Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Игристые Украины. Мониторинг ситуации 2015

23.05.2018, Аналітика

Перепад производства в 2014-м в определенной мере компенсировался за счет роста показателей в этом году. Выводы, конечно, делать рано – итоги будут подводиться в январе-феврале 2016-го, но срез последних пяти месяцев показывает весьма оптимистичную картину.

Если сравнить объемы производства 2013 и 2014 гг., то рынок упал на 24%, в натуральном выражении это 3957,6 против 5223 тыс. дал в 2013-м. Однако стоит отметить, что эти данные весьма спорные. Начнем с того, что плюсуется Крым, который со второго квартала прошлого года, не говоря уже о первом квартале текущего, оказался в довольно «неловком положении».

И его, если абстрагироваться от политики и чувства исторической справедливости, а рассматривать с точки зрения реалий, то в равной степени логично засчитывать в сегменте импорта. Так, в таблице 2 есть «Золотая Балка», у которой 71% падения в 2014 году (сейчас марка в аренде у КЗШВ «Столичный», где с мая 2015-го и разливается, но плюсоваться ее объемы будут не крымскому предприятию, а киевскому). У всех крымчан показатели в существенном минусе, что при общем подсчете автоматически тянет весь сегмент вниз: Севастопольский винзавод – падение на 85%, «Вина Ливадии» – минус 46%, «Новый Свет» – 81%, Винный дом «Фотисаль» – 54%. Крымский винный дом – 56%. Если же их всех, в том числе «Золотую Балку», исключить, то 24% спада сократятся до 13,4%.

Если посмотреть на текущее положение дел, то в плюс его закончили несколько компаний. Абсолютным же лидером скорости наращивания объемов производства оказался… Черкасский ликеро-водочный завод: 430% роста объема производства за прошлый год. В натуральном выражении это не так уж много – 28,1 в 2014-м против 5,3 тыс. дал в 2013-м. Главное, намечена тенденция.

 

Более серьезные успехи в объемах у «Шабо» – предприятие дало плюс 182%. За ним следует Одесский коньячный завод, разливающий игристые «Ореанда» и «Советское шампанское». Увеличение показателей у предприятия составило 69%, хотя так же в натуральном выражении эти приросты дают не столь существенные цифры. Кроме того, НПП «Нива» ООО имеет 15% роста, а ЧАО «Одессавинпром» – 8%. Отдельно стоит сказать об Одесском заводе шампанских вин – его показатели не изменились. Это единственная компания, закончившая год со стабильными показателями. Однако уже сегодня мы ожидаем рост: у предприятия сменился собственник, прошел ребрендинг и возобновление производства кошерного игристого. Так что победы – не за горами.

ТОП-10 производителей игристых вин Украины

Предприятие 2013 2014 Разница
Артемовский завод шампанских вин «Артемовск Вайнери» 1402,7 810,3 -42%
Киевский завод шампанских вин «Столичный» 1034,4 818,4 -21%
Харьковский завод шампанских вин 492,0 346,5 -30%
ЧАО «Одессавинпром» 438,9 476 8%
НПП «Нива» ООО 328,1 591,4 15%
Измаилский завод игристых вин 187,2 143,5 -23%
Одесский завод шампанских вин 197,9 198,7 0%
Одесский Коньячный завод 67,3 113,5 69%
ООО ПТК «Шабо» 37,0 104.3 182%

Замечу, в данном перечне отсутствует «Инкерман Интернешнл» со своим игристым Inkerman, который теперь считают в объемы ЧАО «Одессавинпром», где игристое льется. Но у бренда озвучиваются неплохие результаты – 101 тыс. дал за 2014 год. Выросли у него показатели и за 5 месяцев 2015-го: 66 тыс. дал против 38 тыс. за аналогичный период 2014-го.

Каким сложится 2015 год, – покажет время. Лидеры, вероятнее всего, сохранят свои позиции, но могут поменяться местами. Плюс ожидается, что к ТОПу вплотную приблизятся ведущий активное наступление на рынок Одесский завод шампанских вин, чей ребрендинг стал одним из событий сезона, и «Баядера Групп» с новой маркой Marengo. Информация о ней появилась в марте сразу же с амбициозными планами – более 2 млн бутылок продаж (обращаю внимание на последнее слово!) к концу 2015 года. Линейка Marengo Brut, Marengo Semi-dry, Marengo Semi-sweet производится по методу Шарма, а льется на мощностях «Одессавинпрома».

Кроме того, стоит отметить возможные серьезные колебания по лидерам из-за «декоммунизации» отечественной отрасли. Не нужно быть экспертом, чтобы предсказать, что исчезновение названия «советское» повлечет за собой спад потребления в статистике производителей, в чьих портфелях хранился наш игристый атавизм. Для некоторых из них этот бренд был ведущим в структуре продаж, поэтому стоит предполагать, что их объемы сбыта могут пострадать. Можно предположить и то, что, если волна формального патриотизма не уляжется, «брендовая люстрация» может докатиться и до иных популярных брендов. Скажем, нашего любимого «Артемовского», – если радикально настроенный люд, не дай Бог, вспомнит, что Федор Андреевич Сергеев, или товарищ Артем, в честь которого был назван этот город, – советский партийный деятель. Между прочим, похоже, погибший от рук своих же партийных сотоварищей…

Взгляд с киевских высот

Киевский завод шампанских вин «Столичный» – безусловный лидер рынка. О том, что происходит с отраслью, D+ рассказала директор по маркетингу предприятия Полина Романская:

– Пожалуй, ведущая тенденция в том, что рынок сейчас выравнивается, продажи растут. Но, хотя показатели, по сравнению с 2014г., лучше, картина все же значительно слабее той, которая наблюдалась в позапрошлые годы. Стоит отметить, что данные по рынку, получаемые из разных источников, весьма противоречивы: проблема учета в том, что у нас ведется статистика по производству, а не по реализации, что в нынешних условиях было бы логичнее.

Потеря восточного региона и Крыма на нас повлияли не существенно, так как, надо признать, это не были лояльные к нам рынки, и мы поставляли туда мизерные партии игристых вин. А вот импортные ликеры, которые мы завозим, продавались хорошо. В то же время переселенцы, которых в Киеве больше 200 тысяч, − это те же жители восточных регионов, которые здесь покупают ту же продукцию, что и ранее в родном регионе. Кроме того, у нас давно есть свой потребитель, который лоялен именно к продукции КЗШВ «Столичный», поэтому наши продажи стабильны.

Сейчас появляются не только новые марки, но и новые игроки. С точки зрения общего развития рынка, это, казалось бы, неплохо. Единственное «но»: многие из новинок льются на одном и том же предприятии. В таком случае даже если владельцы этих марок и контролируют процесс производства, то только по принципу – подойдет ли вкус потребителю. Однако, по сути, эти бренды – одного разлива. Насколько рынок будет готов к ним и к росту объемов производства, – покажет время. Но в целом, можно ожидать, что отрасль будет меняться в лучшую сторону, только сместятся приоритеты и произойдут ротации с лидерами. В планах нашей компании – продолжить редизайн продукции. В конце прошлого года мы обновили облик линейки «Наш Київ» и планируем поработать над брендом «Українське». Кроме того, возможно расширение линейки «Наш Київ» новыми вкусами.

Ах, «Одесса» – жемчужина у моря!

Как известно, в 2014 году Одесский завод шампанских вин перешел под управление компании «Винфорт». С этого момента внимание других действующих игроков приковано к одесситам. О том, что там происходит, а также о последних тенденциях рассказал директор по маркетингу компании «Винфорт» Константин Штыцко:
Рынок игристых вин в 2014 году потерял около 25%. Более половины из них составили производители АР Крым. На сегодняшний день эти потери постепенно компенсируются новыми игроками на рынке и обновлениями среди устоявшихся брендов. Что касается виноматериалов, то их достаточно в Одесской области, которая всегда составляла львиную долю в поставках виноматериалов под игристые, и на сегодняшний день остается главным регионом в этой отрасли.

Одной из тенденций современного рынка стало использование «аутсорсинга по ботлингу» компаниями, у которых нет, либо не хватает собственных мощностей. В этой связи бренды, которые производятся на собственных предприятиях, более стабильны в качестве и пользуются бОльшим доверием среди потребителей.

Еще одной тенденцией стало использование некоторыми украинскими производителями европейских наименований игристых вин. Это не может не огорчать нас, так как данные наименования являются контролируемыми по происхождению в тех странах, где они исконно производятся, и их использование «не по назначению» может негативно влиять на имидж Украины на мировой арене, а также вводить потребителей в заблуждение относительно страны происхождения продукта.

Из последних тенденций можно отметить:
• Бренды с архаичным дизайном упаковки теряют долю рынка (основным таким продуктом является «Советское шампанское») в пользу продукции в более современной упаковке
• Канал современной торговли становится все более весомым (так, по нашим данным, он не теряет в объеме продаж, а канал традиционной розницы существенно сокращается)
• Рост розничных цен с начала 2015 года колеблется в диапазоне 15-30%
Последним изменением на рынке стало полное обновление шампанского «Odessa», которое в свое время стало первым брендом среди всех игристых Украины и долгое время оставалось лидером. В последние 6 лет, в связи с несколькими сменами владельцев предприятия «Одесский Завод Шампанских Вин», бренд «Odessa» значительно утратил в доле рынка и перед ним стоит амбициозная задача в несколько раз улучшить свои позиции. Обновление коснулось как внешнего вида, так и органолептики продукта.
В прошлом году ОЗШВ выступил инициатором создания Ассоциации виноградарей и виноделов Юга Украины, целью которой стало улучшение контроля качества на всех этапах производства. В настоящее время у нас появилась возможность первыми отбирать лучший виноград европейских сортов, а также уделять больше внимания качеству сырья, поступающего на шампанизацию.

«Одессавинпром» спешит на помощь

После аннексии Крыма ЧАО «Одессавинпром» предложило свою площадку для розлива виноделам, утратившим собственные мощности. О том, что сегодня происходит на предприятии, D+ рассказал Роберт Гулиев – председатель правления ЧАО «Одессавинпром» и владелец бренда «Вина Гулиевых».

– По статданным производства игристых за 2014 год, компания «Одессавинпром» произвела 476 тыс. дал – это данные по совместной деятельности четырех компаний и нескольких брендов, участвующих в производстве игристых вин на сырьевой и технологической базе юга Одесской области. Могу сказать, что треть этого объема – доля торговой марки «Французский Бульвар». Как подрядчик и партнер, я не вправе разглашать информацию по другим компаниям.

Что касается наших собственных торговых марок, то пока мы идем с заметным опережением прошлогодних показателей. С января по июль 2015 года мы разлили 350 000 дал игристых вин высшего качества для пяти брендов. Около трети этого объема – продукция ЧАО «Одессавинпром».

У нас одна из крупнейших сырьевых баз в стране – 1500 га. Еще 10 лет назад мы взяли курс на увеличение насаждений винограда шампанских сортов: Шардонне, группы Пино, Ркацители, Рислинга. Сегодня этот ресурс полностью востребован, наши виноматериалы закупают ведущие производители вин Украины.

Вместе с игристым вином люди хотят получать праздничные ощущения. Так было всегда и это самый важный тренд в развитии рынка игристого вина. Мы много сделали для того, чтобы подняться над будничностью во вкусах и ароматах. И ради этого жертвовали многим. Например, уровнем рекламного присутствия в эфире.

Мне приятно видеть итог: не только потребители оценили наши старания, но и коллеги, установившие с нами долговременные партнерские связи. Хотел бы сделать акцент вот на чем: в отличие от боттлеров, разливающих чужие виноматериалы, ничего не имея за душой от винодельческого производства, наше производство находится в центре обширной винодельческой зоны, окруженное собственными виноградниками в окрестностях сел Розовка и Долинка. Нигде в Одесской области нет аналогичного сырьевого ресурса.

Услугами нашего комплекса переработки винограда пользуются хозяйства междуречья Днестра и Дуная в радиусе ста километров. В технологии мы инвестировали более 10 млн евро. Благодаря этому создали отраслевой кластер. Его оценили наши партнеры, тоже обладающие значительными площадями виноградных насаждений и производственной базой. На этой основе и сложился наш альянс. Он представляет собой команду профессионалов с огромным опытом и общей целью: производить продукт европейского качества по всем параметрам, включая оформление. В результате выиграл потребитель – он получил качественный продукт подтвержденного происхождения; и выиграли виноделы, которые могут говорить об увеличении объемов производства и продаж в наше нелегкое время. Кстати, и линия розлива у нас – самая современная.

Поэтому боттлеров следует искать в других местах, где производство объемов вин не соответствует собственной ресурсной базе. У многих ее вообще нет.

Сейчас мы планируем увеличить количество акратофоров для производства игристого вина методом Шарма, и довести объем выпуска качественного игристого из нашего винограда до 20 млн бутылок в год.

Победа, добытая в бою

Тяжелее всего в последнее время пришлось Артемовскому заводу шампанских вин, расположенному в зоне военных действий. Тем не менее, предприятие смогло адаптироваться к реалиям жизни и рынка в боевых условиях. Подробнее об этом рассказала Евгения Стадник, директор по маркетингу ЧАО «Артемовск Вайнери»:

Начиная с конца 2013 года, в условиях регулярных военных противостояний, ухудшения экономической ситуации в стране и фактической потери унитарности, наблюдается значительное снижение покупательской способности населения. Не являясь товаром повседневного спроса, алкогольная продукция одной из первых в сегменте FMCG ощущает снижение потребительского интереса. Что касается рынка игристых вин, то для этой отрасли наиболее сложным был 2014 год (10-ть производителей игристых вин выпустили 48 409 тыс. бутылок, что практически на 13% меньше показателей 2013 года).

Для нашего предприятия события в стране стали настоящим испытанием на прочность и устойчивость. Стоит посмотреть карту Украины и границы зоны проведения АТО, чтобы с легкостью понять, в каких невероятно сложных и стрессовых условиях мы производим игристые вина. Несмотря на практически полную потерю «домашнего региона» и АР Крым на карте продаж, в результате реорганизации сбытовой структуры предприятия, мы восстановили объемы производства. Так, по итогам 5 месяцев нами было произведено 4650,7 тыс. бутылок, что на 70% выше показателей аналогичного периода 2014 года. Данный рост обусловлен, прежде всего, увеличением потребностей в артемовском игристом у наших дистрибьюторов. Что касается тенденций рынка в целом, то здесь можно наблюдать достаточно стабильную картину потребительских предпочтений в отношении марок игристого вина: по популярности по-прежнему превалируют полусладкие игристые вина, но, в то же время, круг ценителей брюта ежегодно растет. Также наблюдается уменьшение доли импортных игристых вин, что, безусловно, является следствием глобального увеличения валютного курса.

Актуален и мировой тренд роста сегмента private label: как владельцы алкогольных брендов, так и организованная розница все чаще заказывают производство игристых под собственными торговыми марками на мощностях сторонних предприятий.

В соответствии с маркетинговой политикой «Артемовск Вайнери», в торговый портфель компании входит 35 SKU игристых вин исключительно под собственными торговыми марками и собственного производства. Сегодня розничный мониторинг показывает диапазон цен на «артемовские игристые» от 50 грн (за бутылку «Артемівське біле напівсолодке») до 290 грн (за бутылку «KRIMART біле брют зеро»). Таким образом, на данный момент мы удовлетворяем потребности потребителя как в ценовом спектре, так и ассортиментном.

В 2013 году нами были запущены принципиально новые проекты на рынке: CHARTE fruits-игристые вина с фруктово-ягодными ароматами и первая и единственная в Украине сеть баров игристых вин CHARTE BAR. Результаты 2013-2014 гг. по данным проектам демонстрируют достаточно высокий потенциал, поэтому мы активно развиваем эти направления и сегодня.

X
Украина