Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківСегодня винный бизнес развивается в странах, где еще десять лет назад о нем и думать не могли. Достаточно вспомнить, как бурно расширяются виноградники под производство игристых в Англии, или как наращивает силы армия малых виноделов Польши. Опыт соседей позволяет учиться на чужих ошибках, а потому может быть интересен как производителям всех соседних стран, так и госструктурам, разрабатывающим и диктующим правила виноделам.
Разобраться с юридическими аспектами польского виноделия нам помог юрист Радослав Фронь, судья международных винных конкурсов и автор блога paragrafwkieliszku.pl.
Жизнь польского винодела регулируется рядом законов разной степени важности. Но в первую очередь – правовыми актами ЕС. Присоединяясь к Евросоюзу, Польша приняла все чрезвычайно обширные правила в отношении сельскохозяйственных продуктов, включая вино. Некоторые из них имеют прямое действие и приоритет над польским статутным правом и, следовательно, не требуют повторения положений в польских законах. Однако другие правовые акты только определяют правовую основу и должны быть реализованы в польской правовой системе, то есть, прописаны именно в польских актах.
Есть два польских закона, которые имеют ключевое значение в правовом регулировании национального виноделия: Закон от 12 мая 2011 года «О производстве и розливе винных продуктов, торговле этими продуктами и организации винного рынка» («Закон о вине») и Закон от 26 октября 1982 года «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму» («Закон о трезвости»). Эти законы постоянно вызывают много критики и споров, и уже сейчас в польском правительстве идет работа над новым законом.
«Закон о вине» особо выделяет винодела, который производит и разливает в бутылки вино, полученное из собственных культур. Такой субъект пользуется многочисленными льготами и упрощениями по сравнению с виноделом, производящим вино из покупных ягод и фруктов.
Вторым элементом, определяющим правовое положение польского винодела, является его годовой объем производства. Положения законодательства страны устанавливают два основных лимита: 100 гл и 1000 гл в год. Пока они не будут превышены, виноделы могут пользоваться дополнительными привилегиями.
Предприниматель, который покупает виноград и/или производит более 1000 гектолитров вина в год и ведет бизнес-деятельность, не имеет льгот, предусмотренных для вышеупомянутых категорий.
Первый – это предоплата акцизного налога, часто используемая при производстве винных продуктов, таких как фруктовые вина, сидр или медовуха, что равносильно уплате акциза на запланированное производство заранее. Однако эта форма не распространяется на малых виноделов.
Вторым является исключение для производителей вина, которые собирают урожай с собственного виноградника и производят вина исключительно из собственных ягод менее 1000 гл в календарный год. Они могут осуществлять производство без предоплаты акцизного налога. В этом случае налог будет взиматься с готового продукта, то есть с бутылки, готовой к продаже.
Таким образом, практически все поблажки, предусмотренные польским законом, применимы к виноделам, производящим вино исключительно из ягод и фруктов с собственных плантаций и не более 1000 гл в год. Право пользоваться привилегиями «малого винодела» теряются, если производство вина превышает 1000 гл в год, а также, если для производства осуществляется закупка винограда. Такой производитель больше не может пользоваться правом на освобождение от визирования санитарной инспекцией, он также должен вести бизнес и оплачивать акцизный сбор.
Закон «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму», принятый в далеком 1982 году, вызывает много споров, но до сих пор регулирует деятельность, связанную с алкоголем. Например, именно его буква вводит четкий запрет на рекламу и продвижение алкоголя (за исключением пива).
Согласно этому закону запрещена публичная дегустация алкогольных напитков, раздача сувенирной продукции, связанной с алкогольными напитками, организация премиальных продаж алкогольных напитков, а также другие формы общественного поощрения к покупке алкоголя.
Естественно, дегустации в винных магазинах, популярных винных барах или пабах не нарушают запрета. Однако организация дегустаций под открытым небом, например, во время проведения фестивалей, может быть чревата последствиями. Те, кто вопреки положениям «Закона о трезвости» рекламируют или продвигают алкогольные напитки, подлежат штрафу от 10 тыс. до 500 тыс. злотых. Одним из основных грехов, совершаемых польскими производителями алкоголя, является подача напитка без акцизной марки.
Пожалуй, самый вредный миф – это считать вполне приемлемой ситуацию, когда по сути «домашний» алкоголь можно подавать где угодно, если только это делается бесплатно. Однако пиво и вино, которые производятся дома для личного пользования и не предназначены для продажи, освобождены от акцизного налога. А личное использование – это потребление только производителем, членами его семьи или его гостями. Поэтому, даже бесплатно угощая людей на ярмарках или энотуристов алкоголем без акцизных марок, винодел нарушает закон. Как нетрудно понять, организация дегустации алкоголя – дело непростое, а с юридической точки зрения организаторам такой рекламы алкоголя грозит немало неприятностей.
Вино из одуванчиков?
Возродившееся в последние годы виноградное вино – лишь один из винных продуктов, который производится в Польше и оборот которого регулируется «Законом о вине». В этом законе среди прочего прописаны также правила для ферментированных винных напитков и продуктов, в том числе ароматизированных вин, винного уксуса, виноградного сусла, сидра, а также традиционных для Польши медовухи и фруктовых вин. Однако Регламент Европейского парламента и Совета Европы от 25 октября 2011 года «О предоставлении информации о пищевых продуктах потребителям» выдвинул дополнительные требования к маркировке продуктов питания (включая алкоголь).
Польские фруктовые вина, сидр, перри или медовухи, в силу своей специфики, подпадают под эти особые требования. Ведь согласно законодательству ЕС, вино означает продукт, полученный исключительно путем полного или частичного спиртового брожения свежего винограда или виноградного сусла, крепостью не менее 8,5-9% об., в зависимости от винодельческих зон, в которых выращен виноград. Поэтому на этикетке продукта, произведенного из иного сырья, должно быть написано не «вино», а «винный напиток».
Польские производители фруктовых вин должны учесть, что фруктовое вино не является вином как таковым, и поэтому на их этикетках, согласно законодательству ЕС, не должно быть названия сортов и изображения винограда или виноградных лоз, а также рисунков или информации, каким-либо образом намекающих, что сброженный винный напиток является продуктом виноградной лозы. Но, несмотря на эти правила, на этикетках польских ферментированных винных напитков все еще пишут «фруктовое вино»…
Польшу ждет новый алкогольный закон
Закон от 12 мая 2011 года «О производстве и розливе винных продуктов, торговле этими продуктами и организации винного рынка» скоро станет историей. Он будет заменен двумя новыми постановлениями – законом о винных продуктах и законом о географических указаниях вин и ароматизированных винных продуктов. Уже выпущен проект планируемых изменений, которые должны урегулировать:
Основная идея, которой руководствуются авторы нового закона, заключается в окончательной адаптации положений польского винного законодательства к положениям Европейского Союза, для которого винный рынок особенно важен, и поэтому регламентируется весьма детально. Для польских виноделов изменения не будут революционными, но заметными и, несомненно, полезными. Изменения в определениях, прежде всего, призваны их упорядочить. А это откроет путь для создания правовой основы для функционирования зрелого сообщества виноделов.
03.09.2024
17.07.2024
11.06.2024