Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Vinitaly-2015: факты, вселяющие надежду, или Кризису вопреки

Гул на веронских улочках наконец-то стих, поредели автотрассы – город освободился от роя винных паломников, кочующих от ее центральной площади в сторону выставочного комплекса Veronafiere.

А это определенно говорит о том, что одно из самых ожидаемых и значимых событий напиточной индустрии – Vinitaly-2015 – торжественно подошло к концу. Стоит отметить, 49-й по счету винный форум, сумевший в этом году привлечь 150 тысяч посетителей, стал самым успешным за последние несколько лет. А пока участники и гости мероприятия подсчитывают количество полезных контактов, предвкушая новые выгодные контракты, вспомним, как это было.  

Для начала немного статистики, тем более, что она внушает оптимизм. Как отмечают сами организаторы, в этом году с особым энтузиазмом к выставке подошли местные компании. Особенно активными были ритейлеры и представители HoReCa. Учитывая тот факт, что в последние годы экономика Италии пребывала в состоянии рецессии, такое оживление – более чем хороший знак. Высокую явку продемонстрировали и международные байеры, которые в этом году прибыли из 140 стран. В частности, усилился приток операторов из Азии  – Таиланда, Вьетнама, Сингапура и Малайзии, где к итальянскому вину, впрочем, как и кухне, сегодня наблюдается особый интерес. Не отстает в этой гонке и Мексика с Африкой. Последняя в этом году была представлена ЮАР, Камеруном, Мозамбиком, Египтом, Тунисом и Марокко.

Так или иначе, но самыми популярными из зарубежных экспозиций в этом году стали стенды США и Канады, которые за четыре дня посетило 55 тысяч человек. Германию, Швейцарию и Австрию навестили 25% всех гостей, Великобритания в этом рейтинге заняла третье место с 10%, за ней следуют страны Скандинавии и Бенилюкса. В международном павильоне ажиотаж вызвали комплексные и живые вина азербайджанского производителя Savalan, в копилке у которого не одна медаль, в том числе серебро авторитетного конкурса Mundus Vini. К сожалению, попробовать автохтонный Азербайджан на этот раз не представилось возможным – вина Savalan сотканы исключительно из международных сортов. Тем не менее, каждую его позицию можно по праву назвать самобытной, отображающей характер терруара.

В буквальном смысле было невозможно протолкнуться и к грузинскому стенду Khareba, который в этот раз представил 18 образцов. Особый интерес у публики вполне справедливо вызвали вина квеври. Не остались посетители равнодушны и к игристым винам P&F wineries, которые разливались со стенда Словении.

Хотелось бы выделить подход участников к оформлению своих экспозиций. В этом году многие сделали ставку на этнических мотивах. Со стенда Андалузии, к примеру, разливались не только вина, но и звуки национальной музыки, а его настоящим украшением стала колоритная испанка-venenciador, артистично наполняющая бокалы своим вином перед изумленной публикой – традиционным и необыкновенно зрелищным способом, позволяющим напитать вино кислородом.  

По традиции большими экспозициями выступили консорциумы и ассоциации, продвигающие как отдельные регионы, так и целые страны. Широкий спектр продукции – от вин до оливкового масла – представил стенд ЮАР. Интересно, что африканское оливковое масло – вопреки логике и  жесткой конкуренции со стороны Италии, Испании и Греции  – уже присутствует на украинском рынке. Южноафриканцы, к слову, произвели фурор не только на выставке, но и в винном мире: они представили только что запатентованный революционный продукт, который как раз в этот момент поступил в продажу, –  органическое вино, в производстве которого вместо стандартного антиоксиданта используется тонизирующее растение ройбуш. По словам «родителей» этого принципиально нового бессульфитного вина, продукт имеет массу преимуществ с точки зрения здоровья потребителя.

   

Позволю себе еще одну ремарку: участники выставки не ограничивались общением на стенде. С целью расширить поле общения со своими  потенциальными партнерами многие экспоненты после работы в павильонах организовывали званые ужины или же вечеринки на винодельях. Так, гости Vinitaly имели возможность посетить мероприятия Консорциума по защите виноделов Valdobbiadene Prosecco Superiore, крупнейшего в Венето производителя Allegrini, а также организации, занимающейся продвижением и экспортом вин ЮАР.  Неудивительно, что участники отмечают в этом году значительный рост полезных контактов.

  

Так или иначе, а все факты еще раз доказывают, что Vinitaly – идеальное решение для поиска новых идей, а также расширения границ экспорта. Стоит также отметить, событие стало успешным, несмотря на активность таких титанов, как Prowein и Vinexpo. Немаловажную роль с точки зрения маркетинга сыграла и предстоящая Экспо-2015, местом проведения которой в этом году был выбран Милан. Ожидается также, что мероприятие усилит поток туристов в Пьемонт и Тоскану. Так или иначе, надеемся, подобный  успех – предвестник возрождения итальянской экономики и уже юбилейный, 50-й по счету винный форум Vinitaly побьет все существующие рекорды.

Леонардо Фрескобальди, Frescobaldi: «Сегодня я слышу много положительных отзывов о прошедшем форуме. Лично меня радует возросшее в этом году количество молодых производителей. Уверен, это хороший знак».

  
           

Дарио Томмаси, Tommasi: «Событие еще раз доказало свой высокий статус в мире вина. Много полезных контактов, хорошая явка – как итальянских, так и зарубежных операторов. Особо активными, на мой взгляд, были представители азиатского рынка. Мы также успешно провели переговоры с импортерами стран Африки. В целом, шоу послужило прекрасной возможностью для нас начать новый семейный проект в Монтальчино вслед за приобретением Fattoria Casisano».

 
            

Петер Лундгард Шмидт, Байер (Дания): «В Дании сегодня популярны легкие фруктовые вина, а итальянские производители в свою очередь могут предложить нам такой продукт. Я впервые на Vinitaly и приехал сюда с четкой целью найти новых партнеров, а также свежие и интересные решения для бизнеса».

  

              

Клинтон Анг, баейр (Сигнапур): «Итальянское вино в Сингапуре сейчас на пике популярности. За время моей поездки в Верону я представлял 27 регионов Южно-Восточной Азии – от Сингапура до Гонконга. Цель – найти игристые, которые бы отвечали особым требованиям азиатского рынка. И мы нашли то, что искали».  

  

 


 

Гул на веронских улочках наконец-то стих, поредели автотрассы – город освободился от роя винных паломников, кочующих от ее центральной площади в сторону выставочного комплекса Veronafiere. А это определенно говорит о том, что одно из самых ожидаемых и значимых событий напиточной индустрии – Vinitaly-2015 – торжественно подошло к концу. Стоит отметить, 49-й по счету винный форум, […]

Экспорт вина в Великобританию: международное торговое законодательство и требования к поставщику вина

Винное законодательство

Департамент FSA по стандартам винной продукции отвечает за выполнение в Великобритании всех европейских законов, регулирующих винную отрасль. Выдача местных лицензий на торговую деятельность и проведение стандартных проверок соблюдения нормативных требований относятся к сфере деятельности местных органов власти. Министерство по налогам и таможенным сборам Великобритании контролирует акцизы, пошлины и НДС. Кроме европейского законодательства, в Великобритании действует ряд местных норм, в том числе – отдельные законы, регламентирующие такие вопросы, как налоговое лицензирование, товарные знаки, наименования товаров, единицы веса и измерения, пищевая безопасность и защита прав потребителей.

Подробнее о действующих в Великобритании законах и нормативных предписаниях:www.food.gov.uk/business-industry/winestandards/lawguide
Подробнее об акцизах, пошлинах на ввоз и НДС на продукцию:www.gov.uk/government/organisations/hm-revenue-customs

Торговая ассоциация вин и крепких спиртных напитков (WSTA) действует в качестве представителя британских торговцев винами и поддерживает четкий перечень стандартов для всех торговцев. Ассоциация является ценным источником информации для поставщиков вин, которые планируют вести бизнес в США.
Подробнее об Ассоциации и особенностях ведения бизнеса в Великобритании: httpss://www.wsta.co.uk/

Владельцы винных брендов, планирующие экспортировать свою продукцию в Великобританию, должны подготовить необходимую документацию, подтверждающую соответствие вин действующим в стране нормативным требованиям. Независимо от того, является ли страной происхождения бренда государство-член ЕС, в Великобритании в отношении вин существуют определенные законодательные предписания, которые отличаются от норм, предусмотренных торговыми соглашениями ЕС. Ниже представлено краткое описание того, у каких британских органов власти необходимо пройти регистрацию и какие лицензии и разрешения требуется получить.

Оформление этикеток

На всех этикетках в одном месте должна быть указана информация о номинальном объеме, содержании алкоголя, месте разлива вина, стране происхождения, содержании аллергенов и сорте вина. Согласно правилам Агентства по пищевым стандартам (FSA), конкретные требования к оформлению этикеток винной продукции, предназначенной для реализации в Великобритании, зависят от типа вина.

С полным перечнем требований к оформлению этикеток всех типов винной продукции и информации об аллергенных ингредиентах, которая должна указываться на этикетках, можно ознакомиться на веб-сайте Агентства по пищевым стандартам: www.food.gov.uk/business-industry/winestandards/wine-labelling
Перевозка

Вина, предназначенные для британского рынка, должны импортироваться и реализовываться лицензированными компаниями, которые должны обеспечить всю необходимую документацию на вино. По данным Агентства по пищевым стандартам:

«Существует ряд основоположных документов и форм. VI 1 – это документ, оформляемый в третьей стране, в нем содержится полная информациях о винах, ввозимых на территорию Европейского сообщества (ЕС).
Форма VI 2 – выдержка из VI 1 – применяется в том случае, когда груз из третьей страны разделяется для отправки в различные пункты назначения. Форму VI 2 можно получить в Министерстве по налогам и таможенным сборам Великобритании (HMRC), сделав запрос по телефону 0845 010 9000».

После заполнения формы VI 2 необходимо предоставить ее сотрудникам Министерства по налогам и таможенным сборам Великобритании, которые должны завизировать документ и скрепить его печатью» (источник:www.gov.uk/guidance/wine-trade-regulations)

Полный обзор правил ввоза винной продукции в ЕС: httpss://adlib.everysite.co.uk/resources/000/264/150/movementwineeu7mar07.pdf

Склады, на которых хранится ввезенное в Великобританию вино, регулярно проходят проверки, в рамках которых необходимо предоставить формы VI 1 и VI 2, а также, при необходимости, сопроводительный административный документ (AAD).

Стандарты качества

Все производители, а также оптовые и розничные компании, которые осуществляют реализацию вин на территории Великобритании, обязаны выполнять конкретный перечень нормативных требований, установленных европейским торговым законодательством. Кроме того, все торговые компании обязаны по требованию предъявлять органам власти необходимую документацию. На каждую категорию и тип вина распространяются особые ограничения, и компании должны самостоятельно определить, к какому классу относится их продукция.

Оценку винной продукции проводит Ассоциация виноделов Великобритании (UKVA). Подробнее о процедуре оценки вин в Ассоциации виноделов: httpss://www.ukva.org.uk/

Необходимо регулярно предоставлять отчетность по показателям, как минимум:
• минимальное и максимальное содержание алкоголя
• кислотность
• подсластители
• содержание остаточного сахара
• ферментационные добавки
• вкусовые добавки
• добавки для осветления
• общее содержание диоксида серы
• содержание меди
• содержание железа
• стерильность (от дрожжей)
• стабильность белка
• купаж

Винное законодательство Департамент FSA по стандартам винной продукции отвечает за выполнение в Великобритании всех европейских законов, регулирующих винную отрасль. Выдача местных лицензий на торговую деятельность и проведение стандартных проверок соблюдения нормативных требований относятся к сфере деятельности местных органов власти. Министерство по налогам и таможенным сборам Великобритании контролирует акцизы, пошлины и НДС. Кроме европейского законодательства, в […]

Mateus – история розового лидера

Компания была основана в 1942 году Фернандо Ван Целлер Гедесом. Его семья занималась производством  красных и белых вин  Vinho Verde.   Вдохновившись уже налаженным производством, Фернандо решил создать что-то индивидуальное и неповторимое.  Для реализации своей идеи, он создал с партнерами компанию "Sociedade Comercial dos Grandes Vinhos de Mesa de Portugal", сегодня известная как "SOGRAPE Vinhos".
Первым выпущенным напитком, стало розовое вино Mateus.


Сочетание оригинальности бутылки,  которая выполнена в виде солдатской фляги, качества и необычного цвета вина, дало успех и процветание напитку на долгие годы.
Массовое производство вина началось незадолго до окончания второй мировой войны. Завод был построен недалеко от дворца Матеуш, который расположен в нескольких километрах от городка Vila Real на севере Португалии. Исходя из этого, было решено изобразить вид этого дворца на этикетке нового вина.

Символом португальского розового вина Mateus, выпускаемого компанией SOGRAPE Vinhos, служит одноименный дворец, построенный итальянским архитектором в XVIII веке. История этого союза драматична: так как здание не принадлежало виноделам, но казалось им эффектным образом, способным улучшить имидж марки, они предложили владельцу дворца выбор: процент с каждой проданной бутылки или разовый выкуп. Недальновидный хозяин недвижимости выбрал последнее…
Несмотря на то, что цена бутылки варьируется в пределах 4-х евро, наследники бывшего владельца дворца скорбят о невыгодной сделке. Сегодня бренд достигает доли в 40% экспорта столовых вин Португалии, он продается в более чем 125 странах, а за 60 лет его существования продано свыше 1 млрд бутылок.
Mateus Rose представляет собой купаж  автохтонных красных сортов винограда: Бага, Руфете, Тинта Барокка и Турига Франсеса и производится традиционным методом для белых вин.

Компания была основана в 1942 году Фернандо Ван Целлер Гедесом. Его семья занималась производством  красных и белых вин  Vinho Verde.   Вдохновившись уже налаженным производством, Фернандо решил создать что-то индивидуальное и неповторимое.  Для реализации своей идеи, он создал с партнерами компанию "Sociedade Comercial dos Grandes Vinhos de Mesa de Portugal", сегодня известная как "SOGRAPE Vinhos". Первым […]

Упаковка для шампанского – не роскошь, а способ продвижения

Евгения Родионова

Шампанское – одно из самых парадоксальных явлений винной Вселенной. Оно – и ностальгия по прошлому, и хрустальный шар, заглянув в который можно увидеть прекрасное будущее. Это и настоящее, для которого, собственно, и создан напиток – миг праздника, триумфа, торжества. Любовь, победа в состязаниях, амурные дела, политика, искусство, история, высшее общество: один хлопок, одно тихое «ух-ты», сравнимое со вздохом пылкой дамы, и ко всему этому, как по мановению системы Станиславского, можно причаститься (читай пристраститься). Образ шампанского: «ух-ты», и это уже образ жизни. Чудесный маркетинг, не правда ли?

Кто они – имиджмейкеры? 

Когда-то старый и, по легенде, слепой монах воскликнул: «Я пью звезды!». Кто-то ведь подслушал Периньона! Кто-то же передал человечеству сказку о том, как гениальный слепец узнавал по одной ягоде с какого она виноградника!? Да, Дом Гроссар стал тем, кого современное общество называет пиарщиками. Слава первого перфекциониста используется маркетологами и по сей день. Дом Гроссар же остался в тени. Ирония судьбы в том, что на самом деле (и тому есть доказательства) всю свою жизнь Периньон боролся с пузырьками. Делом его чести было создавать тихие белые вина, которые двор мог бы предпочитать красным. Но шумные звезды сыграли шутку со стариком. Никакая бутылка в то время не выдерживала их давления и потому прямо в бочках они отправились покорять Лондон, где уже скоро, очень скоро стали «в такой бешенной моде, что все остальные вина едва ли котировались в аристократических кругах выше, чем vinasse или «бормотуха».
Полна парадоксов история рекламной кампании шампанского. Овдовевшая в самом рассвете лет мадам Клико у всего мира ассоциируется с весельем и праздником. Помимо того, что она была великим новатором в области производства, внедрив в технологию метод риддлинга, пюпитры, а также первой наладившая выпуск розового игристого, ею была выбрана прекрасная маркетинговая стратегия. Оранжевый цвет, символизирующий радость, перемены к лучшему, был своеобразным посланием на бутылках, которые вдова пересылала в царскую Россию.
Фольклор индустрии или хроники шампанистов складывались столетиями, и теперь мы имеем устойчивый имидж напитка, перед которым склонили свои головы короли и императоры, лорды и знаменитости, самые стойкие девы и самые смелые полководцы. Имидж – вот за что приходится бороться. И это объясняет нестыковку с монахом и звездами. Кстати, одна из звезд появилась на этикетке вдовы Клико вместе с якорем в память об исторической поставке партии шампанского урожая 1811 года – “года Кометы”. …”Вина Кометы брызнул ток…”, – быстро пропиарил его Пушкин… в России – «пробки в потолок», – отозвалось эхом… Облачать шампанское стали в бутылки, покроенные по прихоти самого напитка, капризы которого не выдерживали тонкие стекла и слабые пробки. Его заточили в прочные стены, закрутили мюзле, а для того, чтобы пробки все чаще выстреливали в цель, стали изобретать шикарные платья, галстуки, шляпки, ленты, шкатулки…

Удивительно вкусно, искристо и… пестро!

В отличие от консервативных вин Бордо, реклама и образ которых всегда были и остаются сдержанными, шампанское долгое время кокетничало, заигрывало и играло с покупателем, а потом, утвердившись в позициях на рынке, уверенно и бодро констатировало этот факт. Заявляя о своей прочной связи с аристократическим обществом, а порой и королевским двором, этикетки, на самом деле, зазывали многочисленных представителей среднего класса. Гербы, золото, короны, печати, – все это обещало прекрасное будущее в высших слоях общества. Шампанисты стремились продвигать свой напиток во все сферы жизни, и у них это получалось. Если целью становились спортивные состязания, и стрелять по ним следовало пробками, то на этикетках моментально появлялись настигающие или торжествующие победу люди, кони, автомобили… В эпоху рассвета плакатного искусства лейблы стали миниатюрными афишами. В 1828 году англичане сделали шампанское напитком ипподромов, после чего огромные тиражи картинок с лошадками были наклеены на бутылки и отправлены через Ла-Манш. Но вопреки всем известным сегодня законам дизайна, большинство наездников – Gloration от Henri Chausson, «Sportsman» Champagne от Baron de Greville и Diamant от Duc de Castie – были устремлены к левой части этикетки. И только спокойный Seigneur campagnard (сельский сеньор) от J.C. медленно, но уверенно двигался в правильном направлении. Овальная этикетка Champagne des chasseurs (шампанское для охотников) от E.Mercier&Co изображает идеалистическую победу над лосем. Та же форма, тот же производитель, но Champagne des gymnastes – и спортсмены на снарядах. Будучи продуктом индустриальной эпохи, порой шампанское само становилось орудием пропаганды. Так, на этикетке Electric Champagne от R.de la Plantiere изображены столбы с натянутыми проводами и лампочка Ильича. Довольно странные ассоциации вызывает этикетка, на которой изображена рыба, а название гласит Poissonnerie Anglaise (английская рыбная лавка). Юбилей открытия Америки, дружба с Россией, выставка в Сиднее в 1879 году, – все это нашло свое воплощение на бутылках с шампанским. Часто встречались и имиджевые характеристики Шампани – пейзажи, виноградники, замки или карты местности.
Политическую гибкость шампанисты проявляли, изображая сцены, привлекательные для нескольких лагерей. Так они могли угодить левым и либералам, посвящая этикетку 1889 года столетию Французской революции, а консерваторам – изображая Марию-Антуанетту, которую те считали мученицей. Один из шампанских домов в начале Первой мировой войны просто менял изображение солдатских мундиров и флагов торжествующей стороны в соответствии со страной, в которую отправлялось его шампанское. Во время войны производители старались не отступать далеко от мест сражений, чтобы победитель мог отпраздновать победу как полагается. Потому на этикетках того времени изображались солдаты, эпизоды сражения, лозунги типа «For king & country» и даже бойцы, вместе с простолюдинами собирающие виноград в нескольких километрах от линии фронта. Появлялись в образах шампанского и малые дети – то амуры, то карапузы в карнавальных костюмах, а то и вовсе младенцы. Но чаще всего этикетки украшали девицы, привлекая тем самым внимание огромного количества мужчин и заявляя о привлекательности содержимого для женщин. Еще большей популяризации напитка содействовали аксессуары, активно выпускаемые производителями – гильотины для сигар, ведра для шампанского, пепельницы, веера и даже механические карандаши в форме бутылок. В результате волшебный напиток для всех возрастов, полов и народов, для среднего класса и королевского двора, уместный и в театрах, и на скачках, и в домах любви, принес колоссальную прибыль его владельцам.

Смысловые ассоциации

Однако быть в числе этого пестрого и универсального изобилия, формирующего образ шампанского как напитка массового потребления, и в то же время производить вино исключительно для небольшой, но состоятельной и воистину элитной клиентуры было весьма непросто. Таких домов было не много, и, в основном, они были сосредоточены на традициях напитка, его истории и природных качествах. Многие этикетки того времени были оформлены весьма лаконично, в аристократическом стиле, сообщая лишь название торгового дома (Billecart-Salmon, Bollinger, Piper-Heidsieck), отмечая семейную принадлежность дела (Pere & Fils etc.) или корпоративный характер предприятия (к примеру E.Mercier&Co). Как правило, использовалось максимум три цвета (чаще – имя на светлом фоне, благородный кобальтовый или красный в сочетании с золотом). Вензеля, лоза и другие элементы употреблялись весьма умеренно, гербы королевских или дворянских домов говорили о том, что данное вино поставляется к их двору, а год основания компании символизировал стабильность марки. Этот стиль оформления этикеток оказался самым долгоиграющим, и очень многие производители пользуются им и по сей день. Более того, опрошенные нами профессионалы и любители шампанского отмечают, что именно сдержанному, спокойному стилю отдали бы предпочтение при выборе продукта для себя. Некоторые профи даже считают, что чем больше денег вкладывается в упаковку, тем меньше вероятность того, что напиток станет открытием. Если же речь идет о подарочной бутылке, то здесь, конечно, все способы сгодятся. В первую очередь, привлекать внимание может сама бутылка. Например, для императора Александра II Cristal Roederer облачили в хрусталь. Taittinger во все цвета радуги раскрасил бутылки своей коллекции кистями таких известных художников как Виейра де Сильва, Тосимицу Иман, Рой Лихтенштейн, Виктор Вазарели, Арман. Еще в 1902 году Эмиль Галле разработал прекрасный дизайн в стиле модерн для шампанского Belle Epoque от Perrier-Jouet. Он расписал бутылку анемонами, покрыл эмалью и по сей день она не нуждается в рестайлинге. Nicolas Feuillatte для шампанского Palmes D`or разработал уникальную форму черного цвета со множеством ямочек, словно гроздь наизнанку. Эта бутылка дополняется металлическими табличками вместо бумажных этикеток и продается в матовом золотом футляре, напоминающем по форме кеглю. В подарочной серии «Черная жемчужина» две бутылки винтажного Palmes D`or 97 года упаковываются в хьюмидор, дамам же предназначается сундучок с шестью бокалами той же рельефности, что и бутылка.
Особым поводом для подарка в виде бутылки шампанского являлся Миллениум, потому многие производители вложили в коробки с шампанским милые безделушки (например, Gosset Celebris – наручные часы), а в дизайн – особый смысл. Для Mumm Cordon Rouge 1990 кутюрье Тьери Маглер создал оригинальный короб и подсвечник. Стеклом по стеклу бутылки Louis Roederer было выведено «2000». В виде подвесок двойка и три нуля нанизаны на ручку короба Devaux. Лаковая кожа, шнурки, красный цвет, – таким в конце 99-го Жан-Поль Готье увидел стиль вина, идеального для встречи нового тысячелетия. Затянутая в ярко-красный корсет бутылка Piper-Heidsieck с одной стороны эротично выглядывает сквозь туго затянутый шнурок, с другой же несет краткую информацию о содержимом, автопортрет и автограф дизайнера.

     

Кромешный Fashion, нескучный Fusion

По мнению известного дизайнера, руководителя ведущей французской студии промышленного дизайна «Версьон Орижиналь» Филиппа Сэ сегодня, чтобы продукт заметили на полке, покупателя нужно соблазнять, удивлять, подчеркивать идею праздника и роскоши. Шампанисты весьма ограничены в дизайне самой бутылки: по причине высокого давления играть с формами практически невозможно. Поэтому им остается либо оформлять бутылку каким-либо декором, (как это было сделано с винтажным Palmes D`or 97 года, украшенным кристаллами Swaroski, адекватными очень модному в настоящее время стилю gling gling), либо использовать дополнительные элементы – футляры, короба, фантазировать с этикеткой. Например, Veuve Cliquot широко развивает «аксессуаризацию» – инновационное использование аксессуаров, повышающих эстетическую ценность и престижность торговой марки. Так, Cliquot traveller – это желтый чемоданчик из неопрена и кожи с бутылкой брюта и двумя фужерами. Нужно сказать, что неопрен позволяет сохранять температуру шампанского около двух часов. Ну а кожа вносит оттенок рафинированности. Нельзя обойти вниманием дизайн «умного» ведерка для льда Veuve Cliquot. Компактное, стильное, оно крепится к краю стола и не требует дополнительного пространства. Все больше дизайнеры шампанского приближаются к подиму, ко всему, что связано с модой, тканями, модельерами. Осязание становится очень важным элементом, т.к. позволяет передать чувственность или холодность, в зависимости от выбора идеи и используемых материалов. Все чаще применяется металл для коробов (в качестве примера можно привести последние разработки Veuve Cliquot и Pommery), а также прозрачные материалы типа ПET, ПВХ и полипропилен. Яркий образец – торговая марка Piper-Heidsieck. Еще одна тенденция, присущая Шампани – это выпуск эксклюзивных серий в пластиковых бутылках размера XXL в ограниченной серии – до 1000 экземпляров. Как правило, они предназначаются для коллекционеров. Проводятся манипуляции и с коробами: при составлении нескольких их граней в ряд они создают картинку, привлекающую внимание к продукции. Натуральные мотивы использует Laurent Perrier, изображающий морские раковины, цветы, крылья бабочек. Свое имя собирает в пазл Moet&Chandon, а логотип – Billecart-Salmon.

    

В украинской стороне – на другой планете…

Уровень отечественного дизайна хоть и отстает от европейского, но все чаще дышит ему в спину. Конечно, если бы сегодня украинское игристое, средняя цена которого 130 гривен, выглядело как 35-ти евровое французское шампанское, у покупателя возникло бы несоответствие ощущений. Однако все больше людей готово платить приличную цену за красивую бутылку в необычной коробке, и радует тот факт, что вместе с ростом вкусов растет и отечественное предложение. Так, потребители говорят о своем позитивном отношении к ТМ Артемовского завода шампанских вин «Artyomovsk Winery» за легкую, простую и душевную этикетку, которая в то же время привлекает внимание и передает европейский дух. О европейском тренде – минимизации количества элементов на этикетке, отвлекающих покупателей от основной информации о производителе и торговой марке – говорит и маркетолог КЗШВ «Столичный». Поэтому изменения, коснувшиеся ТМ «Українське», были направлены именно в это русло. Что же касается самой знаменитой марки КЗШВ «Советское шампанское» полусладкое, вышедшей на рынок в 1954 году, ее рестайлинг, хоть и превратил игристое в «Советовское», но прошел корректно и, как демонстрируют первые финансовые показатели, успешно.
По словам украинского дизайнера Полины Милосердовой, в дизайне шампанского очень важно общее ощущение культуры, достоверности, хороших традиций производителя. Но сделать просто этикетку во французском стиле все же мало. Максимально эффективна упаковка, пробуждающая эмоции, и для этого в ней должна быть какая-то интрига, контраст. В тоже время при проектировании необходимо понимать ожидания целевой аудитории. Т.е. для консервативно настроенных покупателей радикальные решения не нужны, более того, они вредят продажам. У каждой ТМ есть своя «легенда», которую нужно создавать, подчеркивать и достоверно развивать визуальными средствами. К примеру, легенда Одесского завода шампанских вин основана на реальных событиях образования предприятия французом Генрихом Редерером в 1896г. Поэтому элементы дизайна внешних атрибутов продукции логично создавать в привязке к французской истории предприятия.
…Полна парадоксов история шампанского. Родилось оно, вопреки желанию французов. Выжило, вопреки войне, прокатившейся прямо по землям Шампани. Во всем мире рождаются его братья, вопреки родителям. Что ж, на наш взгляд имиджмейкеры довольно метко стреляют. Ведь наперекор судьбе все больше хлопков раздается в мире. Хлопков, пророчащих кому – веселье, кому – удачу, кому – победу, самому же шампанскому – долгую жизнь. D+

    

Комментарии:
Филипп Сэ, руководитель студии промышленного дизайна Version Originale
Среди торговых марок, которые в последние годы демонстрируют наибольшее количество инноваций в плане упаковки, можно назвать Veuve Cliquot, Pommery, Nicolas Feuillate, Dom Pérignon и это я назвал лишь немногих. Лично я с шампанским работаю лишь изредка по той причине, что моей специальностью остается создание новых форм стеклянных изделий, а возможности шампанского в этом очень ограничены. В настоящее время я работаю над ведерком под шампанское по спецзаказу султаната Оман, но пока не могу распространяться об этом проекте. Некоторое время тому назад мы предложили несколько различных вариантов для Севастопольского винзавода – обтяжку сливером и нанесение «инея», но по внутренним техническим причинам заказчика вынуждены были отказаться от этих вариантов. В конце концов, оказалось, что мы можем работать только с этикеткой. Также несколько лет назад мы отработали проект для ТМ Шустов. И снова наша работа могла касаться только этикетки. Было бы интересно следовать в русле современных тенденций, предлагать разные виды упаковки – футляры, мешочки, чемоданчики и т.д., – но это отразится на цене и, к сожалению, я не уверен, что украинский потребитель будет готов к расходам на дополнительные элементы.

Полина Милосердова, дизайнер
Лично мне импонирует дизайн таких торговых марок как Belle Epoque 1985, Perrier-Jouët, Moët&Chandon, Louis Roederer Brut Premier. В Украине, как и на Западе, есть либо успешные дизайнерские решения, либо не очень. Результат во многом зависит от того, насколько прогрессивен заказчик. Рестайлингу дизайн следует подвергать ежегодно и если не в сторону кардинального обновления имиджа, то для развития линейки, т.к. это помогает поддерживать интерес к марке и может быть хорошим PR поводом. К счастью, дизайн упаковки в Украине в последнее время ощутимо прогрессирует. Появляются новые интересные возможности печати, это дает больше свободы для творчества.

Евгения Родионова Шампанское – одно из самых парадоксальных явлений винной Вселенной. Оно – и ностальгия по прошлому, и хрустальный шар, заглянув в который можно увидеть прекрасное будущее. Это и настоящее, для которого, собственно, и создан напиток – миг праздника, триумфа, торжества. Любовь, победа в состязаниях, амурные дела, политика, искусство, история, высшее общество: один хлопок, одно […]

Инновации йогуртов

На питьевые йогурты и ферментированные напитки пришлось 8,5% от общего объема мировых запусков молочных продуктов, согласно данным  Innova Market Insights, опубликованным в январе 2016 года. Хотя число новинок сегмента растет, их доля в общем объеме молочной продукции снижается.
«Рынок питьевых йогуртов имеет переменный успехом в последние годы», –  сообщает Лу Энн Уильямс, директор по инновациям исследовательской компании. «Позиционирование где-то между традиционным йогуртом, который употребляют ложкой, молочными напитками и другими безалкогольными напитками, оказалось сомнительным из-за высокого уровня конкуренции во всех этих сегментах».
После периода сильного роста в первой половине 2000-х, что обусловлено ростом интереса к здоровью и удобству, рынок оказался разделен на две отдельные части – порционные активные продукты для здоровья и традиционные питьевые йогурты – причем вторая испытывала растущее давление со стороны первой.
Рынок питьевых йогуртов пытается двигаться дальше в новых форматах и к новым целевым рынкам, хотя акцент на аспектах здоровья остается сильным. Более 80% мировых запусков (и 98% в США) акцентируют рекламные кампании на пользе йогуртов для здоровья.
Кроме того, несмотря на запрет использования термина "пробиотик" в ЕС, связь йогуртов со здоровьем сстемы пищеварения и кишечника подчеркивается. Это самая популярная в глобальном масштабе идея, используемая в более чем половине запусков новинок. Другие популярные ассоциации: легкость и низкокалорийность (45% запусков – с низким содержанием жира, сахара и /или низкокалорийных).
Интерес к чистоте также очевиден: более одной пятой запусков – натуральные продукты без добавок, консервантов, органика выросла почти на 27%.
Есть в настоящее время признаки того, что рынок движется вперед, с особым акцентом на йогурты и фруктовые напитки в формате смузи. В то же время растет интерес к альтернативным ферментированным напиткам, таким, как кефир, ласси и айран на основных рынках и в нетрадиционных областях.
Один из самых громких недавних запусков – исландский кисломолочный продукт «скир», появившийся в чистом виде и как смузи в таких странах, как США, Великобритания и континентальной Европы. Причем смузи предлагаются со спектром фруктовых вкусив, модных – кофе и ванили.
Еще один интересный вариант – предложение жидких йогуртов для рынка завтраков, как для приема еды в домашних условиях, так и на ходу в герметично закрытых пластиковых бутылках.
«Через несколько сложных лет, похоже, рынок питьевых йогуртов снова растет," – заключает м-р Уильямс. – "Обновленный акцент на удобство и удовольствие, в сочетании с имиджем здорового напитка уже привел к появлению формата удобных напитков или закусок, подходящих для употребления в домашних условиях или на ходу».
Фото: httpss://www.kurtsalmon.com

 

На питьевые йогурты и ферментированные напитки пришлось 8,5% от общего объема мировых запусков молочных продуктов, согласно данным  Innova Market Insights, опубликованным в январе 2016 года. Хотя число новинок сегмента растет, их доля в общем объеме молочной продукции снижается. «Рынок питьевых йогуртов имеет переменный успехом в последние годы», –  сообщает Лу Энн Уильямс, директор по инновациям […]

5 основных требований к бренду, планирующему выход на рынок Китая

Разумеется, такой масштабный рынок, как рынок напитков Китая, может иметь существенные локальные различия и нюансы. И каждый ваш очередной партнер на этом рынке может выдвинуть собственные правила и условия. Тем не менее, изучив мнения ряда ведущих китайских компаний. Можно говорить о некоторых обобщениях.

• Все по Библии: сначала было слово. Так что каждый производитель напитков, планирующий вывод бренда на рынок Китая, должен сделать акцент в начале своей работы на китайский язык. Специфика рынка Китая в том, что большинство китайских потребителей на всем континенте либо не говорят на иностранных языках, либо не владеют ими в достаточной степени. Хотя это утверждение может показаться совершенно очевидным, серьезные компании должны полностью принять китайскую языковую платформу (черные этикетки, описание дегустационных характеристик, маркетинговые материалы, национальный веб-сайт), чтобы их бренд стал доступным и понятным для китайских потребителей.

• Товарные знаки: Это сложный вопрос, который должен решить владелец бренда. Все патентированные товарные знаки, на исходном иностранном языке и на китайском, подлежат регистрации соответствующим китайским ведомством по товарным знакам. Просто удивительно, как много владельцев брендов пренебрегли этим простым требованием и рано или поздно поплатились за это.

• Наглядные маркетинговые материалы и видео-ролики: Картинка скажет больше тысячи слов – особенно, если целевая аудитория не говорит на иностранном языке! Видео-ролики о винодельне и виноделии, рассказы владельца семейной винодельни о ее истории – все это очень важно. Это инструменты, которые можно использовать в соцсетях, на торговых платформах в Интернете, а также для коммерческого обучения. Все эти материалы должны сопровождаться китайскими субтитрами.

• Мотивация и вдохновение продавцов: Владелец бренда должен заботиться не только об подготовке, но и о вдохновении и мотивации сотрудников, ответственных за продажи вин в Китае. Слишком часто мы видим сухие и скучные обучающие презентации, которых вовсе не достаточно для того, чтобы вдохновить продавцов – как наших собственных, так и продавцов в розничных магазинах – продвигать наши вина на рынке.

• Маркетинговые инвестиции: У каждого владельца бренда свои аппетиты и возможности для рыночных инвестиций. Однако стоит отметить тот факт, что китайский рынок не возникнет сам по себе из воздуха лишь по результатам упорной работы и труда импортера и дистрибьютора. Серьезно настроенному импортеру необходимо выделить определенный объем маркетинговых инвестиций наряду с кредитом доверия к тому, что импортер распорядится этими средствами эффективно, результативно и прозрачно. Разумеется, импортер должен оправдать это доверие, надлежащим образом используя средства и обеспечивая точность и надежность процедур оценки и составления отчетности.

 

Разумеется, такой масштабный рынок, как рынок напитков Китая, может иметь существенные локальные различия и нюансы. И каждый ваш очередной партнер на этом рынке может выдвинуть собственные правила и условия. Тем не менее, изучив мнения ряда ведущих китайских компаний. Можно говорить о некоторых обобщениях. • Все по Библии: сначала было слово. Так что каждый производитель напитков, […]

«Советовское» – имя собственное

Возможно, прозвучит несколько легкомысленно, но как только в те дни СМИ озвучили, что наша страна взяла курс на декоммунизацию и приступила к избавлению от символов советского режима, первая мысль была вовсе не о «Ленинской кузне» и не о «Красном резинщике»: а что теперь случится с «Советским шампанским»?

Собственно, в данном словосочетании оба слова в последнее время оказались под ударом. Причем первым попало под обстрел законников существительное: согласно европейскому закону о защищенных географических наименованиях, все производители, использовавшие понятие «шампанское» на этикетках, в определенный срок должны отказаться от этого названия в пользу игристых вин Шампани. Правда, отказ от типового наименования должен произойти постепенно, в течение десяти лет.
Тем не менее, серьезные производители игристого придерживаются превентивных мер, предпочитая выпускать вина под легитимными именами, вкладывая значительные средства в их продвижение.
Поэтому, несмотря на то, что в Украине ряд заводов все еще продолжает выпускать «Советское шампанское», ставшее именем нарицательным, олицетворяя Новый год, да и вообще – просто праздник, Киевский завод шампанских вин «Столичный» принял решение о переименовании одного из самых популярных брендов своего портфолио.
К вопросу подошли основательно, маркетологи изучали приверженность потребителя к прежнему наименованию.   При ближайшем рассмотрении выяснилось, что решить вопрос будет не просто. Именно «советское» – игристое или искристое – остается лидером продаж в период праздников на протяжении всех лет независимости. И никакие другие удачные проекты наших производителей не в состоянии отменить приятную традицию – пить «Советское шампанское», есть оливье и смотреть «Иронию судьбы». Черная этикетка и витиеватая надпись, хорошо это или плохо, но загипнотизировали нашу публику всерьез и надолго.
И отказ от традиционного названия, действительно, потенциально может существенно ударить по объемам сбыта. А ведь не секрет, что некоторые предприятия оживают только к предновогодним праздникам да благодаря  этому ностальгическому названию, поддерживая существование своего завода на плаву в менее удачные, с точки зрения продаж, будни.
И хоть в арсенале КЗШВ на сегодняшний день имеется целая обойма крепких брендов, дающих высокий уровень реализации (достаточно вспомнить «Українське» и «Наш Київ»), отказ от доброй старой марки – не просто «самострел» или акт, схожий с тем, о котором говорила моя бабушка: назло кондуктору пойти пешком. Это был бы добровольный и бессмысленный отказ от традиции. И, не побоюсь показаться пафосной или сентиментальной, вычеркнуть бесследно этот бренд из истории, – как отнять у малыша веру в Санта Клауса. Ведь для нескольких поколений «Советское шампанское» – обязательный атрибут праздника.
В результате решение оказалось простым и грамотным. Маркетологам Киевского завода шампанских вин «Столичный» был знаком эффект беглого чтения: «По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм». И по этому принципу произошли тактичные изменения, которым удалось и декоммунизацию произвести, и традиции сохранить. Думаю, редкого покупателя удержал от покупки игристого тот факт, что в преддверии новогодних праздников в названии любимого напитка, наиболее распространенного в Киеве и области, появились две лишние буквы и «Советское» плавно превратилось в «СоветОВское».  Пожалуй, смело могу утверждать, что большинство вообще не придали этому значения, ведь айдентика бренда осталась прежней – все та же черная этикетка, та же графика и цвет букв.  Официальная позиция «Столичного» прозвучала так: «Отныне известная всем марка носит название «Советовское шампанское». Мы пошли на такой шаг для того, чтобы сохранить один из главных атрибутов новогоднего праздника. Изменения коснулись только названия, качество любимого всеми игристого осталось на стабильно высоком уровне».
Ну, а то бдительное меньшинство, для которых смена названия не прошла незамеченной, разделилось в своих оценках события. Возможно, кому-то изменение показалось недостаточно радикальным. На взгляд других, «Советовское» прозвучало несколько иронично по отношению к режиму «молодости нашей». И, тем не менее, можно констатировать: Киевский завод шампанских вин «Столичный» оказался в числе первых производителей игристого, кто отреагировал на национальный курс Украины по избавлению от советской терминологии и дал своему продукту новое имя – имя собственное. А растущие продажи переименованного бренда красноречиво показали, за что голосует покупатель.
 

Возможно, прозвучит несколько легкомысленно, но как только в те дни СМИ озвучили, что наша страна взяла курс на декоммунизацию и приступила к избавлению от символов советского режима, первая мысль была вовсе не о «Ленинской кузне» и не о «Красном резинщике»: а что теперь случится с «Советским шампанским»? Собственно, в данном словосочетании оба слова в последнее […]

Châteauneuf-du-Pape: история тиснения на бутылках

Шатонеф-дю-Пап, расположенное на юге долины Роны имеет в своей истории множество интригующих моментов. Один из них касается появлению на устойчивых бутылках от легендарного шато, похожих на шахматные фигуры, замысловатого тиснения. Такими бутылками не может похвалиться ни одно шато мира: на каждой бутылке винного хозяйства запечатлена печать Папы Римского.

История гласит, что в 14-ом веке, Папа переехал в Авиньон на юге Роны. Свое поместье он назвал незамысловато: Шатонеф-дю-Пап — что означает «новый замок Папы». Правда, Папа по-отцовски, не скупясь, взялся ставить свою печать на вина всех местных виноделов. Со временем она стала ассоциироваться с местными винами из сорта Гренаш. Но со временем в винодельческое поместье, принадлежавшее Папе пришли новые владельцы и во через шесть столетий она стала частью бренда Châteauneuf-du-Pape.

Шатонеф-дю-Пап, расположенное на юге долины Роны имеет в своей истории множество интригующих моментов. Один из них касается появлению на устойчивых бутылках от легендарного шато, похожих на шахматные фигуры, замысловатого тиснения. Такими бутылками не может похвалиться ни одно шато мира: на каждой бутылке винного хозяйства запечатлена печать Папы Римского. История гласит, что в 14-ом веке, Папа […]

Дизайн коньяка: шанс потрогать музыку руками

 

Евгения Родионова

По одной из легенд, однажды в поисках пятого элемента для получения золота шевалье Жак де ла Круа-Маррон – алхимик из Шаранты – решил предать повторной дистилляции виноградный спирт. Чудо произошло: на свет появился прародитель коньяка. По сей день во время второй перегонки его делят на три фракции, две из которых – первую (голову) и последнюю (хвост) – отправляют на повторную переработку, а среднюю – сердце – на выдержку в бочках. Побывав в т.н. «раю», а точнее – в той части склада, где хранятся старые спирты – выдержанные «сердца» соединяются, рождая уникальные симфонии ароматов и вкусов, и в созданных специально для них стеклянных сосудах устремляются во все части света. Сегодня мы говорим о коньяке, сотворенном для выражения благодарности, признания, глубоких чувств: мы рассматриваем Коньяк как Подарок.

Сердце в футляре

Это парадоксально, но, по словам Филиппа Сэ – руководителя студии промышленного дизайна Version Originale (Франция), – чем проще и лаконичнее выглядит бутылка, тем сложнее было дизайнеру ее придумать. Так и с самим коньяком: чем более выверена, отточена формула купажей, тем изысканнее вкус. Эта связь между сосудом и его содержимым заставляет создателей биться над формулами и формами, чтобы удивлять в итоге потребителя простотой, граничащей с совершенством. Результаты – налицо. По докризисным данным Национального межпрофессионального бюро Коньяка (Bureau national interprofessionnel du cognac, BNIC) в 2007 году по всему миру было продано 158 миллионов бутылок (что на 14 миллионов больше, чем в 2006 году), причем более половины из них составили элитные марки класса Extra, Napoleon, XO. В подтверждение этой информации пять Коньячных Домов – Camus, Hennessy, Courvoisier, Martell и Remy Martin – тогда же объявили, что с 2001 года их продажи выросли почти на 40%. Совпадение или нет, но именно эта пятерка на небосклоне дизайна является созвездием, на которое равняются все другие производители. Да и принадлежность к Qualité Supérieure Supérieure (QSS) – категории премиум – наверняка дает о себе знать. К сегменту QSS сегодня тяготеет весь мировой рынок, несмотря на то, что за эти годы, прошедшие со старта кризиса, показатели роста сократились и в коньячном сегменте. Причем в коньячном, может быть особенно. Но если сегодня даже водка массово устремилась в высшие сферы, то аристократам напиточного рынка сам Бог велел. На дизайне коньяка эта тенденция сказывается весьма своеобразным образом. Премиум бренды поступают в продажу в простом и элегантном оформлении, демонстрирующем выдающееся мастерство дизайнеров.
Вспомним: в числе лидеров новой лакшери-волны Коньячный Дом Delamain презентовал эксклюзивный коньяк Le Voyage de Delamain, выпущенный раритетной партией всего в 500 экземпляров (розничная цена – около 7600 евро за бутылку). Скромный, элегантный, без лишних изысков обтекаемый декантер был выдут вручную из хрусталя Baccarat. Его тело украшено лаконично, но достойно: на горлышко надет серебряный ошейник-колье с лого Delamain. В то же время, фактически обнаженную бутылку создатели поместили в роскошную презентационную коробку, над которой трудилась целая команда лучших дизайнеров Франции. Гофрированный кожаный футляр напоминает развернутый на 180 градусов аккордеон – один, кстати, из символов Франции. Чтобы достать напиток, достаточно развести по сторонам две половинки коробки, удерживаемые магнитами. Изобретательно, стильно, оригинально.
Зачастую в коньячном деле в качестве сувенирной упаковки используются деревянные шкатулки, обтянутые тканью. Например, упаковка Hennessy Richard с внешней стороны покрыта тончайшим нубуком, а изнутри оформлена расписным сатином. Короба для продукции коньячного дома Martell обтянуты роскошным бархатом. Для Frapin VIP XO 2000, произведенного в ограниченном количестве, ларец был изготовлен из ценной породы африканского дерева и снабжен сигарным отсеком с термометром и регистратором влажности.
В Украине наиболее эстетствующие марки отдают предпочтение деревянным коробам, – символу времени, которое провели спирты в дубовых бочках. Большинство же склоняется либо к картону, либо, все чаще, к жестяным тубусам. В качестве удачного примера приведу упаковку элитной коллекции ТМ «Клинков». Этим же путем идут и другие – коньяки торговых марок «Георгиевский 5*», AleXX, «Таврия». Кроме традиционного цельного тубуса, закрывающегося сверху крышкой, на украинском рынке встречаются и иные его вариации. Например, для упаковки коньяков Одесского коньячного завода серии ESTE в свое время был создан жестяный тубус с «окошком», через которое видно бутылку с наименованием. Коньяк «Жан-Жак. Престиж» помещался в деревянный тубус, выполненный в форме телескопической трубы. В подарочных наборах встречаются преимущественно брендированные бокалы.

    

Круговая порука

Несмотря на сентенцию «все гениальное – просто», дизайнеры продолжают жонглировать фигурными бутылками, пытаясь привлечь внимание публики, и, по нашим наблюдениям, все более популярной фигурой оказывается круг. В избранные круги вошли коньяки Rémy Martin – XO Excellence и XO Premier Cru, помещенные в рифленые сосуды, имитирующие солнце, Rémy Martin Extra в лаконичном флаконе, а также неподражаемый LOUIS XIII Grande Champagne Cognac. Круглыми формами примечательны Camus Borderies XO, элитные коньяки Delamain и Camus XO Superior. В абсолютный круг вписались и Martell ODYS, и Frapin EXTRA, и 26-летний Hardy «Фляга рыбака». Renault Carte d`Argent – это также круг, обтянутый в поясе матовой «лентой». Его круглая этикетка размещена в центре бутылки, а в варианте Extra бутылку венчает хрустальная пробка с кольцом, напоминающим нимб. Кстати, Дом Renault всегда славился подчеркнутым вниманием к внешнему виду своих коньяков: он одним из первых стал поставлять напиток не в бочках, как было принято ранее, а в бутылках, благодаря чему добился немалой известности на рынках Великобритании и Скандинавских стран. Нельзя не упомянуть об армянских коньяках ТМ «Ной», вся линейка которых (за исключением лишь 25-летнего «Властелин» в бутылке «хеопс») представлена в бутылках серии «гелиос». Тенденцию быстро подхватили и отечественные производители. Например, «Агропромышленная фирма «Таврия» свои коньяки «Аскания» и «Херсон», относящиеся к категории «КС», облачила в округлые формы. Также поступил в свое время и Одесский коньячный завод с коллекционными коньяками «Золотой Дюк», «Русь», «Киев», «Одесса» и «Украина».
Форму полусферы применили дизайнеры коньяков Chabasse Imperial, а также Bowen EXTRA. В случае с последним основание бутылки обтянуто кожей того же цвета, что и футляр для данного образца.
От абсолютного круга к каплеобразной форме перешли коньяки Initiale Extra и XO Imperial марки Courvoisier, De Luze Cognac XO, практически весь ассортимент коньячного дома Otard. Элипсоидную форму выбрали производители коньяков ТМ «Клинков» для серии Family Collection.
Фигурная бутылка из литого хрусталя использована в производстве звезды первой величины из созвездия коньяков тираспольского завода KVINT – выдержанного в течение 40 лет «Суворова».
Кроме того, сегодня производители активно применяют либо четырехугольную форму (Camus Extra, 55-летний Otard XO, Hennessy Paradis, Renault Carte Noire, «Александрийский», «Таврия»), либо сосуды, напоминающие вытянутые бордоские бутылки. Однако бурная фантазия дизайнеров и присущее производителям желание удивить порой выбрасывают на берег рынка такие жемчужины, пройти мимо которых, не остановившись, – невозможно. И все чаще прилавки супермаркетов напоминают выставочную галерею.

Арт, авангард и исторический фактор

По убеждению Филиппа Сэ, с точки зрения маркетинга, сегодня крайне важно тонко, но максимально эксплуатировать известность марки, ее историю, традицию. В качестве успешного примера эксперт приводит последнюю презентацию Rémy Martin Vintage Premier Cru 1988 года: владельцы решили «достать из подвала» бутылку, использовавшуюся для розлива в 1950 году, тонировать ее в черный матовый цвет и заполнить уникальным коньяком сложного года, более 18 лет проведшего в бочках из лимузенского дуба. Примерно в таком же стиле и в том же цвете выполнен Courvoisier Napoleon. На зов предков идут многие. Кто-то подписывает этикетки «вручную», кто-то использует фамильные гербы или воссоздает старинную форму тары.
На наш взгляд, Frapin XO VIP сделал это с шиком. Коньяк был выпущен в элегантном графине – точной копии флакона, использовавшегося в ХVI веке, украшенном золотым фризом и позолоченной пробкой из чистого золота в 24 карата.
Несмотря на то, что, если верить специалистам, эффективный дизайн заключается в лаконичных формах, а модные тенденции декларируют возврат к первоистокам, – кича и блеска, а также авангарда никто не отменял. Более того, современные технологии дают дизайнерам возможность воплощать самые смелые фантазии.
Предавшись вдохновению, известный французский дизайнер Серж Мансо не так давно разработал для Martell Creation’s Grand Extra утонченный и элегантный образ. «Римская арка, триумф, награда. Настоящая алхимия поэзии. Как музыка – безмолвие, бутылка заполняет пустоту жизнью», – говорит автор. Опытный мастер, исполненный энтузиазма и творческого воодушевления, он сумел соединить в своем творении современность и традиции. Связь прошлого с настоящим выражена с помощью главного элемента – тройной арки, которая во многих культурах мира символизирует победу и триумф. Идея, по признанию автора, была навеяна также некой алхимией, которая, по мнению г-на Мансо, сопровождает весь процесс производства коньяка. Он хотел подчеркнуть, что не все в этом мире подчиняется воле человека – всегда есть некий элемент волшебства. А уж тем более, если речь идет о рождении великого напитка.
Еще одним нашумевшим проектом Сержа Мансо стал оригинальный хрустальный графин, по форме напоминающий хорошо ограненный драгоценный камень, для коньяков Camus Jubilee. Букет, созданный в 1913 году Эдмондом Камю в честь 50-й годовщины основания торгового дома, облачился в достойный наряд. К слову, Коньячный Дом Camus первым стал использовать для коньяка хрустальные графины Baccarat ручной работы и коллекционные фляги из лиможского фарфора в форме книг. Эти «книги», посвященные таким великим мастерам искусства, как Ван Гог и Ренуар, выполнены вручную и декорированы золотом в 22 карата. Дом Hennessy подхватил «литературную» тему и воплотил ее в образе библиотечного ларца в кожаном переплете, открыв который, можно обнаружить настоящее произведение – коньяк Hennessy Bibliotheque.
Коньяк A.E. DOR Gold выходит в керамическом декантере, тонированном под золото. А коньячный дом Gautier создает эксклюзивные сосуды из фарфора в виде аэропланов, знаменитого сиднейского Opera House, корабельного штурвала, смастеренного из стекла, дерева и веревки… Еще одним направлением, правда, больше прагматическим, чем дизайнерским, стало создание коньяков в миниатюре. В крошечные флаконы разлил A.De Fussigny коньяк ХО, миньоны выпустил также Дом Hennessy.
В Украине тематических сосудов для коньяка на полках пока не так много, как во Франции, но большинство из них достойны внимания. Одни – с точки зрения примера для подражания. Другие – для того, чтобы учиться на чужих ошибках.
Если говорить о первых, то, пожалуй, я бы с ностальгией вспомнила о былом – еще не поменявшем своих собственников «Коктебеле»: в линейке коллекционных коньяков крымского производителя тех времен был что ни образец – то великолепный образ.
Вспомню марочный коньяк «Коктебель Коллекционный», в бутылке в виде парусника с синей этикеткой. Синий – цвет Страны голубых вершин, а парус – символ романтического Крыма, навевающий воспоминания – о феодосийской бухте, расположенной неподалеку от Коктебеля, где доверчивая Ассоль ждала своего принца… Пока не дождалась, хочется с сарказмом сказать сегодня, но не о том речь.
Если говорить о привязке к местности, то еще один отечественный коньяк (Крым наш – напомню!), выпускаемый в сувенирной бутылке, о котором хотелось бы упомянуть, – всемерно (названием, формой и т.д.) поддерживающий ассоциативный ряд с родиной коньяка Францией, – «Жан-Жак». Эйфелева башня, в виде которой исполнен его сосуд, получает логическое объяснение и поддержку в телевизионном ролике. По мнению создателей, этот образ несет французскую культуру в массы, сообщая потребителю, что напиток произведен по французской технологии. Картонная упаковка для коньяков «Жан-Жак» также выполнялась с изображением пейзажей Парижа. В любом случае, вид этого бренда вызывает желание если не съездить в Париж, то хоть погладить французского бульдога и, – как без этого – выпить бокал «Жан-Жака».
P.S. С тех пор, как в 1947 году один из прямых потомков капитана Ричарда создал знаменитую бутылку с виноградной лозой и листьями для коньяков дома Hennessy, и с его легкой руки Дом стал безусловным лидером на коньячном рынке, изменилось многое. Но есть подозрение, что и через двести лет Hennessy будет придерживаться собственного стиля. Стать классикой завтра, а то и вовсе достичь стиля «вне времени» – вот мечта каждого мастера, создающего Коньяк. D+

 

  Евгения Родионова По одной из легенд, однажды в поисках пятого элемента для получения золота шевалье Жак де ла Круа-Маррон – алхимик из Шаранты – решил предать повторной дистилляции виноградный спирт. Чудо произошло: на свет появился прародитель коньяка. По сей день во время второй перегонки его делят на три фракции, две из которых – первую […]

Как денди лондонский одет… бокал выходит нынче в свет

Юлия Билека

Солидный возраст изобретения Клауса Риделя дает все основания утверждать, что более полвека со дня явления народу вершины творчества богемской компании – бокала Riedel – не прошли даром. День ото дня лучшие мастера всего мира с особой скрупулезностью оттачивали филигранное искусство рождения бокала, благодаря которому каждый напиток в нем может раскрыться наиболее ярко.

И если справедливо утверждение приверженцев функционального дизайна, что содержимое определяет форму, то очевидно одно: еще не одно десятилетие нас будут радовать достижения дизайнерской мысли. Мир напитков постоянно пополняется новыми экспонатами, требующими не только внимательного и правильного к себе отношения, но и ничем не искаженного восприятия.

Drinks+ решил выяснить, какие изменения претерпел дизайн бокала после своего появления и что нынче предлагают потребителю современные гуру стекла. После разбора последних трендов рынка сосудов для питья почему-то первой приходит мысль вроде «классика forever». И дело тут не в субъективных пристрастиях. Просто со времени изобретения традиционного тонкого бокала на высокой ножке никто другой пока не смог угодить взыскательному вкусу ценителей дорогих напитков. И, к радости ведущих производителей изящных бокалов, мода на них не проходит.

Классическая форма бокала позволяет выдерживать основные правила культуры потребления, к примеру, вина. Тонкая ножка придумана не для того, чтобы проверять степень опьянения человека, ставящего бокал на стол; ее предназначение – поддерживать необходимую температуру. Ведь разогретый теплыми ладонями бокал может вызвать ошибочное суждение о качестве налитого в него вина, а несоответствующая форма купола неправильно зонирует во рту его поток, который, минуя нужные рецепторы на языке, искажает вкусовую гамму. К тому же форма бокала оказывает немалое влияние и на ароматические свойства напитка.

Что касается визуального восприятия бокала, то, несмотря на всевозможные дизайнерские веяния, ни одно уважающее себя заведение не станет использовать для вина, коньяка и пр. бокалы из цветного стекла. Игнорирование некоторых произведений стекольного искусства связано с тем, что люди в первую очередь обращают внимание на игру оттенков напитка в бокале, определяя его возраст и качество. Танец света и вина цветное стекло просто-напросто затмит, так и не дав в полной мере насладиться ярким зрелищем.

Использование бокала из темного стекла допускается во время так называемых «слепых» дегустаций. Максимум, что можно себе позволить, – это бокал на цветной, не очень яркой ножке. Однако и у семейства разноцветных есть свои почитатели. Одни любят популярный эклектический стиль, другим просто нравится «живенькая» сервировка разноцветной посудой. Для домашнего романтического ужина вполне уместными могут оказаться вошедшие в последнее время в моду бокалы, расписанные вручную витражными либо акриловыми (с золотом) красками. (К слову, сегодня расписывают все, что оказывается под рукой: от мебели и посуды до тканей).

В продолжение темы визуальных эффектов скажем о концептуально новом дизайне бокала, представленном на суд публике год тому американской студией дизайна AlissiaMT Design. Серия необычной посуды для шампанского, ликеров и мартини носит название InsideOut glasses («Бокалы шиворот-навыворот»). Сосуд такой серии состоит из двух стеклянных емкостей: внешней – тонкого бокала высотой 23,5см и 3,8см в ширину, и внутренней – классического бокала для шампанского без подставки. Таков же принцип конструкции бокала для мартини и ликера: крепления между его обеими частями отсутствуют – стекло подобной формы просто выдувается мастером. Среди главных преимуществ разработчики называют двойные стеклянные стенки, не дающие напитку быстро нагреваться. А это, согласитесь, решительный шаг на пути к будущему фужеров без ножек. Набор из двух бокалов ручной работы можно приобрести за $60.

Идею AlissiaMT Design несколько трансформировала дизайнер из Бруклина Миа Феррера Везенталь. Ее проект стакана для мартини – «На скалах» – стал победителем престижного международного конкурса Bombay Sapphire Designer Glass Competition 2008, который проводится уже много лет и успел зарекомендовать себя как один из самых авторитетных смотров молодых дизайнеров. Бокал-бриллиант от Mia Ferrera Wiesenthal, несомненно, достоин столь великой чести. Привычная узкая ножка «мартинки» тут напрочь отсутствует. Сама же форма осталась прежней, только «обросла» рельефом и приобрела вид этакого неограненного алмаза. Глубокий синий цвет стекла завораживает, придавая бокалу сходство с драгоценным камнем огромного размера. Ну а для гламурных поклонниц легендарной Мэрилин Монро дизайнеры из Hourglass Studio создали небольшую коллекцию роскошных бокалов с портретом знаменитой актрисы, с инкрустированным на месте знаменитой родинки камешком Swarovski. Стенки этих изящных изделий ручной работы как будто покрыты инеем, а на основании их ножек – размашистая роспись Монро.

Каждый бокал из этой редкой коллекции имеет собственный сертификат качества и регистрационный номер.
Творчество – процесс эфемерный, а потому, когда вдруг приходит муза, многие готовы принести на алтарь искусства, к примеру, рациональность или функциональность своего «шедевра». Так, осенью 2008 года французский скульптор Этьен Мено представил на суд публики бокалы в виде артерий человеческого сердца.

Анатомическое сходство между сердцем и бокалом становится сильнее, если в последний налить красное вино. Однако истинных ценителей вина такой бокал вряд ли покорит, поскольку доступ кислорода к вину в таком бокале весьма ограничен, что не дает возможности аромату полностью раскрыться. Сложность состоит также и в том, что мыть такую посуду практически невозможно, однако это не помешало автору бокала назначить за свое творение цену в $2тыс.

Одним из самых концептуальных проектов нынешнего года стало отображение в дизайне бокалов семи смертных грехов человечества. Автором столь одиозного замысла стал молодой дизайнер из Лондона Каспер Гамильтон. Довольно сложно и не совсем приятно пить из таких бокалов: их конструкция мешает процессу, как не дают нам жить грехи. Особая форма каждого символизирует один из них. К примеру, алчность представлена самым большим и пузатым бокалом с многочисленными изогнутыми отростками, похожими на щупальца осьминога. Но выпить из отростков весьма проблематично: если опрокинуть бокал, вино может выплеснуться на лицо и одежду. Так и жадность отхватывает больше, чем человек может проглотить. Однако не будем углубляться в описание каждого образца из этой коллекции, хотя стремление дизайнеров явить миру шедевры, способные перевернуть традиционные представления о сосуде для напитков и раздвинуть границы нашего восприятия, вполне оправданно. Правда, за редкими исключениями, проявления буйной фантазии творцов сводятся к чему-то нефункциональному или вообще китчу.

Не стоит забывать, однако, что бокал – посредник между продуктом производителя напитков и самим потребителем. Это своеобразное средство логистики, направленное на качественную и комфортную доставку энергетического послания, адресованного всем тем, кто обращается к сосуду для наслаждения вкусом напитка. И чтобы понять весь смысл, сокрытый на дне бокала, ценители старой доброй классики готовы без малейшего сожаления отбросить эстетическую составляющую, явившую ярчайшие примеры экспериментов с сознанием потребителя.

Предлагаем несколько ориентиров в последних достижениях консервативных производителей бокалов, использующих традиционные, а оттого и более близкие нам технологии. Постоянно совершенствуя и без того практически идеальную форму, многие лидирующие производители, в числе которых и Riedel Glass, постепенно отказываются от использования в производстве стекла для бокалов свинца, придающего изделиям особый блеск и чистоту.

В последнее время рынок стекла для застолья претерпел существенные изменения. Хрусталь все более вытесняется закаленным и обычным стеклом. Причина кроется не только в дороговизне хрусталя, особенно ручной обработки, но и в неоднозначном мнении о вреде оксида свинца, применяемого при изготовлении хрусталя.

В средневысокой ценовой нише, помимо произведений Риделя, в Европе очень популярна продукция французской фирмы Crystal D’Arques, известной своей серией Master Collection для профессиональных дегустаций. Это классический гладкий хрусталь без огранки и насечек, что позволяет лучше оценить цвет, прозрачность и консистенцию вина. Тонкие края бокалов отшлифованы лазером, что обеспечивает им необходимую прочность. Кроме того, спросом пользуются и бокалы торговых марок Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24%-м содержанием оксида свинца. В более высоком ценовом сегменте располагается продукция ирландской компании Waterford, производящей хрусталь с рекордным 33%-м содержанием оксида свинца. Компания изготовляла кубки для инаугурации президента США Билла Клинтона и других торжественных событий. Waterford выпускает также серию Vintage Marquis, в которую входят четыре бокала для вина, суженный кверху бокал для бренди и классический бокал для мартини.
А немецкий концерн Schott Zwiesel уже полностью исключил «свинцовую» технологию, разработав инновационный метод повышения прочности крепежа бокала с ножкой – наиболее уязвимого места конструкции. Применение просветленного стекла делает бокал практически неотличимым от хрустального, а по своей прочности он значительно превосходит своего старшего брата. Скорее всего, именно это направление в производстве и станет вскоре основным.

Средняя стоимость хрустального бокала колеблется в пределах $30-50, но может достигать и нескольких тысяч долларов, правда, за антикварные образцы. К примеру, в скором времени редчайшие бокалы для шампанского, созданные в XIX веке известным производителем стекла и хрусталя Baccarat, будут выставлены на аукцион. Коллекция из 12 единиц была создана еще для российского императорского суда. Узоры на них лишь незначительно отличаются от мотивов, применявшихся в создании схожих сосудов для российского императорского дома. Винтажные бокалы Baccarat, подлинность которых удостоверена итальянскими и французскими специалистами, можно увидеть исключительно в музеях или частных коллекциях.

Стоимость одной коллекционной единицы от этого производителя составляет порядка $2тыс. Благодаря технически совершенному исполнению хрусталь и столовое стекло Baccarat сегодня пользуются во всем мире огромной популярностью среди любителей благородных и гламурных вещей.

Высокая стоимость при больших издержках, связанных с особой хрупкостью посуды, существенно сужает сферу использования хрусталя, поэтому подобные изделия чаще всего приобретаются для VIP-залов элитных ресторанов и подачи коллекционных вин. Каковы бы ни были последние тенденции в дизайне, сегодня колоссальное внимание уделяется именно специальному столовому стеклу. И вполне возможно, что хрупкие хрустальные фужеры скоро станут большой редкостью. Но в одном нельзя не согласиться с мнением наследника давних традиций Георга Риделя: «Хотя бокал не может повлиять на само вино или, скажем, коньяк, он способен в корне изменить ваши ощущения от него».

Юлия Билека Солидный возраст изобретения Клауса Риделя дает все основания утверждать, что более полвека со дня явления народу вершины творчества богемской компании – бокала Riedel – не прошли даром. День ото дня лучшие мастера всего мира с особой скрупулезностью оттачивали филигранное искусство рождения бокала, благодаря которому каждый напиток в нем может раскрыться наиболее ярко. И […]

X
Украина