Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Польский рынок алкоголя: кто кого

При этом она остается одним из наиболее привлекательных направлений экспорта для украинских водочников.

Пожалуй, интерес вызван тем, что Польша – четвертый в мире рынок по потреблению водки после России, США и Украины. А три четверти выпиваемых в стране крепких алкогольных напитков – чистая водка.

Однако сегодня многие наблюдатели рынка задают один и тот же вопрос: насколько легким будет это наступление? Особенно учитывая, что 91% потребляемых в государстве крепких спиртных напитков – это водка, произведенная внутри страны, а также с учетом того фактора, что любая реклама алкоголя здесь запрещена. Каждый отважившийся на завоевание Польши оператор пойдет собственным путем, но ясно одно: для каждого перешагнувшего границу это будет вопрос времени, денег и, безусловно, маркетинговой мудрости.

Все три ответа уже нашла для себя компания Nemiroff, обретя в середине 2007 года дистрибутора Legro s.p. и уже осенью пригласив журналистов в Варшаву на официальное открытие Nemiroff Polska. Сегодня в самой компании поменялось много, сменился и подход к польскому рынку.

На перспективы компании Nemiroff в Польше специалисты смотрят со здравым оптимизмом, прогнозируя на фоне растущей лояльности поляков к локальным торговым маркам стремительное развитие брендов из-за рубежа. «Тот факт, что Finlandia и Absolut в течение нескольких последних лет увеличили продажи на польском рынке в 10 раз, подтверждает возможные перспективы для других международных брендов», – отмечал в свое время Марек Малиновски, руководитель компании Polmos Lublin. «Да, – подтверждал он, – порядка двух-трех миллионов поляков работают в других странах ЕС, но эта миграция временная: уже спустя несколько месяцев, а в среднем – в течение года – граждане Польши возвращаются на родину. Именно этот факт обеспечивает популярность мировым брендам: поляки узнают о них, работая за границей, а пьют потом напитки на родине. Три миллиона не уменьшили уровня продаж, более того, рынок продолжает расти, что наверняка связано с повышением уровня заработной платы и количества ввозимых денег в страну.

По разным оценкам, этот рост за последние годы составлял 7-9% в натуральном и около 11% в денежном выражении. Конечно, сегодняшние объемы продаж ни в какое сравнение не идут с теми, что делались до 1989 года – года падения коммунизма, когда водка была единственным доступным алкогольным напитком. Однако динамика роста очевидна, и во многом – благодаря импортной продукции. Согласно данным компании Euromonitor International, объемы продаж водки в Польше будут увеличиваться с вектором в сторону международных марок. На 2007г. польский рынок водки составлял порядка 20млн дал и оценивался примерно в 2млрд евро. Структура продаж распределялась следующим образом: 83% – это чистые водки, и 17% – вкусовые.

О перспективах вкусовых водок в Польше D+ рассказал г-н Ryszard Berent (Польская ассоциация барменов): «Вкусовые водки будут развиваться высокими темпами. Речь, правда, не идет о традиционных польских вкусах, а лишь о принципиально новых, необычных. Таких, как «Медовая с перцем» от Nemiroff, например. В числе перспективных направлений – ваниль и лимон. Несмотря на то, что клюквенный сок в Польше не пьют, самые большие успехи наблюдаются у водки Finlandia Cranberry».

После вхождения Польши в ЕС и после того, как были сняты таможенные пошлины на напитки из Европы, в стране резко выросло потребление коричневых спиртов, таких как коньяк и виски, а также рома. Но очень скоро выяснилось, что Польша (как и другие страны Восточной Европы) – прежде всего водочная страна. И сектор вкусовых водок с каждым годом растет на 8-10%.

Так как в Польше зачастую один владелец управляет несколькими производственными предприятиями, а всего заводов – немногим более десяти, – основных игроков на алкогольном рынке можно сосчитать на пальцах. Приватизация водочной отрасли в Польше была начата совсем недавно и все еще продолжается. На сегодняшний день ряд предприятий еще остаются в собственности государства. Хоть они и составляют всего около 10% продаж, влияние их на ценообразование в целом весьма велико, так как продукция этих заводов продается по заниженным ценам. Однако эксперты ожидают изменений в этой области.

Доля дешевой водки с каждым годом сокращается примерно на 3%, премиальный и суперпремиальный сегменты растут процентов на 20 ежегодно. При этом доля импорта международных водочных брендов с каждым годом растет, давая надежды нашим, украинским, экспортерам.

В отличие от Украины, где ведущими игроками выступают национальные компании, основанные на украинском капитале, рынок польского алкоголя распределен между компаниями с иностранными инвестициями. Еще недавно здесь правили бал два основных лидера – это французская компания Belvedere (теперь Marie Brizard Wine & Spirits), являвшася владельцем Sobieski и дочерняя компания американской Central European Distribution Corporation – CEDC Group. Обе компании молодые – до 20 лет, и на каждую из них приходилось на 2007 г. по 30% польского рынка алкоголя. Сегодня Marie Brizard Wine & Spirits (ТМ Sobieski, Sierra, Scottish Leader) – это один из крупнейших производителей и дистрибуторов ликеро-водочной продукции во Франции и в Польше. Кроме того, что CEDC Group – это производитель водки в Польше, компания также занимается импортом алкоголя.

В ее портфолио имеется более 900 брендов, в числе которых – водки Absolwent, Bols, Skyy, Zubrowka и Soplica; ликеры Bols, Cointreau; коньяк Remy Martin и Camus; бренди Metaxa; виски Grant’s и Glenfiddich. Следом за CEDC Group в рейтинге польских производителей водки находится компания Polmos Lublin. Основной бренд Polmos Lublin – Wodka Zoladkowa Gorzka (горький дижестив) – лидирует на рынке вкусовых водок, а также Сток 130 Престиж, завоевавшая золото на International Spirits Challenge 2015. В лидерской пятерке пребывает и шведская компания Vin & Spirit Group (V&S) с долей 8% в натуральном выражении и с водками ТМ Absolut и Luksusowa. Розлив последней осуществляется на предприятиях компании Zielona Gora, являющейся собственностью V&S. В числе лидеров и французская группа Pernod Ricard с торговой маркой Wyborowa.

К слову, как таковой этот бренд долгое время официально никому не принадлежал и производился всеми заводами. Поэтому первый этап приватизации в 1995 году был посвящен распределению брендов между 16-ю заводами, действующими в то время на территории страны. Естественно, те компании, которым достались слабые бренды, имели большой убыток, а те, кто владел такими известными торговыми марками как Wyborowa, – хорошую прибыль. Окончательно судьба «Выборовой» была решена в 2001 году, когда она перешла в руки компании Pernod Ricard. Кстати, нашим операторам, выходящим на польские просторы, думаю, небезынтересно знать, что между польскими производителями случаются споры не только относительно брендов, но и букв, использованных в их названиях. Так, рекламная кампания вышеупомянутой водки Wyborowa о «настоящем W-мире, в котором существует только настоящая Wodka», побудила компанию Ocean Spirits – собственника бренда Soplica – обвинить производителей Wyborowa в плагиате. Своеобразный лингвистический спор между двумя польскими брендами основан на том, что, по словам обеих компаний, в английской транскрипции правильным является слово Wodka, а не Vodka. Настаивая на том, что эта идея принадлежит компании Ocean Spirits, ее исполнительный директор Филипп Войцикевич приводит в качестве аргумента тот факт, что его рекламная кампания была запущена раньше, а «кампания Wyborowa выглядит калькой этого рекламного ролика». Но у владельцев «Выборовой» на этот счет другое мнение, весьма оригинальным образом изложенное на их сайте wodka.com.

Однако за последние годы в группе лидеров произошли серьезные изменения. Скажем, CEDC, собственник предприятия в Белостоке (производитель «Зубровки») сделал неудачную попытку освоить российский рынок, в результате чего сам перешел под контроль концерна «Русский стандарт» (принадлежит Рустаму Тарико). Претерпел рокировку и концерн «Сток Спиритс», который являлся активным участником польского рынка водки (люблинская «Жолондкова»). В кризис национальные производители пытались спастись экспортом. Заметим. что в 2011 г. оборот продуктов алкогольного сектора в стоимостном выражении составил 197,4 млн евро.

При этом уже тогда свыше половины польского экспорта приходилось на США.
По мнению наблюдателей рынка, проблемы вызваны внутренними причинами. В результате политики Министерства финансов и торможения процессов приватизации, а затем осуществление ее под диктовку профсоюзов, произошло банкротство «Польмосов» и польская алкогольная отрасль попала под контроль зарубежных концернов. Внесла негативный вклад и крестьянская партия ПСЛ, боровшаяся за сельскохозяйственные винно-водочные заводы и их привилегии, так как большей их частью владели члены партии или их семей, что привело к подорожанию спирта.

В последнее время самыми популярными брендами водки в Польше являются: дешевая Starogardzka, водки Bols и Absolwent (CEDC Group), Wodka Zoladkowa Gorzka (Polmos Lublin), Luksusowa (V&S), Krakowska и Sobieski (Marie Brizard Wine & Spirits, ранее Belvedere Group) и Wyborowa (Pernod Ricard).

По словам экспертов, бюджеты для продвижения водочной продукции на польском рынке составляют от 2млн злотых и выше, но в случае с такими брендами как, к примеру, Wyborowa – около 20млн долларов в год. Истории известны случаи, когда вывод на польский рынок зарубежных торговых марок, в числе которых – и водка «Столичная», неоднократно срывался в связи с тем, что продвижением занимались не владельцы, а дистрибуторы, которыми не выполнялись соответствующие инвестиции в укрепление бренда.

Учитывая, что польский рынок водки тяготеет к премиумсегменту, в ближайшей перспективе прогнозируется расширение импорта продукции, а предпочтение потребителей будет отдано водкам со вкусом, можно прогнозировать успех украинских компаний, нацеленных на польский рынок и претендующих на ценовой сектор премиум+15%, делающих акцент на развитие вкусовых водок, активно работающих над своим имиджем и ведущих стабильную рекламную политику.

Авторитетное мнение:
Генеральный директор международной водочной компании Nemiroff, Юрий Сорочинский:

Экспорт наших продуктов в Польшу поменял стратегию. До 2012 года мы использовали собственную дистрибьюторскую компанию для продвижения продукта на этом рынке, но такая модель оказалась не самой эффективной. Поэтому мы ввели нового партнера на релонч Nemiroff на этом рынке: начали сотрудничество с командой, которую смело можно назвать «монстром» своего дела – ex-top management CEDC (Central European Distribution Company), который сейчас вернулся в польский бизнес алкоголя как United Beverages, поэтому у нас достаточно амбициозные ожидания в польском проекте. Это компания со схожей бизнес-культурой и мотивацией, и сейчас наши совместные усилия показывают стабильный рост продаж.

Да, действительно, польский рынок сейчас очень интересен в плане смены культуры потребления. Эта страна – часть ЕС, и жители государства, конечно, тесно соприкасаются с другой культурой, серьезно отличающейся от постсоветской. Мы получаем уникальный опыт работы на стремительно меняющемся рынке: сейчас там реже употребляют алкоголь дома, предпочитая заведения – рестораны и бары; реже пьют водку в чистом виде, а больше – коктейлей и т.д. Замена модели потребления, как в Польше, происходит постепенно и у нас, и все же пока что в Украине традиции более сильны, чем новые веяния.

При этом мы удивлены растущим трендом употребления flavoured-водки в Польше, и готовы ответить на их особые и уникальные запросы. Страны Ближнего Востока больше предпочитают цитрусовые вкусы, в то время, как европейцы отдают предпочтение либо чистой водке, либо flavoured с более традиционными вкусами – перцовый и клюквенный. Британцы традиционно любят нашу «острую клубнику». В целом по миру тренд разворачивается в сторону напитков из категории «easy to drink» – потребители готовы пробовать новые вкусы.


Досье D+

*Первое упоминание слова wodka относится к 1405 году и используется в контексте медицины и косметологии.

**Истинно-польским продуктом (кроме, конечно, wодки) сами поляки считают зубровку, которая готовится на основе травы зубра, растущей в Беловежской Пуще. А популярная здесь сливовица, по словам поляков, это скорее балканский напиток, нежели польский.

 

При этом она остается одним из наиболее привлекательных направлений экспорта для украинских водочников. Пожалуй, интерес вызван тем, что Польша – четвертый в мире рынок по потреблению водки после России, США и Украины. А три четверти выпиваемых в стране крепких алкогольных напитков – чистая водка. Однако сегодня многие наблюдатели рынка задают один и тот же вопрос: […]

Китай: как правильно выстроить тактику продвижения алкогольного бренда на рынке


Первый и основной фактор – это долгосрочное партнерство. Китайский оператор выбирает винодела, который намерен вместе с ним развивать в Китае долгосрочный проект, расширяющийся с каждым годом; способного противостоять трудностям и колебаниям неустойчиво развивающегося рынка вин. Успех в переговорах с китайской стороной может ждать лишь того, кто демонстрирует не просто увлеченность китайским рынком, но кто готов и намерен приложить серьезные усилия и сделать долгосрочные инвестиции. Здесь приветствуется проявленные мудрость и терпение, которые требуется для установления дисциплины и пролонгированной стратегии развития рынка.

Во-вторых, успех ждет производителей или бренды, которые занимают лидирующие позиции в своей категории, причем независимо от размера этой категории. В основе образа лидера, конечно, должна лежать стабильность качества – вин, крепкого алкоголя, безалкогольных напитков. Разумеется, серьезный китайский дистрибьютор предпочитает работать с ведущими производителями из известных винодельческих регионов мира, поставляя китайским потребителям не просто напитки, а напитки с историей. При этом важный аспект – активное продвижение бренда на своей исторической родине и его регулярная представленность в международной прессе и методами интернет-маркетинга.

Третий фактор, на который обращает внимание солидная китайская компания, прежде чем сделать выбор партнера, – это профессиональная этика. Это связано с восточной традицией и нынешние надежные операторы рынка Китая ее придерживаются: если они гарантируют прозрачность и честность, то и от партнера требуют адекватного отношения. Поэтому ваша история отношений с партнерами других стран, ваше реноме на международной арене – неотъемлемая составляющая дальнейшего успеха в этой непростой стране.
Каким должен быть идеальный для китайского потребителя образ бренда?

Славянская народная мудрость, что по одежке встречают, – абсолютно применима к китайскому покупателю алкоголя – как крепкого, так и вина. По мнению экспертов рынка, сегодня среднестатистический китайский потребитель скорее отдаст предпочтение марке, оформленной как адаптированная комбинация западных традиций и китайских идей. Несмотря на то, что, как известно, Китай не имеет глубоких традиций и обширной культуры потребления вина, но китайские потребители всему учатся очень быстро. И сегодня обозреватели D+ фиксируют активно растущие на китайском рынке знания о культуре мирового виноделия и о ведущих брендах. Соответственно, растет уровень узнавания популярных марок. И тождественность (не путать с подделкой!) с ними образов весьма приветствуется при продвижении на рынке Китая.

С другой стороны, следует учесть и то, что дизайн с традиционными китайскими элементами, такими как золотые узоры на темно-красном фоне, мог привлечь внимание еще лет десять назад, но представители хорошо образованного и активно растущего современного среднего класса имеют относительно высокий достаток и широкий кругозор, они много путешествуют и отдают предпочтение современному образу жизни, а потому обычно игнорируют вина, этикетки на которых оформлены а ля Китай – в подчеркнуто традиционном китайском стиле.

5 основных требований к бренду, планирующему выход на рынок Китая:

Разумеется, такой масштабный рынок, как рынок напитков Китая, может иметь существенные локальные различия и нюансы. И каждый ваш очередной партнер на этом рынке может выдвинуть собственные правила и условия. Тем не менее, изучив мнения ряда ведущих китайских компаний. Можно говорить о некоторых обобщениях.

• Китайский язык: Большинство китайских потребителей на всем континенте либо не говорят на иностранных языках, либо не владеют ими в достаточной степени. Хотя это утверждение может показаться совершенно очевидным, серьезные компании должны полностью принять китайскую языковую платформу (черные этикетки, описание дегустационных характеристик, маркетинговые материалы, веб-сайт), чтобы их бренд стал доступным и понятным для китайских потребителей.
• Товарные знаки: Это сложный вопрос, который должен решить владелец бренда. Все патентированные товарные знаки, на исходном иностранном языке и на китайском, подлежат регистрации соответствующим китайским ведомством по товарным знакам. Просто удивительно, как много владельцев брендов пренебрегли этим простым требованием и рано или поздно поплатились за это.
• Наглядные маркетинговые материалы и видео-ролики: Картинка скажет больше тысячи слов – особенно, если целевая аудитория не говорит на иностранном языке! Видео-ролики о винодельне и виноделии, рассказы владельца семейной винодельни о ее истории – все это очень важно. Это инструменты, которые можно использовать в соцсетях, на торговых платформах в Интернете, а также для коммерческого обучения. Все эти материалы должны сопровождаться китайскими субтитрами.
• Мотивация и вдохновение продавцов: Владелец бренда должен заботиться не только об подготовке, но и о вдохновении и мотивации сотрудников, ответственных за продажи вин в Китае. Слишком часто мы видим сухие и скучные обучающие презентации, которых вовсе не достаточно для того, чтобы вдохновить продавцов – как наших собственных, так и продавцов в розничных магазинах – продвигать наши вина на рынке.
• Маркетинговые инвестиции: У каждого владельца бренда свои аппетиты и возможности для рыночных инвестиций. Однако стоит отметить тот факт, что китайский рынок не возникнет сам по себе из воздуха лишь по результатам упорной работы и труда импортера и дистрибьютора. Серьезно настроенному импортеру необходимо выделить определенный объем маркетинговых инвестиций наряду с кредитом доверия к тому, что импортер распорядится этими средствами эффективно, результативно и прозрачно. Разумеется, импортер должен оправдать это доверие, надлежащим образом используя средства и обеспечивая точность и надежность процедур оценки и составления отчетности.

Советы для того, кто планирует выйти с продуктом на рынок Китая

Безусловно, первейшая задача – это поиск сильного и честного импортера. Это аксиома, но сейчас это особенно актуально. Необходимо найти опытного партнера, который сможет надлежащим образом оценить рыночные перспективы в масштабе всей страны, сформировать и вывести бренд на рынок, построить устойчивую и прозрачную сеть сбыта, управлять честной структурой ценообразования и постоянно отслеживать возможности, угрозы и стратегии. И, конечно же, защитить набирающую продажи марку от подделок. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что большинство нынешних операторов – импортеров и дистрибьюторов – в Китае сейчас охотятся за краткосрочной прибылью, а не пытаются строить устойчивые, долгосрочные бизнес-отношения с зарубежными производителями напитков.

Эти компании с регулярностью появляются и быстро исчезают, и виноделы, сотрудничающие с ними, даже не успевают узнать элементарные сведения о специфике сбыта, ценообразовании, позиционировании бренда и клиентуре. История таких отношений знает случаи, когда лишь со временем, давно расставшись с китайским партнером, держатели марки узнают, что имиджу бренда некогда был нанесен существенный урон. Поэтому главный совет: не спешить! Прежде, чем ступить на рынок Китая, провести как можно более тщательное исследование рынка. Куда более тщательное, чем в других странах. А уж потом принять взвешенное и обдуманное решение относительно того импортера, который будет представлять бренд на рынке.


Наплыв экспортеров – работа на сложном азиатском рынке в условиях острой конкуренции
Сегодня можно говорить о «золотой лихорадке», охватившей экспортеров мира и хлынувших на китайский рынок, как некогда золотодобытчики хлынули на Клондайк. Поэтому экспортеры вин, планирующие выйти на китайский рынок, должны, прежде всего, сделать важный выбор. Это выбор между долгосрочным рыночным планированием и краткосрочными случайными продажами.Это выбор между крупными маркетинговыми организациями, нацеленными на развитие брендов, серьезными национальными импортерами, которые заводят бренды в страну и распространяют их системно, комплексно и прозрачно, последовательно развивая бренды и формируя долгосрочный устойчивый рынок, – и локальными дистрибьюторами, работающими на точечном, закрытом рынке, без структурированного или прозрачного ценообразования, системной дистрибуции или брендового маркетинга или коммуникаций (увы, мы вынуждены предупредить европейские компании, что так работает большая часть зарегистрированных импортеров Китая).

Три основных региональных рынка Китая, где зарубежным виноделам стоит потратить усилия в первую очередь

Без сомнений, в качестве трех традиционных основных рынков Китая можно выделить:
1. Пекин и окрестности.
2. Шанхай и большую часть дельты Янцзы (провинции Чжэцзян и Цзянсу);
3. Область дельты Жемчужной реки (Гонконг, Макао и провинция Гуандун).

Любой бренд, безотносительно объемов производства и спроса, степени узнавания марки и инвестиций, – не может добиться прочного положения в Китае без обширной базы сбыта и единого позиционирования бренда в этих трех регионах.При этом необходимо отметить, что Китай является огромной территорией со множеством важных рынков. К примеру, так называемый Северо-Восточный коридор, провинция Сычуань, провинция Шаньдун и провинция Фуцзянь также предоставляют большие возможности.

Первый и основной фактор – это долгосрочное партнерство. Китайский оператор выбирает винодела, который намерен вместе с ним развивать в Китае долгосрочный проект, расширяющийся с каждым годом; способного противостоять трудностям и колебаниям неустойчиво развивающегося рынка вин. Успех в переговорах с китайской стороной может ждать лишь того, кто демонстрирует не просто увлеченность китайским рынком, но кто готов […]

Как защищать авторские и патентные права на рынке Китая

Стоит учесть, что рынок Китая – зона риска, с точки зрения весьма возможного и весьма разнообразного фальсификата. Ситуация чуть улучшилась после учреждения специализированных трибуналов по защите прав интеллектуальной собственности в крупных городах Китая. Тем не менее, новичку следует отнестись очень серьезно к данному вопросу.

Административные власти, устанавливающие ответственность за нарушение авторских и патентных прав (местные патентные бюро и бюро по вопросам авторских прав), имеют полномочия, схожие с полномочиями администраций промышленности и торговли и бюро технологического надзора в отношении урегулировании дел, касающихся торговых знаков. При этом у административных органов надзора по вопросам патентных и авторских прав наблюдается значительный недостаток в кадровых и прочих ресурсах, поэтому владельцам прав интеллектуальной собственности обычно рекомендуют обращаться за защитой своих прав в китайские суды.

Изменения в китайском законодательстве, регламентирующем защиту патентных и авторских прав, внесенные в 2001 и 2002 году, сделали гражданское судопроизводство более привлекательным, в частности, в связи с возможностью наложения предварительного запрета и взыскания компенсации ущерба в размере до 500 000 юаней (около 80 000 австралийских долларов).

Уголовное наказание возможно в случае нарушения авторских прав, если при этом порог нанесенного ущерба является аналогичным предусмотренному для дел, касающихся контрафакта торговых знаков. Производители или основные дистрибьюторы товаров, использование которых является нарушением авторского права, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая стоимость конфискованных или проданных «пиратских» изделий превышает 50 000 юаней (примерно 8 570 австралийских долларов). Уголовная ответственность для обычных перекупщиков установлена в менее строгих рамках – иск будет удовлетворен только в том случае, если истец предъявляет доказательства того, что правонарушитель получил нелегальную прибыль в размере более 100 000 юаней (17 140 австралийских долларов).

Таможня на охране торгового знака

Китайское законодательство предусматривает защиту торговых знаков, авторских и патентных прав местными таможенными органами. Каждому, кто выводит товар на рынок Китая, стоит учесть, что защита предоставляется только при условии наличия записи о правах в Общей таможенной администрации. Представители таможенных органов редко проявляют служебную инициативу при отсутствии такой записи, даже если они подозревают, что соответствующие изделия могут быть нарушением прав интеллектуальной собственности. Но даже в таком случае без таможенной записи представители таможни не могут оперативно связаться с правообладателем.

Запись о правах возможна для торговых знаков и патентов, зарегистрированных в Китае, а также для любых объектов авторского права. При экспорте или импорте продукции на таможне проводятся выборочные проверки. При возникновении подозрений такая информация доводится до сведения владельцев прав интеллектуальной собственности или их агентов в Китае, после чего владелец прав интеллектуальной собственности обязан предоставить подтверждение факта нарушения в трехдневных срок и внести залог, размер которого обычно эквивалентен половине стоимости товара, но не превышает 100 000 юаней (17 140 австралийских долларов).

Юридические фирмы и китайские агенты по товарным знакам могут провести процедуру таможенной записи. Кроме того, в таможенные органы можно подать список уполномоченных производителей. Это предотвратит возможность того, что на таможне будут задержаны законные товары, которые отправляются из Китая, и поможет сотрудникам таможни установить, является ли отправителем конкретного груза уполномоченный лицензиат. Важно регулярно обновлять перечень уполномоченных лицензиатов. Таможенные органы Китая обязаны передавать серьезные случаи в бюро общественной безопасности для проведения уголовного расследования.

Доменные имена

Споры, связанные с регистрацией или использованием доменных имен в доменной зоне .cn и доменных имен на китайском языке, рассматриваются в соответствии с Правилами урегулирования споров Китайского информационного центра по развитию Интернета (CNNIC). Эти Правила в значительной мере отображают Единые процедуры урегулирования споров (UDRP), которые распределяются на доменные имена верхнего уровня в зоне .com.

Однако китайские органы власти не так давно установили двухлетний лимит для жалоб, предназначенных для рассмотрения в соответствии с Едиными процедурами урегулирования споров в Китае. Если доменное имя в зоне .cn было зарегистрировано более двух лет назад, то попытаться решить проблему можно только путем гражданского судопроизводства в китайском суде.
Вывод

Защита прав интеллектуальной собственности зачастую является сложным процессом, и необходимо тщательно продумать стратегию расследования, обеспечения конфискации и коммуникации с государственными властями на этапе уголовного преследования. Перед подачей иска настоятельно рекомендуется получить консультации специалистов.

Правовая оговорка

Данная информация предназначена для того, чтобы читатель получил базовое представление о некоторых принципах защиты прав интеллектуальной собственности. Она не должна рассматриваться в качестве юридической, коммерческой или иной профессиональной консультации.

 

 

Стоит учесть, что рынок Китая – зона риска, с точки зрения весьма возможного и весьма разнообразного фальсификата. Ситуация чуть улучшилась после учреждения специализированных трибуналов по защите прав интеллектуальной собственности в крупных городах Китая. Тем не менее, новичку следует отнестись очень серьезно к данному вопросу. Административные власти, устанавливающие ответственность за нарушение авторских и патентных прав (местные […]

Продажи в дьюти-фри: алкогольные бренды держат курс на премиум

Как продемонстрировала посвященная беспошлинной торговле и туризму Международная выставка и конференция TFWA, прошедшая в конце прошлого года в Каннах, сектор Travel Retail переживает не лучшие времена. Форум тогда собрал более 100 компаний, предлагающих марки пива, спиртных напитков и фирменных вин, объединенных Tax Free World Association.

Представители индустрии Travel Retail проанализировали ситуацию и сделали выводы. С одной стороны, число международных туристов сегодня увеличивается во всем мире. С другой, возрастающее число дестабилизирующих факторов сильно повлияло на сектор Travel Retail за последнее время, поставив под угрозу эту нишу в принципе. Однако, прежде чем говорить о падении сектора, стоит вспомнить, что это сильный бизнес, оцененный, в соответствии с IWSR, в районе 9 миллиардов $ США.

Военный конфликт в Украине, падение российского рубля, борьба с коррупцией и существенное замедление развития экономики Китая привели к заметному снижению финансовой активности по двум из наиболее важных туристических направлений. К тому же, ослабление валюты в развивающихся странах, таких как Бразилия, а также недостаточный рост экономики в Европе и Америке также поставили сектор под угрозу.

Хотя в прошлом году продажи в секторе беспошлинной торговли алкоголем заметно выросли – на 7, 7 %, в соответствии с IWSR. Впрочем, учитывая увеличенные размеры скидок и значительную рекламную деятельность во многих магазинах Travel Retail, до сих пор не ясно, сохранится ли подобный тренд до конца 2015 года, несмотря на непрерывный поток super-premium и ultra-premium запусков.

Майк Бирч, Bacardi`s Global Travel Retail MD, комментирует ситуацию так: «Геополитические риски находятся на самом высоком уровне уже более 10 лет и вносят постоянную угрозу в Global Travel Retail». Сегодняшние проблемы можно назвать по списку: девальвация валюты и снижение результативности экономики Китая, экономическая ситуация, которая сложилась в Бразилии и снижение масштабов российского турпотока. Для того, чтобы разрешить данную ситуацию нужно быть быстрым, гибким и отзывчивым к этим внешним факторам.

В то время как развитые рынки застряли в нейтральном состоянии, в развивающихся странах продажи Travel Retail сохранили свою коммерческую активность и работают на полную мощность последние десять лет. Однако 2015 год был отмечен заметным уровнем инфляции на ключевых развивающихся рынках, что привело к повышению цен на авиаперелеты в долларах США и евро. Во втором квартале этого года, например, бразильский песо, российский рубль и турецкая лира упали в цене на 38%, 51% и 26% по отношению к доллару США соответственно.

«Валютный курс имел большое влияние на европейские продажи», – констатирует Кристина Carmueja, специалист по маркетингу Pernod Ricard Travel Retail Europe. «Российский рубль упал в цене к концу 2014 года и в начале 2015 года, что привело к повышению цен в России приблизительно на 40%, в результате неблагоприятного прогноза FOREX по отношению к евро. Даже если валюта будет всегда неустойчивая, мы уверены, что восточная Европа вернется в свое обычное русло».

Несмотря на текущее состояние торговли, Pernod по-прежнему планирует придерживаться стратегии премиализации, согласно Carmueja. В частности, событием последних дней стала презентация эксклюзивной серии Jameson и Chivas 18 Ultimate Cask Collection. В следующем году будет выпущено три новых супер-премиум позиции в линейке шотландского виски.

«Стремительный рост Pernod Ricard в Travel Retail придет после внедрения нашего роскошного портфолио со всеми инновациями по всем категориям», – утверждает Carmueja. «Мы также имеем широкий ассортимент продукции по всем категориям, которые могут удовлетворить различные потребности наших клиентов, включая туристов, которые стремятся к покупкам новых продуктов, подарков или, возможно, местных сувениров».

Другие крупные клиенты продолжают вкладывать значительные средства в то, что называется «витриной премиум класса» от известных брендов, особенно это верно для Азии, где в настоящее время насчитывается около 31% продаж алкогольных напитков в Travel Retail. Например, Bacardi GTR успешно прорекламировала newly-launched single malt Scotch whisky portfolio на открытии бренда John Dewar & Sons Emporium stores в международных узловых аэропортах, как например Paris Charles de Gaulle и Taiwan Taoyuan в этом году. Точно так же, как Diageo Global Travel & Middle East (GTME) открыли бутики в аэропортах Singapore Changi и Taoyuan в этом году.

Стоимость входа и поддержание значимого присутствия в Travel Retail продолжает расти, как положено в продвинутой индустрии розничной торговли. Так же, как и компании The Nuance Group и World Duty Free Group, за прошедший год показал себя как самый крупный в мире оператор розничный торговли Travel Retail – Switzerland-headquartered Dufry*, а 25% акций рынка розничной торговли аэропорта значительно повысили его платежеспособность.

Ликеро-водочные бренды вынуждены принимать не совсем лояльные ценовые условия, чтобы получить место на рынке беспошлинной торговли, что, возможно, объясняет, почему первая десятка самых продаваемых брендов спиртных напитков в Travel Retail за последний год суммарно дала более трети всего объема продаж спиртных напитков. Единственное компенсационное явление в этом направлении – это потребность аэропортов включать в свои розничные предложения хотя бы небольшое количество местных брендов.

Ярким примером этой тенденции стало открытие ирландским розничным торговцем Aer Rianta International нового магазина рома под названием The Caribbean Rum Collection в международном аэропорту Grantley Adams в Барбадосе в августе этого года. Проект разработан совместно с West Indian Rum & Spirit Producers Association (WIRSPA), и магазины предлагают около 80 видов рома, в том числе такие раритеты, как St. Lucia Distillers 1931, Barcelò Imperial and English Harbour 1981.

Возвращаясь назад к Европе, стоит отметить, что одна из наиболее актуальных долгосрочных задач для этого сегмента бизнеса – это попытаться устранить негативное отношение туристов к покупкам в аэропорту. Скажем, в Великобритании этим летом произошел конфликт, вызванный требованием регистрации посадочных талонов на момент покупки. В результате операторов торговли аэропорта обвинили в удерживании НДС, который, как известно, должен быть исключен из стоимости товаров, предложенных здесь туристам. Из-за этого скандала расхожее мнение о том, что рынок беспошлинной торговли – это мошенничество, – для многих потребителей получило подтверждение.

Эта давняя идея, осуществленная в Северной Европе и на других зрелых рынках, долгое время работающая на индустрию Travel Retail, базировалась на том, что магазины в аэропортах должны предлагать значительно меньшую цену за товары на внутреннем рынке. К сожалению, ценовая политика беспошлинной торговли в аэропорту и значительные скидки, которые делаются многими отечественными компаниями розничной торговли, сегодня разрушают эффективность этой идеи.

В то время, когда покупки могут быть сделаны одним прикосновением к экрану смартфона, операторам Travel Retail нужно найти веские причины, чтобы заставить туристов суетиться перед вылетом, занимаясь покупками пива, вина, спиртных напитков в точках Travel Retail, а затем еще и тащить эти тяжелые бутылки с собой в путешествие. Какими характеристиками должно обладать предложение в аэропорту? Уникальность, редкость, коллекционность или функция подарка, сувенира. Ну, и, конечно, привлекательная цена. Игрокам рынка нужно находить все возможные пути, ведущие к успешному финалу. А это не так уж просто.

 

*Dufry AG – швейцарская ритейл-компания, лидирующая в секторе Travel Retail. В ее парафии 1200 магазинов, базирующихся в аэропортах, на круизных лайнерах, в морских портах и других туристических локациях.

 

Как продемонстрировала посвященная беспошлинной торговле и туризму Международная выставка и конференция TFWA, прошедшая в конце прошлого года в Каннах, сектор Travel Retail переживает не лучшие времена. Форум тогда собрал более 100 компаний, предлагающих марки пива, спиртных напитков и фирменных вин, объединенных Tax Free World Association. Представители индустрии Travel Retail проанализировали ситуацию и сделали выводы. С […]

Vinitaly-2015: факты, вселяющие надежду, или Кризису вопреки

Гул на веронских улочках наконец-то стих, поредели автотрассы – город освободился от роя винных паломников, кочующих от ее центральной площади в сторону выставочного комплекса Veronafiere.

А это определенно говорит о том, что одно из самых ожидаемых и значимых событий напиточной индустрии – Vinitaly-2015 – торжественно подошло к концу. Стоит отметить, 49-й по счету винный форум, сумевший в этом году привлечь 150 тысяч посетителей, стал самым успешным за последние несколько лет. А пока участники и гости мероприятия подсчитывают количество полезных контактов, предвкушая новые выгодные контракты, вспомним, как это было.  

Для начала немного статистики, тем более, что она внушает оптимизм. Как отмечают сами организаторы, в этом году с особым энтузиазмом к выставке подошли местные компании. Особенно активными были ритейлеры и представители HoReCa. Учитывая тот факт, что в последние годы экономика Италии пребывала в состоянии рецессии, такое оживление – более чем хороший знак. Высокую явку продемонстрировали и международные байеры, которые в этом году прибыли из 140 стран. В частности, усилился приток операторов из Азии  – Таиланда, Вьетнама, Сингапура и Малайзии, где к итальянскому вину, впрочем, как и кухне, сегодня наблюдается особый интерес. Не отстает в этой гонке и Мексика с Африкой. Последняя в этом году была представлена ЮАР, Камеруном, Мозамбиком, Египтом, Тунисом и Марокко.

Так или иначе, но самыми популярными из зарубежных экспозиций в этом году стали стенды США и Канады, которые за четыре дня посетило 55 тысяч человек. Германию, Швейцарию и Австрию навестили 25% всех гостей, Великобритания в этом рейтинге заняла третье место с 10%, за ней следуют страны Скандинавии и Бенилюкса. В международном павильоне ажиотаж вызвали комплексные и живые вина азербайджанского производителя Savalan, в копилке у которого не одна медаль, в том числе серебро авторитетного конкурса Mundus Vini. К сожалению, попробовать автохтонный Азербайджан на этот раз не представилось возможным – вина Savalan сотканы исключительно из международных сортов. Тем не менее, каждую его позицию можно по праву назвать самобытной, отображающей характер терруара.

В буквальном смысле было невозможно протолкнуться и к грузинскому стенду Khareba, который в этот раз представил 18 образцов. Особый интерес у публики вполне справедливо вызвали вина квеври. Не остались посетители равнодушны и к игристым винам P&F wineries, которые разливались со стенда Словении.

Хотелось бы выделить подход участников к оформлению своих экспозиций. В этом году многие сделали ставку на этнических мотивах. Со стенда Андалузии, к примеру, разливались не только вина, но и звуки национальной музыки, а его настоящим украшением стала колоритная испанка-venenciador, артистично наполняющая бокалы своим вином перед изумленной публикой – традиционным и необыкновенно зрелищным способом, позволяющим напитать вино кислородом.  

По традиции большими экспозициями выступили консорциумы и ассоциации, продвигающие как отдельные регионы, так и целые страны. Широкий спектр продукции – от вин до оливкового масла – представил стенд ЮАР. Интересно, что африканское оливковое масло – вопреки логике и  жесткой конкуренции со стороны Италии, Испании и Греции  – уже присутствует на украинском рынке. Южноафриканцы, к слову, произвели фурор не только на выставке, но и в винном мире: они представили только что запатентованный революционный продукт, который как раз в этот момент поступил в продажу, –  органическое вино, в производстве которого вместо стандартного антиоксиданта используется тонизирующее растение ройбуш. По словам «родителей» этого принципиально нового бессульфитного вина, продукт имеет массу преимуществ с точки зрения здоровья потребителя.

   

Позволю себе еще одну ремарку: участники выставки не ограничивались общением на стенде. С целью расширить поле общения со своими  потенциальными партнерами многие экспоненты после работы в павильонах организовывали званые ужины или же вечеринки на винодельях. Так, гости Vinitaly имели возможность посетить мероприятия Консорциума по защите виноделов Valdobbiadene Prosecco Superiore, крупнейшего в Венето производителя Allegrini, а также организации, занимающейся продвижением и экспортом вин ЮАР.  Неудивительно, что участники отмечают в этом году значительный рост полезных контактов.

  

Так или иначе, а все факты еще раз доказывают, что Vinitaly – идеальное решение для поиска новых идей, а также расширения границ экспорта. Стоит также отметить, событие стало успешным, несмотря на активность таких титанов, как Prowein и Vinexpo. Немаловажную роль с точки зрения маркетинга сыграла и предстоящая Экспо-2015, местом проведения которой в этом году был выбран Милан. Ожидается также, что мероприятие усилит поток туристов в Пьемонт и Тоскану. Так или иначе, надеемся, подобный  успех – предвестник возрождения итальянской экономики и уже юбилейный, 50-й по счету винный форум Vinitaly побьет все существующие рекорды.

Леонардо Фрескобальди, Frescobaldi: «Сегодня я слышу много положительных отзывов о прошедшем форуме. Лично меня радует возросшее в этом году количество молодых производителей. Уверен, это хороший знак».

  
           

Дарио Томмаси, Tommasi: «Событие еще раз доказало свой высокий статус в мире вина. Много полезных контактов, хорошая явка – как итальянских, так и зарубежных операторов. Особо активными, на мой взгляд, были представители азиатского рынка. Мы также успешно провели переговоры с импортерами стран Африки. В целом, шоу послужило прекрасной возможностью для нас начать новый семейный проект в Монтальчино вслед за приобретением Fattoria Casisano».

 
            

Петер Лундгард Шмидт, Байер (Дания): «В Дании сегодня популярны легкие фруктовые вина, а итальянские производители в свою очередь могут предложить нам такой продукт. Я впервые на Vinitaly и приехал сюда с четкой целью найти новых партнеров, а также свежие и интересные решения для бизнеса».

  

              

Клинтон Анг, баейр (Сигнапур): «Итальянское вино в Сингапуре сейчас на пике популярности. За время моей поездки в Верону я представлял 27 регионов Южно-Восточной Азии – от Сингапура до Гонконга. Цель – найти игристые, которые бы отвечали особым требованиям азиатского рынка. И мы нашли то, что искали».  

  

 


 

Гул на веронских улочках наконец-то стих, поредели автотрассы – город освободился от роя винных паломников, кочующих от ее центральной площади в сторону выставочного комплекса Veronafiere. А это определенно говорит о том, что одно из самых ожидаемых и значимых событий напиточной индустрии – Vinitaly-2015 – торжественно подошло к концу. Стоит отметить, 49-й по счету винный форум, […]

Экспорт вина в Великобританию: международное торговое законодательство и требования к поставщику вина

Винное законодательство

Департамент FSA по стандартам винной продукции отвечает за выполнение в Великобритании всех европейских законов, регулирующих винную отрасль. Выдача местных лицензий на торговую деятельность и проведение стандартных проверок соблюдения нормативных требований относятся к сфере деятельности местных органов власти. Министерство по налогам и таможенным сборам Великобритании контролирует акцизы, пошлины и НДС. Кроме европейского законодательства, в Великобритании действует ряд местных норм, в том числе – отдельные законы, регламентирующие такие вопросы, как налоговое лицензирование, товарные знаки, наименования товаров, единицы веса и измерения, пищевая безопасность и защита прав потребителей.

Подробнее о действующих в Великобритании законах и нормативных предписаниях:www.food.gov.uk/business-industry/winestandards/lawguide
Подробнее об акцизах, пошлинах на ввоз и НДС на продукцию:www.gov.uk/government/organisations/hm-revenue-customs

Торговая ассоциация вин и крепких спиртных напитков (WSTA) действует в качестве представителя британских торговцев винами и поддерживает четкий перечень стандартов для всех торговцев. Ассоциация является ценным источником информации для поставщиков вин, которые планируют вести бизнес в США.
Подробнее об Ассоциации и особенностях ведения бизнеса в Великобритании: httpss://www.wsta.co.uk/

Владельцы винных брендов, планирующие экспортировать свою продукцию в Великобританию, должны подготовить необходимую документацию, подтверждающую соответствие вин действующим в стране нормативным требованиям. Независимо от того, является ли страной происхождения бренда государство-член ЕС, в Великобритании в отношении вин существуют определенные законодательные предписания, которые отличаются от норм, предусмотренных торговыми соглашениями ЕС. Ниже представлено краткое описание того, у каких британских органов власти необходимо пройти регистрацию и какие лицензии и разрешения требуется получить.

Оформление этикеток

На всех этикетках в одном месте должна быть указана информация о номинальном объеме, содержании алкоголя, месте разлива вина, стране происхождения, содержании аллергенов и сорте вина. Согласно правилам Агентства по пищевым стандартам (FSA), конкретные требования к оформлению этикеток винной продукции, предназначенной для реализации в Великобритании, зависят от типа вина.

С полным перечнем требований к оформлению этикеток всех типов винной продукции и информации об аллергенных ингредиентах, которая должна указываться на этикетках, можно ознакомиться на веб-сайте Агентства по пищевым стандартам: www.food.gov.uk/business-industry/winestandards/wine-labelling
Перевозка

Вина, предназначенные для британского рынка, должны импортироваться и реализовываться лицензированными компаниями, которые должны обеспечить всю необходимую документацию на вино. По данным Агентства по пищевым стандартам:

«Существует ряд основоположных документов и форм. VI 1 – это документ, оформляемый в третьей стране, в нем содержится полная информациях о винах, ввозимых на территорию Европейского сообщества (ЕС).
Форма VI 2 – выдержка из VI 1 – применяется в том случае, когда груз из третьей страны разделяется для отправки в различные пункты назначения. Форму VI 2 можно получить в Министерстве по налогам и таможенным сборам Великобритании (HMRC), сделав запрос по телефону 0845 010 9000».

После заполнения формы VI 2 необходимо предоставить ее сотрудникам Министерства по налогам и таможенным сборам Великобритании, которые должны завизировать документ и скрепить его печатью» (источник:www.gov.uk/guidance/wine-trade-regulations)

Полный обзор правил ввоза винной продукции в ЕС: httpss://adlib.everysite.co.uk/resources/000/264/150/movementwineeu7mar07.pdf

Склады, на которых хранится ввезенное в Великобританию вино, регулярно проходят проверки, в рамках которых необходимо предоставить формы VI 1 и VI 2, а также, при необходимости, сопроводительный административный документ (AAD).

Стандарты качества

Все производители, а также оптовые и розничные компании, которые осуществляют реализацию вин на территории Великобритании, обязаны выполнять конкретный перечень нормативных требований, установленных европейским торговым законодательством. Кроме того, все торговые компании обязаны по требованию предъявлять органам власти необходимую документацию. На каждую категорию и тип вина распространяются особые ограничения, и компании должны самостоятельно определить, к какому классу относится их продукция.

Оценку винной продукции проводит Ассоциация виноделов Великобритании (UKVA). Подробнее о процедуре оценки вин в Ассоциации виноделов: httpss://www.ukva.org.uk/

Необходимо регулярно предоставлять отчетность по показателям, как минимум:
• минимальное и максимальное содержание алкоголя
• кислотность
• подсластители
• содержание остаточного сахара
• ферментационные добавки
• вкусовые добавки
• добавки для осветления
• общее содержание диоксида серы
• содержание меди
• содержание железа
• стерильность (от дрожжей)
• стабильность белка
• купаж

Винное законодательство Департамент FSA по стандартам винной продукции отвечает за выполнение в Великобритании всех европейских законов, регулирующих винную отрасль. Выдача местных лицензий на торговую деятельность и проведение стандартных проверок соблюдения нормативных требований относятся к сфере деятельности местных органов власти. Министерство по налогам и таможенным сборам Великобритании контролирует акцизы, пошлины и НДС. Кроме европейского законодательства, в […]

Mateus – история розового лидера

Компания была основана в 1942 году Фернандо Ван Целлер Гедесом. Его семья занималась производством  красных и белых вин  Vinho Verde.   Вдохновившись уже налаженным производством, Фернандо решил создать что-то индивидуальное и неповторимое.  Для реализации своей идеи, он создал с партнерами компанию "Sociedade Comercial dos Grandes Vinhos de Mesa de Portugal", сегодня известная как "SOGRAPE Vinhos".
Первым выпущенным напитком, стало розовое вино Mateus.


Сочетание оригинальности бутылки,  которая выполнена в виде солдатской фляги, качества и необычного цвета вина, дало успех и процветание напитку на долгие годы.
Массовое производство вина началось незадолго до окончания второй мировой войны. Завод был построен недалеко от дворца Матеуш, который расположен в нескольких километрах от городка Vila Real на севере Португалии. Исходя из этого, было решено изобразить вид этого дворца на этикетке нового вина.

Символом португальского розового вина Mateus, выпускаемого компанией SOGRAPE Vinhos, служит одноименный дворец, построенный итальянским архитектором в XVIII веке. История этого союза драматична: так как здание не принадлежало виноделам, но казалось им эффектным образом, способным улучшить имидж марки, они предложили владельцу дворца выбор: процент с каждой проданной бутылки или разовый выкуп. Недальновидный хозяин недвижимости выбрал последнее…
Несмотря на то, что цена бутылки варьируется в пределах 4-х евро, наследники бывшего владельца дворца скорбят о невыгодной сделке. Сегодня бренд достигает доли в 40% экспорта столовых вин Португалии, он продается в более чем 125 странах, а за 60 лет его существования продано свыше 1 млрд бутылок.
Mateus Rose представляет собой купаж  автохтонных красных сортов винограда: Бага, Руфете, Тинта Барокка и Турига Франсеса и производится традиционным методом для белых вин.

Компания была основана в 1942 году Фернандо Ван Целлер Гедесом. Его семья занималась производством  красных и белых вин  Vinho Verde.   Вдохновившись уже налаженным производством, Фернандо решил создать что-то индивидуальное и неповторимое.  Для реализации своей идеи, он создал с партнерами компанию "Sociedade Comercial dos Grandes Vinhos de Mesa de Portugal", сегодня известная как "SOGRAPE Vinhos". Первым […]

Упаковка для шампанского – не роскошь, а способ продвижения

Евгения Родионова

Шампанское – одно из самых парадоксальных явлений винной Вселенной. Оно – и ностальгия по прошлому, и хрустальный шар, заглянув в который можно увидеть прекрасное будущее. Это и настоящее, для которого, собственно, и создан напиток – миг праздника, триумфа, торжества. Любовь, победа в состязаниях, амурные дела, политика, искусство, история, высшее общество: один хлопок, одно тихое «ух-ты», сравнимое со вздохом пылкой дамы, и ко всему этому, как по мановению системы Станиславского, можно причаститься (читай пристраститься). Образ шампанского: «ух-ты», и это уже образ жизни. Чудесный маркетинг, не правда ли?

Кто они – имиджмейкеры? 

Когда-то старый и, по легенде, слепой монах воскликнул: «Я пью звезды!». Кто-то ведь подслушал Периньона! Кто-то же передал человечеству сказку о том, как гениальный слепец узнавал по одной ягоде с какого она виноградника!? Да, Дом Гроссар стал тем, кого современное общество называет пиарщиками. Слава первого перфекциониста используется маркетологами и по сей день. Дом Гроссар же остался в тени. Ирония судьбы в том, что на самом деле (и тому есть доказательства) всю свою жизнь Периньон боролся с пузырьками. Делом его чести было создавать тихие белые вина, которые двор мог бы предпочитать красным. Но шумные звезды сыграли шутку со стариком. Никакая бутылка в то время не выдерживала их давления и потому прямо в бочках они отправились покорять Лондон, где уже скоро, очень скоро стали «в такой бешенной моде, что все остальные вина едва ли котировались в аристократических кругах выше, чем vinasse или «бормотуха».
Полна парадоксов история рекламной кампании шампанского. Овдовевшая в самом рассвете лет мадам Клико у всего мира ассоциируется с весельем и праздником. Помимо того, что она была великим новатором в области производства, внедрив в технологию метод риддлинга, пюпитры, а также первой наладившая выпуск розового игристого, ею была выбрана прекрасная маркетинговая стратегия. Оранжевый цвет, символизирующий радость, перемены к лучшему, был своеобразным посланием на бутылках, которые вдова пересылала в царскую Россию.
Фольклор индустрии или хроники шампанистов складывались столетиями, и теперь мы имеем устойчивый имидж напитка, перед которым склонили свои головы короли и императоры, лорды и знаменитости, самые стойкие девы и самые смелые полководцы. Имидж – вот за что приходится бороться. И это объясняет нестыковку с монахом и звездами. Кстати, одна из звезд появилась на этикетке вдовы Клико вместе с якорем в память об исторической поставке партии шампанского урожая 1811 года – “года Кометы”. …”Вина Кометы брызнул ток…”, – быстро пропиарил его Пушкин… в России – «пробки в потолок», – отозвалось эхом… Облачать шампанское стали в бутылки, покроенные по прихоти самого напитка, капризы которого не выдерживали тонкие стекла и слабые пробки. Его заточили в прочные стены, закрутили мюзле, а для того, чтобы пробки все чаще выстреливали в цель, стали изобретать шикарные платья, галстуки, шляпки, ленты, шкатулки…

Удивительно вкусно, искристо и… пестро!

В отличие от консервативных вин Бордо, реклама и образ которых всегда были и остаются сдержанными, шампанское долгое время кокетничало, заигрывало и играло с покупателем, а потом, утвердившись в позициях на рынке, уверенно и бодро констатировало этот факт. Заявляя о своей прочной связи с аристократическим обществом, а порой и королевским двором, этикетки, на самом деле, зазывали многочисленных представителей среднего класса. Гербы, золото, короны, печати, – все это обещало прекрасное будущее в высших слоях общества. Шампанисты стремились продвигать свой напиток во все сферы жизни, и у них это получалось. Если целью становились спортивные состязания, и стрелять по ним следовало пробками, то на этикетках моментально появлялись настигающие или торжествующие победу люди, кони, автомобили… В эпоху рассвета плакатного искусства лейблы стали миниатюрными афишами. В 1828 году англичане сделали шампанское напитком ипподромов, после чего огромные тиражи картинок с лошадками были наклеены на бутылки и отправлены через Ла-Манш. Но вопреки всем известным сегодня законам дизайна, большинство наездников – Gloration от Henri Chausson, «Sportsman» Champagne от Baron de Greville и Diamant от Duc de Castie – были устремлены к левой части этикетки. И только спокойный Seigneur campagnard (сельский сеньор) от J.C. медленно, но уверенно двигался в правильном направлении. Овальная этикетка Champagne des chasseurs (шампанское для охотников) от E.Mercier&Co изображает идеалистическую победу над лосем. Та же форма, тот же производитель, но Champagne des gymnastes – и спортсмены на снарядах. Будучи продуктом индустриальной эпохи, порой шампанское само становилось орудием пропаганды. Так, на этикетке Electric Champagne от R.de la Plantiere изображены столбы с натянутыми проводами и лампочка Ильича. Довольно странные ассоциации вызывает этикетка, на которой изображена рыба, а название гласит Poissonnerie Anglaise (английская рыбная лавка). Юбилей открытия Америки, дружба с Россией, выставка в Сиднее в 1879 году, – все это нашло свое воплощение на бутылках с шампанским. Часто встречались и имиджевые характеристики Шампани – пейзажи, виноградники, замки или карты местности.
Политическую гибкость шампанисты проявляли, изображая сцены, привлекательные для нескольких лагерей. Так они могли угодить левым и либералам, посвящая этикетку 1889 года столетию Французской революции, а консерваторам – изображая Марию-Антуанетту, которую те считали мученицей. Один из шампанских домов в начале Первой мировой войны просто менял изображение солдатских мундиров и флагов торжествующей стороны в соответствии со страной, в которую отправлялось его шампанское. Во время войны производители старались не отступать далеко от мест сражений, чтобы победитель мог отпраздновать победу как полагается. Потому на этикетках того времени изображались солдаты, эпизоды сражения, лозунги типа «For king & country» и даже бойцы, вместе с простолюдинами собирающие виноград в нескольких километрах от линии фронта. Появлялись в образах шампанского и малые дети – то амуры, то карапузы в карнавальных костюмах, а то и вовсе младенцы. Но чаще всего этикетки украшали девицы, привлекая тем самым внимание огромного количества мужчин и заявляя о привлекательности содержимого для женщин. Еще большей популяризации напитка содействовали аксессуары, активно выпускаемые производителями – гильотины для сигар, ведра для шампанского, пепельницы, веера и даже механические карандаши в форме бутылок. В результате волшебный напиток для всех возрастов, полов и народов, для среднего класса и королевского двора, уместный и в театрах, и на скачках, и в домах любви, принес колоссальную прибыль его владельцам.

Смысловые ассоциации

Однако быть в числе этого пестрого и универсального изобилия, формирующего образ шампанского как напитка массового потребления, и в то же время производить вино исключительно для небольшой, но состоятельной и воистину элитной клиентуры было весьма непросто. Таких домов было не много, и, в основном, они были сосредоточены на традициях напитка, его истории и природных качествах. Многие этикетки того времени были оформлены весьма лаконично, в аристократическом стиле, сообщая лишь название торгового дома (Billecart-Salmon, Bollinger, Piper-Heidsieck), отмечая семейную принадлежность дела (Pere & Fils etc.) или корпоративный характер предприятия (к примеру E.Mercier&Co). Как правило, использовалось максимум три цвета (чаще – имя на светлом фоне, благородный кобальтовый или красный в сочетании с золотом). Вензеля, лоза и другие элементы употреблялись весьма умеренно, гербы королевских или дворянских домов говорили о том, что данное вино поставляется к их двору, а год основания компании символизировал стабильность марки. Этот стиль оформления этикеток оказался самым долгоиграющим, и очень многие производители пользуются им и по сей день. Более того, опрошенные нами профессионалы и любители шампанского отмечают, что именно сдержанному, спокойному стилю отдали бы предпочтение при выборе продукта для себя. Некоторые профи даже считают, что чем больше денег вкладывается в упаковку, тем меньше вероятность того, что напиток станет открытием. Если же речь идет о подарочной бутылке, то здесь, конечно, все способы сгодятся. В первую очередь, привлекать внимание может сама бутылка. Например, для императора Александра II Cristal Roederer облачили в хрусталь. Taittinger во все цвета радуги раскрасил бутылки своей коллекции кистями таких известных художников как Виейра де Сильва, Тосимицу Иман, Рой Лихтенштейн, Виктор Вазарели, Арман. Еще в 1902 году Эмиль Галле разработал прекрасный дизайн в стиле модерн для шампанского Belle Epoque от Perrier-Jouet. Он расписал бутылку анемонами, покрыл эмалью и по сей день она не нуждается в рестайлинге. Nicolas Feuillatte для шампанского Palmes D`or разработал уникальную форму черного цвета со множеством ямочек, словно гроздь наизнанку. Эта бутылка дополняется металлическими табличками вместо бумажных этикеток и продается в матовом золотом футляре, напоминающем по форме кеглю. В подарочной серии «Черная жемчужина» две бутылки винтажного Palmes D`or 97 года упаковываются в хьюмидор, дамам же предназначается сундучок с шестью бокалами той же рельефности, что и бутылка.
Особым поводом для подарка в виде бутылки шампанского являлся Миллениум, потому многие производители вложили в коробки с шампанским милые безделушки (например, Gosset Celebris – наручные часы), а в дизайн – особый смысл. Для Mumm Cordon Rouge 1990 кутюрье Тьери Маглер создал оригинальный короб и подсвечник. Стеклом по стеклу бутылки Louis Roederer было выведено «2000». В виде подвесок двойка и три нуля нанизаны на ручку короба Devaux. Лаковая кожа, шнурки, красный цвет, – таким в конце 99-го Жан-Поль Готье увидел стиль вина, идеального для встречи нового тысячелетия. Затянутая в ярко-красный корсет бутылка Piper-Heidsieck с одной стороны эротично выглядывает сквозь туго затянутый шнурок, с другой же несет краткую информацию о содержимом, автопортрет и автограф дизайнера.

     

Кромешный Fashion, нескучный Fusion

По мнению известного дизайнера, руководителя ведущей французской студии промышленного дизайна «Версьон Орижиналь» Филиппа Сэ сегодня, чтобы продукт заметили на полке, покупателя нужно соблазнять, удивлять, подчеркивать идею праздника и роскоши. Шампанисты весьма ограничены в дизайне самой бутылки: по причине высокого давления играть с формами практически невозможно. Поэтому им остается либо оформлять бутылку каким-либо декором, (как это было сделано с винтажным Palmes D`or 97 года, украшенным кристаллами Swaroski, адекватными очень модному в настоящее время стилю gling gling), либо использовать дополнительные элементы – футляры, короба, фантазировать с этикеткой. Например, Veuve Cliquot широко развивает «аксессуаризацию» – инновационное использование аксессуаров, повышающих эстетическую ценность и престижность торговой марки. Так, Cliquot traveller – это желтый чемоданчик из неопрена и кожи с бутылкой брюта и двумя фужерами. Нужно сказать, что неопрен позволяет сохранять температуру шампанского около двух часов. Ну а кожа вносит оттенок рафинированности. Нельзя обойти вниманием дизайн «умного» ведерка для льда Veuve Cliquot. Компактное, стильное, оно крепится к краю стола и не требует дополнительного пространства. Все больше дизайнеры шампанского приближаются к подиму, ко всему, что связано с модой, тканями, модельерами. Осязание становится очень важным элементом, т.к. позволяет передать чувственность или холодность, в зависимости от выбора идеи и используемых материалов. Все чаще применяется металл для коробов (в качестве примера можно привести последние разработки Veuve Cliquot и Pommery), а также прозрачные материалы типа ПET, ПВХ и полипропилен. Яркий образец – торговая марка Piper-Heidsieck. Еще одна тенденция, присущая Шампани – это выпуск эксклюзивных серий в пластиковых бутылках размера XXL в ограниченной серии – до 1000 экземпляров. Как правило, они предназначаются для коллекционеров. Проводятся манипуляции и с коробами: при составлении нескольких их граней в ряд они создают картинку, привлекающую внимание к продукции. Натуральные мотивы использует Laurent Perrier, изображающий морские раковины, цветы, крылья бабочек. Свое имя собирает в пазл Moet&Chandon, а логотип – Billecart-Salmon.

    

В украинской стороне – на другой планете…

Уровень отечественного дизайна хоть и отстает от европейского, но все чаще дышит ему в спину. Конечно, если бы сегодня украинское игристое, средняя цена которого 130 гривен, выглядело как 35-ти евровое французское шампанское, у покупателя возникло бы несоответствие ощущений. Однако все больше людей готово платить приличную цену за красивую бутылку в необычной коробке, и радует тот факт, что вместе с ростом вкусов растет и отечественное предложение. Так, потребители говорят о своем позитивном отношении к ТМ Артемовского завода шампанских вин «Artyomovsk Winery» за легкую, простую и душевную этикетку, которая в то же время привлекает внимание и передает европейский дух. О европейском тренде – минимизации количества элементов на этикетке, отвлекающих покупателей от основной информации о производителе и торговой марке – говорит и маркетолог КЗШВ «Столичный». Поэтому изменения, коснувшиеся ТМ «Українське», были направлены именно в это русло. Что же касается самой знаменитой марки КЗШВ «Советское шампанское» полусладкое, вышедшей на рынок в 1954 году, ее рестайлинг, хоть и превратил игристое в «Советовское», но прошел корректно и, как демонстрируют первые финансовые показатели, успешно.
По словам украинского дизайнера Полины Милосердовой, в дизайне шампанского очень важно общее ощущение культуры, достоверности, хороших традиций производителя. Но сделать просто этикетку во французском стиле все же мало. Максимально эффективна упаковка, пробуждающая эмоции, и для этого в ней должна быть какая-то интрига, контраст. В тоже время при проектировании необходимо понимать ожидания целевой аудитории. Т.е. для консервативно настроенных покупателей радикальные решения не нужны, более того, они вредят продажам. У каждой ТМ есть своя «легенда», которую нужно создавать, подчеркивать и достоверно развивать визуальными средствами. К примеру, легенда Одесского завода шампанских вин основана на реальных событиях образования предприятия французом Генрихом Редерером в 1896г. Поэтому элементы дизайна внешних атрибутов продукции логично создавать в привязке к французской истории предприятия.
…Полна парадоксов история шампанского. Родилось оно, вопреки желанию французов. Выжило, вопреки войне, прокатившейся прямо по землям Шампани. Во всем мире рождаются его братья, вопреки родителям. Что ж, на наш взгляд имиджмейкеры довольно метко стреляют. Ведь наперекор судьбе все больше хлопков раздается в мире. Хлопков, пророчащих кому – веселье, кому – удачу, кому – победу, самому же шампанскому – долгую жизнь. D+

    

Комментарии:
Филипп Сэ, руководитель студии промышленного дизайна Version Originale
Среди торговых марок, которые в последние годы демонстрируют наибольшее количество инноваций в плане упаковки, можно назвать Veuve Cliquot, Pommery, Nicolas Feuillate, Dom Pérignon и это я назвал лишь немногих. Лично я с шампанским работаю лишь изредка по той причине, что моей специальностью остается создание новых форм стеклянных изделий, а возможности шампанского в этом очень ограничены. В настоящее время я работаю над ведерком под шампанское по спецзаказу султаната Оман, но пока не могу распространяться об этом проекте. Некоторое время тому назад мы предложили несколько различных вариантов для Севастопольского винзавода – обтяжку сливером и нанесение «инея», но по внутренним техническим причинам заказчика вынуждены были отказаться от этих вариантов. В конце концов, оказалось, что мы можем работать только с этикеткой. Также несколько лет назад мы отработали проект для ТМ Шустов. И снова наша работа могла касаться только этикетки. Было бы интересно следовать в русле современных тенденций, предлагать разные виды упаковки – футляры, мешочки, чемоданчики и т.д., – но это отразится на цене и, к сожалению, я не уверен, что украинский потребитель будет готов к расходам на дополнительные элементы.

Полина Милосердова, дизайнер
Лично мне импонирует дизайн таких торговых марок как Belle Epoque 1985, Perrier-Jouët, Moët&Chandon, Louis Roederer Brut Premier. В Украине, как и на Западе, есть либо успешные дизайнерские решения, либо не очень. Результат во многом зависит от того, насколько прогрессивен заказчик. Рестайлингу дизайн следует подвергать ежегодно и если не в сторону кардинального обновления имиджа, то для развития линейки, т.к. это помогает поддерживать интерес к марке и может быть хорошим PR поводом. К счастью, дизайн упаковки в Украине в последнее время ощутимо прогрессирует. Появляются новые интересные возможности печати, это дает больше свободы для творчества.

Евгения Родионова Шампанское – одно из самых парадоксальных явлений винной Вселенной. Оно – и ностальгия по прошлому, и хрустальный шар, заглянув в который можно увидеть прекрасное будущее. Это и настоящее, для которого, собственно, и создан напиток – миг праздника, триумфа, торжества. Любовь, победа в состязаниях, амурные дела, политика, искусство, история, высшее общество: один хлопок, одно […]

Инновации йогуртов

На питьевые йогурты и ферментированные напитки пришлось 8,5% от общего объема мировых запусков молочных продуктов, согласно данным  Innova Market Insights, опубликованным в январе 2016 года. Хотя число новинок сегмента растет, их доля в общем объеме молочной продукции снижается.
«Рынок питьевых йогуртов имеет переменный успехом в последние годы», –  сообщает Лу Энн Уильямс, директор по инновациям исследовательской компании. «Позиционирование где-то между традиционным йогуртом, который употребляют ложкой, молочными напитками и другими безалкогольными напитками, оказалось сомнительным из-за высокого уровня конкуренции во всех этих сегментах».
После периода сильного роста в первой половине 2000-х, что обусловлено ростом интереса к здоровью и удобству, рынок оказался разделен на две отдельные части – порционные активные продукты для здоровья и традиционные питьевые йогурты – причем вторая испытывала растущее давление со стороны первой.
Рынок питьевых йогуртов пытается двигаться дальше в новых форматах и к новым целевым рынкам, хотя акцент на аспектах здоровья остается сильным. Более 80% мировых запусков (и 98% в США) акцентируют рекламные кампании на пользе йогуртов для здоровья.
Кроме того, несмотря на запрет использования термина "пробиотик" в ЕС, связь йогуртов со здоровьем сстемы пищеварения и кишечника подчеркивается. Это самая популярная в глобальном масштабе идея, используемая в более чем половине запусков новинок. Другие популярные ассоциации: легкость и низкокалорийность (45% запусков – с низким содержанием жира, сахара и /или низкокалорийных).
Интерес к чистоте также очевиден: более одной пятой запусков – натуральные продукты без добавок, консервантов, органика выросла почти на 27%.
Есть в настоящее время признаки того, что рынок движется вперед, с особым акцентом на йогурты и фруктовые напитки в формате смузи. В то же время растет интерес к альтернативным ферментированным напиткам, таким, как кефир, ласси и айран на основных рынках и в нетрадиционных областях.
Один из самых громких недавних запусков – исландский кисломолочный продукт «скир», появившийся в чистом виде и как смузи в таких странах, как США, Великобритания и континентальной Европы. Причем смузи предлагаются со спектром фруктовых вкусив, модных – кофе и ванили.
Еще один интересный вариант – предложение жидких йогуртов для рынка завтраков, как для приема еды в домашних условиях, так и на ходу в герметично закрытых пластиковых бутылках.
«Через несколько сложных лет, похоже, рынок питьевых йогуртов снова растет," – заключает м-р Уильямс. – "Обновленный акцент на удобство и удовольствие, в сочетании с имиджем здорового напитка уже привел к появлению формата удобных напитков или закусок, подходящих для употребления в домашних условиях или на ходу».
Фото: httpss://www.kurtsalmon.com

 

На питьевые йогурты и ферментированные напитки пришлось 8,5% от общего объема мировых запусков молочных продуктов, согласно данным  Innova Market Insights, опубликованным в январе 2016 года. Хотя число новинок сегмента растет, их доля в общем объеме молочной продукции снижается. «Рынок питьевых йогуртов имеет переменный успехом в последние годы», –  сообщает Лу Энн Уильямс, директор по инновациям […]

5 основных требований к бренду, планирующему выход на рынок Китая

Разумеется, такой масштабный рынок, как рынок напитков Китая, может иметь существенные локальные различия и нюансы. И каждый ваш очередной партнер на этом рынке может выдвинуть собственные правила и условия. Тем не менее, изучив мнения ряда ведущих китайских компаний. Можно говорить о некоторых обобщениях.

• Все по Библии: сначала было слово. Так что каждый производитель напитков, планирующий вывод бренда на рынок Китая, должен сделать акцент в начале своей работы на китайский язык. Специфика рынка Китая в том, что большинство китайских потребителей на всем континенте либо не говорят на иностранных языках, либо не владеют ими в достаточной степени. Хотя это утверждение может показаться совершенно очевидным, серьезные компании должны полностью принять китайскую языковую платформу (черные этикетки, описание дегустационных характеристик, маркетинговые материалы, национальный веб-сайт), чтобы их бренд стал доступным и понятным для китайских потребителей.

• Товарные знаки: Это сложный вопрос, который должен решить владелец бренда. Все патентированные товарные знаки, на исходном иностранном языке и на китайском, подлежат регистрации соответствующим китайским ведомством по товарным знакам. Просто удивительно, как много владельцев брендов пренебрегли этим простым требованием и рано или поздно поплатились за это.

• Наглядные маркетинговые материалы и видео-ролики: Картинка скажет больше тысячи слов – особенно, если целевая аудитория не говорит на иностранном языке! Видео-ролики о винодельне и виноделии, рассказы владельца семейной винодельни о ее истории – все это очень важно. Это инструменты, которые можно использовать в соцсетях, на торговых платформах в Интернете, а также для коммерческого обучения. Все эти материалы должны сопровождаться китайскими субтитрами.

• Мотивация и вдохновение продавцов: Владелец бренда должен заботиться не только об подготовке, но и о вдохновении и мотивации сотрудников, ответственных за продажи вин в Китае. Слишком часто мы видим сухие и скучные обучающие презентации, которых вовсе не достаточно для того, чтобы вдохновить продавцов – как наших собственных, так и продавцов в розничных магазинах – продвигать наши вина на рынке.

• Маркетинговые инвестиции: У каждого владельца бренда свои аппетиты и возможности для рыночных инвестиций. Однако стоит отметить тот факт, что китайский рынок не возникнет сам по себе из воздуха лишь по результатам упорной работы и труда импортера и дистрибьютора. Серьезно настроенному импортеру необходимо выделить определенный объем маркетинговых инвестиций наряду с кредитом доверия к тому, что импортер распорядится этими средствами эффективно, результативно и прозрачно. Разумеется, импортер должен оправдать это доверие, надлежащим образом используя средства и обеспечивая точность и надежность процедур оценки и составления отчетности.

 

Разумеется, такой масштабный рынок, как рынок напитков Китая, может иметь существенные локальные различия и нюансы. И каждый ваш очередной партнер на этом рынке может выдвинуть собственные правила и условия. Тем не менее, изучив мнения ряда ведущих китайских компаний. Можно говорить о некоторых обобщениях. • Все по Библии: сначала было слово. Так что каждый производитель напитков, […]

X
Украина