно, а приобрести 250 мл – финансово безопаснее. По нашему опыту, в 80 случаях из 100 люди покупали пробники.
Сейчас мы организовали нашу систему так, что во время онлайн-дегустации можно задавать вопросы. Что еще нас отличает от других наших конкурентов – используя наше мобильное приложение, можно ставить оценки винам, а еще вы можете выбрать самое лучшее, по вашему мнению, вино. То есть вы для себя фиксируете эти результаты – и вам понятен победитель этой дегустации. А еще мы сейчас заканчиваем разработку функционала, когда система предлагает приобрести вино по промоценам – мы хотим сделать так, чтобы в рамках дегустации можно было купить понравившееся вам вино с существенной скидкой – на уровне 20-30% – в момент дегустации и, скажем, в течение часа после ее окончания. Мы считаем, что это очень хороший канал продвижения вин.
Кроме того, работаем над объединением нашего мобильного приложения и Zoom – пока их нужно использовать отдельно, и это не очень удобно. К тому же, выяснилось, что абсолютное большинство участников запускает наше приложение на компьютере, и мы поняли, что нужно сделать десктопное приложение, где в одном окне будет и Zoom, и дегустация, и можно выставлять оценки и одновременно участвовать в обсуждениях. Это требует определенных доработок, и я думаю, что к концу года мы уже запустим обновленную версию.
Рассылка винных сетов или пробников ложится на затраты и тем самым значительно повышает стоимость мероприятия, не так ли? Как вы решаете эту проблему?
В.К.: Вы правы. Пока мы работаем там, где находим партнеров – естественно, в Молдове, было еще несколько дегустаций в Европе. Там мы нашли винный магазин, торгующий молдавскими винами, который рассылает образцы по всей Европе – проще отправить их оттуда, чем из Молдовы, ведь это экстремально дорого. Для сравнения: легально выслать бутылку вина из Молдовы в Германию, к примеру, через DHL стоит 50 евро. Доставка ящика вина по Европе обойдется вам в 11 евро. Как говорится, почувствуйте разницу! Поэтому пока мы работаем в Молдове и в европейских странах, и пока только с молдавскими винами, хотя активно ищем партнеров в Европе и по другим винам.
Вы продолжаете технически поддерживать каждую дегустацию? Помогаете ли продвижению? Или каждый винодел сам продвигает свою дегустацию на вашей платформе?
В.К.: Вначале мы думали, что каждый винодел будет сам продвигать свое вино, и мы уж точно не нужны. Но выяснилось, что им нужна помощь – не все знают, как это делать в соцсетях или попросту не хотят этим заниматься. Мы сейчас нанимаем людей, которые умеют продвигать подобные мероприятия в интернете. Это проблема, потому что фейсбук, к примеру, очень настороженно относится к продвижению алкоголя. И вообще, социальные сети банят все, что связано с алкогольными напитками, а в гугле реклама алкоголя очень дорогая.
Поэтому оказалось, что на данный момент самый бюджетный и удобный способ – это профильные группы в интернете или дегустации. Сейчас мы создаем для каждой страны подобные группы, хотя это достаточно сложная и серьезная работа. В продвижении через социальные сети есть определенные ограничения: если вы создали свою группу, где просто обсуждаете вино, – не проблема, но если вы начинаете давать платную рекламу, связанную с вином, вас могут заблокировать. Мы сейчас пытаемся разобраться, как это решить.
Вячеслав, давайте поговорим об еще одном вашем проекте – цифровом хранилище вина. Расскажите о нем, пожалуйста.
В.К.: Да, этот сервис практически готов (подробно можно посмотреть здесь), мы сейчас тестируем его и параллельно исправляем технологические моменты. Создание цифрового хранилища было первой идеей, над которой мы начали работать. В свое время я много думал, что интересного можно сделать по винной теме. Когда изучал ее, столкнулся с понятием винных фьючерсов во Франции – когда вино покупают по системе en primeur. Меня удивило, почему этого нет, например, на рынке Молдовы, не слышал я о подобном и на рынках соседних стран. Казалось бы, логично покупать вино на любой стадии его производства, и я стал эту тему изучать.
Выяснилось, что существует несколько серьезных нюансов. Во-первых, проблема независимой оценки качества вина, покупаемого на какой-то ранней стадии – ведь клиент должен быть уверен, что оно действительно интересное и имеет потенциал для выдержки. Во-вторых, как хранится вино? И третье – проблема, с которой столкнулся и я, это место хранения. Например, у моих родителей есть подвал, я там храню какое-то количество бутылок, но он достаточно влажный, и часть этикеток уже отклеилась. Поэтому каждый раз, когда беру бутылку вина – это лотерея, своеобразная слепая дегустация 🙂 .
Словом, немногие из нас имеют профессиональный, правильно оборудованный подвал и специально обученных людей для работы с ним. Я начал думать, что с этим можно сделать, и у нас появилась идея соединить все наши сервисы. Мы решили, что можем предложить участникам профессиональной или любительской дегустации не только возможность оценить органолептические характеристики вина, но и потенциал его выдержки на любом этапе, ведь на конкурсе могут принимать участие не только вина, которые уже продаются, но и те, которые только планируются к продаже.
То есть, мы можем предоставить возможность покупки вина еще на стадии нахождения его в подвале или в бочке. Мы разработали специальное оборудование, которое сейчас установлено в одном из молдавских подвалов, и тестируем его. Автоматически отслеживается несколько параметров: температура, влажность, освещенность и уровень вибрационного воздействия в помещении. В подвале установлена инфракрасная камера, так что можно в любое время дня и ночи видеть этот подвал и что там внутри происходит. Также каждая бутылка имеет чип, по которому можно отслеживать ее перемещение. Это значит, что когда вы покупаете вино, сразу можете отслеживать все эти параметры – где оно находится, в каких условиях хранится, вы в любой момент можете посмотреть на него через инфракрасную камеру. Если кто-то вынесет вашу бутылку из подвала – вам сразу придет уведомление на мобильное приложение смартфона.
Таким образом, после покупки вино становится активом, которым можно управлять. Вы можете его подарить кому-то, продать, заложить, можете сделать с ним все, что угодно. Любая бутылка, купленная таким способом, автоматически приобретает цифровой сертификат. Это некий электронный документ, который хранит детальную информацию о вине: когда оно произведено, всю его историю, а также почасовую историю всех ключевых параметров хранения: температуру, влажность, освещенность, а также смену прав собственности и т.д. Когда вино через пять-десять лет выйдет на пик вкуса, у вас будет сертификат, где указаны условия хранения, владельцы – а вдруг среди них была известная личность? JТаким образом, существенно повышается стоимость этого вина, и минимизируются риски. Ваше вино фактически не покидает идеальных условий хранения вплоть до момента, пока вы не закажете его доставку себе, чтобы выпить.
Кто занимается логистикой? Это задача покупателя или вы берете доставку до подвала под свой контроль?
В.К.: Доставка до подвала – наша задача. Последующая после окончания срока хранения доставка – это просто стандартная цена услуг логистической компании. Естественно, внутри страны – это одна цена, если доставить надо в другую страну, то и стоимость выше.
Насколько выгоден такой бизнес?
В.К.: Достаточно выгоден. Он приносит доход от 8 до 30% годовых в валюте. Почему так много? Потому что в цене вина на полке магазина до 70% составляет доход ритейлера и дистрибьютора, а в нашем случае это звено в цепочке создания стоимости продукта отсутствует. Обычно покупается 13 бутылок: одна для себя, 12 – на продажу.
А кому потом можно продавать вино – каким-то коллекционерам?
В.К.: Все зависит от вашей стратегии и от того, что вы покупаете. Если вы купили интересный винтаж – можете потом продать его ресторанам, магазинам. Тут все зависит уже от национального законодательства. Например, в Молдове я как физическое лицо могу продать вино другому физическому лицу, у нас вино – это пищевой продукт. В России одно физическое лицо не может продать другому физическому лицу, а в Англии и Франции это разрешено.
Здесь, конечно, можно еще задать вопрос – зачем вам это нужно? Я, например, типичный вайнловер (любитель вина), у меня семья в среднем выпивает бутылку вина в день. Я пью вино, которое относится к категории fine wine. При этом я могу себе позволить, скажем, инвестировать в вино на ранней стадии его производства и мне это будет дешевле, чем покупать потом в магазине по розничной цене. Если я его купил, например, год назад за 10 евро, а сейчас его цена составляет 20 евро – получается, я сделал выгодное вложение, верно?
Элитный алкоголь – это некий вариант альтернативных инвестиций, так называемые «лакшери активы». К примеру, по раритетному виски доходность может составлять до 300%. С одной стороны, это не самый плохой инвестиционный вариант для защиты своих сбережений. С другой, такое инвестирование не требует сразу большого капитала. Например, у вас есть 1000 евро: для инвестиций в недвижимость – мало, а вот в вино – это интересно, нужно только делать это правильно. В конце концов, в худшем варианте можно просто остаться с хорошим вином, а если удача вам улыбнется, и вы выберете правильное вино – можно заработать до 30% годовых.
Во Франции стоимость топовых позиций составляет тысячи евро. Купить вино за 1000 евро легко, продать за такую же сумму всегда сложнее. А вот купить бутылку вина за 50 евро и продать за 60 евро – это легче и проще. Поэтому наша идея – это инвестирование с небольшими чеками. На самом деле весь рынок fine wine вряд ли превышает 1 млн евро. Я думаю, для украинских виноделов это тоже было бы интересно. Они могут получить деньги, когда они им нужны и ровно столько, сколько нужно, и не надо бежать в банк и закладывать все и вся. Вино могут купить и на этапе, когда винодел только разлил вино или на этапе «премьер», когда профессиональные дегустаторы проводят слепую дегустацию и выставляют свои оценки. Участник дегустации покупает, а винодел получает деньги, которые ему будут необходимы для весенних работ и закупки оборудования: система выгодна всем.
А сколько у вас сейчас подвалов?
В.К.: Сейчас готовим один, в проекте у нас три подвала до конца этого года. Но, к сожалению, я не знаю, сможем ли мы выполнить эти планы. Есть еще много нюансов с подводкой Интернета, бесперебойным светом, водостойкостью. Пока экспериментируем и тестируем оборудование, но я надеюсь, у нас все получится.
Как только все будет готово, сможем делать предложения виноделам. Если бы этот год не был таким катастрофическим с точки зрения продаж у виноделов, я уверен, что мы бы не смогли отбиться от заказов. Комплект необходимого оборудования стоит недорого: для объекта до 100 кв. м – от 2500 евро. Со следующего года мы собираемся выходить минимум на пять рынков, где будем активно предлагать наши услуги. Пока обращаем внимание на рынки стран Черноморского региона – результаты наших исследований свидетельствуют, что рынок fine wine в странах этого региона недооценен, как минимум, в три раза. По всем правилам инвестирования вкладывать надо как раз в недооцененный актив. Например, французские вина – это переоцененный актив. А мы, как ни парадоксально, прежде всего, хотим идти не на развитые рынки, а на развивающиеся, к которым относятся страны Черноморского региона. По нашему мнению, именно тут инвестиции будут самыми выгодными.
На какое количество бутылок будет рассчитан один подвал?
В.К.: Это может варьироваться в зависимости от желаний и возможностей винодела. У нас самые известные подвалы – Cricova и Малые Мелешты, каждый из них обладает потенциалом хранения до 100 млн бутылок.
С подвалами мы работаем по следующей модели: например, у винодела есть подвал, который он хочет сделать цифровым. Мы проводим аудит этого помещения и определяем, какое оборудование необходимо, после чего устанавливаем его и подключаем к своей системе. С этого момента он начинает работать. То есть, как только кто-то купил его вино, производитель получает свои деньги, а мы получаем комиссию. Таким образом, вы можете хранить свои бутылки в разных подвалах у разных виноделов – главное, чтобы их хранилища были подключены к нашей системе. И мне как обладателю вина совершенно неважно – в одном подвале мои вина или в нескольких, у меня нет задачи спускаться туда, смотреть на них и радоваться, мне важно понимать, что в любой момент я могу посмотреть, какие вина в каких подвалах, в каких условиях они хранятся. Когда они мне будут нужны, я заказываю – и мне их привозят. А еще простым нажатием кнопки я могу их продать, подарить или обменять и т.д.
А если я свое вино продаю, то покупатель тоже должен быть зарегистрирован в этой системе?
В.К.: Да, и тогда владелец вина меняется, а место хранения – нет. Вино будет и дальше спокойно лежать в подвале и храниться в правильных условиях до тех пор, пока новый владелец надумает получить его на дом или расстаться с ним.
Понимаете, мы рассматриваем себя как инфраструктуру. Собственные конкурсы мы не проводим, а предоставляем наш софт для проведения дегустаций. У нас нет собственного подвала, но мы даем инфраструктуру для инвестирования и покупки вин в подвалах – это и есть наша цель!
Именно поэтому мы считаем, что можем стать международной компанией. Ищем партнеров в разных странах, которые будут развивать этот проект у себя: договариваться с виноделами, продвигать систему, подключать пользователей и т.д., но всю технологическую инфраструктуру предоставляем мы.
Вячеслав, а вы пробовали привлечь инвесторов в ваш проект – возможно, это ускорило бы его развитие?
В.К.: В августе 2018 года мы поехали с нашим проектом в Сан-Франциско показывать его очень крупной выставке. Тогда у нас не было ничего, кроме идеи, это был стартап. Но, как я ранее упоминал, наш проект был рассчитан на страны Черноморского региона. Но венчурные фонды в США не финансируют в проекты, если он не стартует на территории США. К сожалению, они не верят в проекты в других частях мира. К тому же, идеология компании менялась каждые полгода, сначала мы планировали делать упор на профессиональные винные дегустации, потом сделали онлайновые любительские, сейчас делаем акцент на цифровые подвалы. Мы достаточно гибкие в зависимости от ситуации. На американский рынок надо идти с очень четким продуктом, который ты просто берешь и внедряешь – только так и не иначе.
К тому же, вывезти команду в Сан-Франциско – очень дорого. Запускать стартапы в Украине и Молдове намного дешевле 🙂 .
Фото предоставлены компанией Gustos.life
Интервью взяла В. Палинкаш
Работа с текстом: Е. Ревина, И. Чернова