Внимание!

На сайте используются cookie файлы

The site uses cookie files

Данный сайт имеет возрастное ограничение!

This site has age restrictions!

Я подтверждаю, что мне, увы, уже давно исполнилось 18 лет
I confirm that I have 18 years!

Gastronomy and Wine Portal

Гиорги Иукуридзе

Гиорги Иукуридзе: «Миссия SHABO – обеспечивать право украинцев гордиться вином своей страны»

11.05.2021, Персона Автор: Виктория Палинкаш, Наталия Захарчук

D+ побеседовал с потомственным виноделом и СЕО крупнейшей винодельческой компании Украины.


По нашим наблюдениям, этот год стал переломным для украинского вина – покупатели начали больше внимания обращать на отечественные бренды, виноделы активизировались с внутренним маркетингом. Есть ощущение, что украинское виноделие ждут перемены к лучшему. Прокомментируйте, пожалуйста, изменения на рынке.

Считаю, что сейчас идет активная стадия развития бренда «Украинское вино». Проводится больше винных фестивалей и других профильных мероприятий. Больше открывается винных баров, ресторанов с национальным продуктом. Локальным вином интересуются туристы, его отправляют как подарок за границу своим друзьям. И этот момент всем виноделам страны нельзя упустить. Это момент консолидации – общей игры всех команд за одним винным стендом, стендом Украины.

Иукуридзе

Гиорги, более 17 лет назад ваш отец – Важа Иукуридзе – основал компанию SHABO. Так что в этом году у бренда, можно сказать, совершеннолетие. И сегодня вы помогаете как СЕО компании. В то же время, насколько мы знаем, – вы учились на факультете международных отношений и, возможно, планировали карьеру дипломата? В какой момент поняли, что продолжите семейное дело? Было ли виноделие детской мечтой?

Если говорить о моих детских мечтах и годах юности, то получится внушительный список. Мечтал стать аптекарем, потом хотел быть космонавтом. Но в том, что я буду работать в виноделии, у меня сомнений не было. Мне всегда это было интересно – каждый год разный урожай, разное вино. Некоторое время я развивал в SHABO направление экспорта, три года вел офис и винодельню в Грузии. Параллельно успел реализовать себя в направлении международных отношений и политики. Работал Political Advisor по странам Восточной Европы Директората гражданского общества при Совете Европы, а также Political Advisor для членов Европейского парламента. До сих пор остаюсь представителем Atlantic Council (США) в Восточной и Западной Европе. Но работа в семейном бизнесе над нашей мечтой – создавать Великие вина в Украине – была всегда для меня в приоритете. В свое время я прошел винодельческую практику, работал в виноградниках и на винодельне в Шато Domaine de Chevalier, Pessac Leognan (Франция). Серьезные знания по энологии и дегустации вин получил на авторитетных курсах в Montpellier. Последние полтора года я полностью посвятил себя SHABO, где занимаю позицию СЕО и активно участвую во всех процессах – от стратегических до операционных.

Любовь династии Иукуридзе к виноделию, эта философия и глубокое понимание вина – откуда? Предки были виноделами?

Думаю, такое отношение продиктовано и местом, откуда мы родом. Вы же знаете, что в Грузии вино – это продукт питания. Уважение к нему здесь впитывается с молоком матери. Наша семья в четвертом поколении занимается виноделием в Алазанской долине. Меня учила виноделию бабушка. И все мы с самого детства знаем, что такое работа на винограднике.

виноградники Шабо

Гиорги, SHABO уже многое сделала для украинского виноделия. Можете пунктирно назвать главные шаги?

Когда зарождалась компания SHABO, я был подростком. И видел, какой это был огромный труд всей команды. Развитие компании происходило, вопреки всем сложностям внутренней и внешней геополитической ситуации в Украине и вокруг нее. Пожалуй, одним из главных достижений SHABO стоит назвать то, что мы были первой украинской компанией, которая вышла на международный рынок. Именно SHABO заявила об Украине как о винодельческой стране, достойной внимания мирового сообщества. Мы первыми из украинских виноделов стали участвовать в самых крупных мировых выставках и конкурсах (ProWein Düsseldorf, Vinexpo Bordeaux и десятке других), где и создается репутация не только компании, но страны как винодельческой в целом.

Музей SHABO

Продукция SHABO уже представлена в 19 странах, среди которых Канада, Япония, Израиль, США, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Бразилия, Чехия, Казахстан. В этом году открыли четвертый магазин в Китае. Второй по степени нашей гордости проект – Центр культуры вина SHABO. Процесс его создания мы начали буквально сразу после основания компании и занимались им почти 5 лет. Этот проект очень дорог нашей семье. Для нас стало большим открытием, что культура вина в Украине существовала тысячи лет. Уже 11 лет Центр предлагает всем желающим открыть богатый мир украинского виноделия. Узнать, увидеть, попробовать на вкус, стать его частью. Украина дала нашей семье возможность реализоваться, а мы взяли на себя миссию – обеспечить право каждого украинца гордиться вином своей страны.

SHABO centre

И, конечно, в списке достижений SHABO справедливо назвать создание вин нового поколения, с гармоничным соотношением цена-качество. Еще в 2011 году к нашей команде присоединились виноделы с современным подходом к продукту. Это принесло свои плоды – награды и мировое признание. Коллеги из SARL Derenoncourt и института Oenologique de Champagne (Франция), эксперты из Грузии – нас всех объединяет философия, в основе которой тезис о том, что вино создается на винограднике.

Дегустационный зал Шабо

Многие считали, что в Украине невозможно создавать Великие вина. Мы сделали невозможное возможным и делаем украинские вина, которые признаны авторитетными экспертами мира. Вина SHABO завоевали более 500 наград, они есть в ресторанах Michelin Парижа и Лондона, в Музее вина в Бордо и на прилавках 19 стран мира. Мы создаем особенные вина и делаем все для роста репутации украинских вин как в самой Украине, так и в мире.

акратофор

Судя по всему, на этом перечень достижений SHABO не ограничится, не так ли?

Абсолютно верно, наша команда продолжает работать над укреплением бренда «Украинское вино» в мире. За 17 лет сделано многое, и впереди – грандиозные цели. Одним из масштабных проектов для нас будет представление рынку Bеликих вин фамильной коллекции Иукуридзе. Это золотой запас вин Украины, который мы создавали и собирали не одно десятилетие. Это идеальные годы, купажи и принципиальные условия создания, хранения и выдержки. Впервые в истории SHABO мы представили игристые вина из фамильной коллекции в декабре 2020. Мы выпустили на рынок винтажные игристые вина с 12-летней выдержкой. А если глобально, то держим курс на ТОП-50 виноделен мира.

бочки

Насколько нам известно, SHABO сотрудничает со Стефаном Деренонкуром – одним из лучших консультирующих энологов мира. Какие изменения он привносит в процесс создания вин SHABO, какие аспекты в его поле зрения?

Уверен, вам будет интересно узнать, что катализатором нашей коллаборации со Стефаном выступил ваш журнал. Я прочитал о Деренонкуре в Drinks+. Мы долго собирали о нем информацию, советовались с коллегами и поняли, что должны пригласить его в SHABO.  Так что – да, мы с ним работаем непрерывно. В зависимости от потребностей идет постоянная коммуникация Стефана и его команды с нашими агрономами и энологами на участках в онлайн режиме. Во многом благодаря его советам стали более эффективными и экологичными процессы на виноградниках – от удобрений, обработки и подрезки до сбора урожая. Появилось современное оборудование для ферментации вин в новых стилях. Поменялись радикально подходы к выдержке и типу обжарки бочек. Мы – сторонники гораздо более нежной обжарки, сохраняющей в винах нюансы, прежде всего, самого винограда. Вообще, мы много внимания уделяем бочке, так как ее качество значительно сказывается на вкусе вина. Сейчас покупаем бочки, сделанные из калифорнийского дуба, выращенного во Франции. В зависимости от замысла винодела, для одного купажа, случается, берем вино из разных бочек. Иногда бочка новая, порой – двухгодичная. Здесь устоявшейся формулы нет. Винодельня – это место для творчества и бесконечных экспериментов.

Производство

Шабо – уникальный терруар, а SHABO – единственная винодельческая компания в Украине, винам которой присвоен статус КНП, эквивалентный AOC во Франции. Есть ли в Украине привлекательные для виноделия зоны, помимо Одесского региона, которые могли бы вас сегодня заинтересовать?

Мы еще тут не все сделали 🙂 . Наш принцип: если взялся что-то делать, – надо идти до конца. Вообще, мы больше ориентируемся на сухие вина, а это сильная сторона именно Одесской области. У меня была возможность попутешествовать по Украине, побывать на винных фестивалях, попробовать вина из других мест. Признаю – есть очень классные вина у наших друзей из Закарпатья. Есть и другие привлекательные регионы, которые не оставляют меня равнодушным. Но у нас свой стиль и свое место, проектов у SHABO еще много.

К слову, в вашем ассортименте появилась новая линейка природно-полусладких вин с лимитированными релизами. Могу предположить, что речь идет об аллюзии на знаменитые полусладкие Грузии?

Мы прислушались к желаниям наших потребителей и решили создать природно-полусладкое вино. Да, примером послужили легендарные грузинские вина. Хванчкара или киндзмараули рождаются благодаря высоким природным сахарам, которые присутствуют в самой ягоде. Мне очень нравится их качество. И во всем мире у этих вин миллионы поклонников. В этих полусладких винах структура самого сока гармонична, великолепный баланс! Мы в прошлом году сделали первую партию полусладкого «Мерло» тиражом 5000 бутылок и продавали его только в фирменном магазине SHABO. Мы даже не успели создать для них дизайнерскую этикетку – эти вина раскупили буквально за пару месяцев. В этом году мы сделаем вина из сортов Совиньон Блан, Каберне и еще задумали два эксперимента с Шардонне и Тельти Куруком.

Экспозиция

Насколько понимаем, вы чутко реагируете на спрос. И брендовые магазины, наверное, помогают его отслеживать. Где еще, кроме Китая, вы открыли или планируете фирменные розничные форматы?

Такие магазины есть еще в Грузии. А в планах – большой проект фирменных магазинов по всей Украине. Мы хотим таким образом создать представительства Центра культуры вина SHABO в городах-миллионниках и туристических местах.

Мы вам аплодируем! Можно подробнее?

Это будут современные винные магазины, где не только продается вино, но и проводятся лекции об украинском виноделии, семинары, мастер-классы, дегустации, обучающие курсы. Причем, я не говорю, что это должны быть исключительно вина SHABO. Будем делать проект вместе с нашими украинскими коллегами. Разумеется, мы проанализировали, что это серьезные инвестиции и не один год работы. Но нам важно воплотить этот проект в жизнь. Медленно, но уверенно к этому идем.

Отделение микровиноделия

SHABO – один из немногих украинских производителей вина, которые очень достойно представляют наше вино в мире. Мы часто видим ваши стенды на международных выставках. Если не ошибаюсь, ваши вина завоевали за последние 5 лет более 500 наград и представлены в таком статусном объекте, как La Cité du Vin в Бордо. Расскажите, пожалуйста, о вашей внешней политике в целом – какие рынки в приоритете?

Главный импортер нашего вина – Китай, следующий – Казахстан, где предпочитают полусладкое, также там показывают рост продаж игристые вина. Потом идут США. Здесь очень хорошо продается наше «Каберне» коллекций Reserve, Grande Reserve. Вообще, в Штатах большой спрос на премиальные вина. Мы работаем с Нью-Йорком и Флоридой, которые на первом месте по потреблению, за ними Калифорния и Иллинойс. На четвертом месте – Евросоюз. Есть точечные специализированные отправки в страны Старого Света, но самые большие объемы идут в Балтийские страны. С одной оговоркой: там у нас лидирует бренди. А из вин в фаворе – «Шардонне» и «Мерло». И на пятом месте Япония.

Выход SHABO на рынок Японии – можно назвать новостью года. Это один из самых растущих азиатских рынков, но при этом и один из самых сложных. Страна – иной для нас мир в плане продуктов, напитков, традиций. Как вам это удалось и как долго шли к результату?

В Японию мы начали экспортировать небольшие партии SHABO в специальные винные магазины с 2010 года. И только осенью 2020 года компания достигла с японской торговой организацией Helms Ltd. договоренностей, по которым этой весной украинские вина появятся на полках магазинов Японии уже в весьма солидных объемах. В конце февраля мы отгрузили первую партию новым дистрибьюторам. В Страну восходящего солнца мы отправили сразу три вина из коллекции Reserve: «Тельти-Курук», «Совиньон Блан» и «Пино Гриджио». Приобрести их можно будет под торговой маркой Master Tardan в городе-побратиме Одессы – Йокогама. Также заказы будут доступны через онлайн-магазин с доставкой по всей Японии.

арт-объекты

Можете ли уже сегодня сказать, что из вашего ассортимента особенно по душе японцам?

Японцы всегда открыты к чему-то новому, ищут новые сорта и купажи. Из наших вин предпочитают белые сухие из линейки Reserve: «Тельти-Курук», «Совиньон» и «Пино Гриджио».

Если можно, остановимся подробнее на Китае. Он интересует многих, но при этом славится сложностью – по многим причинам. Какое впечатление у вас от рынка, по какой схеме работаете – там есть представительство или через местного дистрибьютора? Поделитесь опытом с украинскими коллегами? Возможно, сможете предостеречь от каких-то ошибок?

Проблема номер один – найти сильного и хорошего партнера. Нам повезло – мы сотрудничаем с отличными компаньонами из WEI BO (город Гуанчжоу). Это наши эксклюзивные представители, которые продают в Китае абсолютно всю продукцию SHABO. С ними же мы открыли наши фирменные магазины. Медленно и уверенно завоевываем рынок Индокитая. Мне доводилось слышать мнение, что китайцы, как и украинцы, в большинстве выбирают полусладкие вина… Приятно было наблюдать, как поменялась эта тенденция. Еще 10 лет назад китайские дистрибьюторы, действительно, просили только полусладкие или десертные вина. Последние лет пять азиаты переключились на красные сухие. Интересуются насыщенными, с выраженными танинами винами, скажем, каберне или саперави. Есть разница предпочтений и по регионам – в Южном Китае пьют более легкие сухие вина, а в Северном – выбирают более крепкие и сладкие.

вино Шабо

Что думаете о перспективах масштабной презентации украинского вина в мире? Насколько готовы объединиться на общем национальном стенде с другими украинскими виноделами – ведь до сих пор вы всегда индивидуально представляли свою компанию на мировых выставках?

Конечно! Это одна из наших главных целей. Сегодня для представления Украины как винодельческой страны не хватает продуманной государственной программы. Эту идею должны продвигать и посольства, и правительство, нужно представлять украинские вина на важных международных мероприятиях, заниматься экспортом. Чтобы из украинских продуктов в мире были известны не только пшеница и сало, но и вино – как визитная карточка страны. Я буду только счастлив!

Не факт, что наше правительство в ближайшее время этим займется и создаст национальное агентство поддержки вина, как, к примеру, в Грузии или Молдове. Как думаете, украинские виноделы готовы объединяться, независимо от воли государства?

Мы все общаемся друг с другом и будем только рады такому сотрудничеству. Масштабный стенд, за которым станут виноделы всей Украины для презентации родной страны на международных выставках мира – мечта большинства из нас, я уверен.


Досье D+

В сентябре 2011 года, по рекомендации ЕС, впервые в истории Украины Центр культуры вина SHABO был признан «Культурным наследием Европы» и включен в европейскую Карту музеев вина.

Текст: Виктория Палинкаш, Наталия Захарчук

X
Украина