Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Дизайн коньяка: шанс потрогать музыку руками

23.05.2018, Маркетинг

 

Евгения Родионова

По одной из легенд, однажды в поисках пятого элемента для получения золота шевалье Жак де ла Круа-Маррон – алхимик из Шаранты – решил предать повторной дистилляции виноградный спирт. Чудо произошло: на свет появился прародитель коньяка. По сей день во время второй перегонки его делят на три фракции, две из которых – первую (голову) и последнюю (хвост) – отправляют на повторную переработку, а среднюю – сердце – на выдержку в бочках. Побывав в т.н. «раю», а точнее – в той части склада, где хранятся старые спирты – выдержанные «сердца» соединяются, рождая уникальные симфонии ароматов и вкусов, и в созданных специально для них стеклянных сосудах устремляются во все части света. Сегодня мы говорим о коньяке, сотворенном для выражения благодарности, признания, глубоких чувств: мы рассматриваем Коньяк как Подарок.

Сердце в футляре

Это парадоксально, но, по словам Филиппа Сэ – руководителя студии промышленного дизайна Version Originale (Франция), – чем проще и лаконичнее выглядит бутылка, тем сложнее было дизайнеру ее придумать. Так и с самим коньяком: чем более выверена, отточена формула купажей, тем изысканнее вкус. Эта связь между сосудом и его содержимым заставляет создателей биться над формулами и формами, чтобы удивлять в итоге потребителя простотой, граничащей с совершенством. Результаты – налицо. По докризисным данным Национального межпрофессионального бюро Коньяка (Bureau national interprofessionnel du cognac, BNIC) в 2007 году по всему миру было продано 158 миллионов бутылок (что на 14 миллионов больше, чем в 2006 году), причем более половины из них составили элитные марки класса Extra, Napoleon, XO. В подтверждение этой информации пять Коньячных Домов – Camus, Hennessy, Courvoisier, Martell и Remy Martin – тогда же объявили, что с 2001 года их продажи выросли почти на 40%. Совпадение или нет, но именно эта пятерка на небосклоне дизайна является созвездием, на которое равняются все другие производители. Да и принадлежность к Qualité Supérieure Supérieure (QSS) – категории премиум – наверняка дает о себе знать. К сегменту QSS сегодня тяготеет весь мировой рынок, несмотря на то, что за эти годы, прошедшие со старта кризиса, показатели роста сократились и в коньячном сегменте. Причем в коньячном, может быть особенно. Но если сегодня даже водка массово устремилась в высшие сферы, то аристократам напиточного рынка сам Бог велел. На дизайне коньяка эта тенденция сказывается весьма своеобразным образом. Премиум бренды поступают в продажу в простом и элегантном оформлении, демонстрирующем выдающееся мастерство дизайнеров.
Вспомним: в числе лидеров новой лакшери-волны Коньячный Дом Delamain презентовал эксклюзивный коньяк Le Voyage de Delamain, выпущенный раритетной партией всего в 500 экземпляров (розничная цена – около 7600 евро за бутылку). Скромный, элегантный, без лишних изысков обтекаемый декантер был выдут вручную из хрусталя Baccarat. Его тело украшено лаконично, но достойно: на горлышко надет серебряный ошейник-колье с лого Delamain. В то же время, фактически обнаженную бутылку создатели поместили в роскошную презентационную коробку, над которой трудилась целая команда лучших дизайнеров Франции. Гофрированный кожаный футляр напоминает развернутый на 180 градусов аккордеон – один, кстати, из символов Франции. Чтобы достать напиток, достаточно развести по сторонам две половинки коробки, удерживаемые магнитами. Изобретательно, стильно, оригинально.
Зачастую в коньячном деле в качестве сувенирной упаковки используются деревянные шкатулки, обтянутые тканью. Например, упаковка Hennessy Richard с внешней стороны покрыта тончайшим нубуком, а изнутри оформлена расписным сатином. Короба для продукции коньячного дома Martell обтянуты роскошным бархатом. Для Frapin VIP XO 2000, произведенного в ограниченном количестве, ларец был изготовлен из ценной породы африканского дерева и снабжен сигарным отсеком с термометром и регистратором влажности.
В Украине наиболее эстетствующие марки отдают предпочтение деревянным коробам, – символу времени, которое провели спирты в дубовых бочках. Большинство же склоняется либо к картону, либо, все чаще, к жестяным тубусам. В качестве удачного примера приведу упаковку элитной коллекции ТМ «Клинков». Этим же путем идут и другие – коньяки торговых марок «Георгиевский 5*», AleXX, «Таврия». Кроме традиционного цельного тубуса, закрывающегося сверху крышкой, на украинском рынке встречаются и иные его вариации. Например, для упаковки коньяков Одесского коньячного завода серии ESTE в свое время был создан жестяный тубус с «окошком», через которое видно бутылку с наименованием. Коньяк «Жан-Жак. Престиж» помещался в деревянный тубус, выполненный в форме телескопической трубы. В подарочных наборах встречаются преимущественно брендированные бокалы.

    

Круговая порука

Несмотря на сентенцию «все гениальное – просто», дизайнеры продолжают жонглировать фигурными бутылками, пытаясь привлечь внимание публики, и, по нашим наблюдениям, все более популярной фигурой оказывается круг. В избранные круги вошли коньяки Rémy Martin – XO Excellence и XO Premier Cru, помещенные в рифленые сосуды, имитирующие солнце, Rémy Martin Extra в лаконичном флаконе, а также неподражаемый LOUIS XIII Grande Champagne Cognac. Круглыми формами примечательны Camus Borderies XO, элитные коньяки Delamain и Camus XO Superior. В абсолютный круг вписались и Martell ODYS, и Frapin EXTRA, и 26-летний Hardy «Фляга рыбака». Renault Carte d`Argent – это также круг, обтянутый в поясе матовой «лентой». Его круглая этикетка размещена в центре бутылки, а в варианте Extra бутылку венчает хрустальная пробка с кольцом, напоминающим нимб. Кстати, Дом Renault всегда славился подчеркнутым вниманием к внешнему виду своих коньяков: он одним из первых стал поставлять напиток не в бочках, как было принято ранее, а в бутылках, благодаря чему добился немалой известности на рынках Великобритании и Скандинавских стран. Нельзя не упомянуть об армянских коньяках ТМ «Ной», вся линейка которых (за исключением лишь 25-летнего «Властелин» в бутылке «хеопс») представлена в бутылках серии «гелиос». Тенденцию быстро подхватили и отечественные производители. Например, «Агропромышленная фирма «Таврия» свои коньяки «Аскания» и «Херсон», относящиеся к категории «КС», облачила в округлые формы. Также поступил в свое время и Одесский коньячный завод с коллекционными коньяками «Золотой Дюк», «Русь», «Киев», «Одесса» и «Украина».
Форму полусферы применили дизайнеры коньяков Chabasse Imperial, а также Bowen EXTRA. В случае с последним основание бутылки обтянуто кожей того же цвета, что и футляр для данного образца.
От абсолютного круга к каплеобразной форме перешли коньяки Initiale Extra и XO Imperial марки Courvoisier, De Luze Cognac XO, практически весь ассортимент коньячного дома Otard. Элипсоидную форму выбрали производители коньяков ТМ «Клинков» для серии Family Collection.
Фигурная бутылка из литого хрусталя использована в производстве звезды первой величины из созвездия коньяков тираспольского завода KVINT – выдержанного в течение 40 лет «Суворова».
Кроме того, сегодня производители активно применяют либо четырехугольную форму (Camus Extra, 55-летний Otard XO, Hennessy Paradis, Renault Carte Noire, «Александрийский», «Таврия»), либо сосуды, напоминающие вытянутые бордоские бутылки. Однако бурная фантазия дизайнеров и присущее производителям желание удивить порой выбрасывают на берег рынка такие жемчужины, пройти мимо которых, не остановившись, – невозможно. И все чаще прилавки супермаркетов напоминают выставочную галерею.

Арт, авангард и исторический фактор

По убеждению Филиппа Сэ, с точки зрения маркетинга, сегодня крайне важно тонко, но максимально эксплуатировать известность марки, ее историю, традицию. В качестве успешного примера эксперт приводит последнюю презентацию Rémy Martin Vintage Premier Cru 1988 года: владельцы решили «достать из подвала» бутылку, использовавшуюся для розлива в 1950 году, тонировать ее в черный матовый цвет и заполнить уникальным коньяком сложного года, более 18 лет проведшего в бочках из лимузенского дуба. Примерно в таком же стиле и в том же цвете выполнен Courvoisier Napoleon. На зов предков идут многие. Кто-то подписывает этикетки «вручную», кто-то использует фамильные гербы или воссоздает старинную форму тары.
На наш взгляд, Frapin XO VIP сделал это с шиком. Коньяк был выпущен в элегантном графине – точной копии флакона, использовавшегося в ХVI веке, украшенном золотым фризом и позолоченной пробкой из чистого золота в 24 карата.
Несмотря на то, что, если верить специалистам, эффективный дизайн заключается в лаконичных формах, а модные тенденции декларируют возврат к первоистокам, – кича и блеска, а также авангарда никто не отменял. Более того, современные технологии дают дизайнерам возможность воплощать самые смелые фантазии.
Предавшись вдохновению, известный французский дизайнер Серж Мансо не так давно разработал для Martell Creation’s Grand Extra утонченный и элегантный образ. «Римская арка, триумф, награда. Настоящая алхимия поэзии. Как музыка – безмолвие, бутылка заполняет пустоту жизнью», – говорит автор. Опытный мастер, исполненный энтузиазма и творческого воодушевления, он сумел соединить в своем творении современность и традиции. Связь прошлого с настоящим выражена с помощью главного элемента – тройной арки, которая во многих культурах мира символизирует победу и триумф. Идея, по признанию автора, была навеяна также некой алхимией, которая, по мнению г-на Мансо, сопровождает весь процесс производства коньяка. Он хотел подчеркнуть, что не все в этом мире подчиняется воле человека – всегда есть некий элемент волшебства. А уж тем более, если речь идет о рождении великого напитка.
Еще одним нашумевшим проектом Сержа Мансо стал оригинальный хрустальный графин, по форме напоминающий хорошо ограненный драгоценный камень, для коньяков Camus Jubilee. Букет, созданный в 1913 году Эдмондом Камю в честь 50-й годовщины основания торгового дома, облачился в достойный наряд. К слову, Коньячный Дом Camus первым стал использовать для коньяка хрустальные графины Baccarat ручной работы и коллекционные фляги из лиможского фарфора в форме книг. Эти «книги», посвященные таким великим мастерам искусства, как Ван Гог и Ренуар, выполнены вручную и декорированы золотом в 22 карата. Дом Hennessy подхватил «литературную» тему и воплотил ее в образе библиотечного ларца в кожаном переплете, открыв который, можно обнаружить настоящее произведение – коньяк Hennessy Bibliotheque.
Коньяк A.E. DOR Gold выходит в керамическом декантере, тонированном под золото. А коньячный дом Gautier создает эксклюзивные сосуды из фарфора в виде аэропланов, знаменитого сиднейского Opera House, корабельного штурвала, смастеренного из стекла, дерева и веревки… Еще одним направлением, правда, больше прагматическим, чем дизайнерским, стало создание коньяков в миниатюре. В крошечные флаконы разлил A.De Fussigny коньяк ХО, миньоны выпустил также Дом Hennessy.
В Украине тематических сосудов для коньяка на полках пока не так много, как во Франции, но большинство из них достойны внимания. Одни – с точки зрения примера для подражания. Другие – для того, чтобы учиться на чужих ошибках.
Если говорить о первых, то, пожалуй, я бы с ностальгией вспомнила о былом – еще не поменявшем своих собственников «Коктебеле»: в линейке коллекционных коньяков крымского производителя тех времен был что ни образец – то великолепный образ.
Вспомню марочный коньяк «Коктебель Коллекционный», в бутылке в виде парусника с синей этикеткой. Синий – цвет Страны голубых вершин, а парус – символ романтического Крыма, навевающий воспоминания – о феодосийской бухте, расположенной неподалеку от Коктебеля, где доверчивая Ассоль ждала своего принца… Пока не дождалась, хочется с сарказмом сказать сегодня, но не о том речь.
Если говорить о привязке к местности, то еще один отечественный коньяк (Крым наш – напомню!), выпускаемый в сувенирной бутылке, о котором хотелось бы упомянуть, – всемерно (названием, формой и т.д.) поддерживающий ассоциативный ряд с родиной коньяка Францией, – «Жан-Жак». Эйфелева башня, в виде которой исполнен его сосуд, получает логическое объяснение и поддержку в телевизионном ролике. По мнению создателей, этот образ несет французскую культуру в массы, сообщая потребителю, что напиток произведен по французской технологии. Картонная упаковка для коньяков «Жан-Жак» также выполнялась с изображением пейзажей Парижа. В любом случае, вид этого бренда вызывает желание если не съездить в Париж, то хоть погладить французского бульдога и, – как без этого – выпить бокал «Жан-Жака».
P.S. С тех пор, как в 1947 году один из прямых потомков капитана Ричарда создал знаменитую бутылку с виноградной лозой и листьями для коньяков дома Hennessy, и с его легкой руки Дом стал безусловным лидером на коньячном рынке, изменилось многое. Но есть подозрение, что и через двести лет Hennessy будет придерживаться собственного стиля. Стать классикой завтра, а то и вовсе достичь стиля «вне времени» – вот мечта каждого мастера, создающего Коньяк. D+

 

X
Украина