Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Владимир Печко

Владимир Печко: «Все, что выгодно отрасли в целом, – выгодно и нам!»

16.08.2021, Персона Автор: Наталия Захарчук

Владимир Печко – один из самых молодых руководителей объединений аграрного сектора. При  этом и один из наиболее деятельных на этом рынке. Председатель общественной организации «УКРСАДВИНПРОМ» рассказал шеф-редактору Drinks+, какие вызовы сегодня стоят перед ним и как удается с этим справляться.


Владимир, вы занимаете очень серьезную должность в отрасли. Многим, наверное, интересно, как вы к ней пришли: в какой-то момент почувствовали, что такая структура необходима сельскому хозяйству Украины и учредили ее, или это сделал кто-то другой и вас пригласили возглавить организацию?

«УКРСАДВИНПРОМ» начался с «Укрсадпрома» в 2015 году. У меня тогда был (к слову, есть и сейчас) собственный аграрный бизнес, который находится в Харьковской области – яблоневый сад и посадки кустов смородины, а также предприятие с переработкой и соковой линией. Но в 2015 году садоводы столкнулись с проблемами экспорта в Россию. Россия на тот момент уже 6 лет занимала первое место по импорту яблок в мире, так что сбывать продукцию стало некуда… Нам повезло, что в тот период к нам обратились китайцы, готовые импортировать наши ягоды и фрукты. Однако они не хотели работать с какой-то конкретной компанией – только с ассоциацией. В то время такой ассоциации не было, и мы решили создать ее – это было жизненно необходимо для выхода на новый рынок сбыта. У нас все получилось, и украинская продукция садоводства стала продаваться в Китае.

пресс-конференция

Наших производителей подталкивает к этому жизнь, а, в принципе, идея прозрачна: чтобы украинским аграрным отраслям выжить и конкурировать на мировом рынке, необходима консолидация. Вы объединились вовремя и что успели сделать за этот период?

Одним из направлений деятельности ассоциации является представление компаний в судах. На момент образования «Укрсадпрома» государство задолжало садоводческим предприятиям более 200 млн грн. Начиная с 2016 года мы успешно отсудили около 100 млн грн! Это был один из шагов, необходимых для восстановления программы финансирования садоводства, виноградарства и хмелеводства. После этого к нам начали обращаться и виноделы. В 2017-м к нам присоединились компании «Шампань Украины», «Шабо», «Агрофирма совхоз Белозерский», Wine Petrov. Именно в этот момент «Укрсадпром» превратился в «УКРАСАДВИНПРОМ».

Кроме того, за эти годы мы представили нашу продукцию на многих международных выставках, среди которых Gulfood в Дубае, Anuga в Кельне, Fruit Logistica в Берлине, SIAL в Париже, Riga Food и др. – всего их около десяти. Пока что мы участвовали с нашими садоводческими предприятиями, но также готовы принимать участие в таких мероприятиях и с виноделами. Что касается винодельческих предприятий, то мы вышли на диалог с Министерством АПК относительно проблем в виноградарско-винодельческой отрасли. В середине июля запланировано совещание с виноделами и министром АПК для обсуждения и решения критических вопросов, а именно относительно выкупа земли под виноградниками и садами, закупка винограда малыми виноделами без утери упрощенной формы получения лицензии, контроль качества винодельческой продукции Украины, отмена акцизной марки на сухие вина (крепостью до 15%), расширения виноградарско-винодельческой зоны на всю площадь страны и много других.

Печко в винном погребе

Вы перечисляете продуктовые выставки. Но есть ряд авторитетных мировых специализированных винных экспохабов. Если в рядах вашей организации значительная доля виноделов (а область интересов нашего журнала именно виноградарство и виноделие), то, наверное, есть смысл работать и с выставками этого профиля? Скажите, сколько всего членов в «УКРСАДВИНПРОМЕ» и какой процент среди них составляют виноделы?

В «УКРСАДВИНПРОМЕ» более 200 членов, 40% из которых – виноградари и виноделы, которые составляют 80% виноградарско-винодельческого рынка Украины. В нашей организации состоят ассоциации закарпатских, львовских, днепропетровских виноделов, виноделов Причерноморья, Валерий Петров со своей ассоциацией. У нас в стране малых виноделов не сильно слышат и воспринимают, но, считаю, что для популяризации и возрождения украинского вина малые винодельческие компании очень важны.

На выставке

Здесь мы с вами абсолютно согласны и со своей стороны тоже пытаемся поддерживать малых виноделов. И, конечно, было бы правильно, если бы эти маркетинговые шаги по продвижению украинских виноделов нашей медиагруппе помогали делать если не госструктуры, то общественные объединения – мне кажется, в этом одна из их функций. Уверены, вы это понимаете, ведь мы с вами хорошо знакомы и знаем, что вы разбираетесь во многих направлениях и отраслях сельского хозяйства. К слову, где вы учились, какая у вас специализация?

У меня два высших образования. Сначала я окончил Харьковскую юридическую академию им. Ярослава Мудрого по специальности «юрист», а затем Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева, факультет бухгалтерского учета и аудита, а в 2017 году защитил диссертацию по аграрной экономике и получил степень кандидата экономических наук. А в садоводстве я, можно сказать, с детства. Уже в 14 лет работал учетчиком на производстве. Я вырос в саду и именно с ним связал свою судьбу и профессию. И сейчас продолжаю наш семейный сельскохозяйственный бизнес.

Печко

Нет ли ощущения, что нужны более глубокие знания в виноградарстве и виноделии, или, на ваш взгляд, в этом нет необходимости для выполнения ваших обязанностей? Если ощущение нехватки есть, то где планируете пополнить знания – в учебном заведении, на курсах, читая специальную литературу, или на практике, общаясь с виноделами? Наверное, уместно вспомнить, что вы ездили в большой образовательный тур с Drinks+ по самым продвинутым шато Франции, и тогда мы обратили внимание, как много вы задаете глубоких профильных вопросов – на производствах, виноградниках и дегустациях.

Технического винодельческого образования у меня нет и, конечно, ощущение нехватки знаний имеется. Но я постоянно интересуюсь темой виноградарства и виноделия, стараюсь пополнять свои знания и получать больше информации, где только возможно. Я посещал различные курсы, тренинги, постоянно участвую в дегустациях. Уровня сомелье я пока не имею, но у меня есть понимание того, как объективно должна проходить дегустация. Поэтому меня часто приглашают быть главой дегустационных конкурсов и тейстингов, чтобы не допустить нарушений и оценивание было справедливым.

Также стараюсь интересоваться спецификой производства. Нужно знать технологические процессы, представлять себе, как производится вино, чтобы ориентироваться в этой теме. Ведь перед тем, как высказывать какую-то позицию, мне нужно во всем разобраться самому. Например, так было в вопросе по содержанию свободной серы в вине. Мне сказали, что осталась старая советская норма. Разобраться, что это и как должно быть в идеале, мне помогла Вера Михайловна Козливская, которая на тот момент была главой правления ПАО «Коблево». А затем мы вместе с ней внесли необходимые изменения в стандарты. На сегодняшний день этот вопрос решен.

Какие задачи сейчас стоят перед «УКРСАДВИНПРОМОМ», в том числе и в области виноградарства и виноделия? Что сегодня в приоритете для специалистов этих отраслей?

В последнее время я вообще больше внимания уделяю виноделию. Здесь много нерешенных проблем в законодательстве, которому мы уделяем много внимания. Так, «УКРСАДВИНПРОМ» инициировал изменения в постановлении КМУ по программе финансирования. Эта программа ежегодно выделяет 400-450 млн грн на финансирование садоводства, виноградарства и хмелеводства. При этом в садоводстве поддерживалась любая переработка – соковые линии, холодильные камеры, упаковка и т.д., а в виноделии была только компенсация по посадке виноградника, на шпалеру и орошение. На сегодняшний день благодаря нашим усилиям от государства можно получить финансирование на емкости, пневмопрессы, дробилки – практически на все для первичного виноделия. И, конечно, мы стремимся к наращиванию экспортного потенциала украинского виноделия. Также в ближайшее время вместе с нашими партнерами будем разрабатывать дорожную карту развития винодельческой отрасли, кроме того, необходимо поработать над реестром виноградарских насаждений.

с Оксаной Ткаченко

Вот хотелось бы с этого момента поподробнее, так как Drinks+ имеет значительный маркетинговый потенциал в этом направлении. Но наши виноделы, к сожалению, в большинстве своем до сих пор не понимают, каким обладают преимуществом (по крайней мере, перед той же Грузией или Молдовой, где подобных международных медиа нет).

В планах «УКРСАДВИНПРОМА» и дальше развивать бренд «Украинское вино». В скором времени планируем принять участие в международных выставках винодельческой продукции. Мы очень рассчитываем на поддержку правительства в наших планах по расширению географии экспорта в страны Африки и Азии украинской винодельческой продукции. И любая работа, которая поможет расширить узнаваемость украинского вина в мире и увеличит спрос и популярность наших вин, в том числе и международная премия Wine Travel Awards, инициатором которой стал ваш журнал, сможет раскрыть потенциал винного туризма Украины. В таких странах, как Франция и Италия, потребляют около 40-50 литров вина в год на душу населения. Этот высокий уровень достигается не только за счет граждан этих стран, а также за счет туристов-вайнловеров, путешествующих по местным шато. А, в отличие от мировых винодельческих стран, Украина никогда не развивала малое виноделие и винный туризм. Надеюсь, сделаем это вместе с Drinks+.

Вл Печко

Знаем, что работа в «УКРСАДВИНПРОМЕ» для вас, скорее, хобби, ведь ведете еще и собственный бизнес. Как справляетесь с задачами организации, есть ли у вас помощники, чтобы достичь всех целей? Кто в вашей команде?

Нет, это не хобби, а скорее общественная нагрузка, которую я добровольно делаю. В организации работает всего восемь человек. В нашей команде – юристы, технологи, специалисты в агрономии, которые помогают понять, что выгодно отрасли. Кроме того, благодаря своим коммуникациям мы можем влиять на законодательный процесс и защищать в судах интересы членов организации. К нам могут обращаться за помощью члены нашей ассоциации и не только. «УКРСАДВИНПРОМ» – это голос садовода, виноградаря и винодела в Киеве.

«УКРСАДВИНПРОМ» – некоммерческая общественная организация. Откуда берете средства для своей деятельности?

Существует взнос, который для всех членов ассоциации одинаков – 100 грн с гектара, и отдельно обсуждаем сумму, если компания своих виноградников не имеет. Мы предоставляем консультации, разработку технологических инструкций, помощь агронома, можем оказать помощь в подготовке документов для бюджетного финансирования, организовывать встречи министерств, ведомств с представителями виноградарско-винодельческой отрасли, фискальной службой, оспорить незаконные штрафы. Нужно организовать экспорт – давайте объединяться и экспортировать вместе, у нас есть специалисты. Члены нашей ассоциации могут пользоваться всеми этими возможностями. 90% работы «УКРСАДВИНПРОМ» делает практически бесплатно.

на Odessa Wine Week

Отрасли как раз и нужно искать пути к объединению. Сегодня все говорят о бренде «Украинское вино». Как вы представляете стратегию его развития? Кто является его владельцем?

Я считаю, что владельцами бренда «Украинское вино» являются виноделы Украины, они и формируют этот бренд. И никто не может присваивать себе это название, чтобы потом брать за него роялти. Что такое бренд «Украинское вино» для меня? Это совместные усилия представителей отрасли, направленные на то, чтобы украинское вино воспринималось и ценилось в первую очередь в нашей стране, чтобы потребители знали и любили вина из отечественных сортов винограда. А на внешнем рынке, в зарубежных супермаркетах наши вина стояли на одной полке с выделенным названием «Украинские вина». Сейчас виноделы уже не против участвовать в выставке на общем всеукраинском стенде, но не так давно каждая винодельческая компания хотела продвигать свой личный бренд на экспорт. Однако, к примеру, все знают отменное качество фирменных голландских сыров, итальянских или венгерских колбас, но название компаний-производителей каждого из них вряд ли кто назовет. Конечно, есть всемирно известные, узнаваемые французские шато, но они веками и большими деньгами к этому шли!

Наша задача, чтобы на условном заграничном уровне люди знали – украинское вино есть, оно качественное и вкусное! Поэтому гораздо перспективнее продвигать бренд украинского вина в целом, и в этом должны участвовать как ассоциации виноделов, так и государство. Например, во Франции каждый год на виноделие выделяется 8 млрд евро, из которых часть идет на посадку винограда, часть на оборудование и большой кусок на продвижение, узнаваемость французских вин. Точно так же должна формировать бренд и Украина, а правительство – выделять деньги на маркетинговую стратегию. На международных выставках мы постоянно видим стенды из разных стран, где написано, что мероприятие поддерживает Ministry of Agriculture. Это не просто слова, это реальные деньги, которые выделяются на продвижение национального продукта.

Есть ли у вас видение, какие основные шаги должны сегодня предпринять виноделы, чтобы стать конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешних рынках?

В первую очередь, улучшать качество вина, используя современное оборудование и четко придерживаясь технологии производства. Кроме того (и это очень важно!), не скупиться вкладывать средства в маркетинг. Вина должны быть узнаваемыми, чтобы стать успешными в Украине и за рубежом. Нужно как можно больше участвовать в выставках и при этом понимать, что это не обязательно принесет сиюминутную прибыль, но является важной имиджевой составляющей – вкладом в будущее процветание и успех.

Можете назвать три-пять основных проблем, тормозящих развитие виноделия и виноградарства в Украине? Как их можно преодолеть – знаете?

Нашим виноделию и виноградарству в первую очередь мешает развиваться зарегулированный рынок. Большой проблемой в сфере виноделия являются также не одинаковые для всех правила игры. Чтобы было проще работать, необходимо разобраться с законодательством. Как раз сейчас мы принимаем участие в обсуждении проекта Закона Украины «Про внесення змін до Закону України «Про виноград та виноградне вино» щодо регулювання підприємництва у галузі виноградарства та виноробства».

Еще одной большой проблемой, на мой взгляд, является отсутствие контроля качества продукта. Виноделы, работающие в низшем ценовом сегменте, не всегда стараются производить достаточно качественный продукт, добавляют красители, ароматизаторы, делают ненатуральное вино.

 

Вы, насколько мы знаем, довольно много путешествуете, расширяя свой кругозор и знания о виноделии. Какая страна и в чем конкретно, на ваш взгляд, могла бы стать образцом для наших виноделов?

Да, я люблю путешествовать и посещал винодельни в разных странах. Благодаря вашему журналу я побывал в нескольких французских шато и на знаменитом производстве в Аргентине. Но опыт Франции, Италии или Испании, где веками развивалось виноделие, а виноградники переходили из поколения в поколение, нам вряд ли подходит. Наше украинское виноделие другое – несистемное, нестабильное, претерпевшее множество разных катаклизмов, и несмотря ни на что все-таки выжившее! Для нас примером  могут стать Молдова и Грузия. У них была похожая ситуация – сначала существовали только крупные советские предприятия, потом «сухой закон», уничтоживший много виноградников, затем начали создаваться малые винодельни… Их опыт для нас очень ценен, так как сейчас они уже находятся впереди нас. Я надеюсь на то, что они будут с нами сотрудничать и делиться опытом.

Владимир, предполагаем, вы для себя ставите личные задачи и цели, которые стремитесь реализовать в ближайшее время. Расскажите, что должно осуществиться, чтобы вы сказали: «Да, я это сделал!». Какие сдвиги в виноделии вы будете считать 100-процентной реализацией своей программы?

Одна из главных моих задач – популяризация вин в Украине. Для этого мы поддерживаем все украинские винные фестивали. Я считаю, что их должно быть как можно больше, их надо проводить во всех больших городах, таких как Харьков, Днепр, Запорожье… Такие мероприятия будут популяризировать отечественное вино по всей Украине. Кроме того, своей целью я вижу изменения в законодательстве, которые мы разрабатываем и планируем внедрить. Необходимо также ввести винодельческую отрасль в фокус нашего правительства, чтобы ее лучше развивали, потенциал здесь есть. Ведь только 3-4 винодельческие компании ежегодно платят в бюджет 1 млрд грн. Польза для государства огромная! И это не только пополнение бюджета, но и создание рабочих мест, а также улучшение имиджа страны на международной арене. Сегодня нам надо защитить украинский рынок, улучшив качество вина. Следующая задача – продвижение нашей продукции на экспорт. У меня есть мечта, чтобы в ресторанах и супермаркетах любой страны можно было заказывать и покупать украинские вина. Если мы хотим жить в этой стране и делать ее будущее светлым и радостным, то уже сегодня нужно смотреть в перспективу и делать шаги в правильном направлении. И мы их делаем!

Благодарим вас за содержательный разговор! И делаем эти шаги вместе с вами!

X
Украина