Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Сергей Черненко, Председатель правления Одесского завода шампанских вин

27.05.2018, Персона

Кабинет Министров предложил Верховной Раде рассмотреть законопроект № 4536, предлагающий исключить из списка запрещенных к приватизации объектов 374 предприятия. Насколько прозрачной окажется эта новая волна приватизации, не захлебнется ли наш бизнес в очередном испытании? Об этом размышляют первые персоны виноделия страны.


На самом деле, приватизация винодельческой промышленности в Украине уже прошла. Кроме того, развились частные винодельческие предприятия. Сегодня основной объем винодельческой продукции в Украине производится негосударственными предприятиями. К сожалению, заводы по производству шампанских и игристых вин в свое время почему-то попали в список предприятий, запрещенных к приватизации. Это очень странно: приватизировались энергетические, машиностроительные, оборонные отрасли, а вот шампанское оказалось сверхстратегическим продуктом.
В результате, в период стихийного формирования рыночной экономики в нашей стране, в начале девяностых годов, предприятия для того, чтобы сохраниться и выжить, вынуждены были использовать арендные отношения. За прошедшие годы, в действительности, стоимость основных фондов, арендованных у государства, уже была выплачена многократно. Предприятия самостоятельно проводили модернизацию производства – в соответствии с требованиями рынка и времени. Пока вся страна приватизировалась, наши предприятия оставались в зоне квазисобственности, как, собственно, и сегодня.
Поэтому, приватизация – вопрос, давно назревший. Это ключевой момент, определяющий путь развития предприятия. Стагнация экономики в последние годы и сложная ситуация в обществе не добавляют оптимизма. Однако другого пути у нас нет.
Для проведения приватизации существуют механизмы и процедуры, определенные законами Украины. При этом я считаю принципиально разными ситуации с приватизацией госпредприятий, которые не проплачивали в бюджет арендную плату на протяжении 24 лет, и приватизацию таких заводов, как у нас, – арендованных целостных имущественных комплексов. Считаю, что эту разницу необходимо учесть при реализации законопроекта.
Ведь госпредприятия, особенно монополисты, сохранились на рынке либо благодаря монополии, либо благодаря админресурсу. Совершенно иная ситуация в нашей отрасли, где есть конкуренция и с каждым годом она нарастает.

Как уже говорилось, арендаторы за более чем 20-летнюю историю аренды несколько раз выплатили стоимость основных фондов. Параллельно наши винодельческие предприятия уплачивали налоги и сборы. Например, ОЗШВ является клиентом офиса крупных плательщиков налогов со дня его основания. В бюджеты всех уровней ежегодно уплачивались и уплачиваются десятки миллионов гривен. Кроме того, сохранены не только рабочие места, сохранены традиции производства. Ведь сегодня не так много отраслей промышленности имеют экспортный потенциал. Для меня очевидно, что арендаторы должны получить возможность приоритета в приватизации на законных началах.
В странах Восточной Европы приватизация государственных предприятий стала центральным пунктом экономических реформ, что позволило укрепить и стабилизировать государственные бюджеты стран, создать вместо громоздких низкорентабельных или даже убыточных монополий сотни новых конкурирующих между собой частных компаний, реально повысить эффективность производства.
Процедура проведения приватизации в Украине, исходя их опыта европейских стран, должна проходить на основе открытости и прозрачности процесса приватизации, допуска отечественного и иностранного капитала к участию в приватизации, предоставления социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, реализации преимущественного права на приватизацию арендаторов государственных предприятий. 
Украина сегодня находится на пути интеграции национального законодательства в европейское и мировое законодательное поле. Уже многое сделано для приведения процедур приватизации  в соответствие с общепризнанными мировыми принципами и подходами.
По нашему мнению, не нужно придумывать свой особый путь, а необходимо воспользоваться опытом проведения приватизации ведущих европейских государств.

Ведь в случае развития негативного сценария приватизации предприятия, которые многие годы работали, платили налоги, попадают в зону турбулентности. Очевидно, что существующие производители вин, которые могут быть отнесены к профильным инвесторам, на стабильно стагнирующем рынке не будут заинтересованы в покупке. Тогда альтернативой выступают ликвидаторы актива, т.е. люди, ищущие свою прибыль в процессе ликвидации действующего предприятия. Поэтому возникает высокий риск ухода с рынка действующих компаний, произойдет разрыв связи традиционной базы производства и торговой марки. Сейчас мы наблюдаем похожую ситуацию у компаний, обладавших активами в Крыму. Помимо больших проблем для арендаторов, есть потери и для виноградарей, и для потребителей из-за снижения уровня конкуренции на рынках закупки винограда или виноматериалов и на рынке качественных вин украинского производства.
Региональные бюджеты  безусловно пострадают. Объемы производства или сократятся или уйдут в другие регионы, а значит, сократятся и поступления в бюджеты. Особняком стоит вопрос экспортных поставок. По нашему мнению, при таком негативном сценарии экспортные каналы сбыта действующих предприятий просто исчезнут и замещения не возникнет.
Кроме того, хочу отметить, что игристые вина и производство игристых вин – это, наряду с производством марочных вин и коньяков, – элита, если можно так выразиться, виноделия. Соответственно, специалисты в этих областях являются носителями особых знаний, традиций и умений. Далеко не все прописано в учебниках. Многие годы в технологических службах предприятий формируется культура и традиции производства, а проявляется это в высоком качестве продукции и особенностях ароматического и вкусового профилей продукции. Именно это дало возможность Одесскому заводу шампанских вин экспортировать свою продукцию в 15 стран мира в 2015 году. Потеря этих нематериальных активов, возможно, не так очевидна. Однако, разумный управитель государства, региона не пренебрегает такими «мелочами». Специалиста нельзя сформировать быстро и вне определенного культурного слоя. И мы не должны растерять свой кадровый потенциал в процессе приватизации.
Для проведения успешного как для государства, так и для инвестора, и для трудового коллектива процесса приватизации, который бы пошел на пользу экономике страны, важно соблюсти  такие условия:
– открытость, обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации;
–  предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
– реализация преимущественного права на приватизацию арендаторов целостных имущественных комплексов. 
Надеюсь, правительство прислушается к мнению ведущих операторов виноделия Украины и проведет приватизацию грамотно, цивилизованно и справедливо.

 

X
Украина