Увага! На сайті використовуються cookie файли.
The site uses cookie files
Даний сайт має вікове обмеження.
This site has age restrictions!
Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 роківВ канун прибытия Beaujolais Nouveaux Drinks+ публикует интервью своего обозревателя с главой Inter Beaujolais.
До Inter Beaujolais карьера госпожи Сесиль Боссан-Редон (Cécile Bossan Redon) не была связана с институциональной стороной винной индустрии, она занималась экспортом и продажами и честно призналась Drinks+, что не меняла бы направление, если бы речь не шла о родном ее сердцу Божоле. Но опыт с международными рынками дал ей возможность увидеть в перспективе вина Божоле на мировой арене, вот тогда и захотелось показать их миру, рассказать, что Божоле – это не только праздник молодого вина, а 2000 производителей, каждый из которых имеет собственный метод производства вина. Знакомьтесь, Сесиль Боссан-Редон – управляющий директор Inter Beaujolais.
Ваша сегодняшняя должность – это закономерность (ведь ваши родители были виноделами)? Или неожиданный для вас самой виток карьеры? Много лет вы проработали в Picard Vins & Spiritueux и Boisset. Расскажите об этом опыте. Как ваши прошлые профессиональные знания могут быть применены в нынешней работе?
Правда в том, что я не думала присоединяться к институциональной стороне винной индустрии, и до тех пор, пока не стала работать в Inter Beaujolais, моя карьера была ориентирована на экспорт и продажи. Скажу больше, ради любого другого региона я не пошла бы на такие перемены в жизни, но я выросла в Божоле и для меня это место особенное. Я увлечена винами, и восприняла эту работу как интересную миссию, вызов и преодоление новых трудностей.
Много лет вы проработали в Picard Vins & Spiritueux и Boisset. Расскажите об этом опыте. Как ваши прошлые профессиональные знания могут быть применены в нынешней работе?
Я имею значительный международный опыт: 2 года работала в Бельгии в компании Picard Vins & Spiritueux, затем пришла в Boisset в качестве менеджера по экспорту в Латинскую Америку, страны Карибского бассейна, Китай, Испанию, Португалию и Нидерланды. А еще я получила степень магистра OIV, что также является международной программой.
Это дало мне отличное знание мирового винного рынка и возможность увидеть в перспективе вина Божоле на мировой арене. У нас есть огромное желание усилить свое присутствие на экспортных рынках. Работа с развивающимися рынками всегда информативна, для продвижения вин в страны, где их потребление не является историческим, важен образовательный подход. И именно эта образовательная миссия играет большую роль для нас, необходимо рассказывать о разнообразии вин Божоле, ведь, как правило, люди знают лишь Beaujolais Nouveaux.
«Inter Beaujolais – это ассоциация, представляющая все поместья, производящие или продающие вина из 12 Beaujolais AOP, то есть 2000 хозяйств, 9 винных кооперативов и 200 негоциантов»
Госпожа Сесиль, ваши родители виноделы. Если можно, расскажите о них. Какие вина они создают? Как относятся к тому, что их дочь заняла такую высокую должность в регионе? Легко ли отпустили вас из семейного гнезда (обычно родители настаивают на том, чтобы дети оставались в их бизнесе)?
Мои родители сейчас на пенсии, ранее культивировали лозы на 11 га AOC Beaujolais и AOC Beaujolais Villages. Плюс кемпинг и гостевой дом, там всегда были туристы со всей Европы. Отвечая на вопрос о моей должности, скажу так: родители счастливы моим успехам, и так было бы с любой моей работой. Они никогда не оказывали давление ни на меня, ни на моих братьев и сестер, чтобы заставить нас перенять их дело. К слову, никто из нас этого и не сделал. И, похоже, родители не слишком огорчены этим фактом.
Быть управляющей не одного шато, а всего регионального объединения всех производителей Божоле – невероятно ответственно. С чего начинается ваш рабочий день и как заканчивается? В чем заключаются ежедневные обязанности?
Да, это большая ответственность, но мы команда. Inter Beaujolais – это небольшая, но очень разносторонняя команда из 14 человек, наши основные задачи: коллективное продвижение вин, технические исследования и эксперименты, сбор и передача экономических данных, организация и оптимизация методов работы и деловых связей.
Мы должны заботиться о 2000 производителях, это требует много энергии! У меня нет стандартного рабочего дня, я могу выступать на симпозиумах или организационных встречах, принимать участие в мастер-классах, общаться с журналистами или влиятельными персонами, помогать или давать советы членам моей команды по рабочим вопросам и т.д. Одно объединяет мои рабочие будни – мой день никогда не бывает скучным!
Расскажите об объединении Inter Beaujolais – сколько виноделов и виноградарей входит, в чем сегодня состоит главная задача? Назовите три основные проблемы\сложности для виноделов региона.
Inter Beaujolais – это ассоциация, представляющая все поместья, производящие или продающие вина из 12 Beaujolais AOP, то есть 2000 хозяйств, 9 винных кооперативов и 200 негоциантов. С момента создания в 1959 году наша роль заключалась в продвижении вин во Франции и за рубежом, проведении исследований и разработок в области виноградарства и энологии, сборе и передаче экономических данных и оптимизации производственных практик.
Нам повезло с тем, что вина Божоле идут в ногу со временем, в котором мы живем: они, как правило, фруктовые, освежающие, без излишнего содержания алкоголя, а это именно то, чего все больше и больше ищет потребитель. С другой стороны, глобализация винного рынка означает усиление конкуренции.
Во Франции, где мы до сих пор продаем большую часть наших вин, потребление медленно снижается. Люди, особенно молодое поколение, пьют меньше, хотя и готовы тратить больше за бутылку.
Мы должны изменить восприятие людей, которые все еще видят Божоле как монолитный винный регион, производящий один вид вина. На самом деле, это вовсе не так, мы производим не только разную палитру красных, но также белые и розовые вина, и не зря имеем 12 аппелласьонов. Обширное исследование почв, которое мы проводили в последние годы, выявило то, о чем мы всегда догадывались: мозаику почв с большим разнообразием составов. А значит, и мы, и сами виноделы, должны как можно больше предоставлять информации о качестве наших вин.
Вина вашего региона, насколько понимаю, подразделяются на три группы: Beaujolais, Beaujolais-Villages, Сrus de Beaujolais. Если можно, прокомментируйте актуальную ситуацию по каждой группе – дайте характеристику винам, объемы производства и продаж, ведущие рынки сбыта.
Правильнее будет сказать, что это две группы: Beaujolais и Beaujolais-Villages, они являются аппелласьонами регионального масштаба в основном в южной части наших виноградников, в то время как Сrus de Beaujolais – это 10 различных аппелласьонов в масштабах коммун на севере.
Beaujolais и Beaujolais Villages могут быть красными, белыми или розовыми. Красные и розовые могут быть выпущены как Nouveaux. Это, как правило, легкие, питкие, ароматные, очень приятные вина. Производство AOC Beaujolais составило 26 миллионов бутылок в 2020 году; AOC Beaujolais Villages – 21,65 миллиона бутылок.
Сrus de Beaujolais – 10 различных аппелласьонов с севера на юг: Saint-Amour, Juliénas, Chénas, Moulin-à-Vent, Fleurie, Chiroubles, Morgon, Régnié, Côte de Brouilly, Brouilly и каждый из них имеет свою индивидуальность, шарм и очарование. От нежного до мощного и структурированного вина, но всегда с освежающими фруктовыми нотками и элегантностью, которые так великолепно демонстрирует Гаме.
В совокупности эти аппелласьоны произвели 36,2 миллиона бутылок в 2020 году с большим отрывом друг от друга, например, Chénas произвел 1,3 миллиона бутылок, тогда как Brouilly и Morgon – по 7,1 миллиона бутылок каждый. Эти два аппелласьона представляют 40% продукции Сrus de Beaujolais.
«Мы должны изменить восприятие людей, которые все еще видят Божоле как монолитный винный регион, производящий один вид вина. На самом деле, это вовсе не так, мы производим не только разную палитру красных, но также белые и розовые вина, и не зря имеем 12 аппелласьонов»
Сколько бутылок регион Божоле производит ежегодно в целом, и какие страны являются топ-импортерами божоле?
Несложно посчитать, что в 2020 году мы произвели 84 миллиона бутылок по сравнению с 74 миллионами бутылок в 2019 году. Франция остается нашим основным рынком с 65% проданных здесь вин. Наши основные экспортные рынки: США, Великобритания, Япония, Канада и Бельгия.
Какие основные сложности или проблемы приходится сегодня решать виноделам каждой из групп? Как в вашем регионе решается вопрос с кризисом, вызванным коронавирусом?
О трудностях я сказала уже чуть ранее… Но работа на винограднике продолжается, природа не идет на локдаун. Основное влияние кризиса было ощутимо в HoReCa, поскольку этот канал продаж был закрыт в течение значительного количества месяцев 2020-2021гг. Также пострадали прямые продажи, винные погреба не принимали посетителей, ограничения были наложены на большинство выставок и прочие мероприятия.
Однако, по сравнению с другими винодельческими регионами Франции, наши экспортные продажи снизились не так существенно (около 1,3% в натуральном выражении по сравнению с 4,9% для Франции в целом). Существенная часть продаж переместилась в онлайн и теперь основная трудность для производителей будет заключаться в том, чтобы научиться держать равновесие между восстановлением прежних каналов сбыта и адаптацией к новым покупательским привычкам потребителей.
Что касается непосредственно этого года, одной из дополнительных трудностей стала капризная погода, это прибавило работы виноградарям и виноделам.
В связи с кризисом, чтобы избежать перепроизводства вина и дополнительных затрат виноградарей и виноделов, к примеру, Криту ЕС предложил денежную компенсацию за уничтожение завязей винограда. Американцы также обсуждают варианты оставить урожай неубранным. Могли бы вы высказать свое отношение к таким шагам? Нуждаются ли французские виноделы в подобных решениях? Стоит ли ожидать перепроизводства вина, и в какой ценовой категории?
Как я уже сказала, погода в этом году приводила повсеместно к более низкой урожайности, поэтому мы не прогнозируем перепроизводства ни в одной из категорий Божоле для урожая 2021 года. На самом деле, мы не реализовали весь свой производственный потенциал с 2018 года.
«У нас есть огромное желание усилить свое присутствие на экспортных рынках»
Давайте поговорим о Сru de Beaujolais. Это уже совсем другое, выдержанное вино, в отличие от привычного нуво. Могли бы назвать наиболее ярких производителей Сru de Beaujolais? Насколько жесткие законы регламентируют производство? Бывали ли случаи, когда кто-то из виноделов был готов отказаться от категории или выйти из объединения – ради освобождения от регламентаций производства – как это часто сегодня случается в других странах и других регионах?
В перечне технических характеристик такое требование как выдержка в дубе отсутствует. Есть много талантливых виноделов, и я не могу выбрать среди них более выдающихся. Разные вина говорят и о разных вкусах… Но да, это на самом деле совсем другое вино, и группа виноделов, идя по стопам Жюля Шове (Jules Chauvet), вернула Сru de Beaujolais на карту как регион качественных вин. Причем в то время, когда наибольшее внимание в основном привлекало Beaujolais Nouveau.
Правила производства для Crus Beaujolais действительно строже, чем для региональных аппелласьонов, особенно в отношении максимальной урожайности и минимальной разрешенной степени зрелости. Эти спецификации очень важны и составляют основу системы качества французских AOC.
Относительно мало производителей готовы покинуть AOC, Божоле имеет известную идентичность, и это всегда является большим активом на рынке. У производителя действительно минимум причин для выхода из системы AOC. Кроме того, Божоле отстаивает чувство общности, нам нравится думать, что производители разделяют это чувство принадлежности.
Насколько нам известно, соседство с Бургундией такое тесное, что некоторым крю позволено выпускать вина со статусом AOC Bourgogne. Насколько часто это происходит и как ваше объединение относится к подобной практике? Не влияет ли она на имидж бренда Божоле? Не вносит ли путаницу в отношения с потребителем?
Иногда такое случается, хотя «отступления», как мы это называем, происходят в очень строгих правовых рамках. Я не знаю, как это повлияет на имидж нашего бренда, и, очевидно, каждый производитель вина сам выстраивает свою коммерческую стратегию, и решает, какие вина он хочет производить.
Crus Beaujolais представляет собой площадь в 5 635 га и 36,2 миллиона бутылок, по сравнению с 25 000 га и более 180 миллионами бутылок AOC Bourgogne. С точки зрения маркетинга, такая дифференциация может стать большим конкурентным преимуществом.
Сегодня стиль, характерный для Beaujolais, – легких и фруктовых вин, прошедших carbonic maceration, становится все популярнее. И технологию carbonic maceration применяют все чаще в Калифорнии и Австралии. Прокомментируйте эту тенденцию. Планируете ли использовать как-то статус лидера данного тренда в вашей маркетинговой стратегии?
Чтобы объяснить точнее, замечу: традиционный метод в местном масштабе называется «винификация божоле» и представляет собой метод полукарбонической мацерации. Другими словами, чаны не запечатываются, и не применяется углекислый газ, как это было бы при полной карбонической мацерации. CO2 вырабатывается гроздьями на дне чанов, поскольку они медленно раздавливаются под весом гроздей наверху.
Распространенное заблуждение о винах Божоле состоит в том, что все они производятся одним и тем же способом, но это не так! Все чаще используются альтернативные методы, виноделы могут выбрать полное или частичное удаление гребней, ограничить или продлить время мацерации, использовать тот или иной метод экстракции. Поскольку каждый из виноделов владеет собственным методом, для нас не имеет смысла заявлять о карбонической мацерации как о нашей собственности. Кроме того, это настолько естественное явление с минимальным вмешательством, что мы можем представить, что именно так были случайно сделаны первые вина.
При этом нас не удивляет набирающий обороты тренд полукарбонической мацерации, это действительно отличный способ получить фруктовые вина с низким содержанием танинов, которые в настоящее время пользуются большим спросом у потребителей.
А теперь позвольте о Beaujolais Nouveau 🙂 ! Современный французский философ Ролан Барт (Roland Barth) в своей книге «Мифологии» написал, что «вино для французов является национальным достоянием, так же, как 360 сортов сыра и культура страны». Можно немного перефразировать и сказать, что и Beaujolais Nouveau является достоянием Франции. С одной стороны – это вино, которое недолго будет лежать на складах, с другой – оно у всех на устах. Его можно назвать культовым. Как сами французы относятся к Beaujolais Nouveau? Что для них напиток и сам праздник, связанный с ним?
В целом мы наблюдаем, что продажи Beaujolais Nouveau и Beaujolais Villages Nouveau стабилизируются после снижения в течение нескольких лет. Это по-прежнему важная дата в календаре и может быть еще более важной в эпоху постлокдауна, поскольку она дает людям возможность собраться вместе, разделить трапезу и повеселиться. Новое поколение потребителей особенно предано этому действу: в 2018 году мы провели исследование, которое показало, что более половины людей в возрасте 25–45 лет пьют Beaujolais Nouveau каждый год.
Nouveaux всегда выпускают в третий четверг ноября, и это не государственный праздник, но эта дата имеет большое значение и других странах, не только во Франции. Люди всегда отмечали сезоны, Beaujolais Nouveau стал одним из них.
Как меняется динамика мирового спроса за последние три года? Наша редакция, к слову, лет семь тому назад приезжала в Божоле на праздник и была единственной группой из Украины. Есть ли статистика спроса?
Что касается спроса, то экспорт Beaujolais Nouveaux в мире за последнее десятилетие снизился и в настоящее время стабилизируется на отдельных рынках (США, Россия, Италия, Бельгия, Германия). Половина объемов Beaujolais Nouveaux экспортируется более чем в 100 стран мира. Япония – самый крупный импортер.
«Beaujolais Nouveau всегда выпускают в третий четверг ноября, и это не государственный праздник, но эта дата имеет большое значение и других странах, не только во Франции»
Насколько постоянен климат в Божоле и сильно ли его изменение влияет на отрасль – как именно? Известно, что сорт Гаме, который занимает 98% виноградников, весьма чувствителен к весенним заморозкам и вообще к перепаду температур. Как боретесь с проблемами? Как активно расширяется список допустимых сортов винограда?
В Божоле умеренный климат с хорошим балансом солнечного света, осадков и дневного диапазона температур, который идеально подходит для созревания Гаме или Шардонне. Гаме действительно раннеспелый виноград, поэтому все опасаются весенних заморозков, но наши производители адаптируют свои методы выращивания в зависимости от погоды каждого года, чему способствует Chambre d’Agriculture (Сельскохозяйственная Палата) и наш Центр исследования винограда и вина. Sicarex Beaujolais (исследовательский центр виноделия) также работает над решениями по ослаблению воздействия изменения климата и ведет эксперименты с посадками других сортов винограда, но все это находится на стадии изучения. В любом случае нам придется адаптироваться к повышению температуры, более раннему созреванию, частым засухам и системному гидрологическому стрессу, а также к более частым климатическим инцидентам, таким как град.
И это касается большинства виноградников. Среди множества решений, которые необходимо найти, наиболее знаковыми станут адаптация системы обучения виноградных лоз и выбор правильных клонов Гаме и подвоев.
Какие выставки и в каких странах регулярно посещают виноделы Beaujolais? В связи с пандемией Wine Paris & Vinexpo Paris в этом году организовали Vinexposium Connect, цифровую платформу с обширной программой для винодельческой отрасли. Принимали ли вы в этом участие?
Мы не участвовали в Vinexposium Connect, но в следующем году будем на Wine Paris, а также на ProWein.
В ближайшем будущем Inter Beaujolais собирается организовывать дегустации в основных наших странах-экспортерах (США, Великобритания, Япония, Канада, Китай, Швеция), на которых будут присутствовать производители. На данный момент мы не планируем участия в других выставках.
Сегодня меняются каналы сбыта вина, а с ними и каналы продвижения. Что возглавляемое вами объединение планирует предпринять в связи с этим? Как поменялась маркетинговая стратегия?
Наша маркетинговая стратегия скорее адаптировалась к новым обстоятельствам, чем изменилась. Одна из ее основ – поддержка через обмен, в частности, посредством фестиваля Bienvenue en Beaujonomie, концепции, заложенной в ДНК Божоле, которая выражается во взаимообмене винами Божоле, классическими блюдами и беседах с друзьями, семьей или новыми знакомыми.
Мы организовываем Bienvenue en Beaujonomie в первые выходные июля. Это наш способ поддержать как рестораны, так и производителей, продвигая их среди широкой публики. Мы также продвигаем международную сеть бистро Beaujolais, делаем о них обзоры на специально разработанном веб-сайте, а также в рекламных материалах.
На экспортных рынках, помимо партнерства с местными ресторанами и винными барами, мы развиваем партнерские связи с интернет-магазинами и предоставляем им учебные материалы в качестве поддержки продаж.
Спасибо, госпожа Сесиль, за прекрасное интервью, надеемся, что оно не будет последним.
Досье Drinks+
Inter Beaujolais – французский региональный орган, который объединяет производителей региона Божоле, следит за качеством и занимается продвижением вин региона.