Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Пау Рока

Пау  Рока: «Нынешний кризис стал временным шоком для сектора, и мы не считаем, что он будет влиять на спрос всегда»

07.06.2021, Персона Автор: Ольга Пиневич-Тодорюк

Главный редактор Drinks+ взяла интервью у генерального директора Международной организации винограда и вина (OIV) Пау Рока.


Господин Рока, прежде всего, мы хотели бы отметить, что для нас большая честь задать вам вопросы и рассказать нашим читателям о вашем видении винного мира, личном мнении и прогнозах. В своих интервью вы уделяете много внимания темам, касающимся устойчивости и тому, что стратегии, разработанные для адаптации к экологическим, экономическим и социальным последствиям изменения климата, будут определять будущее сектора. Что, на ваш взгляд, может стать оптимальным курсом виноделия, учитывая такую нестабильную ситуацию в мировой экономике?

За последний год мы стали свидетелями огромных изменений в связи с пандемией, оказавшей существенное влияние на многие аспекты жизнедеятельности ферм и виноградников, а также на производство и торговлю вином. Глобальный кризис заставил серьезно отнестись к некоторым проблемам, выходящим за рамки экономики. Это вызов для всего человечества, которое должно продемонстрировать свою способность перейти к более ответственному способу управления ресурсами, а также к более интернационализированному, но ограниченному миру.

Хотел бы напомнить, что создание OIV в 1924 году стало реакцией на кризис в виноградарстве и виноделии во многих странах. Сегодня мы столкнулись с другим кризисом, в котором OIV стала центром, способным быстро реагировать и предлагать оптимальные решения. Нынешняя ситуация – поворотный момент для начала чего-то нового, поскольку каждый кризис – часть эволюции, и мы должны смотреть, как развиваются другие системы. Без сомнения, изменение климата в скором времени станет еще большей проблемой – нашей абсолютной ценностью должно быть поддержание жизни на всей планете. С биологической точки зрения, это можно сделать, сфокусировав внимание на функционировании зрелых экосистем, в которых потери энергии сведены к минимуму. В этом процессе свою жизненно важную роль показала цифровизация. Обмен знаниями, инвестирование в исследования и инновации – основополагающие в этом эволюционном процессе. Но нельзя забывать поддерживать правильный баланс между технологиями, человеческими контактами и природой.

В этом отношении государства-члены OIV единодушны в важности цифрового развития и адаптации.  Сейчас реализуется амбициозный проект по цифровизации, который включен в стратегии OIV для преодоления насущных проблем. Среди его задач – создание глобальной обсерватории по цифровой трансформации в виноделии и разработка новой системы сбора и обработки данных.

План цифровизации OIV сконцентрирован на том, чтобы принести пользу всем участникам винодельческого сектора. Важно делиться идеями, чтобы идти в ногу с процессом, который в настоящее время затрагивает не только нашу отрасль, но и другие секторы экономики.

генеральный директор OIV

Виноделы нуждаются в инновациях, позволяющих реагировать на изменение климата. Как политика OIV влияет на экологические аспекты виноделия?

OIV старается чутко реагировать на обеспокоенность Организации Объединенных Наций проблемами изменения климата. Цели в области устойчивого развития стали приоритетными в Стратегическом плане OIV на 2020-2024 годы. Хотя площадь всего мирового виноградника составляет 7,4 млн га из 1,5 млрд га пахотных земель, то есть всего 0,5%, доход виноградарей на единицу площади по сравнению с другими возделываемыми культурами следует расценивать как эволюцию в определении стоимости и ценообразования в очень фрагментированной экономической структуре. В производственно-сбытовой цепочке расширение прав и возможностей фермеров обеспечивают происхождение, территориальная идентификация и строгие правила качества.

Эта модель применима ко многим культурам. Но развитие виноградарства может предотвратить «опустынивание», ведь виноградники – одна из наиболее адаптируемых культур даже в условиях засухи.

Подчеркну, устойчивое развитие является приоритетом для государств-членов Организации, которые новой Резолюцией OIV-VITI 641-2020 одобрили принципы устойчивого виноградарства. Это руководство дополняет и обновляет все рекомендации OIV по развитию отрасли.

Рока

Что посоветуете виноделам, винодельческим регионам в связи с изменением климата?

Виноделам необходимо внедрять и оптимизировать методы выращивания, учитывающие изменение климата, что подразумевает для виноградарства действия по «адаптации» и «ожиданию». Важно помнить, что меры по адаптации должны быть эффективными как в различных территориальных масштабах (локальных, региональных и глобальных), так и во временных параметрах (краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном). К примеру, практика, направленная на улучшение обработки почвы и кроны виноградной лозы, позволит лучше контролировать развитие «вегетативного цикла». Использование методов клональной селекции может помочь контролировать различия в зрелости винограда. Некоторые клоны одного и того же сорта могут разниться в сроках созревания от 8 до 12 дней, что означает значительный выигрыш для виноградаря. Что касается использования новых сортов и/или уже существующих, то их внедрение – это часть системы, направленной на адаптацию, будь то к изменению климата, сокращению вводимых ресурсов (сорта, менее подверженные болезням) и/или повторной интродукции забытых (старых) сортов.

Когда мы говорим о сортовой адаптации, то концепция очень простая: нужно выбирать сорта винограда, которые в одних регионах дают лучшие результаты, чем в других, лучше приспосабливаются к более теплому климату. Например, Сира и Гренаш произрастают на юге, в районах с жарким, сухим климатом, а вот Мерло или Гаме оптимально подходят для более прохладных климатических условий.

Погреб

По состоянию на 1 января 2021 года Международная организация винограда и вина состояла из 48 государств-членов. Украина ранее входила в организацию, но в силу различных обстоятельств в настоящее время она проходит процедуру повторного присоединения. Существует ли возможность ускоренного процесса вступления в OIV?

Чтобы присоединиться к OIV, Украина как бывший член Офиса и государство, подписавшее Соглашение от 3 апреля 2001 года о создании «Организации», должна направить в МИД Французской Республики (с копией генеральному директору OIV) заявку о принятии, одобрении или ратификации и будет считаться членом с 30 дня после сдачи на хранение.

Расскажите, пожалуйста, что именно дает странам присоединение к OIV?

Международная организация винограда и вина (OIV) – межправительственная организация, учрежденная в соответствии с Соглашением от 3 апреля 2001 г. Договор 2001 г. фактически обновляет ранее подписанное Соглашение о создании в Париже Международного винного бюро 29 ноября 1924 г. («OIV 1924 г. Соглашение»).

OIV – это межправительственная организация научно-технического характера, обладающая признанной компетенцией в области виноградарства, вина и винных напитков, столового винограда, сушеного винограда и других продуктов на основе виноградной лозы. Статья 2 Соглашения устанавливает цели и функции OIV, среди которых следующее:

  • информировать своих членов о мерах, с помощью которых могут быть приняты во внимание опасения производителей, потребителей и других игроков в секторе виноградной лозы и винных продуктов;
  • оказывать помощь другим международным организациям, как межправительственным, так и неправительственным, особенно тем, которые занимаются стандартизацией;
  • вносить вклад в международную гармонизацию существующих практик и стандартов и, при необходимости, в подготовку новых международных стандартов с целью улучшения условий для производства и сбыта винограда и винных продуктов, а также для обеспечения учета интересов потребителей.

В соответствии со статьей 2.2 Соглашения, OIV способствует созданию среды, благоприятствующей научным и техническим инновациям, распространению их результатов и развитию международного сектора виноградарства. Посредством своих рекомендаций OIV продвигает международные стандарты и руководящие принципы, гармонизацию и обмен информацией и надежными научными знаниями с целью повышения производительности, безопасности и качества продукции, а также условий для производства маркетинговой и торговой продукции виноградарства.

Пау Рока на балконе

Какие обучающие программы или поощрения были предусмотрены OIV для виноделов, в том числе микровиноделов, количество которых в Украине стремительно растет.

В рамках своего Стратегического плана OIV ежегодно предоставляет стипендии на исследования в приоритетных областях программы. Предусмотрены краткосрочные гранты (от 6 до 15 месяцев), предназначенные для конкретных программ последипломного образования.

Кроме того, OIV намерена в этом году запустить (дата будет зависеть от санитарных условий, связанных с пандемией) новый международный курс ампелографии, который даст возможность получить глубокие знания о сортах и культивировании винограда. Существует также международный диплом OIV «Магистр наук в области винного менеджмента». Совместная с Montpellier SupAgro программа, рассчитанная на 18 месяцев, организована благодаря партнерским отношениям с OIV. Она разделена на 30 модулей, сосредоточенных на конкретных темах и условиях принимающего региона, который изучается и посещается участниками.

OIV проводит исследования по всем аспектам устойчивости – экологическим, экономическим, социальным и культурным. Какое последнее исследование, проведенное организацией, касалось последствий влияния COVID-19 на винодельческую отрасль?

Как я говорил ранее, в OIV входят 48 государств-членов, и модели потребления вина в них отличаются в зависимости от таких факторов, как привычки потребления населения, длительность мер изоляции, гибкость замещения между вином и другими напитками, актуальность HoReCa или уровень развития интернет-коммерции. В целом мы видим, что пандемия COVID-19 вызвала рецессию, действительно оказывающую как прямое, так и косвенное влияние на отрасль. Не все из этих воздействий будут постоянными, но некоторые из них могут быть продолжительными, и сектору, безусловно, необходимо это предвидеть.

Что касается конкретных категорий продуктов, OIV не проводила каких-либо исследований или анализа. Однако можно выделить падение спроса на вина премиум-класса, особенно на игристые. Например, поставки шампанского в 2020 году снизились на 18% по сравнению с 2019-м (что эквивалентно сокращению на 60 млн бутылок, или 1 млрд евро финансовых потерь).

Сегодня мы пытаемся оценить степень социально-экономических последствий пандемии для нашего сектора, стараясь определить «чистый эффект» кризиса. Мы стараемся все проанализировать и выяснить в каждом отдельном случае, связаны ли наблюдаемые депрессивные эффекты с COVID-19 в основном, лишь частично или не связаны вообще. Являются ли эти тенденции продолжительными во времени или они цикличны, и в каком географическом масштабе наблюдаются. Интересные идеи о различных стратегиях, которые были применены с самого начала, собраны на сайте одного из наших наблюдателей FIVS. Эта организация собирает публикации о последствиях COVID-19 для сектора вина и спиртных напитков.

президент OIV Пау Рока

На международном уровне мы наблюдаем две тенденции – смещение каналов продаж и падение спроса, что, в свою очередь, приведет к профициту. Как вы оцениваете эту ситуацию? Как будет развиваться винный бизнес?

В краткосрочной перспективе, вероятно, произойдет небольшое падение инвестиций из-за возможных отсрочек и текущих финансовых ограничений. А вот в среднесрочной в винном секторе может наблюдаться восстановление допандемических темпов роста. Как и кризис 2008 года, нынешний стал временным шоком для сектора, и мы не считаем, что он будет влиять на спрос всегда. Однако это только предварительный прогноз.

Какие винные направления, по вашему мнению, недооцениваются на мировом рынке?

У нас нет статистических данных на этот счет, но на основе вебинара, проведенного OIV и Всемирной туристической организацией в сентябре 2020 года на тему «Инновации в винном туризме в контексте COVID-19», ясно, что это направление, с одной стороны, сильно пострадало, но с другой – может восстановиться быстрее, чем другие сегменты. Винный туризм в высокой степени адаптирован к спросу, который, как можно предположить, резко возрастет в постковидный период. В связи с необходимостью инноваций и воссоздания винного туризма на вебинаре была подчеркнута важность местных рынков, новых альянсов и впечатлений от отдыха на природе.

Давайте приведем в качестве примера Бордо. Винный туризм в этом регионе был ориентирован на внешний рынок. Но во время нынешнего кризиса турагенты стали искать способы привлечения местных жителей, а модная ныне диджитализация открыла двери для новых клиентов. С появлением и увеличением количества цифровых дегустаций или интерактивных посещений желающие могут принять участие в онлайн-мероприятиях, независимо от того, где они проводятся.

Мы должны основывать винный туризм на трех ключевых моментах: разнообразие, территориальность и развитие культурных связей. И главным в этом является предложение индивидуального подхода и достижение баланса между технологиями и человеческим фактором.

Какие тенденции в развитии мирового виноделия вы видите?

Что касается тенденций развития мирового виноделия, я мог бы выделить следующие:

  • Приверженность к устойчивости
  • Внедрение цифровизации
  • Электронная коммерция
  • Растущее значение сельской местности
  • Прозрачность маркировки
  • Влияние новых рынков, особенно азиатского
  • Появление новых винодельческих регионов
  • Новые форматы упаковки
  • Забота потребителей алкогольных напитков о здоровье
  • Совершенствование производства и продажи алкогольной продукции.

Благодарим вас за интервью!

X
Украина