Увага!

Увага! На сайті використовуються cookie файли.

The site uses cookie files

Даний сайт має вікове обмеження.

This site has age restrictions!

Я підтверджую, що мені, на жаль, давно виповнилося 18 років
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Наталия Бурлаченко

Сомелье от Аргентины до Украины. Профессия, которая объединяет

06.11.2021, Персона Автор: Наталия Бурлаченко

Интервью с главами ассоциаций сомелье двух стран.


Наталия Бурлаченко,  бренд-амбассадор Vinos de La Luz  и колумнист Drinks+, поговорила об общих проблемах и целях профессии сомелье, а также об особенностях работы на разных рынках вина сразу с двумя выдающимися представителями организаций-членов Международной ассоциации сомелье (ASI) – Матиасом Прециозо (Matías Prezioso), президентом Ассоциации сомелье Аргентины (AAS), и Иваном Бачуриным, президентом Ассоциации сомелье Украины.


Матиас Прециозо, президент Ассоциации сомелье Аргентины: «Следующие за нами поколения будут пожинать то, что сегодня мы, прилагая огромные усилия, сеем»

Матиас Прециозо

Расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы родились, что изучали, связана ли ваша семья с вином, что привело к профессии сомелье? Словом, представьте своего рода биографическую справку)) для читателей Drinks+. 

Мое появление в мире вина не связано с семьей. В старших классах школы я говорил, что хочу изучать международные отношения, потому что мне нравится политика. Но в основном привлекала возможность получить знания о других культурах, путешествовать по миру. Сегодня я занимаюсь этим как президент Аргентинской ассоциации сомелье (AAS), а также в своей компании Vin Esence, занимающейся экспортом вин. Но мое погружение в мир вина произошло во время поездки в Лондон, куда я поехал на несколько месяцев, чтобы изучать английский язык. В институте подружился с однокурсниками из Швейцарии, которые были примерно на 5-6 лет старше меня (тогда мне было 19), и они не только пили, но и уделяли много внимания винам, которые выбирали каждый раз, когда мы выходили что-нибудь поесть)). Лондон очень интересный город с точки зрения предложения вина и напитков в целом, поэтому там и началось мое формирование интереса к вину.

И все же, почему вы выбрали профессию сомелье?

Вернувшись в Аргентину, я посетил большую винную ярмарку, где искал информацию о профильных курсах. Итак, я прошел начальный курс в Escuela Argentina de Vinos (EAV), а через несколько месяцев начал карьеру сомелье. Я совмещал курсы с изучением политологии в Университете Буэнос-Айреса, хотя через год у меня случился профессиональный кризис, и я уже не планировал работать политологом. Этот момент стал поворотным: я начал работать в мире вина. Это было больше, чем выбор в пользу сомелье, это было решение изучать вино. А помимо энологии и агрономии, которые представляют собой гораздо более узкие профессии, в то время альтернативы не было. Да и в настоящее время нет иной профессии, кроме сомелье, отвечающей моим интересам. Деятельность сомелье позволяет вам узнать о различных областях виноделия на глобальном уровне.

La Luz

 

В чем причина того, что, будучи таким молодым, вы посвятили часть своей жизни институциональной деятельности и уже второй срок занимаете пост президента Ассоциации сомелье Аргентины?

Думаю, в основном из-за страсти. Могу сказать, что я по-прежнему, в силу давних устремлений, интересуюсь политикой – в хорошем смысле. К сожалению, в Аргентине политика связана с коррупцией, но политика позволяет реалиям меняться. Я начал сотрудничать с Аргентинской ассоциацией сомелье более 10 лет назад, потому что это был способ познакомиться с большим количеством коллег. Однако постепенно меня стал интересовать способ продвижения и укрепления профессии, которая сегодня в Аргентине процветает, но все еще молода. Первые сомелье появились примерно 20 лет назад. Таким образом, статусу роли сомелье во всей винодельческой отрасли еще предстоит пройти долгий путь. К счастью, именно это произошло с нашей ассоциацией, которая сегодня, благодаря большому количеству партнеров и важных фигур на местном и международном уровнях, получает поддержку от большинства виноделен в Аргентине, от самых известных брендов до мелких производителей.

Учитывая вашу нынешнюю должность и широкий кругозор, которым должен обладать президент, как вы определили бы современного сомелье – как вид деятельности или профессию?

Мне кажется, изначально такой род работы не задумывался как профессия, но стал профессией. И я говорю это, потому что сегодня образование сомелье в Аргентине в среднем длится минимум два года, а в городе Буэнос-Айрес требуется три года. Другими словами, образование совершенствовалось не только по количеству учебных часов, но и по разнообразию предметов и тем. Сегодня профессиональный сомелье не только знает, как дегустировать вино, но также изучает географию, энологию, агрономию, маркетинг, коммерциализацию, пейринг, международные рынки.

 

Как описали бы идеального сомелье?

Не верю, что в какой-либо деятельности существует уровень идеального, потому что это оценочное суждение и зависит от видения каждого. Считаю, что профессия сомелье дает знания и инструменты для изучения всех аспектов вина. И затем каждый профессионал строит свою карьеру в направлении, которое зависит от желаемого вклада. Например, в моем случае я решил изучать маркетинг, чтобы усилить и дополнить знания о винах.

Ранее считалось, что фигура сомелье связана исключительно с обслуживанием в ресторанах, в том числе с сервисом для гостей с определенным уровнем дохода. Как бы вы сегодня описали вселенную специальностей и направлений, которую можно образно назвать sommelieria?

Сущность sommelieria – это гастрономия и ресторанный бизнес. Мне кажется, что тот, кто посвящает себя этой области, формирует определенные ценности в сфере обслуживания, которые должны стать смыслом для каждого сомелье. Но сегодня вселенная расширилась, и появились сомелье, специализирующиеся на образовании, СМИ и коммуникациях, туризме, обслуживании клиентов, маркетинге. Другими словами, сомелье обеспечивают базу для построения всего винного мира.

Читая ваши статьи и прослушав ряд ваших лекций, я предполагаю, что вашей главной задачей было расширение различных навыков и знаний, которыми должен обладать сомелье. Объясните, пожалуйста, свою задачу и почему вы сделали ее целью своей институциональной карьеры.

Это связано с тем, о чем мы говорили. В юности еще я понял, что карьера сомелье дает множество инструментов и знаний, используя которые можно формировать мир вина. В течение многих лет я создавал собственную интерпретацию профессии сомелье в целом и роли Ассоциации сомелье Аргентины в частности. И когда я стал президентом, старался нести это послание не только в своих выступлениях, но и в предложениях нашей ассоциации. В эти годы мы организовали такие мероприятия как Somm Lab, цикл бесед на тему вина, где спикерами выступали представители таких областей, как миксология и коктейли, коммуникации, устойчивое развитие. А такие проекты, как Somm 2025, призваны стимулировать молодых, а также прислушиваться к тому, что говорят новые поколения сомелье, которые имеют собственный взгляд на вино и не являются приверженцами классических подходов в потреблении и коммуникациях.

Является ли AAS единственным юридическим лицом, представляющим сомелье в Аргентине и за рубежом?

Ассоциация сомелье Аргентины (AAS) – единственное официальное объединение, представляющее профессиональных сомелье страны. Она была основана в 2001 году и с тех пор содействует развитию профессии и образовательных учреждений, которые дают разные уровни образования. С помощью AAS мы стремимся направлять школы сомелье, которые входят в ассоциацию, и поддерживать те, у которых есть образовательные программы, утвержденные Министерством образования. Некоторые провинциальные или региональные ассоциации возникли в последние годы, но они небольшие, и мы стремимся интегрировать их в национальную, чтобы усилия и результаты были максимальными. Кроме того, Международная ассоциация сомелье (ASI) является объединением всех национальных и признает только AAS. Но контекст очень позитивный. Если сравнить нас с другими национальными ассоциациями, то ассоциация Аргентины – по числу членов, количеству и качеству организуемых мероприятий, эффективности ее кандидатов на международном уровне, организационной структуре – является мировым эталоном.

В ряде стран, к примеру, в Испании, сложилось так, что существует множество ассоциаций, которые на местном уровне заявляют о своей автономии и праве представлять сомелье, которых они обучили на своих курсах. Как вы думаете, возможна ли подобная ситуация в Аргентине?

Как я уже упоминал, региональные ассоциации возникали на всей территории Аргентины в ходе развития профессии сомелье. Однако я сторонник того, что должна действовать единая национальная ассоциация, которая в любом случае имеет региональные штаб-квартиры, чтобы каждый регион мог удовлетворить свои запросы. Но все они должны быть объединены на национальном уровне, что является оптимальным вариантом для отрасли.

На конкурсе Best Sommelier of the World 2016, который проходил в Аргентине, 9 из 15 финалистов оказались из стран, не производящих вино. Как объясните это явление?

Не думаю, что существует прямая зависимость: лучшие сомелье мира – местное производство вина. Важно, чтобы в стране развивались традиции потребления вин, чтобы она была рынком, потребляющим вина со всего мира, и чтобы уровень этих вин был высок. Обычно побеждают сомелье из Европы (страны-производители, такие как Франция и Италия, исторически имели несколько победителей конкурса Best Sommelier of the World, а одним из победителей за последнее десятилетие стала Швеция), из США и Океании (они сочетают местное производство с импортом) и нескольких азиатских стран, таких как Япония, Гонконг и Китай (большие рынки fine wine).

Как вы, наверное, знаете, в Украине профессия сомелье весьма популярна. Но при этом все профи, которые к нам приезжают, отмечают, что украинские сомелье обладают обширными знаниями о винах со всего мира, порой даже больше, чем сомелье из основных стран-производителей…

На это есть свои причины. Насколько я знаю, в Украине существуют многовековые традиции производства вина, но также были и очень длительные периоды, когда вина практически не производились, скажем, на территориях, где в давние времена правила Турция. Я читал один из современных путеводителей по Украине, отметив, что в стране растет число локальных виноделен, большинство из них новые, многие так называемые «гаражисты», то есть крафтовое производство. Логично, что, когда Украина открыла свою экономику и разрешила импорт вин, возникла необходимость в создании школ и курсов сомелье, которые предоставляли бы знания о всех винодельческих странах и регионах. Это такой феномен, которым необходимо было воспользоваться, тем более, что мировая практика уже была сформирована на высоком уровне. Теперь пришло время для сомелье изучать виноделие собственной страны, а производителям выпускать вина, которые будут представлять страну на международной арене. И роль сомелье станет здесь ключевой, поскольку их отличная подготовка позволит им сопровождать и поддерживать этот новый этап. Все знают об интернациональных сортах, но мало кто в мире знает о локальных украинских.

Знаете ли вы, что, помимо сомелье, в Украине активно развивается профессия кависта?

Я так понимаю, что «кавист» в Украине является профессионалом, который обучен работать в винном магазине, и это отдельная достойная профессия. Правда в том, что в каждой стране эта профессия отличается как по академической подготовке, так и по возможностям трудоустройства. В Аргентине и сомелье может работать в винном магазине, потому что, как мы говорили ранее, профессия диверсифицирована с точки зрения учебных районов и возможностей трудоустройства. Но Украина наполнила понятие «кавист» другой логикой, и я думаю, что это позитивный момент, стимулирующий рост интереса к профессии.

Matías Prezioso

В некоторых странах основой и дескрипторами винодельческой промышленности являются энологи, а в других эту роль выполняют сомелье. Какую, на ваш взгляд, нагрузку несет профиль того или другого, какие вопросы призваны они решать в своем секторе?

Это снова-таки индивидуально, в зависимости от проекции на каждую страну в отдельности. Например, в Аргентине провинция Мендоса и Буэнос-Айрес находятся на противоположных концах страны, разделенные тысячей километров друг от друга. И здесь не очень распространено, чтобы энолог выступал в роли сомелье или наоборот. Но так случается в других странах, таких, к примеру, как Соединенные Штаты, где Долина Напа – всего в нескольких шагах от Сан-Франциско,то есть, где производственный центр (винодельня) находится недалеко от центра потребления – ресторанов, винных баров и т.д. Лично я считаю, что профиль виноделов удачно дополняется навыками сомелье.

Когда и где состоится ближайший чемпионат The Best Sommelier of the World?

Следующий чемпионат «Лучший сомелье мира» состоится в Париже в феврале 2023 года, поскольку запланированное на 2022 год мероприятие перенесено из-за пандемии.

Matías Prezioso

Важный вопрос – когда вы планируете посетить нас?

Надеюсь, в ближайшее время. У меня хорошие друзья в Украине, и это страна, которая всегда привлекала меня. На самом деле, Group Vinos de La Luz имеет хорошую базу в Украине, а одна из его основных виноделен находится в Мендосе, поэтому очевидно, что украинско-аргентинские отношения тесно переплетены. У меня была идея посетить Украину в рамках нескольких запланированных встреч, в том числе европейского конкурса сомелье, намеченного на ноябрь этого года. Но сегодня из-за санитарных ограничений все остается под вопросом.

В этом же выпуске Drinks+ будет опубликовано и интервью с нынешним президентом Ассоциации сомелье Украины Иваном Бачуриным. Каков ваш месседж к коллеге?

Уверен, что Иван, как и я, осознает, что мы, наше поколение руководителей национальных ассоциаций, закладываем основы того, что сомелье завтрашнего дня будут иметь в будущем. Следующие за нами поколения будут пожинать то, что сегодня мы, прилагая огромные усилия, сеем.



Иван Бачурин, президент Ассоциации сомелье Украины: «Мы являемся локомотивом»

Иван Бачурин

 

Иван, для этого выпуска Drinks+, параллельно с разговором с Вами, я взяла интервью у Матиаса Прециозо, который возглавляет Аргентинскую ассоциацию сомелье. Скажите, пожалуйста, как часто вам приходится общаться с коллегами из других стран? Если да, то помогает ли это в работе?

Я общаюсь с ближайшими соседями – это в первую очередь Петр Каменский (Польша), президенты Немецкой и Балтийской ассоциаций сомелье – то есть с коллегами как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Таким образом проще двигаться в нужном направлении: то, что происходит у них, касается и нас. Это помогает понимать процессы в соседних странах, тренды, спрос в обществе и изменения. Словом, помогает держать, как говорится, нос по ветру.

С того времени, как вы заступили на пост президента АСУ, мы наблюдаем, как изменилась эта организация. Изменились ли вы в течение этого времени и в чем именно?

Я действительно чувствую серьезные изменения в себе. Если раньше я думал, как развивать собственное дело, то теперь должен учитывать интересы всей Ассоциации сомелье Украины, причем каждого ее члена индивидуально. А зачастую они даже могут противоречить друг другу. Наверное, я стал чуть мудрее, более осторожным и концентрируюсь только на больших проектах. Меньше движения – больше дела, скажем так.

Иван Бачурин

 

Я читала ваши более ранние интервью, где вы делали акцент на крепком алкоголе и развитии Украины именно в этом направлении. Как считаете, поменялся ли вектор или мы все же больше по крепкому?

Потребление вина, безусловно, растет, но доля крепкого алкоголя колоссальна по отношению к другим категориям. Поэтому крепкий алкоголь все-таки остается профильным в Украине. От этого не нужно отказываться – это наша история, наша культура, наши традиции. Мы должны их развивать и быть в этом на высоте.

Иван Бачурин

Какой процент соотношения вашей институционной и практической части в деятельности АСУ, учитывая, что вы бренд-амбассадор LVMH. Что, по-вашему мнению, является более важным: показывать практические знания молодому поколению или строить сеть?

И первое, и второе является крайне важным, но объективно стоит объединяться для решения больших проблем, перед которыми стоит ассоциация. Считаю, что именно объединение вокруг одной организации всех участников позволило нам поднять общий уровень. И на данный момент мы можем с гордостью сказать, что наши ребята выступают за границей, о нашей ассоциации знают в соседних странах, и я надеюсь, что мы еще покорим большие высоты. То, чего мы достигли в практической части, показал высокий уровень конкурса, проходившего в сентябре.

Ваш коллега из Аргентины рассказал нам, что в его стране много региональных самостоятельных ассоциаций и их число растет, но официальная институция – это ААС. Возникновение в Украине разных ассоциаций – это позитивное или негативное движение? Вы контактируете с ними?

Когда-то я посчитал, что в Украине порядка 17 школ сомелье. Наличие школ – это положительный момент. Каждая школа имеет свои сильные и слабые стороны. Но только человек, который давно работает на рынке, понимает, в какую сторону ему двигаться. Возможность выбора – положительный нюанс. Основывать ассоциации – дело нехитрое, главное, развивать их. Мы являемся локомотивом, и я общаюсь со всеми профессионалами, мы открыты всем. Мы даем стандарты, заявляем о себе на международном рынке и просто делаем то, что прописано в нашем уставе – это развитие престижности профессии сомелье. Мы просто делаем свое дело!

Иван Бачурин

 

Профессия сомелье в последние годы переживает возрождение или скорее перезапуск. Рынок требует все больше и больше профессионалов. Как вы считаете, удовлетворяют ли существующие школы спрос рынка или же наоборот – перенасыщают рынок кадрами и необходимо «чистить» ряды? Вам как президенту АСУ должна быть видна более полная картина, чем всем нам. Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями.

За последние пару лет карантинных ограничений чувствуется отток из профессии, но, возможно, это даже в некоторой степени влияет положительно. Это эволюция. Да, многие были разочарованы, и конца пандемии еще не видно. Многие ушли в offline-торговлю, кто-то стал консультантом компаний. В любом случае эволюция делает субъект более гибким и жизнеспособным. И это положительный момент.

Вы – пример для многих начинающих и состоявшихся профессионалов, подскажите нам, какими качествами должен обладать сомелье, чтобы выйти на ваш уровень?

В первую очередь, это открытость и мудрость. Это способность учиться, совершенствоваться, умение слушать. Ни в коем случае не проявлять снобизм. Он отталкивает и является одним из главных пороков в профессии сомелье и среди участников этого бизнеса. Не стоит превозносить даже в мыслях себя над другими. Нужно учиться общаться, слушать и создавать.

Иван Бачурин

Иван, что бы вы хотели сказать Матиасу Прециозо со страниц Drinks+?

Я хотел бы пожелать Матиасу успехов в работе, достижения целей как личных, так и для Ассоциации сомелье Аргентины. Я с удовольствием встретился бы с ним в Украине, познакомил с местным виноделием и винным рынком в целом или на любой другой площадке. Так что, надеюсь – до скорой встречи!

Я в свою очередь хочу выразить благодарность Ивану Бачурину за то, что он находит время в плотном графике и всегда с радостью делится своими мыслями, выводами, планами с нашими читателями. Особенно за время, выделенное в период сбора урожая для Bachurin & Sons Winery, но это уже тема для следующего интервью. Спасибо, Иван!

X
Украина