Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

украинским производителям вина и алкогольных напитков

Четыре стороны мира экспорта

17.10.2021, Маркетинг

Редакция Drinks+ в партнерстве с Торгово-Промышленной Палатой Украины предложила украинским производителям вина и алкогольных напитков принять участие в инициативе, направленной на поддержку украинского экспорта в условиях пандемии.


Чтобы собрать необходимые сведения, мы предложили представителям предприятий заполнить анкету, и на основании их ответов подготовили своего рода мониторинг ситуации, который показывает, что предприимчивые украинские виноделы, несмотря на пандемию, развернули экспортный фронт на все 360 градусов. В анкету вошло 13 вопросов. Уверены, 13 – счастливое число, потому что, кроме как на магию да на себя, украинцам пока что рассчитывать не на что. И все же надеемся, что эти данные помогут ответственным за экспорт госструктурам принимать оперативные и четкие решения в помощь украинским виноделам.


46 Parallel Wine Group

Количество сотрудников – 49

Анна Горкун, СЕО и владелица 46 Parallel Wine Group:

Период 2020-2021 годов, конечно, оказался трудным для экспорта, тем более, что дата рождения нашей компании – 02.02.2020. В связи с пандемией нам временно пришлось закрыть для экспорта Европу и Китай. Зато открытием оказалась Нигерия, куда мы начали отправлять тихие вина. Мы также экспортировали нашу продукцию в Канаду. В странах экспорта логистикой занимаются дистрибьюторы, с которыми даже в пандемический год мы наладили комфортную коммуникацию. Самым сложным в этот период было отсутствие «неформального» контакта и возможности организовать встречу с прямой дегустацией продукции.

46 Parallel Wine Group

Нашей экспортной деятельности мешала недостаточная осведомленность о законодательных и рыночных требованиях зарубежных рынков. Также нам потребовалась помощь в подготовке технической документации для подтверждения соответствия продукции требованиям иностранных партнеров. По моему убеждению, украинским экспортерам для продвижения продукта за рубежом – в организации участия в международных выставках и торговых миссиях, в доставке образцов – должны помогать МИД и посольства Украины в странах экспорта.

Мы активно принимаем участие в онлайн-мероприятиях, на которые постепенно переходят все мировые алкогольные ивенты. Из положительного в таком общении я могу назвать следующие моменты:

  • четкий график встреч, эффективное использование времени;
  • знакомство с новыми «байерами»;
  • отсутствие затрат на создание выставочной зоны.

Но есть в онлайн-мероприятиях и свои минусы:

  • отсутствие прямой дегустации продукции;
  • сложность передачи образцов;
  • отсутствие «живого» контакта с покупателями.

46 Parallel Wine Group

Что касается национального продукта «Вино Украины», я считаю, что украинские виноделы должны консолидированно выступать на международных выставках, как это делают другие страны. В мире уже хорошо знают качество вин той или иной страны на экспортном рынке. То есть, когда приходит новый игрок на выставку, скажем, французский винодел заходит на национальный стенд, на него уже работает реноме страны. Когда же украинский производитель выходит на экспортный рынок, нам приходится объяснять, что такое Украина, что мы винная страна и что такое бренд «Вино Украины», и только потом мы говорим о нашей компании. То есть на международном рынке существует несколько этапов «незнания» – страны, бренда «Вино Украины», бренда компании. Если говорить о консолидированных стендах, они помогут нам стать на шаг ближе к нашей цели, как минимум, создать у мирового сообщества понимание того, что в Украине есть качественное вино, выстроить в целом узнаваемость страны и ее винодельческого потенциала. Уверена, консолидируясь, у виноделов Украины есть больше шансов качественно заявить о себе всему миру и популяризировать бренд «Вино Украины».

46 Parallel Wine Group

На мой взгляд, для координации развития бренда «Вино Украины» должна быть создана ассоциация украинских виноделов, куда войдут все типы винодельческих предприятий (крупные, средние, малые, микровинодельни). Но надо понимать, что это исключительно легально работающие предприятия, с лицензией. В рамках этой общности должен быть создан совет директоров, в который войдут в определенном составе участники от каждого типа компаний. Он будет являться рабочим курирующим органом над операционным составом ассоциации. Последний должен состоять из наемных сотрудников: гендиректора, аналитиков, статистов, экспортных менеджеров, PR-департамента и департамента по маркетингу. Финансироваться эта организация должна по смешанной форме: частично – из взносов предприятий, частично – из государственного бюджета. От каждой проданной бутылки фиксированная сумма должна быть направлена в ассоциацию, на эту же паритетную сумму государство тоже осуществляет перечисления. Это был бы весомый бюджет, он позволил бы финансировать и зарплатный фонд, отправку образцов на выставки, организацию работы стендов и продвижение бренда «Вино Украины» на мировой арене.


«Шато Чизай»

Количество сотрудников – 50, до 100 рабочих в поле

Игорь Радомысельский, Executive Vice President:

В 2020-2021 гг. мы отправляли на экспорт в основном сухие вина. Большая часть экспорта пришлась на США – 38%. Мы также отправляли продукцию в Канаду 12%, Великобританию 14%, Литву 7%, Израиль 15%, Японию 2%, Венгрию 5%, Польшу 3%, Данию 4%. Логистику и дистрибуцию осуществляем каждый раз по-разному. Все зависит от того, заказываем транспорт мы или покупатель, надо везти 3 паллеты в Польшу или контейнер морем в США… Хочу отметить, что сегодня в мире прослеживается увеличение интереса к винам Украины, так как люди из развитых стран готовы искать и пробовать что-то новое. Благодаря этому в 2020-21 году мы продали вина в несколько новых стран, с которыми не работали ранее.

«Шато Чизай»

В связи с пандемией нам, к счастью, не пришлось что-либо закрывать, просто иногда приходилось приостановить какие-то проекты. Наш партнер в Дании работал только в HoReCa, соответственно, поставки на какой-то момент остановились. Наш партнер в Великобритании частично работает в HoReCa, поэтому поставки просели. Но уже в ближайшее время рассчитываем на наращивание оборотов. Открытием для нас стала Япония. Несмотря на очень сложные условия, мы сделали успешную поставку и надеемся на развитие продаж на этом очень интересном рынке. Мы небольшая винодельня («Шато Чизай» владеет 270 га виноградников в Закарпатье) и не работаем с крупными иностранными торговыми компаниями. Соответственно, мы не ведем каких-либо кампаний для рыночных интервенций и развития бренда за границей. Информации нам для такой работы надо минимально и она лежит в открытом доступе. Мы работаем с партнерами, которые заинтересованы купить украинское вино «Шато Чизай», и общение обычно сводится к переговорам об условиях сотрудничества, логистике, финансах и т.д.

Как правило, украинское вино покупают на экспорт люди с повышенной мотивацией. Нет ничего проще, чем заказать вино из Франции. Все процессы налажены, организованы и понятны. Купить вино из Украины – это всегда потенциальные сюрпризы. Прохождения таможен, пожалуй, самое узкое горлышко бутылки, которое создает много стресса и для производителя, и для покупателя. Мы всегда сами узнаем до мельчайших подробностей все требования к вину на всех границах, где будет проходить груз. И даже если покупатель занимается организацией транспорта самостоятельно, лучше подстраховаться и быть готовыми действовать в любой момент, чтобы спасать ситуацию.

Шато Чизай

Экспортные проблемы в Украине уже давно очерчены, касаются в равной степени всех виноделов, и уже много лет мы пытаемся донести их до властей. Некоторые изменения есть, но мы значительно отстаем не «Шато Чизай» Количество сотрудников – 50, до 100 рабочих в поле Игорь Радомысельский, Executive Vice President: 19DRINKS PLUS Тесты Исследования Рейтинги только от западных коллег, но и от ближайших соседей из СНГ – Молдовы и Грузии, где правительство создало самые благоприятные условия виноделам и теперь пожинает плоды проделанной работы. Я бы разделил все проблемы на два блока: «Бренд» и «Экономика».

Бренд. Если смотреть прагматично, то об украинском вине практически ничего не известно на винной карте мира. Для того, чтобы об Украине узнали, необходимо участие национального стенда на профессиональных выставках по всему миру. Если национальный стенд будет присутствовать хотя бы несколько лет на нескольких основных мероприятиях, то об украинском вине очень скоро заговорят. Пока что только несколько виноделен (в том числе «Шато Чизай») в «доковидные» времена выставлялись на таких мероприятиях, как флагманский ProWein Düsseldorf. Участие в таких выставках очень дорогое. Как правило, государства полностью или в значительной степени финансируют национальные стенды. Правильная пиар-политика также очень нужна для развития бренда «Вино Украины». В качестве удачного примера вспомню, как баннер Национального агентства вина Грузии можно было увидеть на главной странице сайта Токийской выставки вина.

Экономика. Роль государства в этой области невозможно переоценить. Даже во Франции винодельня получает компенсацию на высадку новых виноградников. Австралийский экспортный офис компенсирует до 50% всех экспортных расходов, включая отправку образцов, билеты и отели для потенциальных байеров на винодельню и т.д. Кроме того, украинскому вину трудно конкурировать по цене с западными коллегами. Это может звучать странно, ведь многие до сих пор считают Украину недорогой страной. Однако большую часть бутылок, бумагу для полиграфии, пробки и прочие комплектующие приходится покупать за границей за валюту. Уровень курса и его колебания всем известны. Налоговое бремя, акцизы на порядок выше, чем в западных странах. Чего только стоит акцизная марка в 19 копеек, которой давно не найдете в подавляющем большинстве винных держав. И пока в страну ввозится огромное количество сверхдешевого (и, как правило, не очень качественного) импорта, это недозаработанные деньги украинских виноделов, которые можно было бы потратить на развитие. В то же время, например, Европа аккуратно относится к ввозимому вину. Возьмем ситуацию, когда мы хотим отправить потенциальному байеру 5 видов вина по одной бутылке. На каждое вино надо оформить европейский лабораторный сертификат, который стоит около 100 евро, и дать по 7 бутылок каждой позиции. Уже имеем около 550 евро. И доставка DHL с официальным таможенным оформлением потянет еще на 450. Вот и посчитаем: только отправка одному потенциальному покупателю 5 бутылок вина обходится в 1000 евро. Насколько это выгодно? Просто можно представить, сколько нужно продать вина в Украине, чтобы аккумулировать такую сумму!

Шато Чизай

Мой вывод: не надо выдумывать велосипед. Надо перенять опыт других винных стран, особенно успешных соседей из СНГ. Мы не принимаем участия в онлайн-мероприятиях, хотя они и очень распространены сейчас. Насколько я знаю по опыту коллег, для украинского вина это не лучший формат. Крупные байеры пока осторожничают из-за того, что понятия не имеют, как работать с Украиной и чего ожидать. Участие же в мероприятиях, как правило, очень дорогое, спрогнозировать какую-то отдачу невозможно.

Я однозначно верю в бренд «Вино Украины», над которым уже трудятся много лет производители качественных вин. Медленно, собственными силами он начинает проявляться на винной карте мира. Я считаю, что национальный стенд может быть самым эффективным инструментом в продвижении украинского вина. Отдельным компаниям на крупных мероприятиях трудно чего-либо добиться. Считаю, что координатором развития бренда «Вино Украины» мог бы выступить «Укрвинпром».


SHABO

Количество сотрудников – 500 +

Станислав Кобилецкий, директор департамента экспортных продаж:

В 2020 году мы осуществили 25 отправок на экспорт, за первый квартал этого года – 6. Это были тихие, игристые вина, бренди и виноградная водка. География обширна: США, Канада, ЕС, Африка, Беларусь, Израиль, Казахстан, Китай и Япония. Для нас все рынки являются приоритетными, а лидеры по потреблению – Китай, Казахстан, Беларусь, страны Балтии и США. В целом, до прошлого года динамика экспортных продаж была достаточно позитивной. 2019 год для нас был лучшим по объемам продаж за последние несколько лет работы на экспорт. В 2020-м объемы поставок сократились примерно на 20%, но при этом нам удалось сохранить все рынки, не расторгнув ни единого контракта, и открыть 3 новые страны: Германию, Чехию и Израиль.

SHABO

Перед выходом на тот или иной рынок мы в первую очередь изучаем статистику: показатели потребления на душу населения, особенно обращаем внимание на динамику роста по конкретным категориям. Мы также практикуем личные выезды в эти страны: участвуем в профильных выставках, дегустациях, проводим сторчеки и переговоры с потенциальными партнерами. Потребление вина – это культурный код нации и продуманные государственные программы. Важна популяризация бренда украинского вина и виноделия на внешних рынках. Это могут быть рекламные кампании, выставочные стенды на международных презентациях. Также многие страны организовывают торговые миссии – министерства собирают делегации производителей и везут их на переговоры с иностранными байерами. Для работы в этих направлениях создают винные агентства. Важны и отдельные госпрограммы, которые помогают решать масштабные проблемы в аграрном секторе. Подобная практика – это не только поддержка производителя, но и закрепление бренда страны на мировом рынке, позиционирование и дополнительный виток для экономики.

SHABO

SHABO системно работает над формированием актуальной репутации бренда украинского вина. Мы уже не первое десятилетие создаем качественные вина, которые признают международные эксперты. Но, как я уже говорил, в миссии «Бренд украинского вина в мире» очень важно участие государства. Когда страна заинтересована, чтобы быть представленной всему миру в этой категории, и например, берет на себя расходы по аренде площади, созданию стенда. Ведь выставки, презентации и дегустационные конкурсы – важные инструменты в популяризации, продвижении продукта на рынке.

Участие в международных конкурсах дает нам оценку от интернационального жюри – обратную связь, которая говорит, в нужном ли направлении мы движемся. Победы – это отметка качества, доверия, защита не только имени компании, но и бренда украинского вина. Здесь сомелье и участники узнают об украинском продукте, а значит, могут о нем рассказывать. И в этом направлении мы работали с 2012 года. SHABO были первой украинской компанией, которая вышла на международный рынок, тем самым заявив об Украине как о винодельческой стране, достойной внимания мирового сообщества.

SHABO

Немаловажно и участие в профильных алкогольных выставках в тех странах, в которых хотим «поселиться». В 2018 году мы участвовали в FOODEX г. Токио, Япония, а также Interwine в г. Гуанчжоу, Китай, и ProWein в г. Шанхай, Китай. В 2019 году вино SHABO представили на крупнейшей выставке в Китае – China food&drinks fair (г. Тяньцзинь), ProWein Düsseldorf, Germany, и WSWA Orlando, USA.

Мы, безусловно, стараемся приспосабливаться к современным реалиям и участвуем в различных онлайн-ивентах, но в приоритете все равно остаются личные коммуникации, офлайн-презентации и выставки. Дело в том, что можно сколько угодно рассказывать о продукте, отвечать на вопросы и объяснять, чем он лучше других, но ничего из этого не заменит привычной дегустации, особенно сравнительной, а еще лучше слепой. Если задача стоит выбрать из нескольких претендентов, то лучшего способа не найти.

Бренд «Вино Украины», безусловно, имеет огромный потенциал и перспективы. И компания SHABO не только в это верит, но и много работает в этом направлении. Представлять Украину на международных выставках – для нас всегда честь, и, если за национальным стендом будет стоять как можно больше представителей из нашей страны, – это будет еще одна победа. Но здесь немаловажна поддержка государства в организации национального агентства. На данный момент все издержки участия, представления страны – ложатся на плечи виноделов. Кто будет координатором, новая институция или одна из существующих – не так принципиально. Важнее утвердить программу поддержки экспорта, принять ее на государственном уровне и выделить на это бюджет.


BAYADERA GROUP

Количество сотрудников – более 4000

Юлия Папенко, групп-брендменеджер ТМ KOBLEVO:

Несмотря на пандемию, мы не прекращали свою экспортную деятельность. У нас были поставки продукции на Кипр, в Германию, Чехию, Испанию, Великобританию, страны Балтии, Норвегию, Венгрию, Новую Зеландию, Болгарию, Израиль, Ирак, Турцию, ОАЭ, Нигерию, Кению, Танзанию, Польшу, Италию. На протяжении 2020-2021 года мы отправили на экспорт водку, тихие и игристые вина, бренди. За последние три года среднегодовой прирост составил 14%, а в 2020 – прирастили 10% в абсолютном выражении.

BAYADERA GROUP

 

Даже в связи с пандемией мы не потеряли ни одну экспортную страну. А большим открытием в этот период для нас стали ОАЭ – хаб с огромным потенциалом. Чтобы выйти на тот или иной рынок, мы опирались на данные IWSR, экспертизу ключевых локальных дистрибьюторов. Логистику и дистрибуцию в странах экспорта мы осуществляем без посредников. Основные перевозчики: «Голд Транс», «Транс Экспресс», ООО Меленчук, «Укрспецконтейнер», «Навис групп».

Ключевыми проблемами, с которыми мы как украинский экспортер постоянно сталкиваемся, является сертификация продукции согласно требованиям ЕС. У нас в стране нет лабораторий, которые могли бы анализировать ряд параметров – например, присутствие изотопов водорода. Поэтому вынуждены отправлять образцы в Германию. Гармонизация санитарных требований Украины и ЕС помогла бы в решении этих вопросов. Также проблемой в этом году стала подготовка технической документации, необходимой для подтверждения соответствия продукции требованиям зарубежных рынков, когда мы готовили документы на образцы продукции в Канаду.

BAYADERA GROUP

В продвижении нашего продукта за рубежом могли бы помочь специализированные международные конференции и выставки. Их уже давно не было. Именно на таких мероприятиях мы находим новых партнеров.

Этот год перевел многие мероприятия в онлайн. Изначально было сложно договориться о встрече, но в течение нескольких месяцев все приспособились. И хотя в online-формате контактов гораздо меньше, чем во время offline-мероприятий, нам удалось найти новых партнеров – это Япония, U-Food Association. И еще с двумя сейчас заключаем контракты.

BAYADERA GROUP

Мы верим в украинское виноделие и готовы делить стенд с производителями украинского вина из украинского винограда, выращенного своими руками. А координатором развития бренда «Вино Украины» могли бы выступить Минагрополитики Украины, Ассоциация виноградарей и виноделов Украины, Международная торговая палата ICC.


Prince Trubetskoi Winery

Количество сотрудников – 100

Сергей Пархомчук, маркетинг директор:

В этом году у нас было много вызовов, с которыми столкнулись экспортеры по всему миру. Но был и прорыв: нам удалось организовать отгрузку в Японию – страну, которая стала для нас открытием в период пандемии. Чтобы выйти на этот рынок, мы собирали информацию из различных доступных источников – Интернета, аналитики, доступной в сети, с помощью собственных связей.

Prince Trubetskoi Winery

Главные проблемы, с которыми мы столкнулись как экспортер, были передача образцов, сертификация, подготовка технической документации, необходимой для подтверждения соответствия продукции требованиям иностранных рынков.

Prince Trubetskoi Winery

Считаю, что для продвижения нашего продукта за рубежом, необходимо продвижение Украины как винодельческой страны. Я верю в действенность бренда «Вино Украины» и наша компания готова выступать на международных выставках на национальном стенде. На мой взгляд, координатором развития бренда «Вино Украины» должно выступать отдельное агентство, созданное государством.


ООО «Велес»,  ТМ Колонист

Количество сотрудников – 48

Владимир Голодинец, генеральный директор:

На протяжении 2020-2021 года основные экспортные поставки нашей продукции были произведены в Канаду – 70-80%, а также в Великобританию, Польшу и Китай. Но в связи с пандемией все-таки ряд поставок в Китай пришлось отменить. В свою очередь, открытием стала Канада. Логистику в странах экспорта мы осуществляем через DHL. Выходя на новый рынок, мы использовали информацию Клуба экспортеров Украины.

Колонист

Основными трудностями, с которыми мы столкнулись при экспорте, оказались сертификация и таможенный контроль. Также возникали проблемы в подготовке технической документации, необходимой для подтверждения соответствия продукции требованиям зарубежных рынков, мешала недостаточная осведомленность об инструментах поиска потенциальных партнеров. По моему мнению, в продвижении нашего продукта за рубежом могли бы помочь профильные выставки.

Колонист

В этом году мы старались наладить коммуникацию с потенциальными и существующими партнерами, принимая участие в онлайн-мероприятиях, на которые постепенно переходят все мировые алкогольные ивенты, но, признаюсь, особого эффекта в продвижении данные мероприятия не принесли.

Колонист

Мы верим в действенность бренда «Вино Украины» и готовы поддерживать его на международных выставках. Координатором развития бренда «Вино Украины» могла бы выступить Ассоциация виноделов Украины.

X
Украина